АООП НОО НОДА (вариант 6.1)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08. 2021

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ-СОШ № 25
_______________Чергинец Ю.Г.
Приказ № 199-О от 30.08.2021

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.1)

Екатеринбург
2021

Оглавление

стр.

1

Целевой раздел

3

1.1.
1.2.

Пояснительная записка
Планируемые
результаты
освоения
основной
общеобразовательной программы начального общего
образования

3
8

1.3.

Система
оценки
достижения
обучающимися
планируемых результатов освоения адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
начального общего образования

11

2.

Содержательный
раздел.
Направление
и
содержание программы коррекционной работы

12

3.

Организационный раздел

14

3.1.

Учебный план

14

3.2.

Система условий реализации адаптированной
основной образовательной программы начального
общего образования обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата

15

2

1. Общие положения
1.1. Пояснительная записка
АООП НОО для обучающихся с НОДА самостоятельно
разрабатывается
и
утверждается
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность
в
соответствии
с
федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего
образования для детей с НОДА на основе Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования
для обучающихся с НОДА.
Адаптированная основная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с НОДА определяет содержание
образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с
НОДА составляют:
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от
07.05.2013 N99-ФЗ, от 23.07.2013 N203-ФЗ);
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ;
 Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской
Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для
обучающихся с ОВЗ;
 Устав МБОУ-СОШ № 25.
Цель реализации АООП НОО обеспечение планируемых результатов
по достижению выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями
и
возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья;
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
3

В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детей с
НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих
обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей
освоения содержания образования. Это предусматривает возможность
создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития
разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе
индивидуального учебного плана.
Применение
дифференцированного
подхода
к
созданию
образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной
психологической
науки,
раскрывающих
основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержания образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования для
обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально или чностно значимого
характера;
 прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта
разнообразной деятельности и поведения, возможность их
самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;

4

 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития
обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных
учебных действий, которые обеспечивают не только успешное
усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), позволяющих продолжить образование
на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей
основу социальной успешности.
В
основу
формирования
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с НОДА положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровнями особенностям развития и подготовки обучающихся
и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА;
- принцип целостности содержания образования: содержание образования
едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие
предмета, а понятие «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им
предметно-практической
деятельности,
способами
и
приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
5

ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной
жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.
Вариант 6.1 АООП адресован обучающимся с НОДА, достигшим к
моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и
имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.
Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех
его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в
те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный
поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ
об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную
образовательную Программу, обучающийся с НОДА имеет право на
прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой
аттестации в иных формах. Эти специальные условия аттестаций
конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА по
первому варианту ФГОС.
В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА
должны быть специально организованы в соответствии с особенностями
ограничений его здоровья.
Обязательной является систематическая специальная помощь –
создание условий для реализации особых образовательных потребностей.
Основная образовательная Программа обязательно поддерживается
Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной
компетенции
ребенка
и
поддержку
в
освоении
основной
общеобразовательной Программы.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратанеоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со
значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития.
Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной
полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от
причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды паталогии
опорно-двигательного аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю.
Левченко, О.Г.Приходько; классификация, К.А.Семеновой, Е.М.Мастюковой
и М.К. Смуглиной; Международная классификация болезней 10-го
пересмотра).
6

Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования
разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в
большей степени для организации медико-социальной помощи этой
категории
детей.
Для
организации
психолого-педагогического
сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами
которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем
его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая
оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая
должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем
стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности
познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата:
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1 АООП: дети с
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного
этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением
ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и
разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей
часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной
самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость
проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и
практических вопросах жизни.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а
также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую
логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и
содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему
характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
 требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих
в
Программе,
адресованной
традиционно
развивающимся сверстникам;
 необходимо использование специальных методов, приёмов и средств
обучения (в том числе специализированных компьютерных и

7

ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных
путей» обучения;
 индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для
нормально развивающегося ребёнка;
 обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды.
Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной
школе возможно при условии создания для них безбарьерной среды,
обеспечения
специальными
приспособлениями
и
индивидуально
адаптированным рабочим местом. Дети с НОДА нуждаются в различных
видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании),
что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий
режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего
образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения обучающимися с НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС
НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями
опорно-двигательного аппарата АООП НОО дополняются результатами
освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями
опорно-двигательного аппарата программы коррекционной работы
По каждому направлению коррекционной работы определяются
планируемые результаты реализации этой программы для каждого
обучающегося.
Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»:
 Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего
нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских
препаратов, осуществлении вакцинации.
 Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными
средствами в разных ситуациях (очки, специальное кресло,
индивидуально адаптированное рабочее место, специализированные
8

клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы
и др.).
 Умение удовлетворять биологические и социальные потребности,
адаптироваться к окружающей среде.
 Понимание ребёнком того, что попросить о помощи при проблемах в
жизнеобеспечении – это нормально и необходимо, не стыдно, не
унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему
за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный
запас фраз и определений.
 Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и
объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с
семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения.
 Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в
разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в
них, адекватная оценка своих возможностей для выполнения
определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни.
Сформированность умения брать на себя ответственность в этой
деятельности.
 Представление
об
устройстве
школьной
жизни.
Умение
ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае
затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение
включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать
посильное участие в них, брать на себя ответственность.
 Стремление ребёнка активно участвовать в подготовке и проведении
праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом
направлении.
Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению: «Психологическая коррекция познавательных
процессов»:
 Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности
замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со
взрослым исследовательскую деятельность.
 -Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать
пространственные и метрические признаки предметов, использование
словесного обозначения пространственных отношений.
 Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и
осязательной модальности.
9

 Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.
 Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
 Умение контролировать свои действия и вносить необходимые
коррективы.
 Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи.
Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных
нарушений»:
 Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение
активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных
реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как
агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность,
эмоциональная отгороженность.
 Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка,
способов реагирования на отношение к нему окружающих.
 Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального
реагирования и управлять ими.
 Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков
управления вниманием,
регуляции ритма дыхания и мышечного
тонуса.
Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению: «Психологическая коррекция социальнопсихологических проявлений»:
 Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
 Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников,
имеющих общие проблемы и цели.
 Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
 Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от
собеседника.
Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению «Коррекция нарушений речи»:
 Умение
решать
актуальные
житейские
задачи,
используя
коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения
10

цели. Формирование слухового контроля за своим произношением и
фонематическим анализом.
 Нормализация проприоцептивной дыхательной мускулатуры при и вне
фонации.
 Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
 Автоматизация поставленных звуков.
 Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями,
впечатлениями и планами с другими людьми.
Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:
 Умение чтения разных слогов.
 Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки.
 Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и
грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих
семантической значимости.
 Умение дифференцировать звук и на фонетико-фонематическом
уровне.
 Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
 Умение анализировать слова и предложения на лексикограмматическом уровне.
 Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
При составлении программы коррекционной работы, направленной на
поддержку ребенка в освоении основной образовательной программы,
необходимо руководствоваться рекомендациями, зафиксированными в
Индивидуальной Программе Реабилитации ребенка-инвалида (ИПР) в
разделе:
«Мероприятия
психолого-педагогической
реабилитации»,
выдаваемой федеральными государственными учреждениями МедикоСоциальной Экспертизы.
1.3. Система оценки достижения обучающимися планируемых
результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с НОДА
планируемых результатов освоения АООП НОО должна позволять вести
оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе
итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших АООП НОО.
11

Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку
достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы применительно к варианту 6.1.
ФГОС для детей с НОДА задачей экспертной группы является выработка
согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции.
Основой служит анализ изменений поведения ребёнка в повседневной жизни
последующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной
работы с ребенком в условиях инклюзии:
 адекватность представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
 способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
 владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его
социальным рисунком);
 осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации;
 осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Результаты анализа изменений в повседневном поведении ребенка в
варианте 6.1. ФГОС должны быть представлены также в форме удобных и
понятных всем членам экспертной группы условных единиц (0 – 3 балла),
характеризующих достигнутый уровень жизненной компетенции ребенка в
условиях инклюзии.
2. Содержательный раздел. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы для обучающихся с НОДА должна
соответствовать структуре данного вида программы, представленной в
ФГОС начального общего образования.
Устанавливаются
следующие
обязательные
направления
коррекционной помощи для всех категорий детей с НОДА, осваивающих
12

вариант 6.1. ФГОС НОО. Эти направления образуют структуру программы
коррекционной работы, дополняющей основную образовательную
программу:
медицинская
коррекция
и
абилитация
(лечебно-воспитательные
мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);
психологическая коррекция познавательных процессов; психологическая
коррекция эмоциональных нарушений;
психологическая коррекция социально-психологических проявлений;
коррекция нарушений речи;
коррекция нарушений чтения и письма.
Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с
НОДА, помимо организации доступной среды, нуждаются в организации
специальной помощи. Обязательным условием усвоения варианта 6.1
Программы
является
систематическая
специальная
психологопедагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского
коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психологопедагогическая поддержка предполагает:
 помощь в формировании адекватных отношений между ребенком,
одноклассниками, родителями, учителями;
 работу по профилактике внутриличностных и межличностных
конфликтов в классе/школе;
 поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
 обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с
целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и
ситуации школьного обучения в целом.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью
внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания
АООП НОО.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные
курсы.
1)
Коррекционный курс «Речевая практика», который направлен на:
- Развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической,
описательно-повествовательной). Формирование умения грамотно ставить и
задавать вопросы, отвечать на них. Формирование умения составлять
рассказ. Развитие связной речи. Развитие лексико-грамматического и
фонетико-фонематического строя речи.
13

