АООП ТНР вариант 5.1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 29.08.2019г.

УТВЕРЖДАЮ:
И.о. директора МБОУ-СОШ № 25
_______________ Чернышева О.В.
Приказ № 136-О от 29.08.2019г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ВАРИАНТ 5.1.)
(новая редакция)

Екатеринбург
2019

Оглавление
1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.3.

Планируемые результаты освоения АООП НОО обучающихся с
15
ТНР
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
19
результатов освоения АООП НОО

2.

Содержательный раздел

20

2.1.

Программа формирования универсальных учебных действий
обучающихся с ТНР

20

2.2.

Направления и содержание программы коррекционной работы

21

2.3.

Программа коррекционной работы

3.

Организационный раздел

22

3.1.

Учебный план начального общего образования

22

3.2.

Система условий реализации основной образовательной
программы начального общего образования в соответствии с
требованиями ФГОС

23

1.2.

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования (далее – АООП НОО) обучающихся с тяжелыми
нарушениями

речи

(далее

–

ТНР)

Муниципального

бюджетного

общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа
№25 города Екатеринбурга разработана в соответствии с нормативными
документами:
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской

Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ);
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования для обучающихся с ОВЗ (далее- Стандарт);
 Примерная

адаптированная

основная

образовательная

программа

начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи (одобрена ФУМО по общему образованию 22.12.2015 г., протокол №
4/15);
 СанПиН

условиям

2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
и

организации

осуществляющих
основным

обучения

образовательную

общеобразовательным

и

воспитания

деятельность
программам

по
для

в

организациях,

адаптированным
обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья» от 10.07.2015 г № 26
 Основная образовательная программа начального общего образования

МБОУ – СОШ № 25 (новая редакция), утвержденная приказом № 85/1-ОО от
28.08.2015г.
Определение

и

назначение

адаптированной

основной

общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
АООП НОО обучающихся с ТНР – это образовательная программа,
адаптированная для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом
3

особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных
возможностей,

обеспечивающая

коррекцию

нарушений

развития

и

социальную адаптацию.
АООП НОО обучающихся с ТНР самостоятельно разрабатывается и
утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
(далее – ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ОВЗ) и с учетом Примерной адаптированной основной
общеобразовательной

программы

начального

общего

образования

обучающихся с ТНР.
АООП НОО обучающихся с ТНР определяет содержание образования,
ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с ТНР направлена на формирование у них
общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое,

социально-личностное,

интеллектуальное,

физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми
в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Для достижения цели в соответствии с ФГОС ОВЗ на ступени
начального общего образования решаются следующие задачи:
 становление

основ

гражданской

идентичности

и

мировоззрения

обучающихся;
 формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и
оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
 формирование у младших школьников самостоятельной познавательной
деятельности;
4

 духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

обучающихся,

предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок,
национальных ценностей;
 сохранение и укрепление физического и психического здоровья и
безопасности обучающихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
 развитие

творческих

способностей

школьников

с

учетом

их

индивидуальных особенностей; сохранение и поддержка индивидуальности
каждого ребенка;
 создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное
образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в
начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную
практику;
 помощь школьникам в овладении основами грамотности в различных ее
проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социальной,
художественной,

языковой,

математической,

естественнонаучной,

технологической).
Помимо реализации общих задач при получении начального общего
образования АООП НОО ТНР предусматривает решение специальных задач:
 своевременное выявление обучающихся с трудностями в обучении;
 определение

особых

образовательных

потребностей

обучающихся,

обусловленных уровнем их речевого развития;
 определение особенностей организации образовательной деятельности для
категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями,
структурой речевого нарушения развития и степенью его выраженности;
 коррекция индивидуальных недостатков речевого развития, нормализация
и

совершенствование

учебной

деятельности,

формирование

общих

способностей к учению;
 осуществление

индивидуально

ориентированной

психолого-медико-

педагогической помощи обучающимся с учётом психофизического и речевого
5

развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
 реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся;
 оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) обучающихся.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены
следующие принципы:
принципы государственной политики Российской Федерации в области
образования

(гуманистический

характер

образования,

единство

образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптация
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны

ближайшего

развития»

с

учетом

особых

образовательных

потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип комплексного подхода, использования в полном объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностей обучающихся;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании
АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;
6

принцип

целостности

содержания

образования.

