Рабочая программа по чтению

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА

Приложение №2
к АООП НОО обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (вариант 6.3),
утвержденной приказом № 487-О от 01.09.2020г

Рабочая программа
начального общего образования по чтению
для обучающихся подготовительного класса

Екатеринбург
2020

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение»
Личностные результаты
положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное
отношение
к
одноклассникам,
сочувствие,
сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь
на вопросы учителя;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий и действий
одноклассников;
- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких
предложений);
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в
общении правила вежливости;
- называть свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес.
Предметные результаты
-

Достаточный уровень:
- понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от
дошкольника;
- знать правила поведения учащихся в школе;
- понимать и выполнять правила посадки за партой;
- дифференцировать шесть основных цветов, правильно называть их;
- выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур
по образцу;
- дифференцировать звуки окружающего мира, соотнося их с речевыми
звуками;
- исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;
- иметь практические представления о таких понятиях как предложение,
слово, часть слова (слог), звук;
- составлять предложения на основе выполненного действия, по картинке, по
2

вопросу учителя;
- определять количество слов в предложении (2 – 3), выкладывать условнографическую схему предложения и слов его составляющих;
- делить двусложные слова на слоги (части), с опорой на схему;
- выделять звуки А, У, М, О, Х, С, Н, в начале слов, с опорой на
иллюстрацию и схему;
- знать наизусть 2 - 3 коротких стихотворения (четверостишия);
- рассказывать содержание знакомой сказки (рассказа) с опорой на
иллюстрации, вопросы учителя;
- рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и
геометрические фигуры;
- рисовать несложные орнаменты, рисунки;
- выполнять штриховку;
- рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка;
- рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
Минимальный уровень:
- знать правила поведения учащихся в школе;
- называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой
на иллюстрации;
- знать основные цвета (3 цвета), называть и дифференцировать их;
- находить лишний предмет по цвету, форме, величине;
- подбирать по образцу геометрические фигуры, выкладывать из них
простейшие изображения предметов по образцу и с помощью учителя;
- различать и дифференцировать звуки окружающей действительности;
- иметь практические представления о таких понятиях как предложение,
слово;
- составлять предложение из двух слов по действию, предметной картинке,
вопросу учителя, выделять каждое слово с помощью учителя с опорой на
условно- графическую схему;
- выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
- рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и
геометрические фигуры;
- рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка.
2. Цели образовательно-коррекционной работы
Примерная рабочая программа учебного предмета «Чтение. Обучение
грамоте разработана на основе Примерной адаптированной основной

3

общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования
обучающихся с обучающихся с НОДА с умственной отсталостью.
Чтение является важной составляющей частью образования
обучающихся с НОДА с умственной отсталостью. Овладение знаниями и
умениями в данной предметной области является необходимым условием
успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных
компетенций.
Основная цель обучения чтению детей с НОДА с умственной
отсталостью неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в
создании
условий
для
максимального
удовлетворения
особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение
ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в
современном обществе.
Согласно ПрАООП обучение в подготовительном классе не является
обязательным и организуется на усмотрение образовательного учреждения.
Подготовительный
класс
имеет
пропедевтико-диагностическую
направленность, которая позволяет обеспечивать у обучающихся
формирование физической, социально-личностной, коммуникативной и
интеллектуальной готовности к освоению АООП. Обучение в
подготовительном классе формирует готовность к участию в
систематических учебных занятиях, в разных формах группового и
индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и
внеурочное время. На уроках происходит обогащение знаний обучающихся о
социальном и природном мире, опыта в доступных обучающимся с НОДА с
умственной отсталостью видах детской деятельности (рисование, лепка,
аппликация, ручной труд, игра и др.).
3. Общая характеристика учебного предмета
В подготовительном классе реализуются следующие направления
работы:
- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения
сотрудничать с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в
учебной ситуации, в решении бытовых задач;
- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные
речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;
- коррекция недостатков и развитие сенсомоторной сферы школьников на
основе различных упражнений по воспитанию слухового, зрительного,
тактильного восприятия, артикуляционной моторики, движений кистей рук и
пальцев;
4

- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными
практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за
разнообразными явлениями в окружающей среде;
- практическое овладение понятиями слово и предложение, формирование
умения правильно оформлять предложение, состоящее из 2–4 слов с опорой
на выполняемые действия, картинки или проведенные ранее наблюдения;
- знакомство с пятью звуками и обозначающими их буквами печатного
шрифта, умение слышать звуки в начале и конце слова, выделять изучаемый
звук;
- чтение двубуквенных слогов (закрытых и открытых) и слов из этих
слоговых структур, их звуко-буквенный анализ (на усмотрение учителя, в
зависимости от уровня учащихся).
Знакомство учащихся только с печатным шрифтом при изучении букв
объясняется сложностью параллельного усвоения и дифференциации
четырех буквенных знаков, обозначающих один и тот же звук, а также теми
трудностями, которые возникают у детей при переводе графического образа
буквы с печатного на рукописный шрифт. В связи с этим в подготовительном
классе школьники овладевают первоначальными навыками чтения в
предельно ограниченном объеме, как с точки зрения буквенных знаков, так и
слоговых структур. Подготовка учащихся к письму осуществляется в
процессе выполнения различных по характеру упражнений: раскрашивание
по трафарету геометрических фигур, рисование несложных орнаментов,
обведение контуров рисунков, в том числе аналогичных буквенным знакам,
письмо элементов букв и др.
Знакомство со звуками и буквами и формирование первоначальных
навыков послогового чтения в подготовительном классе проводится в том
случае, если учащиеся не испытывают трудностей в овладении понятиями
слово, предложение, слог. В противном случае этот материал изучается в
разделе «Обучение грамоте», начиная с 1-го класса.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования
обучающихся с НОДА с умственной отсталостьюдля подготовительного
класса, курс чтения в рассчитан на 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели).
4. Содержание учебного предмета
Подготовка к усвоению грамоты включает в себя:
1. Подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения:
- развитие слухового внимания, фонематического слуха;
- элементарный звуковой анализ;
5

- совершенствование произносительной стороны речи;
формирование
первоначальных
языковых
понятий:
«слово»,
«предложение»; часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки»;
- деление слов на части;
- выделение на слух некоторых звуков;
- определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
2. Подготовку к усвоению первоначальных навыков письма:
- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на
плоскости листа;
- совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук;
- усвоение гигиенических правил письма.
3. Речевое развитие:
- понимание обращенной речи;
- выполнение несложных словесных инструкций;
- называние предметов, подбор слов, характеризующих их по основным
свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, материалу), подбор
обобщающих слов к группе предметов, объединенных по определенному
признаку;
- обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным
грамматическим категориям;
- активизация словаря;
- составление нераспространенных и простых распространенных
предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого
действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т.д.);
- расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального
общения;
- формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической
речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на
основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей
действительностью, выражение своей просьбы и желания и т.п.;
- слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, ответы на
вопросы по содержанию прослушанного текста;
- рассказывание сказки с помощью учителя с опорой на наглядность;
- разучивание коротких стихотворений с голоса учителя.
Развитие зрительного восприятия и пространственной
ориентировки
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий,
желтый, зеленый, белый, черный), их последовательное введение.
Выкладывание и называние цветных полосок по показу учителя. Различение
6

