РП Геометрия ТНР 5-9 кл 2025-2026 уч.год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№25 ИМЕНИ В. Г. ФЕОФАНОВА

ПРИНЯТО
На педагогическом совете
Протокол №1
От 27.08.25

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ-СОШ №25
____________ О. А. Добычина
Приказ № 477-О от 28.08.25

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ГЕОМЕТРИЯ

(для 7–9 классов общеобразовательных организаций)

Екатеринбург
2025г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................3
7 КЛАСС .......................................................................................................................5
8 КЛАСС .......................................................................................................................6
9 КЛАСС .......................................................................................................................7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
КУРСА
«ГЕОМЕТРИЯ»
НА
УРОВНЕ
ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ..........................................................................................................7
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .................................................................................7
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .....................................................................9
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ...............................................................................11
7 КЛАСС .....................................................................................................................11
8 КЛАСС .....................................................................................................................12
9 КЛАСС .....................................................................................................................13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ...................................................................17

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по геометрии составлена для обучающихся с ТНР на
основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования и требований Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В ней учитываются основные идеи и положения Программы развития и
формирования универсальных учебных действий для основного общего
образования; возрастные и психологические особенности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья. Программа адаптирована и
направлена на преодоление трудностей в освоении содержания программы по
предмету, оказание помощи и поддержки обучающимся с ТНР.
Цели изучения геометрии:
•
овладение системой геометрических знаний и умений,
необходимых для применения в практической деятельности, изучения
смежных дисциплин, продолжения образования;
•
интеллектуальное
развитие,
формирование
качеств
личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном
обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция,
логическое
мышление,
элементы
алгоритмической
культуры,
пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
•
формирование
осознанного
выбора
индивидуальной
образовательной траектории
•
воспитание культуры личности, отношения к математике как
к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для
научно-технического прогресса.
Задачи изучения геометрии:
•
развитие представления о геометрии как науке; об истории
возникновения геометрии как примера науки, первые проблемы которой были
поставлены практической деятельностью человека (например, землемерие);
•
формирование знаний учащихся о геометрических объектах и их
свойствах, формулах вычисления геометрических величин;
•
формирование навыков построения и измерения геометрических
фигур, решения задач;
•
развитие логического мышления, воображения, математического
языка.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР.
3

Для обучения по варианту 5.1 зачисляются обучающиеся с негрубой
недостаточностью речевой и/или коммуникативной деятельности
как в устной, так и в письменной форме. Это может проявляться в
виде следующих нарушений:
1) негрубое недоразвитие устной речи, как правило, осложненное
органическим поражением центральной нервной системы;
2) нарушения чтения и нарушения письма;
3) темпоритмические нарушения речи (заикание и др.);
4) нарушения голоса (дисфония, афония).
Проявлениями негрубого речевого недоразвития являются: недостатки
произношения отдельных звуков, незначительное сужение словарного запаса,
особенно в области абстрактной и терминологической лексики, затруднения в
установлении парадигматических отношений (подбор синонимов, антонимов,
понимание переносного смысла и проч.); неустойчивое использование
сложных грамматических форм и конструкций, трудности программирования
и реализации развернутых устных монологических высказываний,в результате
которых обучающиеся могут не соблюдать 1-2 признака текста ( например,
последовательность, тематичность и др.). Кроме того, отмечаются некоторые
проблемы компрессии текста - обучающиеся затрудняются составить
сокращенный пересказ, выделить ключевые понятия, часто «застревают» на
деталях, но понимание фактологии и смысла текста осуществляется в полном
объеме. Они способны ответить на смысловые вопросы, самостоятельно
сделать умозаключения.
У обучающихся отмечается дефицитарность языковой и метаязыковой
способностей, ограниченность в сложных формах речевой деятельности (при
сформированности бытовой коммуникации).
Нарушения чтения и/или письма у данного контингента учащихся
проявляются
в
легкой
степени.
Отмечаются
отдельные
устойчивые/неустойчивые ошибки, характер которых определяется ведущим
нарушением в структуре нарушения. Понимание прочитанного не страдает
или страдает незначительно в связи с недостаточностью семантизации
отдельных лексических и / или грамматических единиц и / или целостного
восприятия текста. Самостоятельные письменные работы соответствуют
требованиям ПООП ООО по объему и содержанию.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционноразвивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у
обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на
субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью. Содержание
4