Содержание

образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не
понятие предмета, а понятие «предметной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип

переноса

знаний,

умений,

навыков

и

отношений,

сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной
жизни;

трансформирование

уровня

полученных

знаний

в

область

жизнедеятельности;
принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены
дифференцированный, деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся
с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих
обучающихся,
этиопатогенезом,

которые

определяются

характером

уровнем

нарушений

речевого

развития,

формирования

речевой

функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям
освоения содержания образования. АООП НОО создается в соответствии с
дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
требованиями к:
структуре образовательной программы;
условиям реализации образовательной программы;
результатам образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для
7

педагогического
материалов,
развитие

творчества,

создания

обеспечивающих

способности

вариативных

пошаговую

обучающихся

образовательных

логопедическую

самостоятельно

коррекцию,

решать

учебно-

познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их
возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной

психологической

науки,

раскрывающих

основные

закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности.
Основным

средством

реализации

деятельностного

подхода

в

образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической

деятельности

обучающихся,

обеспечивающей

овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования
обучающихся с ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
создание условий для общекультурного и личностного развития
обучающихся с ТНР на основе формирования универсальных учебных
действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы
научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на
8

следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает
организация детского самостоятельного и инициативного действия в
образовательном процессе, снижение доли репродуктивных методов и
способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемнопоискового характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о
языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или
знакового

характера,

которая

используется

как

средство

общения.

Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов
языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами
одного уровня и разных уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что язык
существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются
различные

компоненты

(фонетический,

лексический,

грамматический,

семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода в образовании
обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной
деятельности обучающихся.
В контексте разработки АООП начального общего образования
обучающихся с ТНР реализация системного подхода обеспечивает:
тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и
интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями,
умениями и навыками;
воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного
недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей,
предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области;
реализацию

интегративной

коммуникативно-речевой

цели

–

формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций
9

(познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с
различными ситуациями.
Общая

характеристика

адаптированной

основной

общеобразовательной программы начального общего образования
АООП НОО (вариант 5.1.) предполагает, что обучающийся с ТНР
получает

образование,

полностью

соответствующее

по

итоговым

достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с
нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
АООП

НОО

предназначается

для

обучающихся

с

фонетико-

фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая
степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся

с

общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного
генеза

(например,

при

минимальных

дизартрических

расстройствах,

ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для
обучающихся с нарушениями чтения и письма.
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных
на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения
обучающимися

программы

коррекционной

работы.

Обязательными

условиями реализации АООП НОО обучающихся с ТНР являются
логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителялогопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием
речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной
системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения
фонем.

Отмечается

незаконченность

процессов

формирования

артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико10

артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков
крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах:
отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции),
смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой
системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является
пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая
восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на
овладение звуковым анализом.
Фонетическое

недоразвитие

речи

характеризуется

нарушением

формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется
одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в
просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных
компонентов

фонетического

строя

речи

(например,

только

звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры
слова). Такие обучающиеся хуже чем их сверстники запоминают речевой
материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с
активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи
характеризуются

остаточными

явлениями

недоразвития

лексико-

грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
У

таких

обучающихся

не

отмечается

выраженных

нарушений

звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются
в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне
отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная
внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление
общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком
уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и
являющееся

важным

показателем

незакончившегося

процесса

фонемообразования.
11

У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой
стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем
отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений,
профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые
и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное
значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по
ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности
передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих
внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением
синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с
абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических
словообразовательных

ошибках.

Правильно

образуя

слова,

наиболее

употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в
продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие
словообразовательных

процессов,

проявляющееся

преимущественно

в

нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов,
препятствует

своевременному

формированию

навыков

группировки

однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что
впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому
языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка
особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с
переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в
употреблении грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с
придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов,
инверсии.
12

Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы
неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество
ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью
осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного
ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной
речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи,
характеризующееся

нарушениями

логической

последовательности,

застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий,
повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему,
по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из
своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами
творчества

используются,

в

основном,

простые

малоинформативные

предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются
разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких,
повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм
возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью
базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и
письма в норме.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К

особым

образовательным

потребностям,

характерным

для

обучающихся с ТНР относятся:
- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы
риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение
логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения
речевого развития;
- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным
нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания
и

методов

дошкольного

и

школьного

образования

и

воспитания,
13

ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений
речевого и личностного развития;
-

получение

начального

общего

образования

в

условиях

образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его
речевого недоразвития;
-

обязательность

непрерывности

коррекционно-развивающего

процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционноразвивающей областей и

специальных курсов, так и в процессе

индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние
высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и
регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода
при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих
нарушений;
- координация педагогических, психологических и медицинских
средств