- Развитие общей разборчивости речи, речевого дыхания, голоса, просодики.
Формирование синхронности речевого дыхания, голосообразования и
артикуляции.
- Развитие письменной речи, коррекция нарушений чтения и письма.
2) Коррекционный курс «Основы коммуникации», направленный на
формирование различных форм общения обучающегося со взрослыми и
сверстниками и тренировку различных коммуникативных умений.
3) Коррекционный курс «Психомоторика и развитие деятельности»,
основными задачами которого являются:
- формирование различных видов деятельности: продуктивных видов
деятельности (конструирование, изобразительная деятельность), элементов
трудовой деятельности;
- развитие сенсорной сферы, межанализаторного взаимодействия;
- развитие познавательных способностей.
4) Коррекционный курс «Ритмика двигательная коррекция)», который
обеспечивает коррекцию индивидуальных двигательных нарушений в
зависимости от тяжести поражения ОДА, развитие мелкой моторики и
коррекцию ее нарушений, развитие двигательной активности.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные
предметы, программа формирования универсальных учебных действий,
программа духовно-нравственного развития, воспитания соответствуют
ФГОС НОО и ООП НОО МБОУ-СОШ №25.
Учебный план коррекционно-развивающей области
АООП НОО обучающихся с НОДА (вариант 6.1.) недельный
Коррекционными курс
Количество часов в неделю
I
II
III IV Всего
Коррекционный курс «Речевая практика»
2
2
2
2
8
Коррекционный курс «Психомоторика и
1
1
1
1
4
развитие деятельности»
«Основы коммуникации»
1
1
1
1
4
Коррекционный курс «Ритмика»
1
1
1
1
4
Всего:
5
5
5
5
20
14

3.2. Система условий реализации адаптированной основной
образовательной
программы
начального
общего
образования
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Кадровые условия
Уровень квалификации работников образовательной организации,
реализующей основную общеобразовательную программу начального
общего образования для обучающихся с НОДА, для каждой занимаемой
должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по
соответствующей должности, а для педагогических работников
государственной или муниципальной образовательной организации – также
квалификационной категории.
Образовательная организация обеспечивает работникам возможность
повышения профессиональной квалификации один раз в три года, ведения
методической работы, применения, обобщения и распространения опыта
использования современных образовательных технологий обучения и
воспитания обучающихся с НОДА.
Педагоги, которые реализуют основную общеобразовательную
программу начального общего образования с участием обучающихся с
НОДА (вариант 6.1), должны иметь высшее профессиональное образование,
предусматривающее освоение одного из вариантов программ подготовки:
- получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлению
«Педагогическое образование» (соответствующего профиля подготовки);
- получение квалификации «учитель начальных классов» по специальности
«Начальное образование»;
- получение квалификации «учитель» по другим специальностям при
наличии переподготовки или курсов повышения квалификации в области
начального образования.
Для этих категорий специалистов обязательным требованием является
прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения
квалификации в области инклюзивного
образования, подтвержденной
документом установленного образца.
Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу
коррекционной
работы
(вариант 6.1),
должны иметь высшее
профессиональное образование и квалификацию/степень не ниже бакалавра
по одному из вариантов программ подготовки: по профилю подготовки
«Специальная педагогика и специальная психология», по направлению
15

«Психолого-педагогическое образование» или по магистерской программе
соответствующей направленности.
Все специалисты должны обязательно пройти профессиональную
переподготовку или курсы повышения квалификации в объеме 72 и более
часов) в области инклюзивного образования, подтвержденную сертификатом
установленного образца.
Лица,
имеющие
высшее
педагогическое
профессиональное
образование по другим специальностям и профилям подготовки, для
реализации
программы
коррекционной
работы
должны
пройти
переподготовку либо получить образование в области коррекционной
педагогики, подтвержденные документом соответствующего образца.
При
необходимости
в
процесс
реализации
основной
общеобразовательной программы начального общего образования для
обучающихся с НОДА образовательная организация может временно или
постоянно обеспечить участие тьютора, который должен иметь высшее
профессиональное
образование
по
направлению
«Специальное
(дефектологическое) образование» либо по одному из его профилей
(специальностей), или пройти курсы переподготовки по соответствующей
программе, и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Финансовые условия
Стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования
школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже
установленных границ. В соответствии с конституционными правами детей с
ОВЗ на образование должно быть предусмотрено финансирование, размер
которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования,
варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную
среду.
Согласно п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной
услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в
соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами, по каждому виду и направленности (профилю)образовательных
программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации,
сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных
технологий, специальных условий получения образования обучающимися с
ОВЗ.