обучения в предлагаемой программе пересмотрено так, что формирование
знаний и умений осуществляется на доступном для школьников уровне.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического
образования. Изучение его необходимо для приобретения конкретных знаний
о пространстве и практически значимых умений, формирования языка
описания объектов окружающего мира, для развития пространственного
воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического
воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие
логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Овладение обучающимися системой геометрических знаний и умений
необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и
продолжения образования.
Учебный предмет «Геометрия» входит в предметную область
«Математика и информатика», является обязательным для изучения в
7-9 классах.
Учебный курс «Геометрия» включает следующие основные разделы
содержания: «Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение
геометрических величин», «Декартовы координаты на плоскости»,
«Векторы», «Движения плоскости», «Преобразования подобия».
На изучение учебного курса «Геометрия» отводится 204 часа: в 7
классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9
классе – 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол.
Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная,
многоугольник. Параллельность и перпендикулярность прямых.
Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии.
Примеры симметрии в окружающем мире.
Основные построения с помощью циркуля и линейки. Треугольник.
Высота, медиана, биссектриса, их свойства.
Равнобедренный и равносторонний треугольники. Неравенство
треугольника.
Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки
равенства треугольников.
5

Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника.
Внешние углы треугольника.
Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного
треугольника, проведённой к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных
треугольников. Прямоугольный треугольник с углом в 30°.
Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о
длине ломаной, теорема о большем угле и большей стороне треугольника.
Перпендикуляр и наклонная.
Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный
перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.
Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное
расположение окружности и прямой. Касательная и секущая к окружности.
Окружность, вписанная в угол. Вписанная и описанная окружности
треугольника.
8 КЛАСС
Четырёхугольники. Параллелограмм, его признаки и свойства. Частные
случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и
свойства. Трапеция, равнобокая трапеция, её свойства и признаки.
Прямоугольная трапеция.
Метод удвоения медианы. Центральная симметрия. Теорема Фалеса и
теорема о пропорциональных отрезках.
Средние линии треугольника и трапеции. Центр масс треугольника.
Подобие треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия
треугольников. Применение подобия при решении практических задач.
Свойства площадей геометрических фигур. Формулы для площади
треугольника, параллелограмма, ромба и трапеции. Отношение площадей
подобных фигур.
Вычисление площадей треугольников и многоугольников на клетчатой
бумаге.
Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении
практических задач.
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Основное тригонометрическое тождество. Тригонометрические функции
углов в 30, 45 и 60°.
Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой.
6

Углы между хордами и секущими. Вписанные и описанные четырёхугольники.
Взаимное расположение двух окружностей. Касание окружностей. Общие
касательные к двум окружностям.
9 КЛАСС
Синус, косинус, тангенс углов от 0 до 180°. Основное
тригонометрическое тождество. Формулы приведения.
Решение треугольников. Теорема косинусов и теорема синусов.
Решение практических задач с использованием теоремы косинусов и теоремы
синусов.
Преобразование подобия. Подобие соответственных элементов.
Теорема о произведении отрезков хорд, теоремы о произведении
отрезков секущих, теорема о квадрате касательной.
Вектор, длина (модуль) вектора, сонаправленные векторы,
противоположно направленные векторы, коллинеарность векторов, равенство
векторов, операции над векторами. Разложение вектора по двум
неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Скалярное произведение
векторов, применение для нахождения длин и углов.
Декартовы координаты на плоскости. Уравнения прямой и окружности
в координатах, пересечение окружностей и прямых. Метод координат и его
применение.
Правильные многоугольники. Длина окружности. Градусная и
радианная мера угла, вычисление длин дуг окружностей. Площадь круга,
сектора, сегмента.
Движения плоскости и внутренние симметрии фигур (элементарные
представления). Параллельный перенос. Поворот.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса
«Геометрия» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской
математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков
7

и российской математической школы, к использованию этих достижений в
других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, представлением о математических основах функционирования
различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например,
выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с
практическим применением достижений науки, осознанием важности
морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач
математической направленности, осознанием важности математического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть
математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием математической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации,
овладением языком математики и математической культурой как средством
познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской
деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего
здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права
на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач
8

