МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА Приложение №5 к АООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3), утвержденной приказом № 487-О от 01.09.2020г Рабочая программа начального общего образования по музыке для обучающихся подготовительного класса Екатеринбург 2020 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» Личностные результаты: - наличие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарных эстетических суждений; - наличие эмоциональной отзывчивости на прослушанную музыку; - элементарный опыт музыкальной деятельности; положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности; готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия; готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурных проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми; осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной; адекватная самооценка собственных музыкальных способностей. Предметные результаты: . Предметные результаты: Минимальный уровень: - готовность спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на музыкальные произведения; - наличие элементарных представлений о различном характере музыки: спокойная, веселая, грустная; динамических особенностях музыки: громкая, тихая; хоровом и сольном пении; звучании различных музыкальных инструментов; сформированность устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания гласных звуков при четкой артикуляции положения рта и губ; мягкого, напевного, легкого пения, умеренного по темпу, в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко); наличие умения бесшумного, глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; исполнение коротких попевок на одном дыхании; понимание дирижерских жестов: внимание, вдох, начало пения и окончание определение содержания знакомых музыкальных произведений; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании; 2 выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него; представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании; сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др. 2. Цели образовательно-коррекционной работы Цель – формирование основ музыкальной культуры обучающихся с НОДА и умственной отсталостью как неотъемлемой части духовной культуры личности. Основы музыкальной культуры обучающихся с НОДА и умственной отсталостью – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающихся с НОДА и умственной отсталостью с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление 3 усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах). Задачи учебного предмета «Музыка»: накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности; развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальноисполнительской и музыкально-оценочной деятельности; развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.); обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовнонравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности; формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи; реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации. 3. Общая характеристика учебного предмета «Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с НОДА и умственной отсталостью элементарных знаний, 4 умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с НОДА и умственной отсталостью вырабатываются необходимые умения музыкального восприятия, музыкально-исполнительские навыки, приобретаются первоначальные сведения о творчестве композиторов, элементарные представления о теории музыки. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается специфическими психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. Описание места учебного предмета в учебном плане: на изучение предмета «Музыка» отводится 1 час в неделю (33 учебные недели). Всего 33 часа в год. 4. Содержание учебного предмета При определении содержания учебного предмета «Музыка» необходимо учитывать следующие требования: социокультурные требования современного образования; приоритет отечественной музыкальной культуры и музыкальных традиций в контексте мировой культуры; художественная ценность музыкальных произведений; доступность содержания учебного предмета «Музыка» обучающихся с НОДА и умственной отсталостью; психотерапевтические и психокоррекционные возможности музыкальной деятельности. Содержание программы по музыке базируется на изучении обучающимися с НОДА и умственной отсталостью основ музыкального искусства: жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности); основные средства музыкальной выразительности; формы музыки (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная); зависимость формы музыкального произведения от содержания; 5 основные виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, музыкальное восприятие. Основу содержания программы составляют: произведения отечественной (русской) классической и современной музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе, труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки; основные жанры русских народных песен; песенность как основная черта русской народной и профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов. Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающихся с НОДА и умственной отсталостью ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта. Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от соответствия содержания музыкальных произведений возможностям восприятия их обучающихся с НОДА и умственной отсталостью. Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с НОДА и умственной отсталостью близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов. В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с НОДА и умственной отсталостью овладевают: умением слушать музыку, адекватно реагируя на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; элементарными представлениями о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; эмоциональной отзывчивостью и эмоциональным реагированием на произведения различных музыкальных жанров, разных по своему характеру; умением передавать словами примерное содержание музыкального произведения; умением определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия); умением 6 самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по вступлению; умением выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; умением различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); представлениями о сольном и хоровом пении; о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); представлениями о музыкальных инструментах и их звучании. Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал характеризуется смысловой доступностью, отражает знакомые образы, события и явления, имеет простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствующие требованиям организации щадящего голосового режима. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров: песни-прибаутки, шуточные песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр. 7 5. Календарно-тематическое планирование 1 четверть, 8 часов № п/п 1. 2. 3. 