МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2022г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ-СОШ №»25 ___________ Чергинец Ю.Г. Приказ № 406_-О от 31.08.2022г. Рабочая программа основного общего образования по истории Отечества для обучающихся 8 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Екатеринбург 2022 Планируемые результаты освоения учебного предмета «История Отечества» Личностные результаты: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; проявление готовности к самостоятельной жизни. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов: Минимальный уровень: знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории; знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов; знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); понимание значения основных терминов-понятий; установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование «Лентой времени»; описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам учителя; нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий; объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя. Достаточный уровень: знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории; знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении; 1. знание мест совершения основных исторических событий; знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев; формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий; понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с опорой на ее «легенду»; знание основных терминов понятий и их определений; соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий; сравнение, анализ, обобщение исторических фактов; поиск информации в одном или нескольких источниках; установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями. 2. Содержание учебного предмета «История Отечества» Место учебного предмета – входит в предметную область «Человек» и относится к обязательной части учебного плана. Количество учебных часов – 2 часа в неделю (34 учебных недели), 68 часов в год. Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому. Основные цели изучения данного предмета ― формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Основные задачи изучения предмета: ― овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории; ― формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи; ― формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках; ― формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего; ― усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории; ― формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания. ― формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе; ― воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству; ― воспитание гражданственности и толерантности; ― коррекция и развитие познавательных психических процессов. Россия в XVIII веке Начало царствования Петра I. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I. Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I ― первый российский император. Личность Петра I Великого. Реформы государственного управления, губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея. Экономические преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований. Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И. Шувалов ― покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского университета и Академии художеств. Правление Екатерины II ― просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов. «Золотой век дворянства». Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. Присоединение Крыма и освоение Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, развитие исторической науки, литературы, искусства. Правление Павла I. Россия в первой половине XIX века Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны. Бородинская битва. Герои войны (М. И. Кутузов, М. Б. Барклайде-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г. Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения декабристов. Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России. Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и последствия войны. «Золотой век» русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки, техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, В. А. Тропинин, К. И. Росси и др.). Россия во второй половине XIX – начале XX века Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы, открытие начальных народных училищ). Убийство Александра II. Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского населения. Наука и культура во второй половине XIX века. Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Суриков, П. И. Чайковский, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др. Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война 1904-1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны. Первая русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. ― начало революции, основные ее события. «Манифест 17 октября 1905 года». Поражение революции, ее значение. Реформы П. А. Столыпина и их итоги. «Серебряный век» русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А. М. Горький, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и др. Появление первых кинофильмов в России. Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат. Победы и поражения русской армии в ходе военных действий. Брусиловский прорыв. Подвиг летчика П. Н. Нестерова. Экономическое положение в стране. Отношение к войне в обществе. 3. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «История Отечества» (2 ч. в неделю, всего 68 часов) № Тема урока Кол - во часов Повторение – 4 ч 1 2 3 4 Возникновение и укрепление Киевской Руси Борьба русского народа против Золотой Орды Правление Ивана Грозного Смутное время Раздел I. Российская империя в XVII – XIX вв. – 21ч 1 1 1 1 Эпоха Петра I (1682 – 1725) – 10 ч 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Наше Отечество – Россия. Отношения России с другими странами Детство и юность Петра I Семейные раздоры, борьба за власть Воцарение Петра I Великое посольство Северная война. Основание Петербурга Продолжение Северной войны Заслуги Петра Великого в истории России Образование и культура при Петре I 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Российская империя после Петра I – 3 ч (обзорно) 15 16 17 Екатерина I и Пётр II Анна Иоанновна и Иван VI Царствование Елизаветы Петровны (1741-1761) 1 1 1 Россия при Екатерине II – (1762-1796) - 5ч 18 19 20 21 22 Россия в эпоху Екатерины Великой. Начало царствования Екатерины II Война России с Турцией Присоединение Крыма. Русско-турецкая война (1787-1791) Как управляла Россией Екатерина II Восстание Пугачёва 1 1 1 1 1 Культура России XVIII века – 3ч 23 24 25 Развитие науки и образования при Екатерине II Архитектурный облик городов России. Развитие театра и театрального искусства Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя в XVII-XIX вв». Контрольный тест 1 1 1 Раздел II. Российская империя в XIX в. – 16 ч Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в. – 6ч 26 27 28 29 30 31 Отношения России со странами Европы в конце XVIII-начале XIX века. Наполеон Бонапарт. Участие России в союзе европейских государств против войны Наполеона Император Александр I. Реформы Александра I Вторжение армии Наполеона в Россию Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Александр I и Наполеон. Окончание войны. Россия после войны с Наполеоном 1 1 1 1 1 1 Россия эпохи Николая I (1825 – 1855) – 6ч 32 33 34 35 36 37 Император Николай I Восстание декабристов Реформы Николая I Войны России на Кавказе Отношения России с другими странами при Николае I Крымская война. Оборона Севастополя 1 1 1 1 1 1 Культура России в первой половине XIXв. – 4ч (обзорно, на конкретных примерах) 38 39 40 41 Культура России в первой половине XIX в. Открытие университетов Географические открытия Музыка, культура, живопись Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия эпохи Николая I». Контрольный тест 1 1 1 1 Раздел III. Эпоха великих реформ – 11ч Царь – освободитель – 3ч 42 43 44 Царь-освободитель Александр II. Отмена крепостного права Международные отношения России при Александре II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг Революционные организации в России в конце XIX в. 1 1 1 Александр III (миротворец) (1881 - 1894) – 4ч 45 46 47 48 Царь Александр III миротворец Укрепление самодержавия Александром III Российское государство в период правления Александра III Отношения России с европейскими странами, конец правления Александра III 1 1 1 1 Культура России во второй половине XIX в. – 4ч (обзорно, на конкретных иллюстративных примерах) 49 Успехи в области технических и естественных наук 1 50 51 52 Русские географические открытия и путешественники: П.П. СемёновТян-Шанский, Н.Н., Миклухо-Маклай, А.И. Воейков Литература, музыка, живопись Повторительно-обобщающий урок по теме «Эпоха великих реформ». Контрольный тест. 1 1 1 Раздел IV. Российская империя конца XIX – начала XX в. (до февраля 1917 г.) – 16ч Царствование Николая II (1984-1917) – 6ч 53 54 55 56 57 58 Последний российский император - Николай II. Личность царя Николая II. Россия в начале царствования Николая II. Политика Николая II и его окружение. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. Аграрная реформа П. А. Столыпина. Сельскохозяйственное производство России при Николае II 1 1 1 1 1 1 Россия в начале XX в. – 8ч 59 60 61 62 63 64 65 66 Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX века Личность В.И. Ульянова (Ленина), его идеи о переустройстве жизни общества Первая русская революция 1905 – 1907 гг Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции. Внешняя политика в начале XX века. Русско-японская война Участие России в Первой мировой войне Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II Обобщение по теме «Российская империя конца XIX – начала XX в.» Контрольный тест 1 1 1 1 1 1 1 1 Культура России в конце XIX – начала XX в. – 2 ч 67 68 Ликвидация безграмотности. Серебряный век русской культуры. Музыкальное искусство. Оперное и балетное искусство. Кинематограф. 1 1