в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
•
выявлять
и
характеризовать
существенные
признаки
математических
объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать
определения понятий, устанавливать существенный признак классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
•
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения:
утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и
противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
•
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
•
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и
от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства
математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
•
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
•

9

вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
•
использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему,
самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу,
аргументировать свою позицию, мнение;
•
проводить по самостоятельно составленному плану несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
математического объекта, зависимостей объектов между собой;
•
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам
проведённого
наблюдения,
исследования,
оценивать
достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
•
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать
предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
•
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных,
необходимых для решения задачи;
•
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
•
выбирать форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
•
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
•
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с
условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку
зрения В устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения
задачи, комментировать полученный результат;
•
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск
решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме
формулировать разногласия, свои возражения;
•
представлять результаты решения задачи, эксперимента,
исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с
учётом задач презентации и особенностей аудитории;
10

понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
•
принимать
цель
совместной
деятельности,
планировать
организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться,
обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
•
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и
координировать свои действия с другими членами команды, оценивать
качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
•
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или
его
часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты
решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
•
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и
результата решения математической задачи;
•
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
найденных ошибок, выявленных трудностей;
•
оценивать соответствие результата деятельности поставленной
цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели,
находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
•

К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их
взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять
чертежи по условию задачи. Измерять линейные и угловые величины. Решать
задачи на вычисление длин отрезков и величин углов.
Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в
реальной жизни, размеров природных объектов. Различать размеры этих
объектов по порядку величины.
11

Строить чертежи к геометрическим задачам.
Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать
признаки и свойства равнобедренных треугольников при решении задач.
Проводить логические рассуждения с использованием геометрических
теорем.
Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников,
свойством медианы, проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника,
в решении геометрических задач.
Определять параллельность прямых с помощью углов, которые
образует с ними секущая. Определять параллельность прямых с помощью
равенства расстояний от точек одной прямой до точек другой прямой.
Решать задачи на клетчатой бумаге.
Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения
углов в геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников
и многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух
параллельных прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение
углов.
Владеть понятием геометрического места точек. Уметь определять
биссектрису угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические
места точек.
Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра
окружности, пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при
решении задач.
Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь
находить её центр. Пользоваться фактами о том, что биссектрисы углов
треугольника пересекаются в одной точке, и о том, что серединные
перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке.
Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о
перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке касания.
Пользоваться простейшими геометрическими неравенствами, понимать
их практический смысл.
Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и
линейки.
8 КЛАСС
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы,
12

пользоваться их свойствами при решении геометрических задач.
Применять свойства точки пересечения медиан треугольника (центра
масс) в решении задач.
Владеть понятием средней линии треугольника и трапеции, применять
их свойства при решении геометрических задач. Пользоваться теоремой
Фалеса и теоремой о пропорциональных отрезках, применять их для решения
практических задач.
Применять
признаки
подобия
треугольников
в
решении
геометрических задач.
Пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических и
практических задач. Строить математическую модель в практических задачах,
самостоятельно делать чертёж и находить соответствующие длины.
Владеть понятиями синуса, косинуса и тангенса острого угла
прямоугольного треугольника. Пользоваться этими понятиями для решения
практических задач.
Вычислять (различными способами) площадь треугольника и площади
многоугольных фигур (пользуясь, где необходимо, калькулятором).
Применять полученные умения в практических задачах.
Владеть понятиями вписанного и центрального угла, использовать
теоремы о вписанных углах, углах между хордами (секущими) и угле между
касательной и хордой при решении геометрических задач.
Владеть понятием описанного четырёхугольника, применять свойства
описанного четырёхугольника при решении задач.
Применять полученные знания на практике – строить математические
модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с
применением подобия и тригонометрии (пользуясь, где необходимо,
калькулятором).
9 КЛАСС
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
Знать тригонометрические функции острых углов, находить с их
помощью различные элементы прямоугольного треугольника («решение
прямоугольных треугольников»). Находить (с помощью калькулятора)
длины и углы для нетабличных значений.
Пользоваться формулами приведения и основным тригонометрическим
тождеством для нахождения соотношений между тригонометрическими
величинами.
Использовать теоремы синусов и косинусов для нахождения различных
13