16

Финансовые
условия
реализации
адаптированной
общеобразовательной программы для обучающихся с НОДА должны:
- обеспечивать образовательной организации возможность исполнения
требований стандарта;
- обеспечивать реализацию обязательной части адаптированной программы и
части, формируемой участниками образовательного процесса вне
зависимости от количества учебных дней в неделю;
- отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации
адаптированной программы и достижения планируемых результатов, а также
механизм их формирования.
Финансирование реализации адаптированной общеобразовательной
программы для обучающихся с умственной отсталостью с НОДА должно
осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов
финансирования государственного образовательного учреждения.
Структура расходов на образование включает:
- образование ребенка на основе адаптированной образовательной
программы;
- сопровождение ребенка в период его нахождения в образовательной
организации;
- консультирование родителей и членов семей по
вопросам образования
ребенка;
- обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим
оборудованием и учебно-дидактическим материалом.
Материально-технические условия
Важным условием реализации основной образовательной программы
НОО для обучающихся с НОДА, является возможность для
беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА ко всем объектам
инфраструктуры образовательной организации.
Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку
беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью установки
пандусов, лифтов, подъемников, поручней, широких дверных проемов. Все
пространство класса должно быть доступно ребенку, передвигающемуся как
самостоятельно, так и с помощью приспособлений.
Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) в случае выраженных
двигательных нарушений требует от учителя больше внимания, чем
традиционно развивающийся, поэтому наполняемость класса, где обучается
ребенок с НОДА, должна быть меньше. В случае необходимости
17

(выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук,
препятствующее формированию графомоторных навыков) рабочее место
обучающегося с НОДА должно быть специально организовано в
соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо
предусмотреть
наличие
персональных
компьютеров,
технических
приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы,
заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом
случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор.
При реализации общеобразовательных программ используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение.
Общеобразовательные программы реализуются образовательной
организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм.
Для
реализации
несколькими
организациями
основной
образовательной программы для обучающихся с НОДА возможно
использование сетевой формы взаимодействия.
ВМБОУ-СОШ №25 для реализации основной образовательной
программы начального общего образования и программы коррекционной
работы для обучающихся с НОДА созданы условия для функционирования
современной
информационно-образовательной
среды,
включающей
электронные информационные ресурсы, электронные образовательные
ресурсы,
совокупность
информационных
технологий,
телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств,
обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально
возможных для него результатов обучения.
Материально-технические
условия
реализации
АООП
НОО
обеспечивает возможность достижения обучающимися установленных
Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования детей с НОДА, а также
соблюдение:
санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к
водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и
т.д.);
санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов,
мест личной гигиены и т.д.);
социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места,
учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
18

пожарной и электробезопасности;
требований охраны труда;
своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального
ремонта;
возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации,
объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
Материально-техническая
база
соответствует
действующим
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников
образовательных учреждений, предъявляемым к:
участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция,
освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения
образовательной
и
хозяйственной
деятельности
образовательного
учреждения и их оборудование);
зданию образовательного учреждения (доступная архитектурная среда во
всех помещениях здания, необходимый набор и размещение помещений для
осуществления образовательного процесса на ступени начального общего
образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих,
игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах
образовательного учреждения, для активной деятельности и отдыха,
структура которых обеспечивает возможность для организации урочной и
внеурочной учебной деятельности);
помещениям библиотеки (площадь, размещение рабочих зон, наличие
читального зала, число читательских мест, медиатеки);
помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и
приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации
качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным
искусством, робототехникой, моделированием, техническим творчеством,
естественно научными исследованиями, иностранными языками,
актовому залу;
спортивным залам, игровому и спортивному оборудованию;
помещениям для медицинского персонала;
мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для
ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске),
изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования,
химические реактивы, носители цифровой информации).
19

Образовательная организация самостоятельно за счет выделяемых
бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке
дополнительных
финансовых
средств
обеспечивает
оснащение
образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья отвечает не только общим, но и
специфическим образовательным потребностям каждой категории
обучающихся с НОДА. В связи с этим в структуре материально-технического
обеспечения процесса образования каждой категории обучающихся с НОДА
учитывается специфика требований к:
организации пространства, в котором обучается ребёнок с НОДА;
организации рабочего места ребёнка с НОДА, в том числе для работы
удаленно;
техническим средствам комфортного доступа ребёнка с НОДА к
образованию (ассистивные средства и технологии).

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».