МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА Приложение №8 к АООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3), утвержденной приказом № 487-О от 01.09.2020г Рабочая программа начального общего образования по физической культуре (адаптивной физической культуре) для обучающихся подготовительного класса Екатеринбург 2020 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура(адаптивная физическая культура)» Личностные результаты освоения предмета: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представления о нравственных нормах; - развитие этических качеств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Предметные результаты: - формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); - взаимодействие со сверстниками по правилам поведения подвижных игр и соревнований; - выполнение технических действий из базовых паралимпийских видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности. Минимальный уровень: - представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; - представления о правильной осанке; - о видах стилизованной ходьбы; - о корригирующих упражнениях в постановке головы, плеч, позвоночного столба, положения тела (стоя, сидя, лёжа), упражнениях для укрепления мышечного корсета; - представления о двигательных действиях; знание строевых команд; умение вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; - представления об организации занятий по физической культуре с целевой направленностью на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; 2 - представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств в процессе участия в подвижных и спортивных играх; - представления о способах организации и проведения подвижных и спортивных игр и элементов соревнований со сверстниками; - представления о спортивных традициях своего народа и других народов; - понимание особенностей известных видов спорта, показывающих человека в различных эмоциональных состояниях; - знакомство с правилами, техникой выполнения двигательных действий; - представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Достаточный уровень: - знания о физической культуре как средства укрепления здоровья, физического развития и физического совершенствования человека; выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; - участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки); - знание видов двигательной активности в процессе физического воспитания; - выполнение двигательных действий; - умение подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений. - знание организаций занятий по физической культуре с различной целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; - знание физических упражнений с различной целевой направленностью, их выполнение с заданной дозировкой нагрузки; знание видов двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств в процессе участия в подвижных играх и эстафетах; -знание форм, средств и методов физического совершенствования; - умение оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях; осуществление их объективного судейства; - знание спортивных традиций своего народа и других народов; - знание некоторых фактов из истории развития физической культуры, понимание её роли и значения в жизнедеятельности человека; - знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности; - знание правил, техники выполнения двигательных действий; 3 - знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием; - соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях; - ознакомиться со свойствами воды на уроках плавания; - не бояться воды, безбоязненно играть и передвигаться по дну удобным способом; - принимать основные исходные положения в плавании; - овладеть простейшими передвижениями в воде, погружением в воду, выдохом в воду; - выполнять скольжения в положении лёжа на груди; - иметь представление о технике безопасности и правилах поведения на уроках по плаванию. 2. Цель образовательной коррекционной работы Стремление к нормализации двигательной деятельности, способствующей, ускорению социальной реабилитации детей. Достижение такого уровня развития двигательных навыков, который даст возможность минимально зависеть от посторонней помощи, вести более активный образ жизни, общаться с другими людьми. Специфические задачи (коррекционные, компенсаторные, профилактические): - коррекция техники основных движений – ходьбы, бега, плавания, прыжков, перелезания, метания, мелкой моторики рук, симметричных и ассиметричных движений; - коррекция и развитие координационных способностей согласованности движений отдельных звеньев тела, при выполнении физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации и др.; - коррекция и развитие физической подготовленности - мышечной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности в суставах; - компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счет сохранных функций в случае невозможности коррекции; - профилактика и коррекция соматических нарушений, осанки, сколиоза, плоскостопия, дыхательной и сердечнососудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма, микротравм; 4 - коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям; дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетических восприятий и т.