коротких и длинных полосок. Составление из цветных коротких и длинных
полосок по образцу схематического изображения знакомых предметов.
Выкладывание по образцу из полосок (ниточек) различного цвета и
величины прописных буквенных знаков печатного шрифта (А, У, М, О, Х, С,
Н) без их называния.
Знакомство и последовательное введение простейших геометрических
фигур (квадрат, треугольник, круг). Подбор одинаковых фигур разного цвета
или разной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур
разного цвета (сначала из двух фигур, потом – трех). Выкладывание из
геометрических фигур конфигураций знакомых предметов. Показ и
называние предметов, их изображений в заданном порядке (2 – 3 предмета)
слева направо. Узнавание предмета по его части, составление предмета из
частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки.
Выкладывание из кубиков (4 кубика) картинки по образцу. Исключение
лишнего предмета из ряда предложенных (2 – 3) по заданной характеристике:
цвету,
форме,
величине.
Рисование,
лепка,
конструирование,
легоконструирование, дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные
картинки, счетный материал, природный материал, геометрические формы и
фигуры.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха и
элементарного звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, их узнавание
(шуршание листьев под ногами, шум ветра, дождя и др.). Использование
игровых упражнений на определение источника звука (кто позвал?),
направления звука (отгадай, где пищит мышка), силы звука (найди
спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков) и т.д. Дифференциация
неречевых звуков: различные и сходные звуки: звон маленького
колокольчика и большого колокольчика, шуршание толстой и тонкой бумаги,
тихие шаги и топот, писк большой или маленькой резиновой игрушки и т.д.
Имитация голосов животных: кто как голос подает, узнавание
животного по имитации голоса: корова – му, собака – ав и др. Соотнесение
звуков окружающего мира с речевыми звуками: как звенит комар, воет ветер,
жужжит жук и др.
Работа над звукопроизношением
Выполнение артикуляционных упражнений и дыхательной гимнастики.
Подражание речи учителя; соотнесение звуков с реальным объектом;
заучивание и четкое, правильное произнесение вслух слов, предложений,
пословиц, строчек из стихотворений и т.п.
7

Слово
Практическое знакомство со словом (назови предметы, повтори все
слова и др.). Фиксация слова условно-графическим изображением (черта
черного цвета). «Чтение» зафиксированных слов, их соотнесение с
конкретными предметами. Четкое различение предмета и слова (где предмет,
а где записано слово?) Называние окружающих предметов, предметов на
картинке, запись слов условно-графической схемой. Дифференциация
сходных по звучанию слов (раз-два-три, без ошибок повтори: дом – дым,
мишка – миска, Боря - Поля) с показом предметов или их изображений.
Выделение слов из ряда предложенных на слух (2 – 3 слова) с фиксацией
каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение
Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации
действий: Маша пишет. Коля читает. Фиксация предложения условнографическим изображением. Составление предложений из 2 слов, далее из 3
по подобию с опорой на картинку (Бабушка читает. Девочка читает. Мальчик
читает; Девочка читает. Девочка рисует, Девочка спит). Составление схем
предложений (длинная полоска черного цвета с вертикальной чертой в
начале и точкой в конце). «Чтение» каждого предложения.
Деление предложения на слова, их фиксация условно-графической
схемой и последующее «чтение» предложения. После того как у учащихся
будет сформировано представление о предложении, их внимание обращается
на возможность деления предложения на отдельные слова, что находит
отражение в условно-графическом изображении. Черные короткие полоски
под схемой предложения — слова, входящие в данное предложение.
Различение сходных предложений, сказанных учителем, показ
ситуации на картинке: У маленькой Веры машина. У маленького Игоря тоже
машина. Катя держит мишку. Катя держит кошку.
После успешного формирования практических представлений о
предложении и слове как разных единицах речи, двухуровневая схема
предложения «сворачивается», в ней сразу обозначаются входящие в
предложение слова, а вертикальная черта на месте первого слова и точка в
конце сохраняются, как и в предыдущем варианте схемы.
Часть слова (слог)
Деление двусложных слов на части (А-ня, О-ля, Ви-тя). Игровые
упражнения на произнесение слов по слогам в сопровождении хлопков,
шагов, музыкальных инструментов (бубна, барабана). Фиксация части слов
8