воздействия

в

процессе

комплексного

психолого-медико-

педагогического сопровождения;
-

получение

комплекса

медицинских

услуг,

способствующих

устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной
сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы
при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям
с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации
коммуникативных навыков учащихся;
- гибкое варьирование организации процесса обучения путем
расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей,
изменения количества учебных часов и использования соответствующих
методик и технологий;
14

- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном
пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования
и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и
динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого
дефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том
числе специализированных компьютерных технологий, дидактических
пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных
путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих
контроль за устной и письменной речью;
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии
медицинских показаний;
-

профилактика

и

дезадаптации

путем

пространства,

увеличения

коррекция

максимального
социальных

социокультурной
расширения
контактов;

и

школьной

образовательного
обучения

умению

выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее
активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком;
организация партнерских отношений с родителями.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми
нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с ТНР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми
нарушениями речи программы коррекционной работы

15

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
должны соответствовать требованиями ФГОС НОО, которые дополняются
группой специальных требований.
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению
нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и
письма: отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать
правильное

и

неправильное произнесение

звука;

умение

правильно

воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как
изолированных, так и в условиях контекста; правильное восприятие,
дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных
средств выразительной четкой речи; умение произвольно изменять основные
акустические характеристики голоса; умение правильно осуществлять
членение

речевого

потока

посредством

пауз,

логического

ударения,

интонационной интенсивности; минимизация фонологического дефицита
(умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по
артикуляторно-акустическим признакам); умение осуществлять операции
языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; практическое
владение основными закономерностями грамматического и лексического
строя речи; сформированность лексической системности; умение правильно
употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными,
так и непродуктивными словообразовательными моделями; овладение
синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;
владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики,
композиции, выполняющей коммуникативную функцию; сформированность
языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;
сформированность

психофизиологического,

психологического,

лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;
владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми
компонентами чтения и письма); позитивное отношение и устойчивые мотивы
16

к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного
средства человеческого общения.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны
отражать:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно
оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической
нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации;
написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно выбрать
взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую
проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение
принимать решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным
запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы;
-

овладение

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и
школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение
адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять
речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение
включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно
оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей
коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций
в совместной деятельности; стремление ребёнка участвовать в подготовке и
проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для
участия в подготовке и проведении праздника;
- овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать
разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание,
опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и
недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное
взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от
собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи;
17

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации
в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и
устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала
средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность
слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и
аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство
достижения

цели

в

различных

ситуациях;

прогресс

в

развитии

коммуникативной функции речи;
- дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового
поведения ребёнка с точки зрения

опасности (безопасности) для себя и

окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков;
понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность
и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности,
целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение
устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни,
внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире
на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение
устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной
жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности
во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности;
прогресс в развитии познавательной функции речи;
-

дифференциацию

и

осмысление

адекватно

возрасту

своего

социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание
правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса
(с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в
транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и определений для
взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного
социального статуса; представления о вариативности социальных отношений;
готовность к участию в различных видах социального взаимодействия;
овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно
18

использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы;
умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных
отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи.
Эти

требования

конкретизируются

в

соответствии

с

особыми

образовательными потребностями обучающихся.
1.3. Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми
нарушениями речи планируемых результатов освоения адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего
образования
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения АООП НОО соответствует ФГОС НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения АООП НОО должна позволять вести оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе
итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку
достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы в поддержке освоения АООП НОО,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности.
Оценка

достижения

обучающимися

с

ТНР

планируемых

результатов освоения программы коррекционной работы
Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы является достижение
уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации
вариативных

форм

логопедического

воздействия

(подгрупповые,

индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объема
знаний и умений в области общеобразовательной подготовки.

19

2. Содержательный раздел
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий
обучающихся с ТНР
Программа формирования универсальных учебных действий (далее УУД) обучающихся с ТНР определяется требованиями ФГОС к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО и отражена
в ООП НОО МБОУ – СОШ № 25 (новая редакция).
Программа

формирования

универсальных

учебных

действий,

программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности,
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР,
программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни, программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС
НОО.
Программа предусматривает формирование у обучающихся с ТНР:
способов деятельности, применяемых в рамках, как образовательного
процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
формирование основ гражданской идентичности личности, ее ценностносмысловой сферы; развитие умения учиться.
Программа формирования УУД обеспечивает:
-

успешность (эффективность) обучения в любой предметной области,

общность подходов к осуществлению любой деятельности обучающегося вне
зависимости от ее предметного содержания;
- реализацию преемственности всех ступеней образования и этапов усвоения
учебного содержания;
- создание условий для готовности обучающегося с ТНР к дальнейшему
образованию, реализации доступного уровня самостоятельности в обучении;
- целостность развития личности обучающегося.
Структура

АООП

НОО

предполагает

введение

программы

коррекционной работы.

