МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08. 2021 УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ-СОШ № 25 _______________ Чергинец Ю.Г. Приказ № 199-О от 30.08.2021 Рабочая программа основного общего образования по истории Отечества для обучающихся 7 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Екатеринбург 2021 Планируемые результаты освоения учебного предмета «История Отечества» Личностные результаты: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные: Учащиеся должны уметь: достаточный уровень: - пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; - пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану; - соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком; - объяснять значение и правильно употреблять исторические термины, понятия; 1. - описывать: образ жизни восточных славян, места расселения, отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др.); - ориентироваться в: названиях древних городов Руси (3—6 названий); знать: - когда произошли события (конкретные, по выбору учителя); - кто руководил основными сражениями. Минимальный уровень предполагает сокращение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем. Учащиеся должны уметь: - пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; - отвечать на вопросы учителя по содержанию пройденного материала; - объяснять значение некоторых словарных слов и понятий в контексте изучаемых тем. знать: - названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль; - исторические имена (3—5 имен); - - главные исторические события изучаемого периода, Личностные учебные действия. Личностные учебные действия представлены следующими умениями: осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны, соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе Коммуникативные учебные действия. Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные. Регулятивные учебные действия. Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные учебные действия. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; использовать в жизни и деятельности знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. 2. Коррекционная составляющая изучения Истории Отечества История является интересной, занимательной дисциплиной в школе для обучающихся с лѐгкой степенью умственной отсталости. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете «История Отечества» заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания. Рабочая программа способствует формированию культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью. Умственная деятельность обучающихся с интеллектуальной недостаточностью связана с нарушениями развития (в том числе высших психических функций), которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. Особенности восприятия и осмысления учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Обучающиеся лучше запоминают учебный материал, если: - присутствует больше наглядности; - используются больше практические навыки; - при многократном повторении изученного. У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. Для формирования речевой культуры в повседневной ситуации необходимо: вырабатывать определенные речевые формы для адаптации обучающихся в различных жизненных ситуациях. Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При формировании положительного эмоционального фона необходимо: формирование устойчивого положительного фона развития познавательной деятельности. При формировании волевых качеств наибольший акцент уделяется на положительный самоконтроль (для обучающихся без сочетанных дефектов) и доброжелательного контроля со стороны педагога. 3. Содержание учебного предмета «История Отечества» Место учебного предмета – входит в предметную область «Человек» и относится к обязательной части учебного плана. Количество учебных часов – 2 часа в неделю (34 учебных недели), 68 часов в год. Целью программы является подготовка учащихся с легкой степенью умственной отсталости к самостоятельной жизни и производительному труду в родном крае путѐм создания условий для духовно-целостной, патриотической ориентации в окружающем мире, развитие личности обучающихся, воспитание любви и привязанности к родному краю, учитывая особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностные качества каждого ученика. С учетом уровня особенностей психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями основными задачами образовательной деятельности являются: - развитие интереса обучающихся к истории; - расширение и уточнение сведений об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, культуре родного края, его природе, помочь подростку открыть Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении; - усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; - усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; - выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом. Содержание учебного предмета раскрывается в пяти главах. Глава 1. Древняя Русь. Славяне — коренное население Европы. Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Соседская территориальная община. Верховная знать — князья, старейшины, их опора — дружина. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Занятия восточных славян: земледелие, скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество. Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремесел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели. Истоки славянского язычества. Обряды восточных славян; культ предков. Глава 2. Древнерусское государство Киевская Русь. Происхождение слова Русь (научные представления). Первое Древнерусское государство как результат ожесточенной борьбы князей — Киевская Русь (IX в.). Управление государством: великий князь, дружина, знать. Боярская дума — совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Основа общественного устройства — община как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь ее членов. Вотчина — крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля — главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян. Развитие древних городов Руси: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Новгород и др. Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племен. Глава 3. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства. Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Принятие Русью христианства от Византии. История прихода к власти Ярослава Мудрого. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные походы князя. Киев — один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. «Русская Правда». Русь после смерти Ярослава Мудрого. Шаги Владимира Мономаха (1053— 1125) по сохранению единства русских земель. Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский. Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147). Три важнейших периода в культуре домонгольской Руси: языческая культура, культура Киевской Руси, культура русских земель периода раздробленности. Главный итог развития Киевской Руси: рождение древнерусской народности с единым языком, общей территорией, близостью материальной и духовной культуры. Глава 4. Русь в борьбе с завоевателями (XIII—XV вв.) Монгольские кочевые племена. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Создание нового государства — Золотая Орда, его территория на карте истории. Последствия монгольских завоеваний для Руси. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги. Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, «десятина». Крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси. Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских земель, в борьбе с монголотатарским игом. Сергий Радонежский. Глава 5. Единое Московское государство. Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Личность царя, его политические взгляды. Причины возникновения опричнины. Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Причины кризиса российского общества на рубеже XVI—XVII вв. Окончательное формирование государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Учреждение патриаршества, рост авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой бояр. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Народные волнения и восстания (С. Разин и др.). Завершение формирования русской народности и единого русского языка на основе московского говора и владимиро-суздальского диалекта. Церковное и религиозное влияние на культуру, искусство, быт народа. Развитие просвещения. 4. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «История Отечества» (2 ч. в неделю, всего 68 часов) № урока Тема урока 1 Что такое история. Что Вводный урок. изучает история. Как Чтение вступительной статьи пользоваться книгой по учебника стр.3. истории. Счет лет в истории. Глава 1. Древняя Русь Происхождение славян Урок изучения нового материала В каких местах селились Комбинированный урок. славяне Работа с картой учебника стр.11. 2 3 Форма организации учебных занятий 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Славяне и соседние народы. О хазарах и Византии. Облик славян и черты их характера Схематическая зарисовка в тетрадь и проговаривание (СОД). Урок изучения нового материала. Урок с применением ИКТ. Урок изучения нового материала. Урок с применением ИКТ. Пересказ текста по плану. Торговый путь «из варяг в Урок изучения нового материала. греки» Хозяйство и уклад жизни Урок изучения нового материала. восточных славян. Работа с учебником. Земледелие – основное занятие славян. Организация жизни славян. Как менялась жизнь людей в общине. Жилища, одежда, Урок изучения нового материала. семейные обычаи Работа с учебником, иллюстрациями. восточных славян. Языческие традиции Урок изучения нового материала. восточных славян Урок с применением ИКТ. Работа с терминами, работа с текстом учебника. Обобщающий урок по Урок обобщения и систематизации. главе 1 «Древняя Русь». Работа с учебником, кроссвордом. Глава 2. Древнерусское государство Киевская Русь Как возникло Урок изучения нового материала Древнерусское государство О чем рассказывает Урок изучения нового материала древняя летопись? Князь Олег. Правление Урок изучения нового материала Олега в Киевской Руси. Князь Игорь из рода Рюриковичей. Походы Игоря на Византию. Предание о гибели князя Игоря. Как княгиня Ольга отомстила древлянам. Урок изучения нового материала Комбинированный урок Комбинированный урок 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Ольга наводит порядок в Урок изучения нового материала Киевской Руси. Посольство Ольги в Византию. Сын князя Игоря и Ольги Урок изучения нового материала – Святослав. Война Святослава с хазарами. Битвы Святослава на Урок изучения нового материала Балканах. Гибель Святослава. Обобщающий урок по Урок обобщения и систематизации главе 2. Древнерусское знаний. Выполнение практической государство Киевская работы. Русь Глава 3. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства Сыновья князя Урок изучения нового материала Святослава. Возвращение Владимира на Русь. Князь Владимир Красное Урок изучения нового материала Солнышко. Крещение Руси. Заслуги князя Владимира Комбинированный урок в укреплении Русского государства. Расцвет русского Урок изучения нового материала государства при Ярославе Мудром. Князь – воин, строитель, книжник. Русская Правда Ярослава Комбинированный урок Мудрого. Русь после смерти Урок изучения нового материала Ярослава Мудрого. Князь Владимир Урок изучения нового материала Мономах. Память о Владимире Мономахе в истории Киевской Руси. Распад Руси на отдельные Урок изучения нового материала княжества в XII веке. Новгородская республика. Урок изучения нового материала Господин Великий Новгород. Занятия и торговые пути Урок изучения нового материала новгородцев. Ростово-суздальское Урок изучения нового материала 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 княжество в XII веке. История возникновения Москвы Культура Руси в X-XIII веках. Обобщающий урок по главе 3. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства Образование монгольского государства. Чингисхан и его армия. Битва на реке Калке. Нашествие монголов на Русь. Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска. Походы Батыя на южнорусские земли. Новгородский князь Александр Невский (1236-1263). Ледовое побоище. Власть Золотой Орды над русскими князьями. Русские княжества в XIIXIV веках. Борьба Москвы с Тверью. Московский князь Иван Калита (1325 – 1340). Наследники Калиты. Изменения в золотой Орде. Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала Урок обобщения и систематизации Урок изучения нового материала Комбинированный урок Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала Комбинированный урок Работа с текстом учебника, планом. Урок с применением ИКТ Урок изучения нового материала Московский князь Дмитрий Иванович (13501389). Благословение Сергия Радонежского. Куликовская битва. Урок изучения нового материала. Урок с применением ИКТ Поход Тохтамыша на Урок изучения нового материала Москву в 1382 году. Работа с текстом учебника, планом. 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Наследники Дмитрия Урок изучения нового материала Донского. Василий II Работа с текстом учебника, таблицей. Тёмный. Собирание Руси Иваном Урок изучения нового материала III. Покорение Новгорода. Освобождение Руси от Комбинированный урок Золотой Орды. Работа с текстом учебника, планом. Управление государством Урок изучения нового материала Иваном III. Обобщающий урок по Урок обобщения и систематизации. главе. Глава 5. Единое Московское государство Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный. Близкое окружение царя Ивана IV. Земский собор, реформы Избранной рады. Войны Ивана Грозного. Война с западными странами. Опричнина. Погромы в Новгороде и конец опричнины. Покорение Сибири. Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I – самозванец. Лжедмитрий II. Семибоярщина. Русская православная Комбинированный урок церковь в Смутное время. Минин и Пожарский: за веру и Отечество! Воцарение династии Изучение нового материала Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов (1645-1676). Раскол в Русской Изучение нового материала православной церкви. Укрепление южных Комбинированный урок границ России. О казаках. Развитие России в XVII Комбинированный урок веке. Культура России в 67 68 XVI – XVII веках. Обобщающий урок по главе. Итоговый урок. Урок обобщения и автоматизации Используемый учебный комплект: - Учебник «История Отечества», 7 класс. И.М.Бгажнокова, Л.В. Смирнова. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва. «Просвещение». 2018г.