(слогов) условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам с
опорой на картинку и условно – графическую схему.
Дифференциация сходных слогов: ма – мо, со – су, ма – на, ва – фа, бо
– по, ту – ду и т.д.
Буква
Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в
виде целостных нерасчлененных структур (без называния буквы и
соотнесения ее со звуком): А, У, М, О, Х, С, Н.
Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение
одинаковых букв друг на друга, объединение одинаковых букв, разных по
размеру, складывание предъявленной буквы из палочек, полосок. При
правильном назывании букв, учитель поощряет школьников, но не обязывает
их запомнить название буквы.
Звук и буква
Чтение букв, выделение знакомой буквы среди других.
Слог
Образование и чтение слогов с изученными согласными в данной
последовательности: слог, состоящий из одной гласной в словах (а - у, у – а),
закрытые двубуквенные слоги (ам, ум); открытые двубуквенные слоги (ма,
му). Дифференциация сходных звуков в слогах: ам - ан, ма - на, ха - хо.
Термин «слог» не используется, используется понятие «часть слова».
Слово
Чтение слов, состоящих из двух слогов с изученными слоговыми
структурами: ма - ма, му - ха, у - ха и др. Составление слов из заданных
слогов с опорой на картинку, дополнение слога до слова одним из двух
предложенных слогов (с опорой на картинку).
Звук
Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные
упражнения в игре: покатай ватный шарик, назови на одном выдохе игрушки
на столе (2 – 3) и др. Отработка четкого и выразительного произношения на
материале коротких стихотворений, потешек, чистоговорок вместе с
учителем. Дифференциация сходных звуков. Использование игровых
приемов. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков.
Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его
произнесении учителем (в двустишии, чистоговорке). Обозначение звука
условным значком (белым квадратиком). Подбор слов, начинающихся с
заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.

9

5. Календарно-тематическое планирование учебного предмета
(4 часа в неделю)
№

Колво

Содержание темы
Тема урока

часов
Выявление
представлений
детей о школе и
празднике 1
сентября
Звуки вокруг нас.
Различение
неречевых звуков
окружающей
действительности

1-2

2

3-6

4

7-8

2

Обобщающий урок

9-12

4

Звуки вокруг нас
(источник
звука,
направление звука,
сила звука)

1. Беседа с опорой на иллюстрацию.
2. Выполнение заданий по словесной инструкции (сядь за парту, возьми карандаш и т.п.).
3. Составление рассказа по вопросам учителя с опорой на иллюстрацию и жизненный опыт.

1. Различение и выделение звуков окружающей действительности с опорой на иллюстрации,
аудио и видео материалы
2. Определение источника звука с опорой на практические действия
3. Имитация звуков животного мира.
4. Увеличение количества определяемых на слух источников звука
5. Выполнение простых поручений по словесному заданию. Простейшие словесные отчеты по
выполненному поручению.
6. Запоминание нескольких предметов (от 2 до 4) с опорой на иллюстрации.
7. Описание и сравнение предметов по цвету на основе зрительного восприятия.
8. Беседа по картине. Составление простых предложений, называние цветов (осенние краски).
9. Рассказывание сказки с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Активизация и
обогащение словаря.
10.
Разучивание с голоса учителя потешек, двустиший.
1. Различение неречевых звуков окружающей действительности. Узнавание и имитация звуков
окружающей действительности с опорой на картинки и собственные представления
2. Определение источника звука с опорой на практические действия, аудиозапись, натуральные
предметы.
10

Определение направления звука, исходящего из одного источника, из разных источников.
Определение силы звука.
Имитация голосов животных.
Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации, вопросы учителя с использованием элементов
драматизации. Активизация и обогащение словаря.
7. Выполнение простых поручений по словесному заданию. Словесный отчет.
8. Описание и сравнение предметов по цвету, по форме. По двум признакам (по цвету и форме).
3.
4.
5.
6.

13-14

2

Обобщающий урок

15-18

4

Практическое
ознакомление
с
понятием «слово»
и его условнографическим
изображением
1.

