Рабочая программа по биологии 7 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08. 2021

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ-СОШ № 25
_______________ Чергинец Ю.Г.
Приказ № 199-О от 30.08.2021

Рабочая программа
основного общего образования по биологии
для обучающихся 7 классов с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Екатеринбург
2021г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Освоение обучающимися АООП предполагает достижение ими двух
видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по биологии
Минимальный уровень:
•
представления об объектах и явлениях неживой и живой природы,

организма человека;
•
знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных,
узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях,
фотографиях, рисунках;
•
знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил
поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме
программы;
•
выполнение
совместно
с
учителем
практических
работ,
предусмотренных программой;
•
описание особенностей состояния своего организма;
•
знание названий специализации врачей;
•
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых
ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры
тела, правила первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
•
представления об объектах неживой и живой природы, организме
человека;
•
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами,
природой и человеком, органами и системами органов у человека;
•
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом
объекта (единство формы и функции);
•
знание признаков сходства и различия между группами растений и
животных; выполнение классификаций на основе выделения общих
признаков;
•
узнавание изученных природных объектов по внешнему виду
(натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
•
знание названий, элементарных функций и расположения основных
органов в организме человека;
•
знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего
состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма
(группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного
давления);
•
знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения,
использование их для объяснения новых ситуаций;
•
выполнение
практических
работ
самостоятельно
или
при
предварительной (ориентировочной) помощи
педагога
(измерение
температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах,
кровотечении, ожогах);
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях.

2. Содержание учебного предмета «Биология»
Программа по биологии в 7-ом классе продолжает вводный курс
«Природоведение», при изучении которого учащиеся получат элементарную
естественно-научную подготовку. Преемственные связи между данными
предметами обеспечивают целостность биологического курса, а его
содержание будет способствовать правильному поведению обучающихся в
соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными
ценностями.
Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать
задачи экологического, эстетического, патриотического, физического,
трудового и полового воспитания детей и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно
воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее
сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно
связано с деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь
зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и
последующих поколений.
Курс «Биология» состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные»,
«Человек и его здоровье».
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию
лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение
экскурсий – всё это даст возможность более целенаправленно способствовать
развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более
эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и
наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Курс биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с
раздела «Растения» (VII класс), в котором все растения объединены в группы
не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование
материала более доступно для понимания обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены
практически значимые темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на
зиму», «Лекарственные растения» и др.
Основные задачи изучения биологии:
• формировать элементарные научные представления о компонентах
живой природы: строении и жизни растений, животных, организма
человека и его здоровье;
• показать практическое применение биологических знаний: учить
приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными)
растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за

своим организмом, использовать полученные знания для решения
бытовых, медицинских и экологических проблем;
• формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать
экологическому,
эстетическому,
физическому,
санитарногигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить
правила здорового образа жизни;
развивать и корригировать познавательную деятельность, учить
анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к
обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости,
расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические
функции.
3.

Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Биология», 7 класс

№
урока

Тема

Вид контроля

1

О чем расскажет учебник. Разнообразие
растений.

устный опрос

2

Значение растений. Охрана растений.

устный опрос

3

Осенние работы в саду и на учебно-опытном
участке. Практическая работа № 1 «Осенняя
перекопка почвы».

практ.работа

4

Строение растения. Лабораторная работа № 1
«Строение цветкового растения».

л/работа

5

Цветок. Строение цветка. Лабораторная работа л/работа
№ 2 «Строение цветка».

6

Виды соцветий.

устный опрос

7

Опыление цветков.

устный опрос

8

Плоды. Разнообразие плодов.

устный опрос

9

Размножение растений семенами.
Распространение плодов и семян.

устный опрос

10

Семя. Внешний вид и строение семени фасоли. л/работа
Лабораторная работа № 3 «Внешний вид
семени фасоли». Лабораторная работа № 4
«Строение семени фасоли».

11

Строение семени пшеницы. Лабораторная
работа № 5 « Строение зерновки пшеницы».

л/работа

12

Условия прорастания семян.

