МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА Приложение №6 к АООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3), утвержденной приказом № 487-О от 01.09.2020г. Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству для обучающихся подготовительного класса Екатеринбург 2020 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» Личностные результаты освоения предмета: положительное отношение и интерес к занятиям по изобразительной деятельности; понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»; привычка к организованности, порядку, аккуратности; установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной и творческой деятельности; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие эстетических потребностей и чувств; проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с НОДА с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. Посредством занятий изобразительной деятельностью обучающиеся достигают следующих результатов: первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека; интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве; практические умения и навыки в восприятии произведений искусства; 2 элементарные практические умения и навыки изобразительной деятельности; понятия и представления по изучаемым темам, овладение тематической и терминологической лексикой, используемой при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества. Требования к умениям и навыкам к концу обучения в подготовительном классе: Обучающиеся должны уметь: – организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно располагать бумагу и держать карандаши; – выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, осуществляя выбор по образцу и по названию; – ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме; – уметь рисовать предметы по подражанию действиям взрослого, по образцу и словесной инструкции, передавая их основные свойства; – выражать простые оценочные суждения о своих рисунках и рисунках товарищей; – правила организации рабочего места на уроке. Обучающиеся должны знать: названия всех изображаемых предметов; название и назначение инструментов и материалов для изобразительной деятельности. 2. Цели образовательно-коррекционной работы Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с НОДА с умственной отсталостью, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с НОДА с умственной отсталостью. Цель начального этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Уроки обучения изобразительному искусству в подготовительном классе направлены на: – всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; 3 – формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; – развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем: ‒ коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; ‒ развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия; ‒ коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации; ‒ развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения. 3. Общая характеристика учебного предмета В процессе обучения изобразительной деятельности, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с НОДА с умственной отсталостьюразвивается многосторонне: формируются его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности. Учебный предмет «Изобразительное искусство» вместе с предметом «Музыка» составляют предметную область «Искусство». Основные задачи изучения предмета: Воспитание интереса к изобразительному искусству. Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека. 4 Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса. Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественноэстетического кругозора. Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них. Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка. Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках. Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке). Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности. Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции. Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»). Программой предусматриваются следующие виды работы: ‒ рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование; ‒ лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; ‒ выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; ‒ проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картин художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. 5 В пропедевтический период урок по обучению изобразительному искусству может строиться на основе использования нескольких видов работ: упражнения игрового характера на развитие внимания, зрительной памяти и других познавательных процессов, обучение приемам организации рабочего места, приемам работы в лепке, рисовании, при составлении аппликации; работа над развитием речи. Описание места учебного предмета: Согласно учебному плану образования обучающихся с НОДА с умственной отсталостью на изучение предмета «Изобразительное искусство» в подготовительном классе отведено по 1 часу в неделю, что составляет 33 часа за учебный год. 4. Основное содержание учебного предмета Подготовительный период обучения предполагает пропедевтическую и коррекционную работу, направленную на формирование познавательной деятельности и навыков работы с художественными материалами. В ходе выполнения практических видов деятельности обучающиеся подготовительного класса получают первоначальные представления о человеке и изобразительном искусстве, уроке изобразительного искусства, правилах поведения и работы на уроках изобразительного искусства, правилах организации рабочего места, материалах и инструментах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и правила их хранения. Направления работы Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Развитие моторики рук: формирование представлений детей о движении руки при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании): Приемы лепки: разминание куска пластилина; отщипывание кусков от целого куска пластилина; размазывание по картону; 6 скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, оттягивание; примазывание частей при составлении целого объемного изображения. Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию: складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа; совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующем пространственном положении; составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа. Приемы выполнения аппликации из бумаги: приемы работы ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям); раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине, с учётом композиции; приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея; приёмы отрывания при выполнении отрывной аппликации. Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу; обведение контура по точкам (пунктирам); рисование прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал); удерживание карандаша, фломастера в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа; осваивание техники правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании; рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш; завершение изображения, дорисовывание предметов несложных форм (по образцу); Приемы работы красками: примакивание кистью; 7 наращивание массы; Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: правила обведения шаблонов; обведение шаблонов геометрических фигур, реальных несложных предметов форм. 8 5. Календарно-тематическое планирование Тема Направления работы Характеристика видов деятельности учащихся 1-я четверть (8 ч) 1. Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация 2. Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование 3. Фрукты, овощи разного цвета. Рисование Красота и разнообразие мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. В частности – красоты осенних листьев. Сравнение осенних листьев по форме и цвету. Использование этого опыта в изображении осеннего листопада при работе с акварельными красками, а также в аппликации и лепке. Материалы и инструменты: бумага (обычная и цветная), кисть, клей, пластилин, образцы изображений Выражение настроения в изображении. Какое настроение вызывают разные цвета? Развитие навыков работы с красками, цветом. Практика работы с красками. Самостоятельная работа детей. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец Изображение фруктов и овощей. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Знакомство с трафаретом. Работа по трафарету. Творческие умения и навыки. Помощь учителя. Сравнение своей работы с работой одноклассников. Материалы и инструменты: цветные мелки, бумага, образец Наблюдать красоту природы, осеннее состояние природы. Замечать особенности красоты осенних листьев, их цвет и разнообразие форм. Изображать характерные особенности осеннего леса с опорой на предложенный учителем образец. Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы в разное время года и разную погоду. Изображать живописными средствами состояние природы родного края. Овладевать навыками работы гуашью. Работать максимально самостоятельно, обращаться за помощью к учителю Уметь различать фрукты и овощи, разные по цвету и форме. Изображать живописными средствами разные фрукты и овощи. Если работу выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю. Овладевать навыками работы с трафаретом, используя, если необходимо, помощь учителя. 9 Сравнивать свою работу с работами одноклассников. Использовать трафарет простой формы для создания более сложных форм. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений. Видеть в сложной форме составляющие – простые формы. Воспринимать и анализировать форму предмета. Если самостоятельно провести анализ сложно, обратиться за помощью к учителю. Создавать изображения на основе простых и сложных форм Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, точки, линии. Создавать изображения на основе пятна, точки, линии. Сравнивать свою работу с работой одноклассников 4. Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование Простые и сложные формы (без терминологии). Анализ формы предмета. Развитие наблюдательности при восприятии сложной формы и умение «разделить» ее на множество простых форм. Помощь учителя при анализе сложной формы. Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, трафареты, цветные карандаши. 5. Линия. Точка. Пятно. Рисование Линия, точка, пятно как разные способы изображения предмета на плоскости. Развитие способности целостного обобщенного видения. Линия, точка, пятно. Готовность рабочего места. Правильное удерживание карандаша в руке. Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры Беседа о временах года. Развитие наблюдательности и Сравнивать форму листа сирени с другими формами. изучение природных форм. Понимать простые основы симметрии на практическом Изучение формы листа (на примере листа сирени). уровне. Изображение листа сирени. Форма листа. Видеть ритмические повторы узоров в природе. Развитие художественных навыков при создании рисунка на Анализировать различные предметы с точки зрения основе знаний простых форм (треугольная форма). строения их формы. Творческие умения и навыки работы акварельными Оценивать свою работу. красками. Оценка своей деятельности. Сравнение своей работы с работой окружающих. 6. Изображаем лист сирени. Рисование 10 Материалы и инструменты: бумага, акварельные краски, кисть 7. Лепим лист Развитие наблюдательности и изучение природных сирени пластичных форм. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление в их основе геометрической формы. Лепка листа сирени. Развитие художественных навыков при создании вылепленной пластичной формы на основе знаний простых форм и объемов. Творческие умения и навыки работы пластичными материалами. Материалы и инструменты: трафарет листа, пластилин, стека 8. Лепим. Матрешка Развитие способности целостного обобщенного видения. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объемные объекты (снеговик, неваляшка). Развитие наблюдательности, фантазии при восприятии объемной формы. Анализ формы. Материалы и инструменты: матрешка, лист плотного картона, пластилин, стека 2-я четверть (9 ч) 9. Рисуем куклу Изучение формы. Изображение неваляшки. Развитие неваляшку. художественных навыков при создании рисунка на основе знаний простых форм. Работа с шаблоном. Творческие умения и навыки работы акварельными красками. Декоративная роспись. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от рассматривания своей работы. Сравнение своей работы с работами одноклассников. Оценка Сравнивать форму листа сирени с другими формами. Находить природные узоры и более мелкие формы. Изображать (лепить) предмет, максимально копируя форму, созданную природой. Понимать простые основы симметрии. Видеть пластику предмета. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы и объема. Сравнивать и оценивать работы (свою и одноклассников). Находить выразительные, образные объемы, уже знакомые нам (снеговик, неваляшка и т. д.). Овладевать первичными навыками изображения в объеме (рельеф). Изображать в объеме (рельеф) способами вдавливания и размазывания. Обращаться с просьбой о помощи, действия по образцу. Овладевать навыками работы с шаблоном. Изображать живописными средствами разные декоративные элементы внутри нарисованной формы. Овладевать живописными навыками работы фломастерами и мелками. Изображать предмет, максимально копируя форму, предложенную учителем. 11 работы. Материалы и инструменты: кукла-неваляшка, шаблон, фломастеры, цветные мелки 10. Деревянный дом Первичное знакомство с архитектурой. Постройки в в деревне. Лепка окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Материалы для постройки. Выполнение работы по образцу, предложенному учителем. Материалы и инструменты: картон, пластилин, стека, иллюстрация с изображением деревянного дома – образец 11. Изображаем Дальнейшее знакомство с архитектурой. Развитие деревянный дом из конструктивной фантазии и наблюдательности – бревен. Аппликация рассматривание деревянных домов на иллюстрациях художников. Приемы работы в технике бумагопластики. Оценка своей деятельности. Материалы и инструменты: картон, набор цветной бумаги, ножницы, иллюстрация с изображением деревянного дома 12. Аппликация Изучение формы. Форма и создание композиции внутри «Рыбки в заданной формы, с учетом ее. Изображение аквариума в аквариуме» технике аппликации. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знания простых форм. Работа с шаблоном. Творческие умения и навыки работы фломастерами и цветными карандашами. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от рассматривания своей работы. Сравнение своей работы с работами одноклассников и ее оценка. Понимать простые основы геометрии, симметрию (на практическом уровне). Оценивать свою деятельность и работу одноклассников. Наблюдать постройки, созданные человеком, анализировать их форму, пропорции, конструкцию. Изображать деревянный дом в лепке, выявляя его форму, конструкцию, взаимосвязь частей. Овладевать первичными навыками конструирования с помощью лепки. Работать по образцу. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Работать как индивидуально, так и в группе. Конструировать (строить) из бумаги. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами Осваивать приемы работы с аппликацией. Изображать, используя цветную бумагу в аппликации. Овладевать приемами работы с бумагой. Создавать композицию из нескольких объектов. 12 13. Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка 14. Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация Материалы и инструменты: бумага (обычная и цветная), цветные карандаши. Фломастеры Восприятие красоты зимнего пейзажа и радости зимних развлечений. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, мороз, снег). Развитие наблюдательности. Развитие художественных навыков при создании рисунка и аппликации на основе знаний простых форм. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Сравнение выполненной работы с работой одноклассников. Конструирование и рисование снеговика с разными пропорциями (нижний, средний и верхний круги, составляющие конструкцию «снеговика»), или новогодней елки (нижний, средний и верхний ярус). Материалы и инструменты:бумага белая и цветная, ножницы, клей, цветные карандаши Восприятие красоты природы. Композиция – главное средство выразительности работы художника. Передача ощущения праздника художественными средствами. Материалы и инструменты:бумага белая и цветная, ножницы, клей, цветные карандаши Продолжать осваивать технику работы фломастерами и цветными карандашами. Осваивать навыки работы в технике бумагопластики. Работать как индивидуально, так и в группе. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами. Конструировать из бумаги. Передавать в изображении характер и настроение праздника. Развивать навыки работы в технике аппликации и рисования. Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Работать графическими материалами (фломастеры, цветные карандаши) с помощью линий разной толщины. Эмоционально откликаться на красоту зимней природы, праздник. Сравнивать свою работу с другими работами. 15. Лепим человека Что такое скульптура? Материалы, которыми работает Называть части тела человека, передавать основные 13 из пластилина. скульптор. Выразительные возможности пластилина. Голова, лицо Человек. Изображение человека. Части тела человека. Части человека головы, лица. Чем похожи люди и в чем разные? Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от рассматривания своей работы. Сравнение своей работы с работами одноклассников и ее оценка Материалы и инструменты:картон, пластилин, стека, образец 16. Лепка и Восприятие красоты природы. Просмотр слайдов, рисунок. Зима. фотографий и картин с выразительными деталями зимней Белый зайка. природы (ветки, покрытые инеем, снежинки, сосульки на Изобрази зайку: крышах, пушистые лапы елок, припорошенные снегом). слепи и нарисуй Развитие зрительных навыков. Части тела зайца. Цвет зайки зимой и летом. Соблюдение пропорций. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от рассматривания своей работы. Сравнение своей работы с работами своих одноклассников. Оценка своей работы. Материалы и инструменты:картон, пластилин, стека, образец, бумага, цветные карандаши, фломастеры 17. Рассматривание Опыт восприятия произведений изобразительного искусства. картин художников Начальное формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Учимся любоваться красотой природы. Картины, создаваемые художниками. Выражение в картине настроения, состояния души. Материалы и инструменты: иллюстрация картины известного художника 3-я четверть (9 ч) черты фигуры человека в лепке. Осваивать навыки работы в технике лепки. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами Сравнивать внешний вид зайца летом и зимой, выделять различия. Знать, как называются разные части тела зайки. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Осваивать навыки работы в технике лепки и рисунка. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами. Рассматривать и сравнивать картины разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.) 14 18. Пирамидка. Изучение формы. Композиция рисунка. Форма и создание Рыбка. Аппликация композиции внутри заданной формы, с учетом ее. Изображение рыбки, пирамидки в технике аппликации. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знания простых форм. Работа с шаблоном. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Материалы и инструменты:шаблон, цветная бумага, кисть, клей, цветные карандаши, фломастеры Овладевать техникой и способами аппликации. Создавать и изображать на плоскости средствами аппликации и графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный образ (пирамидка, рыбка). Продолжать овладевать навыками работы карандашами, кистью, ножницами. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Продолжать осваивать приемы работы графическими материалами. Наблюдать за работой одноклассников. Анализировать форму частей, стараться соблюдать пропорции. Осваивать навыки работы в технике аппликации и рисунка. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами 19. Ваза с цветами. Развитие зрительных навыков. Форма. Композиция. Аппликация Пропорции. Цветовые решения. Линия, штрих, цветовое пятно и художественный образ. Изображение вазы с цветами в технике аппликации. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знаний простых форм. Работа с шаблоном. Оценка своей деятельности. Материалы и инструменты:шаблон, цветная бумага, кисть, клей, цветные карандаши, фломастеры 20. Колобок. Сказка. Художники-иллюстраторы. Художественные средства Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Нарисуй картинку выразительности. Сюжет сказки. Передача ощущения сказки Составлять композицию по сюжету сказки. художественными средствами. Анализ формы предмета. Развитие наблюдательности. Усвоение понятий «слева» и «справа». Материалы и инструменты: цветная бумага, гуашь, цветные карандаши, цветные мелки 15 21. Дома в городе. Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – Рассматривать и сравнивать реальные здания разных Аппликация рассматривание реальных зданий (иллюстрации) разных форм. форм, разной этажности. Город. Приемы работы в технике Овладевать навыками конструирования из бумаги. бумагопластики. Анализировать различные предметы (здания) с точки Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей зрения строения их формы, их конструкции. Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения зданий в технике аппликации. Оценивать свою деятельность 22. Одноэтажный Выразительные возможности пластилина. Изображение Овладевать приемами работы с пластилином дом. Трехэтажный одноэтажного и трехэтажного дома. Передача пропорций и (вдавливание, вытягивание, защипывание). дом. Лепка структуры дома. Развитие наблюдательности и Создавать изображение дома в технике лепки с аналитических способностей. Сравнение по форме и размеру передачей пропорций и учетом композиционного центра. одноэтажного и трехэтажного дома. Использование этого Оценивать свою деятельность. опыта в изображении дома в технике лепки. Материалы и инструменты: пластилин, стека, цветная бумага, ножницы, клей 23. Многоэтажный Особенности создания аппликации. Аккуратность и Осваивать навыки работы в технике бумагопластики. дом. Аппликация внимательность. Чувство композиции. Композиционный Выявлять геометрическую форму простого плоского центр. Изображение многоэтажного дома в технике тела. аппликации. Создавать и конструировать из простых Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей геометрических форм. Создавать изображение дома в технике аппликации с передачей пропорций и учетом композиционного центра. Овладевать приемами работы с бумагой. Оценивать свою деятельность 16 24. Весна пришла. Опыт восприятия произведений изобразительного искусства. Яркое солнце. Отображение красоты весенней природы в произведениях Составить рассказ художников. Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Выражение в картине настроения, состояния души. Материалы и инструменты:иллюстрация картины художника 25. Весна. Почки на Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. деревьях. Выполнение работы по образцу, предложенному учителем. Рисование Понятия «справа», «слева», «над», «под». Композиция рисунка. Развитие навыков работы с красками (гуашь), цветом. Развитие наблюдательности. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти (тонкая и толстая), иллюстрация картины художника 26. Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование Учимся любоваться красотой природы. Рассматриваем картины знаменитых художников (И. Левитан и др.). Пейзажи. Выражение в картине настроения, состояния души. Рисование по описанию. Композиция рисунка. Центр композиции. Построение рисунка. Выбор необходимой палитры красок. Материалы и инструменты:бумага, акварель, кисти (тонкая и толстая), иллюстрация картины художника Рассматривать и сравнивать картины разных художников, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.). Знать имена знаменитых художников. Рассуждать о своих впечатлениях иэмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников. Слушать рассказ учителя о средствах художественной выразительности, которые используют художники для выразительности, для передачи настроения, состояния природы в картине. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Развивать навыки работы с живописными материалами (гуашь). Учиться оценивать свою работу, сравнивать ее с другими работами. Продолжать осваивать приемы работы по образцу. Характеризовать красоту природы, весеннее состояние природы. Изображать характерные особенности деревьев весной. Использовать выразительные средства живописи для создания образа весенней природы. Овладевать живописными навыками работы акварелью. Анализировать различные предметы с точки зрения 17 строения их формы. Соблюдать пропорции при создании изображаемых предметов рисунка. Оценивать свою деятельность. Сравнивать выполненную работу с работами одноклассников. 4-я четверть (7 ч) 27. Цветок. Ветка Развитие наблюдательности и фантазии. Практика работы с Выделять этапы работы в соответствии с поставленной акации с листьями. красками (гуашь), цветом. целью. Рисование Задание: рисование цветка, ветки акации с листьями. Стараться передать красками увиденную красоту и Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти вложить в нее свои чувства. Развивать навыки работы гуашью. Оценивать свою деятельность. 28. Коврик для Узор. Построение узора из входящих в узор элементов. Овладеть навыками работы в аппликации. куклы. Узор в Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей, Рассматривать орнаменты, находить в них природные и полосе. Аппликация кисти, цветные карандаши, образец геометрические мотивы. Получать первичные навыки декоративного изображения. Оценивать свою деятельность. 29. Весна. Развитие наблюдательности. Развитие художественных Овладеть навыками работы в аппликации. Праздник. Хоровод. навыков при создании рисунка и аппликации на основе Участвовать в создании коллективных работ. Сделай аппликацию знаний простых форм. Понимание пропорций как Понимать роль цвета в создании аппликации. и дорисуй ее соотношения между собой частей одного целого. Материалы Обретать опыт творчества и художественнои инструменты: бумага белая и цветная, ножницы, клей, практические навыки в создании наряда (сарафана). кисти, цветные карандаши Оценивать свою деятельность. Формировать навыки совместной работы. 30. Изобрази дом в Образ традиционного русского деревенского деревянного Воспринимать и эстетически оценивать красоту 18 деревне. Деревья дома. Красота природы. Размер. Форма. Последовательность рядом с домом. выполнения рисунка. Пропорции. Понимание пропорций как Рисование соотношения между собой частей одного целого. Сравнение выполненной работы с работой одноклассников. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, цветные мелки, образец рисунка 31. Грибы. Грибы на Композиция рисунка. Последовательность построения пеньке. Аппликация композиции. Пропорции изображаемых предметов. Цвет и контраст. Самостоятельное выполнение работы. Материалы и инструменты: бумага цветная, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, иллюстрации с изображением грибов 32. Придумай свой Отбор объектов изображения. Расположение объектов на рисунок. листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги. (Учитывай понятия: Передача сравнительных размеров. Понятие двух наверху, внизу.) плоскостей: горизонтальная (пол — земля), вертикальная Рисование. Наверху (небо или стена). Развитие пространственных представлений. облака. Внизу Понятия «наверху», «внизу». Рисование карандашами цветы. Рисование тематического рисунка. Размер. Форма. Последовательность выполнения рисунка. Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки 33. Придумай свой Отбор объектов изображения. Формирование рисунок (Учитывай пространственных представлений. Расположение объектов на понятия: «над», листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги. «под», Расстановка предметов в рисунке. Передача сравнительных «посередине», «в размеров. Понятие вертикальной плоскости (небо или стена). русского деревянного зодчества. Изображать живописными средствами (гуашь) образ деревянного деревенского дома, природы (деревья). Осваивать навыки творческой работы в технике акварели. Сравнивать свою работу с другими. Эмоционально откликаться на красоту природы. Понимать выразительные возможности цветной бумаги для создания художественного образа. Осваивать приемы работы в технике аппликации. Развивать навыки работы в технике аппликации. Уметь располагать правильно объекты, выбранные для изображения. Ориентироваться на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя. Составлять рассказ по нарисованной картинке. Располагать правильно объекты, выбранные для изображения. Ориентироваться на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя. Составлять рассказ по нарисованной картинке. 19 центре».) Развитие пространственных представлений. Понятия «над», «под», «посередине», «в центре». Рисование карандашами тематического рисунка. Размер. Форма. Последовательность выполнения рисунка. Выполнение работы самостоятельно. Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки 20 21