элементов треугольника («решение треугольников»), применять их при
решении геометрических задач.
Владеть понятиями преобразования подобия, соответственных
элементов подобных фигур. Пользоваться свойствами подобия произвольных
фигур, уметь вычислять длины и находить углы у подобных фигур. Применять
свойства подобия в практических задачах. Уметь приводить примеры
подобных фигур в окружающем мире.
Пользоваться теоремами о произведении отрезков хорд, о
произведении отрезков секущих, о квадрате касательной.
Пользоваться векторами, понимать их геометрический и физический
смысл, применять их в решении геометрических и физических задач.
Применять скалярное произведение векторов для нахождения длин и углов.
Пользоваться методом координат на плоскости, применять его в
решении геометрических и практических задач.
Владеть понятиями правильного многоугольника, длины окружности,
длины дуги окружности и радианной меры угла, уметь вычислять площадь
круга и его частей. Применять полученные умения в практических задачах.
Находить оси (или центры) симметрии фигур, применять движения
плоскости в простейших случаях.
Применять полученные знания на практике – строить математические
модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с
применением подобия и тригонометрических функций (пользуясь, где
необходимо, калькулятором).
Система оценки достижений обучающихся с ОВЗ планируемых
результатов освоения.
Виды контроля: тематический, промежуточный.
Формы организации контроля: устный опрос, письменный опрос
(контрольная работа, тестовая работа, самостоятельная работа и проверочные
работы на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием).
Тематический контроль осуществляется по завершению темы. Он
позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно
продолжительного периода работы.
Промежуточный контроль осуществляется по завершению учебного
года обучения.
Формы контроля на уроке: самопроверка, самоконтроль, взаимопроверка.
Оценка письменных работ учащихся.
Отметка «5» ставится в следующих случаях:
14

работа выполнена полностью.
•
в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;
•
в решении нет математических ошибок (возможна одна
неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания
учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
•
работа выполнена полностью, но обоснования шагов
решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись
специальным объектом проверки);
•
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках,
чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным
объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более
двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет
обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки,
показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме
в полной мере.
Оценка устных работ учащихся.
При проверке качества знаний при устном опросе можно выделить
следующие критерии оценок:
•
«5» - материал полностью усвоен. Ученик отвечает на все
предложенные вопросы, приводит собственные примеры, высказывает свою
точку зрения на предложенную тему.
•
«4» - материал полностью усвоен. Ученик отвечает на все
предложенные вопросы, приводит примеры из учебника, но может допускать
негрубые ошибки.
•
«3» - материал усвоен частично. Ученик отвечает на большую
часть предложенных вопросов с помощью учителя или одноклассников,
допускает ошибки.
•
«2» - материал не усвоен. Ученик либо вообще не отвечает ни на
один из предложенных вопросов, либо отвечает на часть вопросов, но с
помощью учителя или одноклассник, допускает грубые ошибки.
Оценка тестовых заданий.
•
90-100% - отлично «5»;
•
70-89% - хорошо «4»;
•
50-69% - удовлетворительно «3»;
•

15

•

менее 50% - неудовлетворительно «2».

16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Прак
тичес
кие
работ
ы

Воспитательный компонент урока

● развитие у обучающихся пространственного
воображения и логического мышления
путем систематического изучения свойств
геометрических фигур на плоскости;
● развитие геометрической интуиции;
● формирование абстрактного мышления;

1

Простейшие
геометрические фигуры
и их свойства.
Измерение
геометрических
величин

14

1

17

● развитие у учащихся грамотной устной
и письменной речи;
● воспитание аккуратности, настойчивости и
организованности при построении
геометрических чертежей/

● воспитание творческого стиля
мышления, включающего в себя
сообразительность,
наблюдательность, хорошую память, острый
глазомер, фантазию, внимательность;
● воспитание привычки к самопроверке,
подчинения своих действий поставленной
задаче,
доведения начатой работы до конца

2

Треугольники

22

● развитие у обучающихся
пространственного воображения и
логического мышления
путем систематического изучения свойств
геометрических фигур на плоскости;
● развитие геометрической интуиции;
● формирование абстрактного мышления;

1

18

3

Параллельные прямые,
сумма углов
треугольника

14

● формирование математического стиля

1

мышления, включающего в себя индукцию и
дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и
синтез, классификацию и систематизацию,
абстрагирование и аналогию;
● приобретение навыков чёткого
выполнения математических записей;

● воспитание привычки к самопроверке,
подчинения своих действий поставленной
задаче, доведения начатой работы до конца.