19-20

2

Обобщающий урок

21-24

4

Понятие «слово» и
его
условнографическое
изображение.
«Чтение» условнографической
записи
слов
сходных
по

1. Называние предметов, изображённых на картинках, введение понятия «слово».
2. Знакомство с условно-графическим изображением слова (черта черного цвета), «чтение»
условно-графической схемы слов.
3. Условно-графическая фиксация слова с последующим его «чтением».
4. Кодирование слов, предложенных учителем к сюжетной картинке, их «чтение».
5. Описание и сравнение предметов по цвету, форме на основе словесного образца. Описание
предмета по двум признакам.
6. Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Словесный отчет.
7. Подбор слов к картинке на сюжет сказки в точном соответствии с количеством условнографических изображений. Активизация и обогащение словаря.
8. Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя.
9. Разучивание четверостишия с голоса учителя.
Отработка понятия «слово» и его условно-графическое изображение.
«Подпись» картинки словами с их последующим «чтением» по порядку и вразбивку.
Дифференциация сходных по звучанию слов.
«Чтение» условно-графической записи слов, сходных по звучанию парами с опорой на
картинки.
5. «Чтение» условно-графической записи слов, сходных по звучанию по порядку и вразбивку к
картинке на сюжет сказки.
6. Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя, с элементами
1.
2.
3.
4.

11

звучанию

25-26

2

Обобщающий урок

27-30

4

Практическое
ознакомление
с
понятием
«предложение» и
его
условнографическим
изображением
(схема
предложения
без
деления на слова)

31-34

4

Понятие
«предложение» и
его
условнографическое
изображение.
«Чтение»
и
«запись»
предложений
(схема
предложения
без
деления на слова)

драматизации. Активизация и обогащение словаря.
7. Составление по вопросам учителя предложений, включающих описание предмета. Описание
предмета по трем признакам (цвет, форма, величина) с опорой на символический план.
1. Составление предложений по картинкам, знакомство с понятием «предложение» и его условно2.
3.
4.
5.
6.

7.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

графической схемой (схема предложения без деления на слова).
Составление предложений в соответствии с количеством условно-графических схем и их
последующее «чтение» (схема предложения без деления на слова).
Составление предложений с опорой на ситуационную картинку, с последующим чтением их в
условно-графической записи.
Подбор слов и предложений по темам, заданным учителем, с последующим кодированием и
«чтением» (работа на партах со схемами, вырезанными из чёрной бумаги).
Беседы на темы, заданные учителем.
Заучивание коротких стихотворений с голоса учителя. Упражнения в рассказывании
стихотворений с правильным использованием силы голоса и темпа речи по образцу учителя.
Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя.
Составление предложений по ситуационным и предметным картинкам, их кодирование и
«чтение».
Подбор одной из двух близких по содержанию картинок к заданному предложению, фиксация
предложения условно-графическим изображением и последующее «чтение».
Составление, кодирование и «чтение» предложений к сказкам, предложенным учителем.
Активизация и обогащение словаря Воспроизведение сказок по вопросам учителя с опорой на
наглядность. Озвучивание реплик с подражанием их голосам.
Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя.
Запоминание на слух и точное воспроизведение предложения с постепенным увеличением его
на одно слово.
Соотнесение заданного предложения с одной из двух близких по содержанию картинок и
точное воспроизведение его.
Восприятие на слух и точное воспроизведение двух коротких близких по содержанию
предложений.
12

35-36

2

Обобщающий урок

37-40

4

Знакомство
с
новым
видом
схемы
предложения.
Деление
предложения,
состоящего из двух
слов, на слова, его
условнографическое
изображение
и
«чтение»

41-44

4

Составление
предложений
трёх
слов,
условнографическое
изображение
«чтение»

45-46

2

из
их
и

1. Деление предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные
ощущения и условно-графическое изображение предложения.
2. Знакомство с новым видом схемы предложения. «Чтение» предложений из двух слов с опорой
на иллюстрации, вопросы учителя.
3. Рассматривание картинок, придумывание и проговаривание слов, предложений. Составление
предложений по схеме Кто? Что делает по ситуационной картинке, по аналогии, по предметной
картинке, по условно-графическому изображению.
4. Составление по картинкам предложений из двух слов на заданную тему, их «чтение» и
последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме.
5. Беседы на темы, заданные учителем с опорой на картинки. Соотнесение картинок с помощью
вопросов учителя. Активизация и обогащение словаря.
6. Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя.
7. Чтение учителем небольших рассказов, ответы на вопросы к тексту с опорой на ситуационные
картинки.
8. Запоминание и воспроизведение постепенно увеличивающегося на одно слово ряда слов по
теме, заданной учителем, с опорой на их условно-графическое изображение.
1. Составление предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических
записей. «Чтение» предложений по условно графической записи
2. Деление данного предложения состоящего из трех слов, на слова. Условно-графическая
фиксация слов в предложении. Чтение предложения.
3. Составление предложений из трёх слов по ситуационным картинкам, по двум предметным
картинкам, с подстановкой различных слов действий. Чтение и последующее выделение
каждого слова на слух и в условно-графической схеме.
4. Заучивание четверостиший, пословиц, потешек с голоса учителя. Упражнения в рассказывании
наизусть.
5. Слушание коротких рассказов, сказок. Пересказ содержания по вопросам учителя, с опорой на
иллюстративный материал, с элементами драматизации.