п.; - коррекция психических нарушений в процессе деятельности – зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного и вербально-логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т.п. 3. Общая характеристика учебного предмета Общие задачи (образовательные, воспитательные, развивающие): - укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды; - обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых навыков и умений; - развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей; - формирование необходимых знаний в области физической культуры личности; - воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности; - воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности. Описание места учебного предмета АФК в учебном плане Сроки освоения программы 1 класса: 2 года. Объем учебного времени: 1-й год обучения – 99ч (3 ч в неделю; 33 учебные недели с учетом дополнительных каникул), 2-й год обучения – 99ч (3 чв неделю; 33 учебные недели с учетом дополнительных каникул). Адаптивная физическая культура проводится в форме группового урока и индивидуального занятия. Индивидуальное занятие направлено на обучение произвольному и дозированному напряжению и расслаблению мышц, нормализации координации, опорности и равновесия, снижение повышенного мышечного 5 тонуса и устранение патологических синкинезий, предупреждение и борьбу с контрактурами, увеличение амплитуды движений и мышечной силы, выработку компенсаторных навыков. Индивидуальные занятия по двигательной коррекции распределяются по необходимости в зависимости от степени тяжести заболевания, объема оперативного вмешательства, отсутствия навыков самообслуживания и возможности самостоятельного передвижения, следовательно, при таком состоянии учащегося количество часов индивидуальных занятий составляет 4 часа в неделю для формирования необходимых навыков. Классы начальной школы, малочисленной наполняемости, разной нозологической группы и тяжелой степени заболевания имеют 3 часа/нед. групповых занятий по АФК. Учащиеся, имеющие среднюю и тяжелую степени заболеваний, посещают уроки адаптивной физкультуры, которые проводятся согласно расписанию в учебное время. Для тех, у кого выявляются наиболее тяжелые нарушения, объем учебного материала в процессе может быть изменен. Необходимость АФК (двигательная коррекция) конкретно для каждого ученика определяет врач по лечебной физкультуре и невропатолог. 3. Содержание учебного предмета Учебный материал составлен с учетом физического развития, моторики, соматического состояния учащихся данного типа школы. Он дает возможность оказывать избирательное воздействие на различные дефекты в элементарных движениях учеников и содействует развитию способности организовать сложные двигательные комплексы, особенно те, которые необходимы в учебной и трудовой деятельности. Весь материал условно разделен на следующие разделы: основы знаний, развитие двигательных способностей (ОФП), профилактические и корригирующие упражнения, гимнастика с элементами акробатики, подвижные и спортивные игры, легкая атлетика, плавание. Профилактические и корригирующие упражнения составлены таким образом, чтобы была возможность избирательного воздействия на ослабленные и спастические группы мышц с целью коррекции нарушенных двигательных функций. В самостоятельный подраздел вынесены дыхательные упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода стоп (их подвижности и опороспособности), а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений. 6 Упражнения этих подразделов в силу особой значимости должны быть включены в каждый урок. Независимо от общих задач и содержания его основной части. Раздел «Развитие двигательных способностей (ОФП)» направлен на развитие физических качеств и на формирование возрастных локомоторностатических функций, необходимых прежде всего в быту, в учебном процессе и трудовой деятельности, в нем выделены подразделы: построения и перестроения, ходьба и бег, перелезание и переползание, ритмические и танцевальные упражнения. Упражнения с предметами в силу их особого значения для детей, вынесены в данный раздел и представлены большим практическим материалом, который необходимо освоить с учениками для обогащения их двигательного опыта. Это упражнения с гимнастическими палками, малыми мячами, с флажками, обручами. При прохождении программы особое внимание нужно уделять формированию правильной, устойчивой и быстрой ходьбы, с индивидуальной коррекцией дефектов походки. Из подвижных игр в настоящую программу включены наиболее распространенные игры среди младшего школьного возраста, проводить которые можно по упрощенным правилам в зависимости от состава класса, а также баскетбол на колясках, бочча, настольный теннис, дартс. Раздел «Легкая атлетика» включает: бег на колясках, метание малого мяча, толкание набивного мяча, прыжок