● воспитание творческого стиля мышления,
включающего в себя сообразительность,

4

Окружность и круг.
Геометрические
построения

наблюдательность, хорошую память, острый
глазомер, фантазию, внимательность
14

1

19

● развитие у обучающихся пространственного
воображения и логического мышления путем
систематического изучения свойств
геометрических фигур на плоскости;
развитие геометрической интуиции

5

Повторение,
обобщение знаний
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

4

1

68

4

● формирование ответственного отношения к
получению новой информации,
● готовность к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию.
● формирование у учащихся представления о
геометрии как части общечеловеческой
культуры;
1

20

8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Всего

Контроль
ные
работы

Практич
еские
работы

Воспитательный
компонент урока

● развитие у
обучающихся
пространственного
воображения и
логического мышления
путем систематического
изучения свойств
геометрических фигур на
плоскости;
● развитие
геометрической
интуиции;
1

Четырёхугольники

12

1

● формирование
абстрактного мышления;
● развитие у учащихся
грамотной устной и
письменной речи;
● воспитание
аккуратности,
настойчивости и
организованности при
построении
геометрических
чертежей.
21

формирование
математического стиля
мышления, включающего
в себя индукцию и
дедукцию, обобщение и
конкретизацию, анализ и
синтез, классификацию и
систематизацию,
абстрагирование и
аналогию;
2

Теорема Фалеса и теорема о
пропорциональных
отрезках, подобные
треугольники

15

● приобретение навыков
чёткого выполнения
математических записей

1

● формирование навыков
самостоятельной работы,
анализа своей работы;
● формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
развития науки и
общественной практики;

3

Площадь. Нахождение
площадей треугольников и
многоугольных фигур.
Площади подобных фигур

14

● формирование у
учащихся представления
о геометрии как части
общечеловеческой науки
и культуры;

1

● военно-патриотическое
воспитание учащихся:
сообщение исторических
22

данных, показывающих
роль учёных –
математиков;
● вклад отечественных
ученых в развитие
геометрии
● формирование умения
контролировать процесс
своей математической
деятельности;
● формирование умение
проявлять
положительное
отношение к урокам
геометрии;
● формирование
абстрактного мышления;

4

Теорема Пифагора и начала
тригонометрии

10

● развитие у учащихся
грамотной устной и
письменной речи;

1

● воспитание
аккуратности,
настойчивости и
организованности при
построении
геометрических
чертежей;
● формирование
интереса к изучению
темы и желания
23

применять
приобретённые знания и
умения;
● формирование умения
формулировать
собственное мнение;
● формирование
понимания
необходимости
образования,
выраженной в
преобладании учебнопознавательных мотивов

5

Углы в окружности.
Вписанные и описанные
четырехугольники.
Касательные к окружности.
Касание окружностей

● воспитание привычки к самопроверке,
подчинения своих действий поставленной
задаче, доведения начатой работы до конца.
13

● воспитание творческого стиля мышления,
включающего в себя сообразительность,

1

наблюдательность, хорошую память, острый
глазомер, фантазию, внимательность
● развитие у
обучающихся пространственного

24

воображения и логического мышления путем
систематического изучения свойств
геометрических фигур на плоскости;
● развитие геометрической интуиции
● формирование ответственного отношения к
получению новой информации,
готовность к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию;

6

Повторение, обобщение
знаний

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

4

1

68

6

формирование у учащихся представления о
геометрии как части общечеловеческой
культуры