20

2.2. Направления и содержание программы коррекционной работы
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью
внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания
АООП НОО.
Содержание
обучающегося

коррекционно-развивающей

определяется

с

учетом

его

работы
особых

для

каждого

образовательных

потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии, индивидуальной программы реабилитации.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление
специальной поддержки освоения АООП НОО.
Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе
всего учебно-образовательного процесса.
Основными

образовательными

направлениями

в

специальной

поддержке освоения АООП НОО являются:
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика
нарушений чтения и письма;
развитие сознательного использования языковых средств в различных
коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных
контактов с окружающими;
обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с
целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного
обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР программа коррекционной работы расширяется за счет
включения

индивидуально-ориентированного

логопедического

воздействия,

сквозными

коррекционно-

направлениями

которого

выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента
речевой

функциональной

системы;

фонологического

дефицита

и

совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по
21

профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию
коммуникативных навыков.
Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные
формы специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться
могут содержание, организационные формы работы, степень участия
специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию
больших

потенциальных

возможностей

обучающихся

с

ТНР

и

удовлетворению их особых образовательных потребностей. Коррекционная
работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при
изучении предметов учебного плана и на логопедических занятиях,
проводимых на базе организованных при общеобразовательных организациях
логопедических пунктах, где осуществляется коррекция нарушений устной
речи,

профилактика

и

коррекция

нарушений

чтения

и

письма,

препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным
областям,

работа

по

формированию

полноценной

речемыслительной

деятельности.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы
соответствуют ФГОС НОО.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не
менее

5

часов.

Программа

коррекционной

работы

разрабатывается

образовательной организацией в зависимости от особых образовательных
потребностей обучающихся.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью
освоения содержания АООП НОО и реализуется в рамках внеурочной
деятельности.

22

Содержание
обучающегося

коррекционно-развивающей

определяется

с

учетом

его

работы
особых

для

каждого

образовательных

потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА (при наличии).
Содержание

коррекционно-развивающей

области

представлено

следующими обязательными коррекционными курсами: «Произношение»,
«Логопедическая ритмика», «Развитие речи», «Индивидуальные и групповые
коррекционно-развивающие занятия» (Приложения 1-4).
В

структуру

коррекционно-развивающей

области

наряду

с

коррекционными курсами включается индивидуальная и (или) подгрупповая
логопедическая работа, основные задачи которой определяются уровнем
речевого

развития,

характером

и

механизмом

речевой

патологии

обучающихся с ТНР.
Учебный план коррекционно-развивающей области
АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1) недельный
Коррекционными курс
Количество часов в неделю
I
II
III IV Всего
Внеурочная деятельность
10
10
10 10
50
коррекционно-развивающая работа:
5
5
5
5
20
Коррекционный курс « Произношение »
1
1
2
Коррекционный курс « Развитие речи »
1
1
1
1
4
Коррекционный курс « Логопедическая
1
1
2
ритмика »
«Индивидуальные и групповые
2
2
4
4
12
коррекционно-развивающие занятия»
другие направления внеурочной
5
5
5
5
20
деятельности
3.2. Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Кадровые условия
Учитель-логопед

–

должен

иметь

высшее

профессиональное

педагогическое образование в области логопедии:

23

по специальности «Логопедия» с получением квалификации «Учительлогопед»;
по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»,
профиль подготовки «Логопедия» (квалификация/степень – бакалавр), либо
по

магистерской

программе

соответствующего

направления

(квалификация/степень – магистр);
по направлению «Педагогика», профиль подготовки «Коррекционная
педагогика и специальная психология» (квалификация/степень – бакалавр),
либо по направлению «Педагогика», магистерская программа «Специальное
педагогическое образование» (квалификация/степень – магистр).
Лица, имеющие высшее профессиональное педагогическое образование
по другим специальностям, направлениям, профилям подготовки для
реализации

программы

коррекционной

работы

должны

пройти

профессиональную переподготовку в области логопедии с получением
диплома о профессиональной переподготовке установленного образца.
Педагогические работники – учитель начальных классов, учитель
музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель
иностранного языка, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог,
педагог дополнительного образования, педагог-организатор – наряду со
средним или высшим профессиональным педагогическим образованием по
соответствующему

