МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08. 2021 УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ-СОШ № 25 _______________ Чергинец Ю.Г. Приказ № 199-О от 30.08.2021 Рабочая программа основного общего образования по родному языку (руссеому) для обучающихся 6-7 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Екатеринбург 2021г. 1. Планируемые результаты освоения программы по родному языку (русскому) Личностные результаты: 1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. 2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. 3. Достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по родному языку (русскому) Минимальный уровень: • знание отличительных грамматических признаков основных частей слова; • разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; • образование слов с новым значением с опорой на образец; • представления о грамматических разрядах слов; • различение изученных частей речи по вопросу и значению; • использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; • составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец; • установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя; • нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя); • нахождение в тексте однородных членов предложения; • различение предложений, разных по интонации; • нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя); • участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; • выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста; • оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец; • письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; • составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному • плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. Достаточный уровень: • знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам; • разбор слова по составу с использованием опорных схем; • образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; • дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам; • определение грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя; • нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя); • пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова; • составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.; • установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме; • нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем; • составление предложений с однородными членами с опорой на образец; • составление предложений, разных по интонации с опорой на образец; различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания; • отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста (с помощью учителя); • выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; • оформление всех видов изученных деловых бумаг; • письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов); • письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов). 2. Содержание программы по родному языку (русскому) Содержание программы по родному (русскому) языку составляют два раздела: «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи». Коммуникативная направленность является основной отличительной чертой каждого из двух разделов. Изучение родного (русского) языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение цели обеспечивается решением следующих задач: • расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; • ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; • использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; • совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; • развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; • развитие положительных качеств и свойств личности. Грамматика, правописание и развитие речи. Создание славянского алфавита. Особенности русской интонации, темпа речи. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Этимология русских имен. Имена исконные и заимствованные. Общеизвестные старинные русские города. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Текст как единица языка и речи. Композиционные формы описания, повествования и рассуждения. Средства связи предложений и частей текста. 3. Коррекционный компонент программы по родному языку (русскому) С целью усиления практической направленности обучения детей с умственной отсталостью проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике. Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 4. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родной язык (русский)» 6 класс (1 час в неделю) № урока Тема урока Характеристика видов учебной деятельности Домашнее задание 1. Русский язык – национальный язык русского народа. Выполнение упражнений.. Конспект урока, выполнение упражнений. 2. Создание славянского алфавита. Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений. 3. Особенности русской интонации, темпа речи. Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений. 4. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений. 5. Этимология русских имен. Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений. 6. Имена исконные и заимствованные. Решение лингвистических задач. Конспект урока, выполнение упражнений. 7. Общеизвестные старинные русские города. Работа с текстом. Конспект урока, выполнение упражнений. 8. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений. 9. Понятие о варианте нормы. Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений. 10. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений. 11. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений. 12. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений. 13. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выполнение упражнений Конспект урока, выполнение упражнений. 14. Выразительность, чистота и богатство речи. Выполнение упражнений, Конспект урока, выполнение упражнений. 15. Текст как единица языка и речи. Выполнение упражнений Конспект урока, выполнение упражнений. 16. Композиционные формы Выполнение описания, повествования упражнений и рассуждения. Конспект урока, выполнение упражнений. 17. Средства связи предложений и частей текста. Конспект урока, выполнение упражнений. Выполнение упражнений. 7 класс (1 час в неделю), количество часов – 17. № урока Тема урока Характеристика видов учебной деятельности Домашнее задание 1. Русский язык как развивающееся явление Выполнение упражнений.. Конспект урока, выполнение упражнений. 2. Факторы, влияющие на развитие языка Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений. 3. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений. 4. Основные лексические нормы современного русского литературного языка Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений. 5. Речевые ошибки Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений. 6. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка Решение Конспект урока, выполнение лингвистических упражнений. задач. 7. Варианты грамматической нормы Работа с текстом. Конспект урока, выполнение упражнений. 8. Речевой этикет Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений. 9. Виды речевой деятельности Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений. 10. Традиции русского речевого общения Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений. 11. Текст как единица языка и речи Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений. 12. Основные типы текстовых структур Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений. 13. Заголовки текстов Выполнение упражнений Конспект урока, выполнение упражнений. 14. Функциональные разновидности языка Выполнение упражнений, Конспект урока, выполнение упражнений. 15. Разговорная речь Выполнение упражнений Конспект урока, выполнение упражнений. 16. Публицистический стиль Выполнение упражнений Конспект урока, выполнение упражнений. 17. Язык художественной литературы Выполнение упражнений. Конспект урока, выполнение упражнений.