0

25

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

1

Тригонометрия. Теоремы косинусов и
синусов. Решение треугольников

16

1

2

Преобразование подобия. Метрические
соотношения в окружности

10

1

3

Векторы

12

1

4

Декартовы координаты на плоскости

9

1

5

Правильные многоугольники. Длина
окружности и площадь круга.
Вычисление площадей

8

6

Движения плоскости

6

7

Повторение, обобщение, систематизация
знаний

7

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

6

Практические
работы

1

26

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Простейшие геометрические
объекты

1

2

Многоугольник, ломаная

1

3

Смежные и вертикальные углы

1

4

Смежные и вертикальные углы

1

5

Смежные и вертикальные углы

1

6

Смежные и вертикальные углы

1

7

Смежные и вертикальные углы

1

8

Смежные и вертикальные углы

1

9

Измерение линейных и угловых
величин, вычисление отрезков и
углов

1

10

Измерение линейных и угловых
величин, вычисление отрезков и
углов

1

11

Измерение линейных и угловых
величин, вычисление отрезков и
углов

1

Контрольные
работы

Практические
работы

1

27

Дата
изучения

12

Измерение линейных и угловых
величин, вычисление отрезков и
углов

1

13

Периметр и площадь фигур,
составленных из
прямоугольников

1

14

Периметр и площадь фигур,
составленных из
прямоугольников

1

15

Понятие о равных треугольниках
и первичные представления о
равных фигурах

1

16

Три признака равенства
треугольников

1

17

Три признака равенства
треугольников

1

18

Три признака равенства
треугольников

1

19

Три признака равенства
треугольников

1

20
21

Три признака равенства
треугольников
Три признака равенства
треугольников

1
1

22

Признаки равенства
прямоугольных треугольников

1

23

Признаки равенства
прямоугольных треугольников

1
28

24

Свойство медианы
прямоугольного треугольника,
проведённой к гипотенузе

1

25

Свойство медианы
прямоугольного треугольника,
проведённой к гипотенузе

1

26

Равнобедренные и
равносторонние треугольники

1

27

Признаки и свойства
равнобедренного треугольника

1

28

Признаки и свойства
равнобедренного треугольника

1

29

Признаки и свойства
равнобедренного треугольника

1

30

Неравенства в геометрии

1

31

Неравенства в геометрии

1

32
33

Неравенства в геометрии
Неравенства в геометрии

1
1

34

Прямоугольный треугольник с
углом в 30°

1

35

Прямоугольный треугольник с
углом в 30°

1

36

Контрольная работа по теме
"Треугольники"

1

37

Параллельные прямые, их
свойства

1

1

29

38

Пятый постулат Евклида

1

39

Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при пересечении
параллельных прямых секущей

1

40

Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при пересечении
параллельных прямых секущей

1

41

Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при пересечении
параллельных прямых секущей

1

42

Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при пересечении
параллельных прямых секущей

1

43

Накрест лежащие,
соответственные и
односторонние углы,
образованные при пересечении
параллельных прямых секущей

1

30

44

Признак параллельности прямых
через равенство расстояний от
точек одной прямой до второй
прямой

1

45

Признак параллельности прямых
через равенство расстояний от
точек одной прямой до второй
прямой

1

46

Сумма углов треугольника

1

47

Сумма углов треугольника

1

48

Внешние углы треугольника

1

49

Внешние углы треугольника

1

50

Контрольная работа по теме
"Параллельные прямые, сумма
углов треугольника"

1

51

Окружность, хорды и диаметр, их
свойства

1

52

Касательная к окружности

1

53

Окружность, вписанная в угол

1

54

Окружность, вписанная в угол

1

55

Понятие о ГМТ, применение в
задачах

1

56

Понятие о ГМТ, применение в
задачах

1

1

31

57

Биссектриса и серединный
перпендикуляр как
геометрические места точек

1

58

Окружность, описанная около

1

треугольника
59

Окружность, описанная около
треугольника

1

60

Окружность, вписанная в
треугольник

1

61

Окружность, вписанная в
треугольник

1

62

Простейшие задачи на
построение

1

63

Простейшие задачи на
построение

1

64

Контрольная работа по теме
"Окружность и круг.
Геометрические построения"

