МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08. 2021 УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ-СОШ № 25 _______________ Чергинец Ю.Г. Приказ № 199-О от 30.08.2021 . Рабочая программа основного общего образования по литературному чтению на родном (русском) языке для обучающихся 6-7 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Екатеринбург 2021 1. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (русском) языке Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются следующие умения и качества: – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; – устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. – осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; – ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; – эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность; – потребность в самовыражении через слово; – устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» является сформированность следующих умений: Минимальный уровень: Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; Различать фольклорные и литературные произведения, понимать смысл пословиц, поговорок, фольклорных образов в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); – выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере; – видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса; – выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; – использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; – выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»; – выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть; – пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок; – осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; – понимать художественный текст, отбирать произведения для чтения; – воспринимать художественный текст как произведение искусства; – определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения; – выявлять авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; – определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; – сопоставлятьпроизведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; Достаточный уровень: – сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа; – сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; – сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера; – выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения; – устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия); – видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию; – оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; – сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя, определяя линии сопоставления; – осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект) 4. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке 6 класс (1 ч. в неделю, всего 34 ч. в год) № урока Тема урока Домашнее задание 1. Введение. Слово как средство создания образа. Описать сентябрьский день. 2. Основные темы русских басен Подготовить выразительное чтение любой басни. 3. Басня Л.Н. Толстого «Два товарища» Подготовить пересказ басни. 4. Сказка В.И. Даля «Что значит досуг?» Подготовить выразительное чтение сказки. 5. Идейно-художественный смысл сказки В.И. Даля «Что значит досуг?» Подготовить пересказ басни. 6. Сказка Н.Г. Гарина-Михайловского Подготовить пересказ сказки. «Книжка счастья» 7. Сочинение на тему: «Добро и зло в Закончить сочинение. сказке» 8. Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег» Выучить стихотворение наизусть. 9. Стихотворение Н.А. Некрасова «Снежок» Выучить стихотворение наизусть. 10. Сказка Е.А. Пермяка «Березовая роща» Подготовить пересказ сказки. 11. В.А.Сухомлинский «Легенда о материнской любви» Подготовить выразительное чтение легенды. 12. Рассказ Ю.Я. Яковлева «Цветок хлеба» Подготовить пересказ рассказа. 13. А.И. Приставкин. «Золотая рыбка» Ответить на вопрос: Как вы понимаете название рассказа? 14. Сказка В.Я. Ерошенко «Умирание ивы» Подготовить выразительное чтение сказки. 15. Стихотворение В.Я. Брюсова «Весенний дождь» Выучить стихотворение наизусть. 16. Стихотворение М.А. Волошина «Как мне близок и понятен…» Выучить стихотворение наизусть. 17. Основные мотивы лирики уральского поэта А.А.Васильева Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений А.Васильева. 7 класс (1 ч. в неделю, всего 34 ч. в год) № урока Тема урока Домашнее задание 1. Введение. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Нравственные проблемы произведения Н.Д. Телешова «Белая цапля» Мотивы поступков героев повести А.С. Пушкина «Выстрел» Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка в произведении Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» Поэтический образ Родины в стихотворениях И.С. Никитина «Русь» Сказка Н.Г. Гарина-Михайловского «Книжка счастья» Формирование характера подростка в повести Ю.П. Вронского «Юрьевская прорубь» Война и дети в произведении С.Б. Радзиевской «Болотные робинзоны» Тема дружбы в повести А.П. Гайдара Сочинение на тему: «Нужны ли сейчас тимуровцы?» Учебное сотрудничество. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Чтение сказки. Подготовить пересказ повести. Составить характеристику Темы. Подготовить выразительное чтение стихотворения. Подготовить пересказ сказки. Описать характер подростка. Читать повесть. Читать повесть. Закончить сочинение. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Прекрасное и неведомое в стихотворениях А.А. Блока «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...» Романтический герой стихотворения Н.С. Гумилева «Жираф» Подготовить выразительное чтение стихотворения. Подготовить выразительное чтение стихотворения. Подготовить пересказ рассказа Подготовить пересказ рассказа Смысл названия рассказа А.Г. Алексина «Самый счастливый день» Духовно-нравственная проблематика рассказа А.В. Масс «Сказка о черноокой принцессе» Доброта и дружба в произведении Ю.Н. Подготовить Кузнецовой «Помощница ангела» выразительное чтение. Сочинение на тему: «Нравственные уроки Закончить сочинение. произведений современной литературы» Многообразие языковых средств в творчестве уральского поэта С.Ф. Каратова