занимаемой

должности

направлению

(профилю,

квалификации) подготовки должны иметь удостоверение о повышении
квалификации в области инклюзивного образования установленного образца.
Руководящие работники (административный персонал) – наряду со
средним или высшим профессиональным педагогическим образованием
должны иметь удостоверение о повышении квалификации в области
инклюзивного образования установленного образца.
Финансовые условия
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение
обучающимися с ТНР общедоступного и бесплатного образования за счет
24

средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации в государственных, муниципальных и частных образовательных
организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих
реализацию АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Финансовые условия реализации АООП НОО должны:
1) обеспечивать возможность выполнения требований ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ к условиям реализации и структуре АООП НОО;
2) обеспечивать реализацию обязательной части АООП НОО и части,
формируемой

участниками

образовательной

деятельности,

учитывая

вариативность особых образовательных потребностей и индивидуальных
особенностей развития обучающихся;
3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации
АООП НОО, а также механизм их формирования.
Финансирование реализации АООП НОО должно осуществляться
в объеме определяемых органами государственной власти субъектов
Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий
реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального
общего образования. Указанные нормативы определяются в соответствии с
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ:
специальными

условиями

получения

образования

(кадровыми,

материально-техническими);
расходами на оплату труда работников, реализующих АООП НОО;
расходами
(компенсацию)

на

средства

нарушений

обучения

развития,

и

воспитания,

включающими

коррекцию

расходные

и

дидактические материалы, оборудование, инвентарь, электронные ресурсы,
оплату услуг связи, в том числе расходами, связанными с подключением к
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

25

расходами,

связанными

с

дополнительным

профессиональным

образованием руководящих и педагогических работников по профилю их
деятельности;
иными расходами, связанными с реализацией и обеспечением
реализации АООП НОО.
Финансовое обеспечение должно соответствовать специфике кадровых
и материально-технических условий, определенных для АООП НОО
обучающихся с ТНР.
Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги
АООП НОО предполагает, что обучающийся с ТНР получает
образование находясь в среде сверстников, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, и в те же сроки обучения. Обучающемуся с ТНР
предоставляется

государственная

услуга

по

реализации

основной

общеобразовательной программы начального общего образования, которая
адаптируется под особые образовательные потребности обучающегося и при
разработке которой необходимо учитывать следующее:
1) обязательное включение в структуру АООП начального общего
образования для обучающегося с ТНР программы коррекционной
работы,

что

требует

качественно

особого

кадрового

состава

специалистов, реализующих АООП;
2) при необходимости предусматривается участие в образовательнокоррекционной работе тьютора, а также учебно-вспомогательного и
прочего персонала (ассистента, медицинских работников, необходимых
для сопровождения обучающихся с ОВЗ, инженера по обслуживанию
специальных технических средств и ассистивных устройств).
3) создание

специальных

материально-технических

условий

для

реализации АООП (специальные учебники, специальные учебные
пособия,

специальное

оборудование,

средства,

ассистивные

устройства,

специальные
специальные

технические
компьютерные

программы и др.) в соответствии с ФГОС для обучающихся с ТНР.
26

При

определении

обучающегося

нормативных

финансовых

затрат

на

одного

с ОВЗ на оказание государственной услуги учитываются

вышеперечисленные условия организации обучения ребенка с ТНР.
Финансирование рассчитывается с учетом рекомендаций ПМПК, ИПР
инвалида в соответствии с кадровыми и материально-техническими условиями
реализации АООП, требованиями к наполняемости классов в соответствии с
СанПиН.
Таким образом, финансирование АООП НОО для каждого обучающегося
с ОВЗ производится в большем объеме, чем финансирование ООП НОО
обучающихся, не имеющих ограниченных возможностей здоровья.
Нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги на
соответствующий финансовый год определяются по формуле:

З iгу = НЗ iочр *ki

, где

i

З гу - нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги на
соответствующий финансовый год;
НЗ iочр _ нормативные затраты на оказание единицы i-той государственной
услуги образовательной организации на соответствующий финансовый год;
Ki

-

объем

i-той

государственной

услуги

в

соответствии

с

государственным (муниципальным) заданием.
Нормативные затраты на оказание единицы i-той государственной услуги
образовательной

организации

на

соответствующий

финансовый

год

определяются по формуле:

НЗ iочр= НЗ гу+ НЗ он

, где

НЗ iочр - нормативные затраты на оказание единицы i-той государственной
услуги образовательной организации на соответствующий финансовый год;
НЗ

гу

- нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием

государственной услуги;
27

НЗ он - нормативные затраты на общехозяйственные нужды.
Нормативные

затраты,

непосредственно

связанные

с

оказанием

государственной услуги на соответствующий финансовый год, определяются
по формуле:

НЗ гу = НЗoтгу + НЗ jмp + НЗ jпп

, где

НЗгу - нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием
государственной услуги на соответствующий финансовый год;
НЗomгy - нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты
по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в
оказании государственной услуги;
НЗ

j
мp

- нормативные затраты на приобретение материальных ресурсов,

непосредственно потребляемых в процессе оказания государственной услуги,
в том числе затраты на учебники, учебные пособия, учебно-методические
материалы, специальное оборудование, специальные технические средства,
ассистивные устройства, специальные компьютерные программы и другие
средства обучения и воспитания по АООП типа j (в соответствии с
материально-техническими условиями с учетом специфики обучающихся);
НЗ jпп - нормативные прочие прямые затраты, непосредственно связанные
с оказанием государственной услуги, в том числе затраты на приобретение
расходных материалов, моющих средств, медикаментов и перевязочных
средств (в соответствии с материально-техническими условиями с учетом
специфики обучающихся по АООП типа j).
При расчете нормативных затрат на оплату труда и начисления на выплаты
по оплате труда учитываются затраты на оплату труда только тех работников,
которые принимают непосредственное участие в оказании соответствующей
государственной услуги (вспомогательный, технический, административноуправленческий и т.п. персонал не учитывается).
Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по
оплате труда рассчитываются как произведение средней стоимости единицы
28

времени персонала на количество единиц времени, необходимых для оказания
единицы государственной услуги, с учетом стимулирующих выплат за
результативность

труда.

Стоимость

единицы

времени

персонала

рассчитывается исходя из действующей системы оплаты труда, с учетом
доплат и надбавок, установленных действующим законодательством,
районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленных
законодательством.
Нормативные затраты на расходные материалы в соответствии со
стандартами качества оказания услуги рассчитываются как произведение
стоимости учебных материалов на их количество, необходимое для оказания
единицы государственной услуги (выполнения работ) и определяется по
видам организаций в соответствии с нормативным актом субъекта Российской
Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате
труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании
государственной услуги начального общего образования обучающихся с ТНР:
реализация АООП начального общего образования обучающихся с ТНР
может определяться по формуле:
НЗотгу = ЗП рег-1 * 12 * Ковз * К1 * К2 , где:
НЗотгу - нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты
по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в
оказании государственной услуги по предоставлению начального общего
образования обучающимся с ТНР;
ЗП

рег

-1

–

среднемесячная

заработная

плата

в

экономике

соответствующего региона в предшествующем году, руб./мес.;
12 – количество месяцев в году;
KОВЗ – коэффициент, учитывающий специфику образовательной
программы или категорию обучающихся (при их наличии);
29

K1 – коэффициент страховых взносов на выплаты по оплате труда.
Значение коэффициента – 1,302;
K2 – коэффициент, учитывающий применение районных коэффициентов
и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего
Севера,

приравненных

к

ним

местностях

(при

наличии

данных

коэффициентов).
К нормативным затратам на общехозяйственные нужды относятся
затраты, которые невозможно отнести напрямую к нормативным затратам,
непосредственно связанным с оказанием i-той государственной услуги, и к
нормативным затратам на содержание имущества. Нормативные затраты на
общехозяйственные нужды определяются по формуле:
НЗон= НЗ jотпп + НЗком + НЗ j пк + НЗ jни + НЗди + НЗвс + НЗ jтр + НЗ jпр , где
НЗ

j

отпп

- нормативные затраты на оплату труда и начисления на

выплаты по оплате труда работников организации, которые не принимают
непосредственного

участия

в

(вспомогательного,

технического,

оказании

государственной

услуги

административно-управленческого

и

прочего персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании
государственной услуги), в соответствии с кадровыми и материальнотехническими условиями с учетом специфики обучающихся по АООП типа j;
НЗ

j

пк

– нормативные затраты на повышение квалификации и (или)

профессиональную переподготовку работников учреждения (в соответствии с
кадровыми условиями с учетом специфики обучающихся по АООП типа j);
НЗком - нормативные затраты на коммунальные услуги (за исключением
нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание
имущества);
НЗ

j

ни

- нормативные затраты на содержание объектов недвижимого

имущества, закрепленного за организацией на праве оперативного управления
или приобретенным организацией за счет средств, выделенных ей
учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого
имущества, находящегося у организации на основании договора аренды или
30