с места. Раздел «Гимнастика с элементами акробатики» включает: упоры, седы, группировка, лежа на спине, перекаты в группировке вперед-назад, вправовлево; ОРУ (общеразвивающие упражнения) на развитие силы мышц туловища и плечевого пояса. Раздел «Плавание» включает: основы плавательной подготовки – теоретические знания, упражнения на суше и в воде, общеразвивающие и специальные упражнения «суша», подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами Система адаптивной физической культуры направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, улучшение функциональных двигательных возможностей всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и поддержание здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает: - полноценную и эффективную работу с учащимися на уроках АФК - рациональную организацию на уроках АФК 7 - организацию утренней зарядки, физкультминуток на уроках способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. № п/п 1. Учебно-тематический план по АФК (1 год обучения) Вид программного материала Кол-во часов Общая физическая подготовка 26 2. Гимнастика с элементами акробатики 21 3. Подвижные игры 26 4. Легкоатлетические упражнения 24 Резерв 2 Итого: 99 Основы знаний. Теоретическ ие сведения. Развитие двигательны х способносте й (ОФП). Теоретические сведения. Формирование общего представления о ФК. Понимание роли и значения уроков физической культуры. Инструктаж по технике безопасности. Научатся ориентироваться в понятии «физическая культура». Требования к уровню подготовки учащихся. Соблюдать правила поведения во время занятий. Знать требования к спортивной форме,понятия «строй», «колонна», «шеренга», «основная стойка». Иметь элементарные знания о разделах программного материала АФК. Основные команды и приемы. Основные исходные положения и изолированные движения. Элементы строевой подготовки. Построение в колонну, шеренгу. Команды «Равняйсь», «Смирно», расчет по порядку, рапорт. Основные виды передвижения. Передвижение в колонне по одному. Передвижение по-пластунски, в упоре стоя на коленях вперед, вперед спиной, приставным шагом. Передвижение в стойке на коленях с опорой на цилиндр. Передвижение на животе по гимнастической скамейке, по скамейке с переходом на гимнастическую стенку. 8 Упражнения в равновесии. Упражнения на развитие функции опорности и равновесия с использованием цилиндра. Требования к уровню подготовки учащихся. Знать и уметь правильно принимать исходные положения, ориентироваться в пространстве (право, лево, верх, вниз, вперед, назад). Знать и уметь выполнять основные движения головы, рук, туловища, ног, иметь представление об основных видах передвижения. Профилакти Дыхательная гимнастика. Упражнения для формирования ческие и правильной осанки. корригирующ Упражнения для увеличения подвижности суставов ие конечностей. Упражнения для развития вестибулярного упражнения аппарата. Развитие координационных способностей. Упражнения для формирования свода стопы (распределено равными частями в течение учебного года). Требования к уровню подготовки учащихся. Уметь выполнять индивидуальные комплексы корригирующей и дыхательной гимнастики, общеразвивающие упражнения на развитие основных физических качеств. Иметь представления об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений. Выполнять упражнения под счет учителя. Гимнастика ОРУ на развитие гибкости без предметов, с малыми мячами. с Упор сидя сзади, упор лежа, упор стоя на коленях. Сед, сед элементами на пятках, сед ноги врозь. Группировка лежа на спине, Акробатики перекаты в группировке вперед-назад, вправо-влево. ОРУ на развитие силы мышц туловища и конечностей. ОРУ с гимнастической палкой. Различные виды хватов (узкий, широкий, одноименный, разноименный). Висы. Упражнения сидя, стоя у гимнастической стенки, простые и смешанные висы. ОРУ для мышц плечевого пояса. Гимнастические упражнения прикладного характера. Преодоление различных препятствий произвольным способом. Требования к уровню подготовки учащихся. Основные исходные положения. Смена исходных положений лежа. Основные движения со сменой направления. 9 Подвижные и спортивные игры Легкая атлетика Строевые упражнения. Лазание. Перелезания. Акробатические упражнения. Группировка, лежа на спине, перекаты вперед- назад. Упоры, стойка на коленях. Упражнения в равновесии. Требования к уровню подготовки учащихся. Знать и уметь: принимать исходные положения, выполнять основные движения, выполнять акробатические упражнения: группировка седы, упоры. Выполнять упражнения в различных висах, лазании, перелезании, упражнения в равновесии. Подвижные игры на развитие равновесия, внимания, пространственного ориентирования «Горячий мяч», «Запрещенное движение». Игры на развитие общей подвижности. «напольный теннис». Бочча. Изучение правил игры, техники броска. ОРУ с мячами для игры в бочча. Требования к уровню подготовки учащихся. Уметь удерживать большой мяч, уметь выполнять основные движения с мячом, иметь представление о передаче мяча различными способами, иметь представление