Рабочая программа по окружающему миру

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА

Приложение №4
к АООП НОО обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (вариант 6.3),
утвержденной приказом № 487-О от 01.09.2020г

Рабочая программа
начального общего образования
по предмету «Мир природы и человека»
для обучающихся подготовительного класса

Екатеринбург
2020

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Для обучающихся с НОДА с умственной отсталостью очень важно,
чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо
предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и
человека» реализуется формирование личностных умениями. Для детей с
интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных
компетенций. Учебный предмет «Мир природы и человека» предполагает
развитие следующих личностных умений:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам
помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и
повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации через содержание курса «Мир природы и
человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является
развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля
речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными
нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в
различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять
вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение,
например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также
через специально организованную на уроке работу по освоению
общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки
на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.
2

Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека»
должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными
навыками:
 умением вступать в контакт и работать в группах;
 умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками, сверстниками, учителями;
 умение обращаться за помощью и принимать помощь;
 умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных
видах деятельности и быту;
 сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
 договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия
с окружающими.
В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются
следующие регулятивные учебные действия:
 входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по
условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
 самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания,
класса (зала, учебного помещения, столовой);
 организовывать свою деятельность вне учебного занятия с помощью
учителя (на перемене, в свободное время, в ожидании выполнения задания
другими обучающимися);
 использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;
 самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать
рабочее место под руководством учителя;
 корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с
инструкцией (под руководством учителя);
 принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой
природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с
интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным
учебным действиям:
 выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов,
явлений окружающей действительности,
3

 характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету,
форме, размеру, материалу);
 находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом
предлагаемом материале;
 использовать условные знаки, символические средства с помощью
учителя;
 работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и
других носителях);
 называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать
элементарные обобщения;
 знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений,
их частей;
 знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и
свойств.
Предметные результаты:
Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
 правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
 различать объекты живой и неживой природы;
 выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты,
травы;
 называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей
местности;
 называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
 соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с
интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
 овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами
и явлениями природы;
 узнавание и называние объектов живой и неживой природы в
естественных условиях;
 отнесение изученных объектов природы к определенным группам по
существенным признакам;
 знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в
соответствии со своими знаниями.
2.
4

3. Цели образовательно-коррекционной работы
Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционнообразовательные и воспитательные задачи:

обогащает и уточняет активный и пассивный словарь;

уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой
природе, дает новые знания об основных ее элементах;

на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет
представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные;

формирует первоначальные знания о природе своего края;

конкретизирует
понятийный
аппарат,
развивает
аналитикосинтетическую деятельность обучающихся;

вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать
несложные причинно-следственные связи;

развивает зрительное восприятие и процесс узнавания объектов и
явлений природы;

в
практической
деятельности
развивает
пространственные
представления о местоположении объектов живой и неживой природы,
умение ориентироваться в пространстве (класса, школы, двора и др. объекта);

корригирует нарушения эмоционально – волевой личностной сферы
обучающегося;

формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности
человека, учит детей бережному отношению к природе.
4. Общая характеристика учебного предмета
Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому
принципу, а также с учетом преемственности тематического планирования
навесь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять
полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями.
Курс «Мир природы и человека» не строится по принципу
планирования на определенный период, в нем представлены тематические
блоки, последовательность и время изучения которых может варьироваться
учителем самостоятельно, с опорой на учебный план конкретного
образовательного учреждения. На уроках следует использовать
разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи,
5

макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует
организации большого количества наблюдений, упражнений, практических
работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или
природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности
обучающихся под руководством учителя.
Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо
реализовывать на уроках таких предметных областей, как русский язык,
чтение, математика, изобразительное искусство, технология, а также найти
им применение в программе внеурочной деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане: на изучение курса
«Мир природы и человека» отводится 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели).
5. Содержание учебного предмета
Подготовительный класс является диагностическим для изучения
возможностей обучающихся с учетом их психофизических возможностей,
для изучения имеющихся у них представлений об объектах и явлениях
окружающего мира, социальной роли, опыте взаимодействия. В
подготовительном классе на уроках по курсу «Мир природы и человека»
обучающиеся расширяют свой активный и пассивный словарь, обучаются
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в новой для них, учебной
ситуации, овладевают навыками правильного поведения на уроках,
экскурсиях в различных формах групповой и индивидуальной деятельности.
Первый год обучения должен заложить основу для формирования у
обучающихся базовых представлений о природе.
Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное
для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем в зависимости
от состава класса и индивидуальных возможностей обучающихся.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью
человека.
Содержание программы одного периода обучения от другого
отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его
усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные
изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и
«Безопасное поведение»).
6