Обобщающий урок

13

Составление
предложений
из
двух-трёх слов, их
условнографическое
изображение
и
«чтение»
Обобщающий урок

1. Деление предложений на слова, их условно-графическая запись, «чтение»
2. Составление предложений по ситуационным картинкам с заданным количеством слов, их
условно-графическая фиксация и последующее «чтение».
3. Активизация словаря. Обобщение словарного запаса по разным темам категориями: словапредметы, слова-действия, слова-признаки.
4. Составление предложений «по следам» изученных стихотворений, сказок, рассказов. Работа над
распространением предложений.

Знакомство
с
делением слова на
слоги. «Чтение» и
условнографическое
изображение слов,
разделенных
на
слоги
Обобщающий урок

1. Деление простых по слоговой структуре слов на слоги с помощью выполнения действий.
Использование выражения «часть слова».
2. Знакомство с условно графическим изображением слова, разделенного на слоги (вертикальная
полоска).
3. Деление слова на слоги, «письмо» и «чтение» слов слитно и по слогам.
4. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Передача содержания произведений с опорой
на иллюстрации и вопросы учителя. Использование элементов драматизации.

6

Деление слова на
части.
Дифференциация
сходных слогов и
слов

1. Деление слов на слоги и «чтение» их в условно-графической записи слитно и по слогам. Четкое
произнесение каждого слога в словах. Слитное «чтение» и «чтение» по слогам.
2. Дифференциация сходных слогов (ма – мо, ту – ду).
3. Дифференциация сходных слов (мак – бак, мишка – миска, осы – косы, рот – крот). Игра «Раз,
два, три – повтори и покажи».
4. Заучивание с голоса учителя четверостиший, потешек, пословиц, чистоговорок, включающих в
себя слоги и слова сходные по звучанию и оппозиционными звуками.
5. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с
опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации.

65-66

2

Обобщающий урок

67-70

4

Выделение звука А
в начале слова,

47-50

4

51-52

2

53-56

4

57-58

2

59-64

1. Определение места звука А в словах, обозначающих предметные картинки.
2. Знакомство с новым видом схемы слова, на которой звук показан в виде пустого квадратика.
14

фиксация
условнографическим
изображением
схеме слова
71-74

4

75-76

2

77-80

4

его
в

«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.
3. Подбор слов, начинающихся со звука А. Условно-графическая запись слова.
4. Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах.
5. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с
опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации.

Выделение звука У
в начале слова,
фиксация
его
условнографическим
изображением
в
схеме слова
Обобщающий урок

1.
2.
3.
4.
5.

Определение места звука У в словах, обозначающих предметные картинки.
«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.
Подбор слов, начинающихся со звука У. Условно-графическая запись слова.
Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах.
Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с
опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации.

Образование
чтение слогов
буквами А и У

1.
2.
3.
4.

Определение места звука А и У в словах, обозначающих предметные картинки.
«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.
Подбор слов, начинающихся со звука А и У. Условно-графическая запись слов и первого звука.
Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука
А и У.
Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА. Работа над восклицательной интонацией при
чтении.
Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с
опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации.
Определение места звука М в словах, обозначающих предметные картинки.
«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.
Подбор слов, начинающихся со звука М. Условно-графическая запись слова.
Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах.
Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с
опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации.