4. Тема урока Вводный урок Цель Ознакомление с содержанием учебного предмета «Музыка» Основные виды деятельности Знакомство обучающихся с музыкальным кабинетом, правилами поведения на уроках музыки и краткое описание последующей музыкальной деятельности. Выявление предыдущего музыкального опыта, интересов и предпочтений обучающихся. Слушание музыки: детские песни из популярных отечественных мультфильмов Музыкально-дидактические игры «Мои Формирование Хоровое пение: любимые элементарных Паровоз. Музыка З. Компанейца, слова О. Высотской игрушки» певческих умений Мишка с куклой пляшут полечку. Музыка и слова М. Качурбиной. Перевод с польского Н. и навыков Найденовой слушания музыки Слушание музыки: Спят усталые игрушки. Музыка А. Островского. Слова З. Петровой Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского Музыкально-дидактические игры Обобщение Закрепление Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме по теме: сформировавшихся Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по «Мои ранее умений и теме любимые навыков Инсценирование игрушки» Музыкально-дидактические игры «Что нам Знакомство с Хоровое пение: осень музыкальными Падают листья. Музыка М. Красева, слова М. Ивенсен принесет» произведениями об Антошка. Из мультфильма «Веселая карусель». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина осени Что нам осень принесет? Музыка З. Левиной, слова А. Некрасовой Слушание музыки: Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной Во поле береза стояла. Русская народная песня Кол-во часов 1 2 1 3 8 5. Савка и Гришка. Белорусская народная песня Веселые гуси. Украинская народная песня Музыкальная грамота Инсценирование Музыкально-дидактические игры Обобщение Закрепление Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме 1 по теме: сформированных Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по «Что нам представлений на теме осень уроках по теме Музыкальная грамота принесет» Музыкально-дидактические игры 2 четверть, 8 часов 1. «Зимние забавы» Формирование представлений об использовании средств музыкальной выразительности для передачи образа зимних игр 2. Обобщение по теме: «Зимние забавы» Закрепление сформированных представлений на уроках по теме 3. «Маленькая Воспитывать елочка» бережное Хоровое пение: 2 Голубые санки. Музыка М. Иорданского, слова М. Клоковой Новогодняя песенка. Из кинофильма «Джентльмены удачи». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина Слушание музыки: Зима. Музыка П. Чайковского Танец снежинок. Музыка А. Филиппенко Музыкальная грамота Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме 1 Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра Хоровое пение: 3 Елочка. Музыка М. Красева, слова З. Александровой 9 отношение к природе; развивать эмоциональную отзывчивость на праздничную музыку Дед Мороз. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной Слушание музыки: Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука) Музыкальная грамота Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра Закрепление Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме 1 качеств, Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по полученных на теме уроках по теме Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра Выявление Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за 1-2 четверть 1 успешности Слушание музыки: повторение и обобщение изученного музыкального материала для овладения слушания за 1-2 четверть обучающимися Инсценирование ранее изученным Музыкально-дидактические игры материалом Игра на музыкальных инструментах детского оркестра 3 четверть, 9 часов 4. Обобщение по теме: «Маленькая елочка» 5. Контрольнообобщающи й урок № п/п Тема урока Цель Основные виды деятельности Кол-во часов 1. «Бравые солдаты» Хоровое пение: Бравые солдаты. Музыка А. Филиппенко. Слова Н. Волгиной Слушание музыки: Марш деревянных солдатиков. Музыка П. Чайковского Гимн России. Музыка А. Александрова. Слова С. Михалкова 1 2. «Песню Знакомство с песнями военной тематики, воспитание патриотизма, желания быть Защитником Родины Воспитание Хоровое пение: 3 10 девочкам поем» 2. 3. 4. заботливого отношения мальчиков к девочкам Мы запели песенку. Музыка Р. Рустамова, слова Л. Мироновой Неваляшки. Музыка З. Левиной, слова З. Петровой Слушание музыки: Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского Песня Чебурашки. Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра Обобщение Закрепление качеств, Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по темам 1 по темам: полученных на Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по «Бравые уроках по темам темам солдаты»; Музыкально-дидактические игры «Песню Игра на музыкальных инструментах детского оркестра девочкам поем» «Веселые Развивать Хоровое пение: 3 путешестве эмоциональную Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М. Старокадомского. нники» отзывчивость на Слова С. Михалкова жизнерадостную, Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. оптимистичную Успенского музыку Слушание музыки: Песня друзей. Из Мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра Обобщение Закрепление качеств, Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме 1 по теме: полученных на Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по «Веселые уроках по теме теме путешестве Музыкально-дидактические игры нники» Игра на музыкальных инструментах детского оркестра 4 четверть, 8 часов 11 1. «Веселый музыкант» 2. Обобщение по теме: «Веселый музыкант» 3. «Я на солнышке лежу» 4. Обобщение по теме: «Я на солнышке лежу» Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: фортепиано, барабан, скрипка Хоровое пение: Веселый музыкант. Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной. Слон и скрипочка. Музыка В. Кикты. Слова В. Татаринова Вот взяла лисичка скрипку. Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Журливой Слушание музыки: Марш. Из балета П. Чайковского «Щелкунчик» Полонез. М. Огинский Времена года. А. Вивальди. Аллегро из концерта №1, ми мажор, Le Primavera Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра Закрепление Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме представлений, Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по сформированных на теме уроках по теме Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра Знакомство с Хоровое пение: музыкальными По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной произведениями, Андрей-воробей. Русская народная песня посвященными Слушание музыки: летнему отдыху Песенка Львенка и Черепахи. Из мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песню». Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра Закрепление знаний, Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме сформированных на Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по уроках по теме теме Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра 3 1 2 1 12 5. Контрольно- Выявление обобщающи успешности й урок овладения обучающимися ранее изученным материалом Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за учебный год 1 Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания за учебный год Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра 13