Раздел «Безопасное поведение» в подготовительном классе изучается в
начале учебного года отдельным блоком для формирования у обучающихся
навыков общения, поведения в школе, во вновь созданном социальном
окружении. Отдельные темы безопасного поведения встречаются и в других
разделах.

7

6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока

Тема урока

Содержание курса

Характеристика деятельности обучающегося
1 четверть – 8 часов

1

Моя школа

Школа.

Школьное Экскурсия по школе. Экскурсия по территории школы. Называние знакомых

здание.

Классы, объектов, нахождение и показ объектов и предметов по инструкции учителя.

коридоры, зал, буфет Зарисовка объектов в альбом (по трафарету, с помощью учителя). Отработка
или

столовая, названий школьных помещений: класс, столовая, раздевалка и другие.

гардероб.

Рассматривание условных знаков (запасной выход и др.). Практическая отработка

Классная
2

комната. ориентировки на местности

Дорога в

Стены, потолок, пол, Экскурсия. Называние знакомых объектов. Рассматривание и называние знаков

школу.

дверь, окна, классная дорожного движения, дорожной разметки («зебра»). Нахождение и показ остановок

Транспорт

доска,

парты,

шкаф.

стол, общественного транспорта. Повторение названий домовых знаков.

Правильная Показ знакомых объектов на иллюстрациях. Аппликация «Дорога».

посадка за столом, за Называние знакомых объектов. Проговаривание названий (автобус, троллейбус,

3

партой.

автомобиль и др.). Называние и показывание частей транспорта на иллюстрациях.

Поддерживание

Зарисовка в альбоме (по трафарету, с помощью учителя)

Мой класс.

порядка в классе. Обя- Показ объектов по инструкции учителя (доска, парта, стул, шкаф). Рассматривание

Мои

занности дежурного.

обязанности в

Учебные

классе

назначение.

вещи.

иллюстраций. Соотнесение иллюстративного материала с реальным объектом.

Их Действия по инструкции (сядь за парту, встань у доски, подойди к двери и др.).
Называние имени соседа по парте.
8

Обращение с ними.
Одежда,

обувь

назначение
4

Составление рассказа об обязанностях дежурного. Ответы на вопросы.
– Практический показ обязанностей дежурного. Словарная работа: дежурство,

(для чистота

Мое

д5ома, для улицы, для Ответы на вопросы по тексту о правилах поведения в школе. Нахождение

поведение в

ма6льчиков,

школе

девочек), уход.

для иллюстрации, отображающих правильное поведение. Зарисовка в тетрадь по
заданию учителя. Слушание стихотворения. Моделирование поведения в различных

Семья. Мама, папа, ситуациях.
5

Учебные

бабушка,

дедушка, Показ и называние знакомых предметов. Классификация предметов по назначению.

вещи. Одежда

братья, сестры.

Дифференциация предметов по назначению. Дидактическая игра «Четвертый

и обувь

Правила дорожного

лишний». Зарисовка в тетрадь учебных предметов по инструкции учителя. Рассказ

движения по дороге в

об использовании учебных предметов. Рассматривание иллюстраций.

школу (домой).

Показ и называние натуральных предметов одежды, обуви. Классификация

Название населенного

предметов по нескольким признакам. Называние частей одежды, обуви.

пункта

Практические действия с предметами. Отработка глаголов (одеть, надеть,
застегнуть, завязать, повязать, снять). Дидактическая игра «Одень куклу»

6

Расписание

Называние дней недели, названий предметов. Соотнесение иллюстрации с

уроков.

названием. Практическое составление расписания на сегодня (на завтра) по образцу

Мой режим

(с помощью учителя, самостоятельно). Подбор иллюстраций к расписанию.