1

65

Повторение и обобщение знаний
основных понятий и методов
курса 7 класса

1

66

Итоговая контрольная работа

1

67

Повторение и обобщение знаний
основных понятий и методов
курса 7 класса

1

1

1

32

68

Повторение и обобщение знаний
основных понятий и методов
курса 7 класса

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
68

4

33

1

8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Параллелограмм, его признаки и
свойства

1

2

Параллелограмм, его признаки и
свойства

1

3

Параллелограмм, его признаки и
свойства

1

4

Частные случаи параллелограммов
(прямоугольник, ромб, квадрат), их
признаки и свойства

1

5

Частные случаи параллелограммов
(прямоугольник, ромб, квадрат), их
признаки и свойства

1

6

Частные случаи параллелограммов
(прямоугольник, ромб, квадрат), их
признаки и свойства

1

7

Трапеция

1

8
9
10

Равнобокая и прямоугольная
трапеции
Равнобокая и прямоугольная
трапеции
Метод удвоения медианы

Контрольные
работы

1
1
1
34

Практические
работы

Дата
изучения

11

Центральная симметрия

1

12

Контрольная работа по теме
"Четырёхугольники"

1

13

Теорема Фалеса и теорема о
пропорциональных отрезках

1

14

Средняя линия треугольника

1

15

Средняя линия треугольника

1

16

Трапеция, её средняя линия

1

17

Трапеция, её средняя линия

1

18

Пропорциональные отрезки

1

19

Пропорциональные отрезки

1

20

Центр масс в треугольнике

1

21

Подобные треугольники

1

22

Три признака подобия
треугольников

1

23

Три признака подобия
треугольников

1

24

Три признака подобия

1

1

35

треугольников
25
26
27

Три признака подобия
треугольников
Применение подобия при решении
практических задач
Контрольная работа по теме
"Подобные треугольники"

1
1
1

28

Свойства площадей
геометрических фигур

1

29

Формулы для площади
треугольника, параллелограмма

1

30

Формулы для площади
треугольника, параллелограмма

1

31

Формулы для площади
треугольника, параллелограмма

1

32

Формулы для площади
треугольника, параллелограмма

1

33

Формулы для площади
треугольника, параллелограмма

1

34

Вычисление площадей сложных
фигур

1

35

Площади фигур на клетчатой
бумаге

1

36

Площади подобных фигур

1

37

Площади подобных фигур

1

38

Задачи с практическим
содержанием

1

1

36

39

Задачи с практическим
содержанием

1

40

Решение задач с помощью метода
вспомогательной площади

1

41

Контрольная работа по теме
"Площадь"

1

42

Теорема Пифагора и её
применение

1

43

Теорема Пифагора и её
применение

1

44

Теорема Пифагора и её
применение

1

45

Теорема Пифагора и её
применение

1

46

Теорема Пифагора и её
применение

1

47

Определение тригонометрических
функций острого угла
прямоугольного треугольника,
тригонометрические соотношения
в прямоугольном треугольнике

1

48

Основное тригонометрическое
тождество

1

49

Основное тригонометрическое
тождество

1

50

Основное тригонометрическое
тождество

1

51

Контрольная работа по теме

1

1

1
37

"Теорема Пифагора и начала
тригонометрии"
52

Вписанные и центральные углы,
угол между касательной и хордой

1

53

Вписанные и центральные углы,
угол между касательной и хордой

1

54

Вписанные и центральные углы,
угол между касательной и хордой

1

55

Углы между хордами и секущими

1

56

Углы между хордами и секущими

1

57

Вписанные и описанные
четырёхугольники, их признаки и
свойства

1

58

Вписанные и описанные
четырёхугольники, их признаки и
свойства

1

59

Вписанные и описанные
четырёхугольники, их признаки и
свойства

1

60

Применение свойств вписанных и
описанных четырёхугольников при
решении геометрических задач

1

61

Применение свойств вписанных и
описанных четырёхугольников при
решении геометрических задач

1

62

Взаимное расположение двух
окружностей, общие касательные

1

63

Касание окружностей

1
38

64

Контрольная работа по теме "Углы
в окружности. Вписанные и
описанные четырехугольники"

