МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2022г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ-СОШ №»25 ___________ Чергинец Ю.Г. Приказ № 406_-О от 31.08.2022г. Рабочая программа основного общего образования по родному языку (русскому) для обучающихся 8 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Екатеринбург 2022г. 1. Планируемые результаты освоения программы по родному языку (русскому) Личностные результаты: 1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. 2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. 3. Достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по родному языку (русскому) Минимальный уровень: • знание отличительных грамматических признаков основных частей слова; • разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; • образование слов с новым значением с опорой на образец; • представления о грамматических разрядах слов; • различение изученных частей речи по вопросу и значению; • использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; • составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец; • установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя; • нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя); • нахождение в тексте однородных членов предложения; • различение предложений, разных по интонации; • нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя); • участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; • выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста; • оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец; • письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; • составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному • плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. Достаточный уровень: • знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам; • разбор слова по составу с использованием опорных схем; • образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; • дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам; • определение грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя; • нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя); • пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова; • составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.; • установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме; • нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем; • составление предложений с однородными членами с опорой на образец; • составление предложений, разных по интонации с опорой на образец; различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания; • отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста (с помощью учителя); • выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; • оформление всех видов изученных деловых бумаг; • письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов); • письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов). 2. Содержание программы по родному языку (русскому) Содержание программы по родному (русскому) языку составляют два раздела: «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи». Коммуникативная направленность является основной отличительной чертой каждого из двух разделов. Изучение родного (русского) языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение цели обеспечивается решением следующих задач: • расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; • ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; • использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; • совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; • развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; • развитие положительных качеств и свойств личности. Грамматика, правописание и развитие речи. Создание славянского алфавита. Особенности русской интонации, темпа речи. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Этимология русских имен. Имена исконные и заимствованные. Общеизвестные старинные русские города. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Текст как единица языка и речи. Композиционные формы описания, повествования и рассуждения. Средства связи предложений и частей текста. 3. Коррекционный компонент программы по родному языку (русскому) С целью усиления практической направленности обучения детей с умственной отсталостью проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике. Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 4. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родной язык (русский)» 8 класс (1 час в неделю), количество часов – 17 № урока 1. тема урока Язык и культура количеств контроль очасов 1 Комплексный анализ текста 1 Комплексный анализ текста 1 Комплексный анализ текста 2. Исконно русская лексика 3. Роль старославянизмов в развитии литературного языка 4. Стилистически нейтральные, 1 книжные,устаревшие старославянизмы Комплексный анализ текста 5. Иноязычная лексика вразговорной речи 1 Практикум 6. Иноязычная публицистике лексика всовременной 1 Комплексный анализ текста 7. Речевой этикет 1 Комплексный анализ текста 8. Этика и этикет в электронной среде общения Основные орфоэпические современного русскогоязыка 9. русского 10. Типичные орфоэпическиеошибки в современной речи 11. Основные нормы 1 Комплексный анализ текста 1 Комплексный анализ текста лексические нормы современного 1 русского литературного Практикум языка 12. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов 1 Комплексный анализ текста 13. Основные грамматические нормы современного 1 русского литературного языка Комплексный анализ текста 14. Варианты Комплексный анализ текста грамматической нормы 1 15. Текст как единица языка и речи 1 16. Структура аргументации 1 17. Доказательство и его структура 1 Итого: 17 часов 17 Комплексный анализ текста Комплексный анализ текста Практикум