дня

Рассказ о режиме дня. Перечисление основных видов деятельности в режиме дня.
Беседа. Практическое составление режима дня по образцу (с помощью учителя).
Ответы на вопросы. Подбор иллюстраций к режиму дня. Слушание потешек и
9

пословиц.
7

Моя семья.

Составление предложений (рассказа) о семье. Ответы на вопросы. Перечисление

Мои

членов семьи. Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстративном

обязанности в

материале членов семьи. Рассказ о занятиях и профессиях членов семьи. Слушание

семье

стихотворения. Зарисовка в тетради по заданию учителя.
Перечисление своих обязанностей в семье. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Распределение обязанностей в зависимости от роли. Практическая отработка
навыков

8

Мой город

Рассматривание иллюстраций. Определение и называние местности проживания

(поселок,

(город, село, поселок). Узнавание и называние объектов на иллюстрации.

село, деревня)

Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Слушание рассказа
учителя. Ответы на вопросы.
2 четверть - 8 часов

9

10

Мир природы.

Рассматривание иллюстраций. Нахождение и называние знакомых объектов.

Земля.

Словарь: земля, планета. Зарисовка объекта в альбом.

Солнце. Луна

Рассматривание иллюстраций. Нахождение и называние знакомых объектов.
Словарь: солнце, свет, тепло. Зарисовка объекта в альбом. Выбор объекта из группы
объектов. Составление предложений об изученном объекте по вопросам учителя.
Выбор изучаемого объекта из нескольких. Называние объекта. Ответы на вопросы.
Отгадывание загадок. Зарисовка объекта в альбом. Словарь: солнце, луна, день,
ночь. Разучивание потешки. Составление предложений по вопросам учителя
10

11

День.

Ночь.

Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением частей суток по

Утро. Вечер

инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер, ночь. Отгадывание загадок.
Перечисление видов деятельности в утреннее время. Составление предложений по
вопросам учителя. Выбор объектов неживой природы (солнце), соответствующего
времени суток

12

Мой

режим

Подбор иллюстраций к составлению режима дня. Ответы на вопросы о

дня. Утренняя

необходимости режима дня. Определение пользы режима дня. Составление

зарядка

иллюстративного рассказа о режиме дня. Зарисовка режима дня в тетрадь. Словарь:
режим дня, утро, день, вечер, ночь. Составление предложений (рассказа) о занятиях
в выходные дни.
Называние частей тела. Подбор иллюстраций к упражнениям на различные части
тела.

Составление

комплекса

упражнений.

Практический

показ

комплекса

упражнений. Разучивание физкультминутки со стихотворным сопровождением
13

Погода.

Сезонные изменения в Дать определение погоды – ответы на вопросы учителя. Подбор прилагательных к

Календарь

природе. Погода (дни слову «погода» (погода сегодня какая?). Словарь: погода, ясная, солнечная,

погоды.

ясные,

Осенняя

пасмурные,

погода

дождь, снег). Погода сегодня (вчера).
сегодня,

солнечные, пасмурная, дождливая и др. Рассматривание иллюстраций, подбор иллюстраций к
идет описанию погоды сегодня (вчера). Составление описательного рассказа о погоде
вчера. Знакомство с условными изображениями погоды: ясно, пасмурно, дождь, снег.

Изменения в природе, Отбор условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы
жизни

растений

и учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление
11

животных

в

ни15е

осен- готового календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера).
месяцы: Рассматривание иллюстраций времен года. Нахождение изображения осени.

похолодание,

Составление

описательного

рассказа

(предложений)

по

картинке.

Подбор

листопад (различение прилагательных к словосочетанию «осенняя погода» (осенью погода бывает
листьев деревьев по какой?). Зарисовка осени в альбом. Словарь: осень, пасмурно, ясно, дует ветер
цвету,
14

Парк

(лес, форме), отлет птиц; в Экскурсия. Наблюдение за изменениями погоды осенью, объектов живой и неживой

сквер) осенью

зимние
холод,

15

величине, (ветрено)
месяцы: природы. Сбор природного материала. Составление предложений (описательного
снег,

лед, рассказа) на основе наблюдений по вопросам учителя. Подбор иллюстраций по

мороз,

снежинки, итогам наблюдений. Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений.

