МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА Приложение № 7 к СИПР, утвержденной приказом № 487-О от 01.09.2020г. Рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» Екатеринбург 2020 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Личностные и предметные результаты освоения предмета. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся СИПР является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Личностные результаты освоения СИПР: 1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»; 2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 3) освоение доступных социальных ролей обучающегося (ученика, сына, пассажира и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности; 4) развитие самостоятельности и представлений о нравственных нормах, принятых правилах; 5) развитие этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам близких людей; 6) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Предметные результаты освоения СИПР в области адаптивной физической культуры: 1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений: 1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т. ч. с использованием технических средств); 1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей; 1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости; 1.4 умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др. 2. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: плавание: 2.1 Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью: 3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития разработана в соответствии с нормативными документами. Цели рабочей программы: 1. Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. 2. Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических средств). 3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью. 4. Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств. Целью рабочей программы по адаптивной физической культуре для ребёнка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями является оптимизации физического состояния и развития ребенка. Задачи: 1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений и игровой деятельности. 2. Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим. 3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса. 4. Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений). 5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти. Общая характеристика предмета. Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой. Учебный материал может быть скорректирован с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Место предмета в учебном плане. Предметная область Физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана и ее освоение обеспечивается в рамках учебного предмета адаптивная физическая культура. В СИПР обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусмотрено 34 часов в год, 1 час в неделю. Продолжительность учебного года составляет 34 недели. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел Физическая подготовка Коррекционные подвижные игры Плавание Общее количество часов количество часов 17 9 8 34 Содержание предмета адаптивная физическая культура отражено в трех разделах: «Физическая подготовка», «Плавание», «Коррекционные подвижные игры». Основное содержание этих разделов построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития: Первый этап – ознакомление с двигательным действием на этом этапе используются словесные методы (рассказ, описание, объяснение, разбор) и наглядные методы (непосредственный, опосредованный, замедленный показ). Второй этап – начальное разучивание используется метод упражнения, контактный метод обучения в сочетании со словесным, метод физического сопровождения и т.д. Третий этап – углубленное разучивание применяются словесные, наглядные методы и их сочетание, вспомогательные методы (направляющая помощь педагога по ходу выполнения движения, фиксация положения тела, принудительное ограничение движения) и т.п. Четвертый этап – повторение используются словесный метод (задание, указание и др.), целостный метод с отработкой отдельных частей по ходу выполнения упражнения, игровой. Пятый этап – закрепление используются игровой метод, целостный и т.д. Количество этапов освоения движения может быть увеличено до семи (Л.Н. Ростомашвили, 2015). Продолжительность каждого из этапов может индивидуально корректироваться. Но, как правило, на первом уроке при освоении каждого из разделов происходит ознакомление с новым движением и его начальное разучивание. На втором уроке углубленное разучивание и повторение. Поэтому, содержание каждого урока повторяется дважды. Два последних урока раздела (как правило, это два последних урока четверти) отведены на закрепление основного содержания раздела в игровой форме. Освоение раздела «Физическая подготовка» проходит в первой и четвертой четвертях, так как по данному разделу в ПАООП предполагается освоение наибольшего спектра движений: общеразвивающие и корригирующие упражнения, ползание, передача предметов, прокатывание мяча. Раздел «Плавание» осваивается во второй четверти и