Рабочая программа по родному языку (русскому) 8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА

ПРИНЯТО
На педагогическом совете
Протокол №1 от
30.08.2022г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ-СОШ
№»25
___________ Чергинец Ю.Г.
Приказ № 406_-О от
31.08.2022г.

Рабочая программа
основного общего образования
по родному языку (русскому) для обучающихся 8 класса с
легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Екатеринбург
2022г.

1.
Планируемые результаты освоения программы по родному языку
(русскому)
Личностные результаты:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,
его значения в процессе получения школьного образования.
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение
к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию.
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по родному языку (русскому)
Минимальный уровень:
•
знание отличительных грамматических признаков основных частей
слова;
•
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы
учителя;
•
образование слов с новым значением с опорой на образец;
•
представления о грамматических разрядах слов;
•
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
•
использование
на
письме
орфографических
правил
после
предварительного разбора текста на основе готового или коллективного
составленного алгоритма;
•
составление различных конструкций предложений с опорой на
представленный образец;
•
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам
учителя;
•
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления
на виды (с помощью учителя);
•
нахождение в тексте однородных членов предложения;
•
различение предложений, разных по интонации;
•
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с

помощью учителя);
•
участие в обсуждении фактического материала высказывания,
необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
•
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих
теме текста;
•
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на
представленный образец;
•
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и
повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после
предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
•
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному
•
плану после предварительной отработки содержания и языкового
оформления.
Достаточный уровень:
•
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным
признакам;
•
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
•
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям
речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
•
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по
существенным признакам;
•
определение
грамматических
признаков
изученных
частей
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или
вопросам учителя;
•
нахождение орфографической трудности в слове и решение
орографической задачи (под руководством учителя);
•
пользование орфографическим словарем для уточнения написания
слова;
•
составление простых распространенных и сложных предложений по
схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
•
установление смысловых связей в несложных по содержанию и
структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;
•
нахождение главных и второстепенных членов предложения с
использованием опорных схем;
•
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;

•
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью учителя) различных по цели
высказывания;
•
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста
(с помощью учителя);
•
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих
теме и основной мысли текста;
•
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
•
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами
описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
•
письмо сочинений-повествований с элементами описания после
предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
2. Содержание программы по родному языку (русскому)
Содержание программы по родному (русскому) языку составляют два
раздела: «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие
речи».
Коммуникативная направленность является основной отличительной
чертой каждого из двух разделов.
Изучение родного (русского) языка в старших классах имеет своей
целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков
мыслительной деятельности.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
• расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;
• ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на
этой основе грамматических знаний и умений;
• использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений
для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
• совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
• развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
• развитие положительных качеств и свойств личности.
Грамматика, правописание и развитие речи.
Создание славянского алфавита. Особенности русской интонации, темпа
речи. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное
средство. Этимология русских имен. Имена исконные и заимствованные.

Общеизвестные старинные русские города. Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного языка. Основные лексические нормы
современного русского литературного языка. Основные грамматические
нормы современного русского литературного языка. Правила речевого
этикета: нормы и традиции. Язык и речь. Точность и логичность речи.
Выразительность, чистота и богатство речи. Текст как единица языка и речи.
Композиционные формы описания, повествования и рассуждения. Средства
связи предложений и частей текста.
3. Коррекционный компонент программы по родному языку (русскому)
С целью усиления практической направленности обучения детей с
умственной отсталостью проводится коррекционная работа, которая включает
следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие
мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие
артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция
– развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие
памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных
представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие
пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о
времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного
мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и
устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения
сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие
понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям,
алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной
сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до
конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание
самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения
анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к
критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия;
коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической
речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических

средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и
обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
4. Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Родной язык (русский)»
8 класс (1 час в неделю), количество часов – 17
№
урока
1.

тема урока
Язык и культура

количеств контроль
очасов
1
Комплексный
анализ текста
1
Комплексный
анализ текста
1
Комплексный анализ
текста

2.

Исконно русская лексика

3.

Роль старославянизмов в развитии
литературного языка

4.

Стилистически
нейтральные, 1
книжные,устаревшие старославянизмы

Комплексный анализ
текста

5.

Иноязычная

лексика

вразговорной речи

1

Практикум

6.

Иноязычная
публицистике

лексика

всовременной

1

Комплексный анализ
текста

7.

Речевой этикет

1

Комплексный
анализ текста

8.

Этика и этикет в электронной
среде общения
Основные
орфоэпические
современного русскогоязыка

9.

русского

10. Типичные
орфоэпическиеошибки в
современной речи
11. Основные

нормы 1

Комплексный анализ
текста

1

Комплексный анализ
текста

лексические нормы современного 1
русского
литературного

Практикум

языка
12. Нарушение
точности
словоупотребления заимствованных слов

1

Комплексный анализ
текста

13. Основные грамматические нормы современного 1
русского литературного языка

Комплексный анализ
текста

14. Варианты

Комплексный анализ
текста

грамматической нормы

1

15. Текст как единица языка и речи

1

16. Структура аргументации

1

17. Доказательство и его структура

1

Итого: 17 часов

17

Комплексный
анализ текста
Комплексный
анализ текста
Практикум


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».