птицы

зимой, Изготовление поделки из природного материала. Словарь: парк, сквер, листопад.

Животные

подкормка

осенью

весенние

птиц;

в Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных

месяцы: животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об

потепление, сосульки, образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни
таяние снега, прилет животных, изменениях в образе жизни осенью. Дидактическая игра «Накорми

16

птиц,

распускание животное». Подбор изображений животных в осенний период.

Осенняя

почек;

в

простуда

месяцы:

(профилактик

созревание

а)

потомство
животных.

летние Слушание стихотворения И. Финк «Ой, сыночку стало худо…» Беседа о причинах
жарко, простуды, мерах профилактики. Составление предложений (рассказа) по вопросам
плодов, учителя. Словарь: простуда, закаливание. Отработка практических навыков
у закаливания (умывание прохладной водой)
3 четверть – 9 часов
12

17

Зимняя

Национальные

погода.

традиции в различные период. Подбор прилагательных к слову «зима» (зима какая?) Словарь: снежная,

Календарь

времена года. Правила морозная. Описание объектов и явлений в зимний период по вопросам (инструкции)

погоды

безопасного
поведения

Экскурсия. Нахождение и называние объектов живой и неживой природы в зимний

учителя.

Зарисовка

зимнего

пейзажа.

Отгадывание

загадок.

Нахождение

в иллюстраций, изображающих время года – зима.

различное время года.

Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно, дождь, снег. Отбор
условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы
учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление
готового календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера)

18

Растения

Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстративного

зимой.

материала по итогам наблюдения. Составление предложений по вопросам учителя.

Животные

Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из

зимой

природного материала.
Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных
животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об
образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни
животных, изменениях в образе жизни зимой. Дидактическая игра «Найди
животное». Подбор изображений животных в зимний период

19

Зимние

Беседа о деятельности детей в зимний период. Отбор иллюстраций с предметами

забавы.

для зимних видов деятельности (коньки, санки, лыжи). Составление рассказа по

Зимние

сюжетной картинке.

Активизация словаря: коньки, санки, лыжи, снежки.
13

праздники.

Аппликация «Снеговик» (поделка из бросового материала).

Осторожно,

Знакомство с традициями. Беседа о семейных традициях. Рассматривание атрибутов

лед! (правила

зимних праздников. Словарь: елочные украшения, Новый год, Дед Мороз,

поведения на

Снегурочка. Разучивание стихотворения.

льду)

Рассматривание иллюстраций. Выбор иллюстраций, демонстрирующих правильное
поведение. Составление предложений (рассказа) о правильном поведении по
вопросам

учителя. Разучивание телефонов экстренной

помощи. Просмотр

видеофрагмента
20

Весенняя

Экскурсия. Нахождение и называние объектов живой и неживой природы в

погода.

весенний период. Подбор прилагательных к слову «весна» (весна какая?) Словарь:

Календарь

теплая, дождливая, солнечная. Описание объектов и явлений в весенний период по
вопросам (инструкции) учителя. Зарисовка весеннего пейзажа. Отгадывание
загадок. Нахождение иллюстраций, изображающих время года.
Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно, дождь, гром. Отбор
условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы
учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление
готового календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера)

21

Растения

Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстративного

весной.

материала по итогам наблюдения. Составление предложений по вопросам учителя.

Животные

Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из

весной

природного материала.
14

Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных
животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об
образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни
животных, изменениях в образе жизни весной. Дидактическая игра «Собери
животное (из частей)». Подбор изображений животных в весенний период
22

Праздники.

Знакомство

с

весенними

праздниками.

Беседа

о

семейных

традициях.

Мамин день

Рассматривание атрибутов праздника 8 марта (цветы). Разучивание стихотворения.
Изготовление открытки из готовых форм (аппликация)

23

Летняя погода.

Экскурсия. Нахождение и называние объектов живой и неживой природы в летний

Летний

период. Подбор прилагательных к слову «лето» (лето какое?) Словарь: жаркое,

календарь

солнечное, дождливое. Описание объектов и явлений в летний период по вопросам
(инструкции)

учителя.

Зарисовка

летнего

пейзажа.