основными задачами ставится познакомить детей с помещением бассейна, с правилами личной гигиены и поведения в бассейне, научить входить в воду безбоязненно, передвигаться по дну бассейна, выполнять вдох, задержку дыхания и выдох, погружаться в воду с опорой и без опоры. Содержание раздела «Коррекционные подвижные игры» предусмотрено в третьей четверти и построено с учетом скорости освоения учащимися правил игры и сочетания подвижных и коррекционных игр. В разделе используются следующие виды коррекционных игр: - формирование способности вести совместные действия с партнером; - развитие тактильной чувствительности; - активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти; - развитие речевой деятельности, способности к звукоподражанию. Освоение одного комплекса общеразвивающих и корригирующих упражнений происходит с использованием разных предметов в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающегося. Освоение правил одной коррекционной подвижной игры также происходит в течение двух уроков. Предусмотрены следующие виды работы на уроке: словесные: объяснения, словесные инструкции, распоряжения, команды; физические упражнения: с помощью, с частичной помощью, по образцу, по словесной инструкции. 4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока Тема Основное содержание Раздел программы физическая подготовка – 9 часов Вводный урок Начальные сведения о 1 Предварительный контроль. 2 Общеразвивающие и корригирующие упражнения 3 Общеразвивающие и корригирующие упражнения 4 Общеразвивающие и корригирующие упражнения 5 Общеразвивающие и корригирующие упражнения Виды деятельности физической культуре. Объяснение. Назначение спортивного инвентаря и оборудования. Правила поведения при занятиях физической культурой. Тестирование. Развитие общей выносливости. Развитие Ознакомление. Начальное разучивание. сердечнососудистой и дыхательной систем. ОРУ без предметов. Корригирующие дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос). Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Развитие общей выносливости. Развитие Ознакомление. Начальное разучивание. Стойка сердечнососудистой и дыхательной систем. ноги врозь. ОРУ с предметами. Корригирующие дыхательные упражнения: произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Развитие общей выносливости. Развитие Ознакомление. Начальное разучивание. сердечнососудистой и дыхательной систем. ОРУ с предметами. Корригирующие упражнения: сюжетные дыхательные упражнения. Углубленное разучивание.Повторение. (Содержание предыдущего урока) Построения, общеразвивающие и корригирующие Ознакомление. Начальное разучивание. ОРУ с упражнения. Развитие координационных предметами. Корригирующие упражнения: способностей. Развитие мелкой моторики рук. круговые движения кистью. Углубленное разучивание.Повторение. 6 (Содержание предыдущего урока) 6 7 8 9 Общеразвивающие Построения, общеразвивающие и корригирующие Ознакомление. Начальное разучивание. и корригирующие упражнения, ползание. Развитие координационных Построение в круг. ОРУ с предметами. Ходьба и упражнения способностей. Развитие мелкой моторики рук. бег в колонне по одному за учителем с изменением направления движения. Подлезание под препятствия на четвереньках. Корригирующие упражнения: противопоставление первого пальца остальным на одной руке Углубленное разучивание.Повторение. (Содержание предыдущего урока) Общеразвивающие Развитие координационных способностей. Развитие Ознакомление. Начальное разучивание. и корригирующие мелкой моторики рук. ОРУ с предметами. Ползание на животе. упражнения Корригирующие упражнения: противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками). Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Общеразвивающие Развитие координационных способностей. Развитие Ознакомление. Начальное разучивание. ОРУ с и корригирующие мелкой моторики рук. предметами. Корригирующие упражнения: упражнения16 одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Сюжетный урок Развитие координационных и скоростных Закрепление. Основное содержание предыдущих способностей. уроков четверти закрепляется с использованием игрового метода. 7 Раздел программы плавание – 8 часов Сообщение Меры безопасности в бассейне. Гигиенические 10 теоретических требования. Спуск в воду. Выход из воды. сведений. Общеразвивающие и специальные упражнения на суше. Имитационные упражнения. 11 Освоение с водой. Общеразвивающие и специальные упражнения на суше. Развитие сердечно-сосудистой системы. Закаливание организма. Коррекционная игра для ознакомления со свойствами воды. 12 Освоение с водой. Общеразвивающие и специальные упражнения на суше. Развитие дыхательной системы. Закаливание организма. Коррекционная игра для ознакомления со свойствами воды. 13 Освоение с водой. 