безвозмездного

пользования,

эксплуатируемого

в

процессе

оказания

государственных услуг (далее - нормативные затраты на содержание
недвижимого имущества) в соответствии с кадровыми и материальнотехническими условиями с учетом специфики обучающихся по АООП типа j;
НЗди - нормативные затраты на содержание объектов особо ценного
движимого имущества, закрепленного за организацией за счет средств,
выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества (далее нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества);
НЗвс - нормативные затраты на приобретение услуг связи;
НЗ

j
тр

- нормативные затраты на приобретение транспортных услуг по

АООП типа j (в соответствии с кадровыми и материально-техническими
условиями с учетом специфики обучающихся);
НЗ

j

пр

- прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды по

АООП типа j (в соответствии с кадровыми и материально-техническими
условиями с учетом специфики обучающихся).
Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по
оплате

труда

работников

организации,

непосредственного

участия

в

(вспомогательного,

технического,

которые

оказании

не

принимают

государственной

услуги

административно-управленческого

и

прочего персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании
государственной услуги, включая ассистента, медицинских работников,
необходимых для сопровождения обучающихся с ОВЗ, инженера по
обслуживанию специальных технических средств и ассистивных устройств)
определяются

исходя из количества единиц по штатному расписанию,

утвержденному руководителем организации, с учетом действующей системы
оплаты

труда

в

пределах

фонда

оплаты

труда,

установленного

образовательной организации учредителем.
Нормативные затраты на коммунальные услуги определяются исходя из
нормативов потребления коммунальных услуг, в расчете на оказание единицы
соответствующей государственной услуги и включают в себя:
31

1) нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение,
ассенизацию, канализацию, вывоз жидких бытовых отходов при отсутствии
централизованной системы канализации;
2) нормативные затраты на горячее водоснабжение;
3) нормативные затраты на потребление электрической энергии
(учитываются в размере 90 процентов от общего объема затрат потребления
электрической энергии);
4) нормативные затраты на потребление тепловой энергии (учитываются
в размере 50 процентов от общего объема затрат на оплату тепловой энергии).
В случае, если организациями используется котельно-печное отопление,
данные нормативные затраты не включаются в состав коммунальных услуг.
Нормативные затраты на коммунальные услуги рассчитываются как
произведение норматива потребления коммунальных услуг, необходимых для
оказания единицы государственной услуги, на тариф, установленный на
соответствующий год.
Нормативные

затраты

на

содержание

недвижимого

имущества

включают в себя:
-

нормативные

затраты

на

эксплуатацию

системы

охранной

сигнализации и противопожарной безопасности;
- нормативные затраты на аренду недвижимого имущества;
- нормативные затраты на проведение текущего ремонта объектов
недвижимого имущества;
- нормативные затраты на содержание прилегающих территорий в
соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами;
- прочие нормативные затраты на содержание недвижимого имущества.
Нормативные затраты на эксплуатацию систем охранной сигнализации
и противопожарной безопасности устанавливаются таким образом, чтобы
обеспечивать

покрытие

затрат,

связанных

с

функционированием

установленных в организации средств и систем (системы охранной
32

сигнализации,

системы

пожарной

сигнализации,

первичных

средств

пожаротушения).
Нормативные затраты на содержание прилегающих территорий,
включая вывоз мусора, сброс снега с крыш, в соответствии с санитарными
нормами и правилами, устанавливаются, исходя из необходимости покрытия
затрат, произведенных организацией в предыдущем отчетном периоде (году).
Материально-технические условия
Материально-технические

условия

-

общие

характеристики

инфраструктуры, включая параметры информационно-образовательной среды
образовательной

организации.

Материально-техническое

обеспечение

школьного образования обучающихся с ТНР должно отвечать не только
общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в
структуре материально-технического обеспечения процесса образования
должна быть отражена специфика требований к:
 организации пространства, в котором обучается учащийся с ТНР;
 организации временного режима обучения;
 техническим средствам комфортного доступа обучающихся с ТНР к
образованию;
 техническим средствам обучения, включая специализированные
компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение
особых образовательных потребностей;
 обеспечению условий для организации обучения и взаимодействия
специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями)
обучающихся;
 специальным
специальным

учебникам,

дидактическим

специальным

материалам,

рабочим

специальным

тетрадям,

электронным

приложениям, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым
образовательным потребностям обучающихся с ТНР.
Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе
сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного
33

профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных
представителей) обучающегося с ТНР. В случае необходимости организации
удаленной работы, специалисты обеспечиваются полным комплектом
компьютерного и периферийного оборудования.
Информационное обеспечение включает необходимую нормативноправовую базу образования обучающихся с ТНР и характеристики
предполагаемых информационных связей участников образовательного
процесса.
Должны быть созданы условия для функционирования современной
информационно-образовательной
информационные
совокупность

