РП Основы правовой культуры

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ:

на педагогическом совете

директор МАОУ-СОШ № 25

Протокол № 1 от 30.08.2024

__________________О.А. Добычина
Приказ № 220/1-О от 30.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы правовой культуры»
для обучающихся 11 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «основы правовой культуры» (далее Право) на уровне
среднего общего образования разработана на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание»
(Концепция
преподавания
учебного
предмета
«Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы 2018 г.), а также с
учётом федеральной программы воспитания. Федеральная рабочая программа
по
обществознанию
углублённого
уровня
реализует
принцип
преемственности примерных рабочих образовательных программ основного
общего и среднего общего образования и ориентирована на расширение и
углубление содержания, представленного в федеральной рабочей программе
по обществознанию базового уровня.
Программа составлена на основе Примерной программы среднего
(полного) общего образования по праву.
Изучение права направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности, направленной на формирование правосознания и
правовой
культуры,
социально-правовой
активности,
внутренней
убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя,
полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и
свободы; содействие развитию профильной склонности.
2. Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного
достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого
человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.
3. Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и
институтах права.
4. Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных
знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально
– правовой сфере, продолжения обучения в системе профильного образования.
5. Формирование способности и готовности к сознательному и
ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Приоритетами для учебного предмета «Основы права» на этапе среднего
(полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта,
сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным
критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных
примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
правовые ситуации; - применение полученных знаний для определения

рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка
действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного
типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в
различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от
второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной
информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
(сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики;
адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности
для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами
исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение
отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных
объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных
технологий; - пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными
технологиями для обработки, передачи, систематизации информации,
создания баз данных, презентации результатов познавательной и
практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам
ведения диалога (диспута).
Программа
призвана
помочь
осуществлению
выпускниками
осознанного выбора путей продолжения образования или будущей
профессиональной деятельности. Рабочая программа составлена на основе:
• федерального компонента государственного образовательного
стандарта по обществознанию (базовый уровень), утвержденный Приказом
Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
• примерной программы по «Основам права» (базовый уровень),
созданной на основе федерального компонента государственного
образовательного стандарта;
• Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений
Российской Федерации, утвержденный приказом Министерством образования
РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
• федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 7

декабря 2005 г. № 302, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
программы общего образования;
• требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента
государственного образовательного стандарта. При изучении «Основ права»
на базовом уровне преобладают устные, частично-поисковые, и проблемные
обучения. Основными формами организации учебных занятий помимо
традиционного комбинированного урока являются лекция, семинар,
практическое занятие, дискуссия. Для контроля знаний применяется
тестирование. Исследовательские методы работы применяются при
написании рефератов по различным обществоведческим и правовым
вопросам.
Общее число часов, рекомендованных для изучения в 11 классе - 34 часа
(1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения программы по праву на уровне
среднего общего образования.
Планируемые результаты образовательного процесса
Личностные результаты:
• гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
• гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
• готовность к служению Отечества, его защиты;
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность
и способность вести диалог в другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
• нравственное сознание и
общечеловеческих ценностей;

поведение

на

основе

усвоения

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональному
деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
• основы экологического мышления, осознание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды; приобретения
опыта экологонаправленной деятельности;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной
программы представлены тремя группами УУД.

образовательной

Регулятивные универсальные учебные действия:
• самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и
критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• оценка возможных последствий достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
• постановка и формулирование собственных задач в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
• оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных
ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
• выбор пути достижения цели, умение планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные
затраты;
• организация эффективного поиска
достижения поставленной цели;

ресурсов,

необходимых

для

• сопоставление полученного результата деятельности с поставленной
заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
• обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
задачи;
• критическая оценка и интеграция информации с разных позиций,
распознание и фиксация противоречия в информационных источниках;
• использование различных модельно-схематических средств для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
• критическое аргументирование в отношении действий и суждений
другого;
• целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств
и способов действия;
• индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• осуществление деловой коммуникации как со сверстниками так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнерами для деловой коммуникации исходя
из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
• способность при осуществлении групповой работы быть как
руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей,
критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
• способствовать координировать и выполнять работы в условиях
реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
• умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных языковых средств;

• возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты:
• классификация государств по их признакам, функциям и формам;
• выявление элементов системы права и дифференциация источников
права;
• характеристика НПА как основы законодательства;
• различение видов социальных и правовых норм,
особенностей правовых норм как видов социальных норм;

выявление

• различение видов социальных и правовых норм,
особенностей правовых норм, как вида социальных норм;

выявление

• различение субъектов и объектов правоотношений;
• дифференциация правоспособности и дееспособности;
• оценка возможных последствий правомерного и неправомерного
поведения человека, умение делать соответствующие выводы;
• оценка собственного возможного вклада в становление и развитие
правопорядка и законности в РФ;
•

характеристика Конституции РФ как основного законно государства,
определяющего государственное устройство РФ;

• способность указывать особенности гражданства как устойчивой
правовой связи между государством и человеком;
• умение устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями
гражданина РФ;
• знание элементов системы органов государственной власти в РФ;
различать функции Президента. Правительства и Федерального
Собрания РФ;

• выявление
особенностей
судебной
правоохранительных органов РФ;

системы

и

системы

• описание законодательного процесса как целостного государственного
механизма;
• характеристика избирательного процесса в РФ; умение характеризовать
и классифицировать права человека;
• объяснение основных идей международных документов, направленных
на защиту прав человека.
• характеристика
гражданского,
семейного,
трудового,
административного, уголовного, налогового права как ведущих отраслей
российского права;
• умение характеризовать субъектов гражданских правоотношений,
различать организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности;
• способность иллюстрировать примерами нормы законодательства о
защите прав потребителя;
• возможность иллюстрировать примерами особенности реализации
права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и
раскрывать особенности гражданско-правового договора;
• умение иллюстрировать примерами привлечение к гражданскоправовой ответственности;
• характеристика прав и обязанностей членов семьи;
• способность объяснять порядок и условия регистрации и расторжения
брака;
• характеристика трудовых правоотношений
участников этих правоотношений;

и

дифференциация

• умение раскрывать содержание трудового договора;
• разъяснение на примерах особенности положения несовершеннолетних
в трудовых отношениях;

• способность иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых
споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;
• умение различать виды административных правонарушений и
описывать порядок привлечения к административной ответственности;
• дифференциация видов административных наказаний;
• дифференциация видов преступлений и наказания за них;
• выявление
специфики
шеннолетних;

уголовной

ответственности

несовер-

• способность различать права и обязанности налогоплательщика;
• умение анализировать практические ситуации, связанные с
гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми
правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять
признаки правонарушения;
• способность различать гражданское, арбитражное, уголовное
судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для
разрешения конфликтов правовыми способами;
• умение высказывать обоснованные суждения, основываясь на
внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;
• способность различать виды юридических профессий;
• различение предмета и методов правового регулирования;
• выявление общественной опасности коррупции для гражданина,
общества и государства;
• различение прав и обязанностей, гарантируемых Конституцией
Российской Федерации и в рамках других отраслей права;
• выявление особенностей референдума;
• различение основных принципов международного гуманитарного
права;
• характеристика основных категорий обязательственного права;

• способность целостно описывать порядок заключения гражданскоправового договора;
• умение выявлять способы защиты гражданских прав;
• определение ответственности родителей по воспитанию своих детей;
• различение рабочего времени и времени отдыха, умение разрешать
трудовые споры правовыми способами;
• способность описывать
ответственности;

порядок

освобождения

от

уголовной

• соотнесение налоговых правонарушений и ответственности за их
совершение;
• применение правовых знаний для аргументации собственной позиции в
конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
Содержание тем учебного предмета «Основы правовых знаний»
Основные отрасли российского права
Гражданское право. Гражданско-правовые отношения: понятие и виды.
Субъекты гражданских правоотношений. Физические и юридические лица.
Источники гражданского права. Гражданская право- и дееспособность.
Деликтоспособность.
Организационно-правовые
формы
предпринимательской деятельности. Право собственности. Интеллектуальная
собственность. Обязательственное право. Понятие обязательства. Сделки.
Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и
акцепт. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. Права и обязанности
налогоплательщика.
Виды
налогов.
Налоговые
правонарушения.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Налогообложение
физических и юридических лиц. Семейное право. Источники семейного права.
Семья и брак. Условия вступления в брак. Правовое регулирование отношений
супругов. Брачный договор. Права и обязанности членов семьи. Усыновление,
опека (попечительство). Ответственность родителей по воспитанию детей.
Трудовое право. Источники трудового права. Участники трудовых
правоотношений: работник и работодатель. Порядок приема на работу.
Трудовой договор. Заработная плата. Охрана труда. Трудовые споры.
Ответственность по трудовому праву. Особенности правового регулирования
труда
несовершеннолетних.
Административное
право.
Источники