14 Освоение с водой. Общеразвивающие и специальные упражнения на суше. Развитие координационных способностей. Закаливание организма. Коррекционная игра для ознакомления со свойствами воды. Общеразвивающие и специальные упражнения на суше. Развитие координационных способностей. Закаливание организма. Коррекционная игра для 8 Объяснение. Правила поведения в бассейне. Обойти бассейн и ознакомиться с его оборудованием. Встать рядом с ванной бассейна. Сесть рядом с ванной бассейна вместе с инструктором. Знакомство с водой и ее свойствами. Смочите водой ладони, руки, лицо, плечи и шею. Коррекционная игра «Умывание». Ознакомление. Начальное разучивание. Шлепать по поверхности воды кистями рук – ладонью, затем сжатой в кулак. Коррекционная игра «Дождик». Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Ознакомление. Начальное разучивание. Вытянув руки вперед перед грудью – повернуть ладони кнаружи и развести руки в стороны («раздвинуть воду в стороны»), затем повернуть ладони вниз и соединить кисти под грудью. Коррекционная игра «Подуй на чай». Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Ознакомление. Начальное разучивание. Коррекционная игра «Солнышко и дождик». Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Ознакомление. Начальное разучивание. Круговые движения кистями рук, отгребая воду в стороны-назад. Коррекционная игра «Веселые умения задерживать дыхание. 15 Освоение с водой. 16 Освоение с водой. Общеразвивающие и специальные упражнения на суше. Развитие координационных способностей. Закаливание организма. Коррекционная игра для развития способности ориентирования в пространстве. Общеразвивающие и специальные упражнения на суше. Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Закаливание организма. Коррекционная игра для развития способности ориентирования в пространстве. Общеразвивающие и специальные упражнения на суше. Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Закаливание организма. Коррекционная игра для развития способности ориентирования в пространстве. Раздел программы коррекционные подвижные игры – 9 часов Подвижные игры Начальные сведения об играх. 18 Ознакомление. Начальное разучивание. Общеразвивающие и корригирующие упражнения Сюжетные ОРУ. Игра «Подай игрушку». Развитие скоростных способностей. Коррекционная игра «Найди куклу» Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Подвижные игры Общеразвивающие и корригирующие упражнения Ознакомление. Начальное разучивание. 19 Развитие скоростно-силовых способностей. Сюжетные ОРУ. Игра «По ровненькой дорожке». Коррекционная игра для формирования способности Коррекционная игра «Паровозик» вести совместные действия с партнером. Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) 17 Освоение с водой. брызги». Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Ознакомление. Начальное разучивание. Сделать вдох и задерживать дыхание. Коррекционная игра «Карусели». Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Ознакомление. Начальное разучивание. Сделать вдох, задерживать дыхание и подуть на воду, чтобы образовалась «лунка». Коррекционная игра «Лодочки». Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Ознакомление. Начальное разучивание. Коррекционная игра «Волны на море». Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) 9 20 21 22 23 224 25 Подвижные игры с Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Ознакомление. Начальное разучивание. мячом Развитие скоростных и координационных. Развитие Сюжетные ОРУ. Игра «Поймай мяч». тактильной чувствительности. Коррекционная игра «Узнай предмет» Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Подвижные игры Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Ознакомление. Начальное разучивание. Развитие скоростных способностей. Развитие Сюжетные ОРУ. Игра «Солнышко и дождик». тактильной чувствительности. Коррекционная игра «Горячий мяч» Углубленное разучивание.Повторение. (Содержание предыдущего урока) Подвижные игры Общеразвивающие и корригирующие упражнения Ознакомление. Начальное разучивание. Развитие скоростно-силовых способностей. Сюжетные ОРУ. Игра «С кочки на кочку». Коррекционная игра для активизации психических Коррекционная игра «Карлики-великаны» процессов: восприятия, внимания, памяти. Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Подвижные игры Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Ознакомление. Начальное разучивание. Развитие скоростных и координационных. Сюжетные ОРУ. Игра «Поймай мяч» Коррекционная игра для активизации психических Коррекционная игра «Запомни имя» процессов: восприятия, внимания, памяти. Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Подвижные игры Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Ознакомление. Начальное разучивание. Развитие скоростных способностей. Коррекционная Сюжетные ОРУ. Игра «Птичка и птенчики» игра для развития речевой деятельности, способности Коррекционная игра «Пузырь» к звукоподражанию Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Подвижные игры Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Ознакомление. Начальное разучивание. Развитие скоростно-силовых способностей. Сюжетные ОРУ. Игра «Зайка беленький» Коррекционная игра для развития речевой Коррекционная игра«Пастух и стадо» деятельности, способности к звукоподражанию Углубленное разучивание. Повторение. 