1

65

Повторение основных понятий и
методов курсов 7 и 8 классов,
обобщение знаний

1

66

Повторение основных понятий и
методов курсов 7 и 8 классов,
обобщение знаний

1

67

Итоговая контрольная работа

1

68

Повторение основных понятий и
методов курсов 7 и 8 классов,
обобщение знаний

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

1

1

6

39

0

9 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Определение тригонометрических
функций углов от 0° до 180°

1

2

Формулы приведения

1

3

Теорема косинусов

1

4

Теорема косинусов

1

5

Теорема косинусов

1

6

Теорема синусов

1

7

Теорема синусов

1

8

Теорема синусов

1

9

Нахождение длин сторон и
величин углов треугольников

1

10

Решение треугольников

1

11

Решение треугольников

1

12

Решение треугольников

1

13

Решение треугольников

1

Контрольные
работы

40

Практические
работы

Дата
изучения

14

Практическое применение теорем
синусов и косинусов

1

15

Практическое применение теорем
синусов и косинусов

1

16

Контрольная работа по теме
"Решение треугольников"

1

17

Понятие о преобразовании подобия

1

18

Соответственные элементы
подобных фигур

1

19

Соответственные элементы
подобных фигур

1

20

Теорема о произведении отрезков
хорд, теорема о произведении
отрезков секущих, теорема о
квадрате касательной

1

21

Теорема о произведении отрезков
хорд, теорема о произведении
отрезков секущих, теорема о
квадрате касательной

1

22

Теорема о произведении отрезков
хорд, теорема о произведении
отрезков секущих, теорема о
квадрате касательной

1

23

Применение теорем в решении
геометрических задач

1

24

Применение теорем в решении
геометрических задач

1

1

41

25

Применение теорем в решении
геометрических задач

1

26

Контрольная работа по теме
"Преобразование подобия.
Метрические соотношения в
окружности"

1

27

Определение векторов.
Физический и геометрический
смысл векторов

1

28

Сложение и вычитание векторов,
умножение вектора на число

1

29

Сложение и вычитание векторов,
умножение вектора на число

1

30

Сложение и вычитание векторов,
умножение вектора на число

1

31

Разложение вектора по двум
неколлинеарным векторам

1

32

Координаты вектора

1

33

Скалярное произведение векторов,
его применение для нахождения
длин и углов

1

34

Скалярное произведение векторов,
его применение для нахождения
длин и углов

1

35

Решение задач с помощью
векторов

1

36

Решение задач с помощью

1

1

42

векторов
37
38
39

Применение векторов для решения
задач физики
Контрольная работа по теме
"Векторы"
Декартовы координаты точек на
плоскости

1
1

1

1

40

Уравнение прямой

1

41

Уравнение прямой

1

42

Уравнение окружности

1

43

Координаты точек пересечения
окружности и прямой

1

44

Метод координат при решении
геометрических задач,
практических задач

1

45

Метод координат при решении
геометрических задач,
практических задач

1

46

Метод координат при решении
геометрических задач,
практических задач

1

47

Контрольная работа по теме
"Декартовы координаты на
плоскости"

1

48

Правильные многоугольники,
вычисление их элементов

1

1

43

49

Число π. Длина окружности

1

50

Число π. Длина окружности

1

51

Длина дуги окружности

1

52

Радианная мера угла

1

53

Площадь круга, сектора, сегмента

1

54

Площадь круга, сектора, сегмента

1

55

Площадь круга, сектора, сегмента

1

56

Понятие о движении плоскости

1

57

Параллельный перенос, поворот

1

58

Параллельный перенос, поворот

1

59

Параллельный перенос, поворот

1

60

Параллельный перенос, поворот

1

61
62
63

Применение движений при
решении задач
Контрольная работа по темам
"Правильные многоугольники.
Окружность. Движения плоскости"
Повторение, обобщение,
систематизация знаний. Измерение

1

1
1

1

1
44

геометрических величин.
Треугольники
64

Повторение, обобщение,
систематизация знаний.
Параллельные и перпендикулярные
прямые

1

65

Повторение, обобщение,
систематизация знаний.
Окружность и круг.
Геометрические построения. Углы
в окружности

1

66

Повторение, обобщение,
систематизация знаний. Вписанные
и описанные окружности
многоугольников

1

67

Итоговая контрольная работа

1

68

Повторение, обобщение,
систематизация знаний

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

1

6

45

1

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».