МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08. 2021 УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ-СОШ № 25 _______________ Чергинец Ю.Г. Приказ № 199-О от 30.08.2021 Рабочая программа основного общего образования по географии для обучающихся 7 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями Екатеринбург 2021 г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» Личностные результаты у учащихся будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; •дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка; • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо); • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение • установка на здоровый образ жизни; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень: • представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; • владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте; • выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; • сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; • использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: • применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; • ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; • нахождение в различных источниках и анализ географической информации; • применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; • называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области. 2. Содержание учебного предмета «География» Рабочая программа учебного предмета «География» для 7 класса составлена на основе программы «География» Т.М. Лифановой из сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» 2006 года под редакцией И.М.Бгажноковой. Согласно учебного плана, на изучение географии в 7 классе отводится 2 часа, 68 часов в учебном году. Изучение географии нашей страны расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам. На уроках учащиеся пользуются современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России). При изучении географии России констатируются новые национальнотерриториальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Также при изучении географии России учитывается принятое в настоящее время новое административное деление России на федеральные округа. Содержание учебного предмета «география» включает изучение следующих тем и разделов: №п/п Раздел Количество часов 1. Введение 2. Раздел I Особенности природы и хозяйства России. (Общая характеристика) 11 3. Раздел II Природные зоны России: 57 Размещение природных зон на территории России Карта природных зон России 1 1 Зона Арктических пустынь 5 Зона тундры 8 Лесная зона 19 Зона степей 9 Полупустыни и пустыни 6 Зона субтропиков Высотная поясность Итого 2 7 68 3. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «География» (2 ч в неделю, всего 68 часов) № урока Тема урока 1 Раздел 1. 11 часов Особенности природы и хозяйства России. (Общая характеристика) Географическое положение России на карте мира. 2 Европейская и Азиатская части России. 3 Административное деление России. 4 Разнообразие рельефа. 5 Полезные ископаемые, их основные месторождения. 6 Климат России. 7 Водные ресурсы России, их использование. 8 Население России. Народы России. 9 Промышленность - основа хозяйства, ее отрасли. 10 Сельское хозяйство - его отрасли. Экологические проблемы. 11 12 Транспорт. Экономическое развитие Европейской Азиатской части России. Раздел 2. 67 часов. Природные зоны России- 2часа Размещение природных зон на территории России. 13 Карта природных зон России. и Зона Арктических пустынь - 5 часов 14 Положение на карте. Моря и острова. 15 Климат. Особенности природы. 16 Растительный и животный мир. Охрана природы. 17 Население и его основные занятия. 18 Северный морской путь. Практическая работа №1 Зона тундры - 8 часов 19 20 Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа №2 Климат. Водоемы тундры. 21 Растительный мир. 22 Животный мир тундры. 23 Хозяйство. Население, его основные занятия. 24 Города тундры: Мурманск, Архангельск. 25 Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. 26 Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. Лесная зона - 19 часов 28 Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа №3 Климат. Особенности природы. 29 Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов. 30 Растительный мир. Хвойные леса (Тайга). 31 Смешанные леса. 32 Лиственные леса. 33 34 Обобщающий урок по теме: «Климат. Особенности природы» Животный мир лесной зоны. 35 Пушные звери. 36 Значение леса. Охрана леса. 37 Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. 38 Города Центральной России. 39 Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. 40 Города: Санкт-Петербург. Новгород. Псков. Калининград. 41 Западная Сибирь. 42 Восточная Сибирь. 43 Дальний Восток. 44 Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. 45 Обобщающий урок по теме: «Лесная зона». 27 Зона степей – 9 часов 46 Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. Практическая работа №4 47 Растительный мир. 48 Животный мир. 49 Хозяйство. Население и его основные занятия. 50 Города степей: Воронеж, Курск. Оренбург, Омск . 51 Города степей: Самара, Саратов, Волгоград. 52 Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. 53 Охрана природы зоны степей. 54 Обобщающий урок по теме: «Степь». Полупустыни и пустыни - 6 часов 56 Положение на карте. Рельеф Практическая работа №5 Климат. Реки. Охрана природы. 57 Растительный мир и его охрана. 58 Животный мир. Охрана животных. 59 Хозяйство. Население и его основные занятия. 60 Города зоны полупустынь и пустынь: Астрахань, Элиста. 55 и полезные ископаемые. Зона субтропиков- 2 часа 61 Положение на карте. Практическая работа №6 62 Курортное хозяйство. Население и его занятие. Города-курорты: Сочи, Анапа, Туапсе. Высотная поясность – 6 часов 63 64 Положение на карте. Рельеф, климат и полезные ископаемые. Практическая работа №7 Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. 65 Экономические проблемы. Города Урала. 66 Алтайские горы. Хозяйство, население, города. 67 Горы Восточной Сибири. Города, население, охрана природы. 68 Годовая контрольная работа.