административного
права.
Административное
правонарушение
и
административная ответственность. Административные наказания. Уголовное
право. Источники уголовного права. Уголовные кодекс и его структура.
Действия уголовного закона. Признаки и виды преступлений. Состав
преступления.
Уголовная
ответственность.
Принципы
уголовной
ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Виды наказаний в
уголовном праве.
Основы российского судопроизводства
Гражданское
процессуальное
право.
Принципы
гражданского
судопроизводства. Участники гражданского процесса. Стадии гражданского
процесса. Уголовное процессуальное право. Принципы уголовного
судопроизводства. Субъекты уголовного процесса. Стадии уголовного
процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей.

Содержание обучения в 11 классе. Последовательность изучения
тем в пределах одного раздела может варьироваться.
Гражданское право. Источники гражданского права. Гражданскоправовые отношения: понятие и виды. Субъекты гражданского права.
Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность.
Дееспособность несовершеннолетних. Правомочия собственника, формы
собственности. Обязательственное право. Сделки. Гражданско-правовой
договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование как
социально-правовой институт. Основания наследования (завещание,
наследственный договор, наследование по закону). Права на результаты
интеллектуальной деятельности. Защита гражданских прав. Защита прав
потребителей. Гражданско-правовая ответственность.
Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак
как социально-правовые институты. Правовое регулирование отношений
супругов. Условия заключения брака. Порядок заключения брака.
Прекращение брака. Брачный договор. Права и обязанности членов семьи
(супругов, родителей и детей). Институт материнства, отцовства и детства.
Ответственность родителей за воспитание детей. Усыновление. Опека и
попечительство. Приёмная семья.
Трудовое право. Источники трудового права. Участники трудовых
правоотношений: работник и работодатель. Социальное партнёрство в сфере
труда. Порядок приёма на работу. Трудовой договор. Заключение и
прекращение трудового договора. Виды рабочего времени. Время отдыха.
Заработная плата. Трудовой распорядок и дисциплина труда. Дисциплинарная
ответственность. Охрана труда. Виды трудовых споров. Особенности
правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской
Федерации.
Образовательное право в российской правовой системе.
Образовательные правоотношения. Права и обязанности участников
образовательного процесса. Общие требования к организации приёма на
обучение по образовательным программам среднего профессионального и
высшего образования.
Административное
право,
его
источники.
Субъекты
административного права. Государственная служба и государственный
служащий. Противодействие коррупции в системе государственной службы.
Административное правонарушение и административная ответственность,
виды наказаний в административном праве. Административная
ответственность несовершеннолетних. Управление использованием и охраной
природных ресурсов. Экологическое законодательство. Экологические
правонарушения. Способы защиты экологических прав.
Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности.
Права и обязанности потребителей финансовых услуг.

Налоговое право. Источники налогового права. Субъекты налоговых
правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Налоговые
правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Уголовное право, его принципы. Понятие преступления, состав
преступления. Виды преступлений. Уголовная ответственность, виды
наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность за коррупционные
преступления. Необходимая оборона и крайняя необходимость. Уголовная
ответственность несовершеннолетних.
Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского
судопроизводства. Участники гражданского процесса. Стадии гражданского
процесса.
Арбитражный процесс. Административный процесс.
Уголовное
процессуальное
право.
Принципы
уголовного
судопроизводства. Субъекты уголовного процесса. Стадии уголовного
процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей.
Международное право, его основные принципы и источники. Субъекты
международного права. Международная защита прав человека. Источники
и принципы международного гуманитарного права.
Юридическое образование. Профессиональная деятельность юриста.
Основные виды юридических профессий.

Номер урока

Дата урока

1
2

03.09.2024
10.09.2024

Гражданское право: предмет, метод,
источники, принципы.
Виды гражданско-правовых отношений.