устный опрос

13

Определение всхожести семян. Лабораторная
работа № 6 «Определение всхожести семян».
Правила заделки семян в почву.

л/работа

14

Подготовка сада к зиме. Практическая работа
№ 2 «Подготовка сада к зиме».

практ.работа

15

Корень. Виды корней.

устный опрос

16

Корневые системы. Значение корня.

устный опрос

17

устный опрос

устный опрос

18

Лист. Внешнее строение листа.

устный опрос

19

Из каких веществ состоит растение.
Образование органических веществ в
растении.

устный опрос

20

Испарение воды листьями.

устный опрос

21

Дыхание растений.

устный опрос

22

Листопад и его значение.

устный опрос

23

Стебель. Строение стебля.

устный опрос

24

Значение стебля в жизни растения.

устный опрос

25

Разнообразие стеблей.

устный опрос

26

Растение – целостный организм. Взаимосвязь
частей растения. Связь растения со средой
обитания.

устный опрос

27

Контрольно-обобщающий урок по темам
«Растения вокруг нас» и «Общее знакомство с
цветковыми растениями».

Контрольная
работа.

28

Деление растений на группы. Мхи.

устный опрос

29

Папоротники.

устный опрос

30

Голосеменные. Хвойные растения.

устный опрос

31

Покрытосеменные, или цветковые. Деление
цветковых на классы.

устный опрос

32

Однодольные покрытосеменные растения.
Злаковые. Общие признаки злаковых.

устный опрос

33

Хлебные злаковые культуры.

устный опрос

34

Выращивание зерновых.

устный опрос

35

Использование злаков в народном хозяйстве.

устный опрос

36

Лилейные. Общие признаки лилейных.

устный опрос

37

Цветочно-декоративные лилейные.

устный опрос

38

Уход за комнатными растениями.
Практическая работа № 3 «Перевалка и
пересадка комнатных растений».

Практ.работа

39

Овощные лилейные. Лабораторная работа № 7
«Строение луковицы».

л/работа

40

Дикорастущие лилейные. Ландыш.

устный опрос

41

Двудольные покрытосеменные растения.
Пасленовые. Общие признаки пасленовых.

устный опрос

42

Дикорастущие пасленовые. Паслен. Овощные
и технические пасленовые. Картофель.
Лабораторная работа № 8 «Строение клубня
картофеля». Выращивание картофеля.

л/работа

43

Овощные пасленовые. Томат.

устный опрос

44

Овощные пасленовые. Баклажан и перец.

устный опрос

45

Цветочно-декоративные пасленовые.

устный опрос

46

Бобовые. Общие признаки бобовых.

устный опрос

47

Пищевые бобовые растения. Фасоль и соя –
южные бобовые культуры.

устный опрос

48

Кормовые бобовые растения.

устный опрос

49

Розоцветные. Общие признаки розоцветных.
Шиповник – растение группы розоцветных.

устный опрос

50

Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня.
Груша.

устный опрос

51

Плодово-ягодные розоцветные. Вишня.

устный опрос

52

Плодово-ягодные розоцветные. Малина.

устный опрос

53

Плодово-ягодные розоцветные. Земляника.

устный опрос

54

Персик и абрикос – южные плодовые
розоцветные культуры.

устный опрос

55

Сложноцветные. Общие признаки
сложноцветных.

устный опрос

56

Пищевые сложноцветные растения.
Подсолнечник.

устный опрос

57

Календула и бархатцы – однолетние цветочно- устный опрос
декоративные сложноцветные.

58

Маргаритка и георгин - многолетние
цветочно-декоративные сложноцветные.

устный опрос

59

Весенний уход за садом

устный опрос

60

Весенняя обработка почвы. Практическая
работа № 4 «Весенняя обработка почвы».

практ.работа

61

Уход за посевами и посадками.

устный опрос

62

Растения – живой организм. Обобщение
матери¬ала о растениях.

устный опрос

63

Контрольно-обобщающий урок по теме
«Многообразие растительного мира»

Контрольная
работа

64

Бактерии.

устный опрос

65

Строение грибов.

устный опрос

66

Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые
грибы.

устный опрос

67

Промежуточная аттестация.

тестирование

68

Растительный мир своей местности.

устный опрос


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».