о правилах игры в «бочча» и способах броска мяча « бочча». Иметь представление о правилах игры в « напольный теннис». Техника нападения и защиты. Научаться основе техники владения мячом. Метание малого мяча. ОРУ на развитие подвижности и силы плечевого пояса и суставов верхних конечностей. Техника метания малого мяча в вертикальную, горизонтальную цель, метание мяча на заданное расстояние, на дальность. Передвижение в коляске разного типа. Требования к уровню подготовки учащихся. Знать и уметь выполнять правильный захват малого мяча, Иметь представление о технике метании малого мяча в различные цели. 10 5. Календарно-тематическое планирование № урока тема урока тип/форма урока планируемые результаты обучения Раздел 1: «ОФП» – 26 часов Теоретические сведения Учащиеся получат Правила ТБ, личной гигиены. Основы возможность научиться: знаний по ФК. - правилам личной гигиены и соблюдению режима дня Элементы строевой подготовки. школьника Основные ИП и движения головы, рук и - технике безопасности на ног. уроках Различные ИП. Выполнение изолированных - применять на практике движений головы, рук, ног. полученные знания Элементы строевой подготовки. выполнять элементы Упражнения с предметами и без предметов. строевой подготовки Выполнение упражнений без предметов, с - самостоятельно принимать мячами, гимнастическими палками. ИП и движения головы, рук и ног Различные виды передвижений. - выполнять упражнения по Выполнение различных видов передвижения команде учителя по мату. передвигаться с преодолением препятствий Раздел 2: «Гимнастика с элементами акробатики» – 21 час Элементы строевой подготовки. Учащиеся получат Ознакомление и разучивание возможность научиться: акробатических упражнений. выполнять построение, Правила техники безопасности на уроках расчет и повороты виды/форм ы контроля примечания Учащиеся с множественными двигательными нарушениями находятся в ортопедической укладке в положении лежа на мате. Учащиеся с множественными двигательными нарушениями 11 гимнастики. - выполнять акробатические Выполнение упоров, седов, группировок, упражнения перекатов. - выполнять различные хваты - преодолевать различные Элементы строевой подготовки. препятствия Ознакомление и разучивание - выполнять упражнения в различных хватов. равновесии Выполнение хватов сверху, снизу, узкий,широкий, разноименный Элементы строевой подготовки. Обучение выполнению упражнений в равновесии. Выполнение упражнений в равновесии. Раздел 3: «Подвижные игры» – 26 часов Теоретические сведения о спортивных и Учащиеся получат подвижных играх. ОРУ с мячами. возможность научиться: Спортивные игры с мячом. Игры в - узнавать спортивные игры с школьной программе. ТБ мячом выполнять построение, Элементы строевой подготовки. ОРУ с расчет и повороты мячами Бочча. Броски мяча Бочча в цель. - правилам игры в «Бочча» Игра «Бочча». - владеть мячом Выполнение ОРУ с мячами бочча. выполнять остановку, Выполнения бросков мячей бочча в цель. передачу и ловлю мяча Элементы строевой подготовки. - выполнять бросок по воротам Обучение прокатыванию и остановке мяча. - взаимодействовать с другими Взаимодействие игроков в парах, тройках. учащимися (игроками) Выполнение прокатывания и остановки мяча. Элементы строевой подготовки. Взаимодействие игроков. Бросок по находятся в ортопедической укладке в положении лежа на мате. Использование рампы (желоба) Учащиеся с множественными двигательными нарушениями находятся в ортопедической укладке в 12 воротам. Выполнение броска по воротам. Раздел 4: «Легкоатлетические упражнения» – 24 часа Элементы строевой подготовки. Учащиеся получат Теоретические сведения возможность научиться: Разучивание техники метания малого мяча. - знать и применять на Дисциплины, входящие в л/а практике технику безопасности Техника безопасности на уроках. при метании Техника метания малого мяча. выполнять построение, расчет и повороты Элементы строевой подготовки. - метать мяч на дальность с Метание малого мяча в вертикальную и места горизонтальную цели. - метать мяч в горизонтальные, Попадание малым мячом в вертикальную и вертикальные цели горизонтальную цель. - метать на определенное Элементы строевой подготовки. расстояние Метание малого мяча на дальность. передвигаться с Метание малого мяча на дальность. преодолением различных Элементы строевой подготовки. препятствий Преодоление полосы препятствий. Передвижение с преодолением различных препятствий. положении лежа на мате. Учащиеся с множественными двигательными нарушениями находятся в ортопедической укладке в положении лежа на мате. Учащиеся множественными двигательными нарушениями выполняют индивидуальное задание. с Резерв 2часа Используемые в рабочей программе сокращения: ФК – физическая культура ОФП – общая физическая подготовка 13 Л/А – легкая атлетика ОРУ – общеразвивающие упражнения ТБ – техника безопасности ИП – исходное положение типы/формы урока: ИНМ – изучение нового материала ПИМ – повторение изученного материала ФР – фронтальная работа ИД – индивидуальная работа виды/формы контроля: Т – тест 14