прочитать параграф 1, устно ответить на вопросы
прочитать параграф 2, решение задач к параграфу

17.09.2024

Субъекты гражданских правоотношений.
Физические лица. Признаки и виды
юридических лиц.

прочитать параграф 3, учить конспект

24.09.2024

Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности.

составить таблицу "Организационно-правовые
формы предпринимательства используя материал
параграфа 4

5

01.10.2024

Обязательственное право. Виды и формы
сделок.

прочитать параграф 5, составить конспект в тетради

6

08.10.2024

Гражданско-правовой договор. Порядок
заключения договора: оферта и акцепт

прочитать параграф 6, составить в тетради таблицу
"Виды договоров", выполнить

7

15.10.2024

Наследование. Завещание.

прочитать параграф 7, выполнить задания к
параграфу

8

22.10.2024

Право на результаты интеллектуальной
деятельности: авторские и смежные
права, патентное право, ноу-хау.

прочитать параграф 8-9, ответить на вопросы устно

9

05.11.2024

Авторское право.

прочитать параграф 10-11, выполнить задания к
параграфу.

10

12.11.2024

Формы защиты гражданских прав.
Гражданско-правовая ответственность

прочитать параграф 12, выполнить задания к
параграфу.

11

19.11.2024

Предмет, метод, источники и принципы
семейного права.

прочитать параграф 13, выполнить задания к
параграфу.

3

4

Тема урока

Домашнее задание к следующему уроку

12

26.11.2024

Права и обязанности членов семьи.

прочитать параграф 14, выполнить задания к
параграфу.

13

03.12.2024

Источники трудового права. Трудовые
правоотношения.

прочитать параграф 15, выполнит задания к
параграфу.

10.12.2024

Трудоустройство и занятость. Участники
трудовых правоотношений: работник и
работодатель

прочитать параграф 16, ответить устно на вопросы.

17.12.2024

Трудовой договор: признаки, виды,
порядок заключения и прекращения

прочитать параграф 18, выполнить задания к
параграфу

24.12.2024

Защита трудовых прав работников.
Особенности правового регулирования
труда несовершеннолетних

прочитать параграф 19. ответить на вопросы устно

14.01.2025

Правовые основы социальной защиты и
обеспечения.

прочитать параграф 19, ответить на вопросы

21.01.2025

Административно-правовые отношения.
Источники и субъекты
административного права

прочитать параграф 19, выполнить задания к тексту
параграфа

28.01.2025

Административно-правовой статус
гражданина.

прочитать параграф 20, ответить на вопросы устно

04.02.2025

Признаки и виды административного
правонарушения. Административная
ответственность и административные
наказания

прочитать параграф 20, выписать в тетрадь виды
административных правонарушения и виды
административной ответственности

21

11.02.2025

Принципы и источники уголовного права.
Действие уголовного закона.

Прочитать параграф, устно ответить на вопросы

22
23
24
25

18.02.2025
25.02.2025
04.03.2025
11.03.2025

Признаки, виды и состав преступления.
Уголовная ответственность
Виды наказаний в уголовном праве.
Финансовое право
Экологическое право

Учить конспект в тетради
Учить конспект в тетради
Учить конспект в тетради
Учить конспект в тетради

18.03.2025

Международное прав. Международногуманитарное право в условиях
вооруженного конфликта.

прочитать параграф 30, ответить на вопросы

14
15

16
17

18
19

20

26

01.04.2025

Предмет, источники и принципы
гражданского процессуального права.
Стадии гражданского процесса

прочитать параграф 31, ответить на вопросы

28

08.04.2025

Принципы и субъекты уголовного
судопроизводства

прочитать параграф 31, ответить на вопросы

29

15.04.2025

Стадии уголовного процесса. Меры
процессуального принуждения.

прочитать параграф 34, ответить на вопросы

22.04.2025
29.04.2025

Особенности судебного производства по
делам об административных
правонарушениях
Конституционное производство

прочитать параграф 32-33, ответить на вопросы
прочитать параграф 35, ответить на вопросы

06.05.2025
13.05.2025

Юридические профессии: судьи,
адвокаты, прокуроры, нотариусы,
следователи. Особенности
профессиональной деятельности юриста
Итоговое повторение

прочитать параграф 35, ответить на вопросы
повторение темы

27

30
31

32
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».