Отгадывание

загадок.

Нахождение иллюстраций, изображающих время года.
Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно, дождь, гроза. Отбор
условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы
учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление
готового календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера)
24

Летние забавы.

Рассматривание иллюстраций. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Осторожно,

Нахождение несоответствия на иллюстрации («найди ошибку художника»). Рассказ

речка! (правила

о летнем отдыхе по вопросам учителя. Слушание стихотворения А. Барто «Жарко».

поведения

Ответы на вопросы по тексту стихотворения.

на

15

воде)

Рассматривание сюжетной картинки. Выбор иллюстрации, демонстрирующих
правильное поведение. Составление предложений (рассказа) о правильном
поведении по вопросам учителя. Просмотр видеофрагмента

25

Растения

Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстративного

летом.

материала по итогам наблюдения. Составление предложений по вопросам учителя.

Животные

Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из

летом

природного материала.
Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных
животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об
образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни
животных, изменениях в образе жизни летом. Дидактическая игра «Назови
детенышей животных». Подбор изображений животных в летний период
4 четверть – 8 часов

26

Овощи.

Овощи.

Помидор, Описание натурального объекта (помидор, огурец) по плану учителя. Закрепление

Фрукты.

огурец. Цвет, форма, знания цветов (зеленый, красный), формы (круглый, овальный) объектов. Сравнения

Ягоды

величина, вкус, запах. помидора, огурца по форме, цвету, вкусу, запаху. Соотнесение иллюстраций с
Сравнение овощей по реальным объектом. Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя.
этим

признакам. Изготовление овощного салата (нарезка овощей). Зарисовка объектов по образцу (по

Употребление в пищу.
Фрукты.

шаблону, по трафарету) в альбом (аппликация).

Яблоко, Описание натурального объекта (яблоко, груша) по плану учителя. Закрепление

груша. Цвет, форма, знания цветов (зеленый, красный, желтый), формы (круглый, овальный) объектов.
16

величина, вкус, запах. Сравнения объектов по форме, цвету, вкусу, запаху. Соотнесение иллюстраций с
Сравнение фруктов по реальным объектом. Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя.
этим

признакам. Отгадывание загадок. Зарисовка объектов по образцу (по шаблону, по трафарету) в

Употребление в пищу.
Ягоды:

альбом (аппликация).

клубника, Описание натурального объекта (муляжа) по плану учителя. Закрепление знания

малина. Цвет, форма, цветов (зеленый, красный), формы (круглый, овальный) объектов. Сравнения ягод
величина, вкус, запах. по форме, цвету, вкусу, запаху. Соотнесение иллюстраций с реальным объектом.

27

Сравнение

по Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Зарисовка объектов по

признакам.

образцу (по шаблону, по трафарету) в альбом (аппликация) «Фруктовый компот»

Цветы, травы. Употребление в пищу.
Деревья.

Рассматривание гербария. Нахождение и называние знакомых объектов. Подбор

Внешнее

отличие иллюстраций к названиям цветов. Описание ромашки, розы, клевера, астры по

деревьев,

вопросам учителя. Соотнесение изображения с местом произрастания (садовые,

кустарников,
Узнавание
называние

трав. полевые). Словарь: садовые, полевые, букет. Аппликация «Букет» (букет из
и природного материала).
знакомых Рассматривание листьев (хвои) деревьев. Дидактическая игра « С какого дерева

цветов, трав, деревьев. лист». Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев и называние
Нахождение знакомых знакомых объектов. Зарисовка объекта в альбом. Словарь: лист, хвоя, ствол, ветви,
растений

на корень.

пришкольном участке.

Рассматривание иллюстраций. Дифференциация объектов (дерево-куст). Ответы на
вопросы учителя. Называние и описание знакомых объектов. Нахождение
изученных объектов в природе. Фотографирование объекта. Составление альбома
17

фотографий

«Кустарники». Зарисовка объекта в альбом. Словарь; сирень,

боярышник, шиповник.
28

29

Квест – игра

Экскурсия. Соотнесение иллюстраций с реальным объектом. Соотнесение объекта с

«Угадай

названием. Нахождение объекта по решению загадок. Составление плана рассказа с

растение»

помощью учителя (по опорным словам). Зарисовка объектов по итогам квеста.