ресурсы,

среды,

электронные

информационных

включающей

электронные

образовательные

технологий,

ресурсы,

телекоммуникационных

технологий, соответствующих технических средств (в том числе, флештренажеров, инструментов Wiki, цифровых видео материалов и др.),
обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных
для

него

результатов

освоения

адаптированной

основной

общеобразовательной программы.
Информационно-образовательная среда образовательной организации
должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой)
форме следующие виды деятельности:


планирование образовательного процесса;



размещение и сохранение материалов образовательного процесса,

в том числе – работ обучающихся и педагогов, используемых участниками
образовательного процесса информационных ресурсов;

освоения

фиксацию хода образовательного процесса и результатов
адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

начального общего образования обучающихся с ТНР;


взаимодействие между участниками образовательного процесса, в

том числе – дистанционное посредством сети Интернет, возможность
34

использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для
решения задач управления образовательной деятельностью;


контролируемый доступ участников образовательного процесса к

информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение
доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся);


взаимодействие

осуществляющими

образовательной

управление

в

сфере

организации
образования

с

органами,

и

с

другими

образовательными организациями.
Функционирование
обеспечивается
технологий

информационной

средствами
и

информационных

квалификацией

Функционирование

образовательной

работников

информационной

и

среды

коммуникационных
ее

использующих.

образовательной

среды

должно

соответствовать законодательству Российской Федерации.
Образовательная организация имеет право включать в штатное
расписание

специалистов

по

информационно-технической

поддержке

образовательной деятельности, имеющих соответствующую квалификацию.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе
применять

электронное

технологии

при

установленном

обучение,

реализации

дистанционные

образовательных

федеральным

органом

образовательные

программ

в

порядке,

исполнительной

власти,

осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
При

реализации

образовательных

программ

с

применением

исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность,
должны быть созданы условия для функционирования электронной
информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные
информационные
совокупность

ресурсы,

электронные

информационных

образовательные

технологий,

ресурсы,

телекоммуникационных
35

технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей
освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме
независимо от места нахождения обучающихся.
Для обучающихся с ТНР предусматривается определенная форма и доля
социальной и образовательной интеграции. Это требует координации
действий, обязательного, регулярного и качественного взаимодействия
специалистов, работающих как с обучающимися, не имеющими речевой
патологии, так и с их сверстниками с ТНР. Для тех и других специалистов
предусматривается возможность обратиться к информационным ресурсам в
сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая
электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный
сервис,

получить

профильных

индивидуальную

специалистов.

консультацию

Также

квалифицированных

предусматривается

организация

регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля,
специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.
Материально-техническая база реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального образования обучающихся с
ТНР должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям,
предъявляемым к:
 участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция,
освещение,

размещение,

необходимый

набор

зон

для

обеспечения

образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения
и их оборудование);
 зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания),
помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие
читального зала, число читательских мест, медиатеки), помещениям для
осуществления образовательного процесса: классам, кабинетам учителялогопеда, педагога-психолога и др. специалистов (необходимый набор и
размещение, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих,
36

игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах
образовательной организации, для активной деятельности, сна и отдыха,
структура которых должна обеспечивать возможность для организации
урочной и внеурочной учебной деятельности);
 помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным
искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством,
естественнонаучными исследованиями, актовому залу;
 спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию;
 помещениям для медицинского персонала;
 помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и
приготовления

пищи,

обеспечивающим

возможность

организации

качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
 мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
 расходным материалам и канцелярским принадлежностям;
 туалетам, душевым, коридорам и другим помещениям.
Образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых
бюджетных

средств

и

привлеченных

в

установленном

порядке

дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение
образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Материально-техническое

и

информационное

оснащение

образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
 создания и использования информации (в том числе запись и обработка
изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и
графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
 получения информации различными способами из разных источников
(поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе
специфических (научной, учебно-методической, справочно-информационной
и

художественной

литературы

для

образовательных

организаций

и

библиотек);
37

 проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного
лабораторного

оборудования,

вещественных

и

виртуально-наглядных

моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных
объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;
 наблюдений

(включая

местонахождения,

наблюдение

наглядного

микрообъектов),

представления

и

определения

анализа

данных;

использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
 создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;
 обработки материалов и информации с использованием технологических
инструментов;
 проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым
управлением и обратной связью;
 исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с
применением традиционных инструментов и цифровых технологий;
 физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
 планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и
отдельных этапов;
 размещения своих материалов и работ в информационной среде
образовательной организации;
 проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
 организации отдыха и питания;
 эффективной коррекции нарушений речи.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».