10 (Содержание предыдущего урока) Ознакомление. Начальное разучивание. Сюжетные ОРУ. Игра «Перебрось Коррекционная игра«Курочка-хохлатка» Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Развитие скоростных и координационных мяч» способностей. Коррекционная игра для развития речевой деятельности, способности к звукоподражанию Раздел программы физическая подготовка – 8 часов Передача Общеразвивающие и корригирующие упражнения, Ознакомление. Начальное разучивание. 27 предметов передача предметов. Развитие координационных ОРУ с предметами. Передача предметов в паре. способностей. Корригирующие упражнения: движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Передача Общеразвивающие и корригирующие упражнения, Ознакомление. 28 Начальное разучивание. предметов передача предметов. Развитие координационных Передача предметов в паре. Корригирующие способностей. упражнения: поднимание головы в положении «лежа». Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Передача Общеразвивающие и корригирующие упражнения, Ознакомление. Начальное разучивание. 29 предметов передача предметов. Развитие координационных ОРУ с предметами. Передача предметов в парах. способностей. Корригирующие упражнения: наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Прокатывание Общеразвивающие и корригирующие упражнения, Ознакомление. Начальное разучивание. 30 мяча передача предметов. Развитие координационных Прокатывание мяча в заданном направлении. способностей. Ходьба и бег с движениями рук. Корригирующие упражнения: наклоны туловища в сочетании с поворотами. Углубленное разучивание. 26 Подвижные игры 11 31 Передача предметов Общеразвивающие и корригирующие упражнения, передача предметов. Развитие координационных способностей. Развитие общей выносливости. Развитие сердечнососудистой и дыхательной систем. Общеразвивающие и корригирующие упражнения, передача предметов. Развитие координационных способностей. 32 Передача предметов 33 Передача предметов Общеразвивающие и корригирующие упражнения, передача предметов. Развитие координационных способностей. 34 Контрольный урок Итоговый контроль. 12 Повторение. (Содержание предыдущего урока) Ознакомление. Начальное разучивание. Корригирующие упражнения: стойка на коленях. Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Ознакомление. Начальное разучивание. Корригирующие упражнения: одновременные движения ногами. Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Ознакомление. Начальное разучивание. Корригирующие упражнения: поочередные движения ногами. Углубленное разучивание. Повторение. (Содержание предыдущего урока) Тестирование. 13 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ Учебно-методическое обеспечение. 1. Нормативные документы: - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599); - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); 2. Учебники и учебные пособия по адаптивной физической культуре, дефектологии, лечебной физической культуре, материально-техническому обеспечению адаптивной физической культуры, комплексной профилактике заболеваний и реабилитации больных и инвалидов, коррекционным подвижным играм и упражнениям для детей с нарушениями в развитии. 3. Периодические издания: - Адаптивная физическая культура, - Дефектология, - Теория и практика физической культуры, - Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» и другие. 4. Демонстрационные материалы (плакаты, таблицы, видео материалы и т.д.). Материально-техническое обеспечение (специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся) Предметная область «Физическая культура»должна обеспечивать обучающимся возможность физического самосовершенствования, даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды, ортопедические приспособления и др. Материально-техническое оснащение учебного предмета «Адаптивная физкультура» в соответствии с требованиями ПАООП для 1 подготовительного класса в соответствии с разделами учебного предмета включает: 13 14 дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, мячи; не глубокий бассейн (глубина 50-70 см.) технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опор для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания, тренажеры (мотомед и др.), кресла-стулья с санитарным оснащением (для туалета, ванные); мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В соответствии с требованиями Стандарта к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Возможные результаты освоения: Проявляет интерес к видам физкультурно-спортивной деятельности: плаванию, подвижным играм, выполнению основных видов движений. Умеет: выполнять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, упражнения в равновесии); входить в воду, передвигаться по дну бассейна, выполнять гребковые движения руками, выполнять вдох, задержку дыхания и выдох, погружаться в воду у опоры и без опоры; играть в подвижные и коррекционные игры. Различает состояния: бодрость-усталость, напряжение-расслабление, больно-приятно и т.п. Управляет произвольными движениями: статическими, 14 15 динамическими. Проявляет двигательные способности: общую выносливость, быстроту, гибкость, координационные способности, силовые способности. 15