Домашние

Домашние животные. Экскурсия (зоомагазин, ферма, питомник). Узнавание и называние знакомых

животные.

Кошка,

Дикие

Узнавание, называние. (рассказа) о повадках животных. Выбор предметов (иллюстраций предметов),

животные

Внешний

вид, необходимых для ухода за животными. Составление предложений (рассказа) о

повадки,

пища. повадках животных. Ответы на вопросы о пользе и вреде животных. Слушание

Сравнение.

Какую аудиозаписи с голосами животных. Дидактическая игра «Узнай животное по

собака. животных. Сравнение собаки, кошки по иллюстрации. Составление предложений

пользу кошка и собака описанию». Дидактическая игра «Угадай. Чьи лапы (хвост, уши)». Просмотр
приносят

человеку, фрагмента мультипликационного фильма (видеофильма). Беседам по итогам

как заботится о них просмотра.
30

Птицы.

человек.

Насекомые

Дикие

Сравнение самолета и птицы. Нахождение сходства (различия). Нахождение и
животные. называние

знакомых

птиц

(голубь,

ворона,

воробей)

на

иллюстрациях.

Волк, лиса. Внешний Рассматривание чучел птиц (из имеющихся). Описание птицы по плану: части тела,
вид.

Образ

жизни. чем покрыто тело, где проживают, чем питаются. Прослушивание аудиозаписи с

Питание.
Птицы.
другие

голосами птиц. Узнавание знакомых птиц по голосу. Ответы на вопросы о пользе и
Голубь

или вреде птиц.

местные Рассматривание

коллекции

насекомых.

Описание

объекта.

Составление
18

птицы. Внешний вид. предложений (рассказа) о жизни бабочки по иллюстрациям. Зарисовка по трафарету
Где

живет,

питается.
пользу

чем (по образцу). Дидактическая игра «Четвертый лишний»-дифференциация объектов
Какую

приносит

человеку.
Насекомые – бабочка.
Польза и вред

31

Части

тела Части тела человека Слушание стихотворения. Показ частей тела со стихотворным сопровождением.

человека.

(голова,

лицо,

шея, Ответы на вопросы учителя по назначению частей тела. Дидактическая игра «Один

Расскажи про туловище, руки, ноги). - много». Отгадывание загадок. Разучивание физкультминутки. Рассматривание
себя

Рука правая и левая. иллюстраций. Нахождение сходства и различия частей тела человека и животных.
Нога правая и левая. Словарь: голова, лицо, туловище, руки, ноги.
Уход за руками (мытье Рассматривание

фотографий

с

изображением

людей

разного

возраста.

рук). Органы зрения, Рассматривание себя в зеркало. Составление описательного рассказа (предложений)

32

слуха.

Глазами

видим.

Ушами

мы о себе, своем теле по вопросам (инструкциям) учителя. Игра «Зеркало» мы выполнение движений в паре друг против друга

Как

мы слышим. Носом мы Рассматривание иллюстративного материала о частях тела человека, плакатов, схем;

ходим.

Как дышим и различаем отгадывание загадок; беседы о теле человека. Повторение физических упражнений

мы
Как

видим. запахи.
мы

по образцу.
Рассматривание своего лица в зеркало. Называние частей лица. Показ эмоций по
19

слышим. Как

инструкции учителя. Дидактическая игра «Чьи глаза ты видишь». Обобщение

мы чувствуем

знаний – ответы на вопросы учителя.
Дидактическая игра «Умей слушать» - узнавание и называние звуков природы
(ветер, волны, дождь и другие). Ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций –
органы слуха человека и различных животных. Игра «Узнай животное» (по
изображению ушей). Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя.
Дидактическая игра «Узнай по запаху». Составление рассказа об органах чувств по
вопросам учителя. Нахождение сходства и различия органов чувств человека и
животного (с помощью учителя). Рисунок «Портрет» в альбоме

33

Гигиена тела

Рассматривание предметов гигиены. Нахождение и называние предметов гигиены,

человека.

отбор необходимых по теме урока. Беседа о правилах гигиены. Составление

Мытье рук

предложений (рассказа) по теме урока. Практическая отработка навыков мытья рук.
Отгадывание загадок.

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».