и
с

5.
6.
81-84

4

Выделение звука М
в начале слова,
фиксация
его
условнографическим
изображением
в
схеме слова

1.
2.
3.
4.
5.

15

85-88

4

Составление слогов
и слов из букв А, У,
М

89-92

4

93-98

6

Выделение звука О
в начале слова,
фиксация
его
условнографическим
изображением
в
схеме слова
Составление слогов
и слов из букв А, У,
М, О

1. Определение места звука А, У, М в словах, обозначающих предметные картинки.
2. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.
3. Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М. Условно-графическая запись слов и первого
звука.
4. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука
А, У, М.
5. Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ. Работа над восклицательной
интонацией при чтении.
6. Составление и чтение слова МА - МА
7. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с
опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации.
8. Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации.
1. Определение места звука О в словах, обозначающих предметные картинки.
2. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.
3. Подбор слов, начинающихся со звука О. Условно-графическая запись слова.
4. Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах.
5. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с
опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации.
1. Определение места звука А, У, М, О в словах, обозначающих предметные картинки.
2. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.
3. Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М, О. Условно-графическая запись слов и первого
звука.
4. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука
А, У, М, О.
5. Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ. Работа над
восклицательной интонацией при чтении.
6. Составление и чтение слова МА – МА
7. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с
опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации.
8. Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации.
16

99-102

4

103-108

6

Выделение звука Х
в начале слова,
фиксация
его
условнографическим
изображением
в
схеме слова
Составление слогов
и слов из букв А, У,
М, О, Х

1.
2.
3.
4.
5.

1. Определение места звука А, У, М, О, Х в словах, обозначающих предметные картинки.
2. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.
3. Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х. Условно-графическая запись слов и
4.
5.
6.
7.
8.

109-112

4

113-118

6

Выделение звука С
в начале слова,
фиксация
его
условнографическим
изображением
в
схеме слова
Составление слогов
и слов из букв А, У,
М, О, Х, С

Определение места звука Х в словах, обозначающих предметные картинки.
«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.
Подбор слов, начинающихся со звука Х. Условно-графическая запись слова.
Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах.
Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с
опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации.

1.
2.
3.
4.
5.

первого звука.
Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука
А, У, М, О, Х.
Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ,
ХА, ХО, ХУ,. Работа над восклицательной интонацией при чтении.
Составление и чтение слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА.
Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с
опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации.
Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации.
Определение места звука С в словах, обозначающих предметные картинки.
«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.
Подбор слов, начинающихся со звука С. Условно-графическая запись слова.
Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах.
Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с
опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации.

1. Определение места звука А, У, М, О, Х, С в словах, обозначающих предметные картинки.
2. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.
3. Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С. Условно-графическая запись слов и
первого звука.
4. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука
17

119-122

4

123-128

6

129-132

4

Выделение звука Н
в начале слова,
фиксация
его
условнографическим
изображением
в
схеме слова
Составление слогов
и слов из букв А, У,
М, О, Х, С, Н

А, У, М, О, Х, С.
5. Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ,
ХА, ХО, ХУ, АС, ОС, УС, СА, СО, СУ. Работа над восклицательной интонацией при чтении.
6. Составление и чтение слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА, СОМ.
7. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с
опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации.
8. Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации.
1. Определение места звука Н в словах, обозначающих предметные картинки.
2. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.
3. Подбор слов, начинающихся со звука Н. Условно-графическая запись слова.
4. Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах.
5. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с
опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации.
1. Определение места звука А, У, М, О, Х, С, Н в словах, обозначающих предметные картинки.
2. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме.
3. Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С, Н. Условно-графическая запись слов и
первого звука.
4. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука
А, У, М, О, Х, С, Н.
5. Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ,
УХ, ХА, ХО, ХУ, АС, ОС, УС, СА, СО, СУ, АН, ОН, УН, НА, НО, НУ. Работа над
восклицательной интонацией при чтении.
6. Составление и чтение слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА, СОМ, НОС, СОН.
7. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с
опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации.
8. Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации.

Повторение
пройденного
материала

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».