Рабочая программа по литературному чтению 8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА

ПРИНЯТО
На педагогическом совете
Протокол №1 от
30.08.2022г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ-СОШ
№»25
___________Чергинец Ю.Г.
Приказ № 406_-О от
31.08.2022г.

.

Рабочая программа
основного общего образования по чтению (литературному чтению)
для обучающихся 8 класса с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Екатеринбург
2022

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение

(литературное чтение)»
Представленная рабочая программа обеспечивает формирование
предметных, и личностных результатов освоения адаптированной
общеобразовательной программы для обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Чтение
(литературное чтение)».
Личностные результаты:
•
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости
за свою Родину;
•
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
•
сформированность адекватных представлений о
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
•
овладение начальными навыками
изменяющемся и развивающемся мире;
•
овладение социально-бытовыми
повседневной жизни;

адаптации

навыками,

собственных
в

динамично

используемыми

в

•
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
•
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
•
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
•
сформированность навыков сотрудничества
сверстниками в разных социальных ситуациях;
•

с

взрослыми

и

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•
развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
•
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
•

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП образования включают
освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой

предметной области, готовность их применения АООП определяет два уровня
овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:

правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной
речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);

определение темы произведения (под руководством учителя);

ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения
своими словами;

участие в коллективном составлении словесно-логического плана
прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;

пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с
помощью учителя);

выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;

установление последовательности событий в произведении;

определение главных героев текста;

составление элементарной характеристики героя на основе
предложенного плана и по вопросам учителя;

нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их
значения с помощью учителя;

заучивание стихотворений наизусть (7-9);

самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по
содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных
заданий.
Достаточный уровень:

правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением
некоторых усвоенных норм орфоэпии;

ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора
(выборочное чтение);

определение темы художественного произведения;

определение основной мысли произведения (с помощью учителя);

самостоятельное деление на части несложного по структуре и
содержанию текста;

формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);

различение главных и второстепенных героев произведения с
элементарным обоснованием;

определение собственного отношения к поступкам героев (героя);
сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с
использованием примеров из текста (с помощью учителя);


пересказ текста по коллективно составленному плану;

нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их
значения и смысла с опорой на контекст;

ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей
литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной
литературы;

знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
2.

Содержание учебного предмета «Чтение (литературное чтение)»

Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного
творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические
произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о
приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные
рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники,
детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным,
труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственноэтических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда,
ложь и т.д.).
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины,
легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
 литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина,
сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.
 присказка, зачин, диалог, произведение.
 герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
 стихотворение, рифма, строка, строфа.
 средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
 элементы книги: переплѐт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,
предисловие, послесловие.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на
чтение целыми словами вслух и «про себя». Формирование умения
самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения
(соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса,
чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста

на части, составление простейшего плана и определение основной мысли
произведения под руководством учителя. Составление картинного плана.
Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей.
Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению.
Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.

3. Тематическое планирование учебного предмета
8 класс
№ п/п

Содержание

1.

Устное народное творчество.

17

2.

Произведения русских писателей XIX века

49

3.

Произведения русских писателей 1-й половины XX
века
Произведения русских писателей 2-й половины
XIX века
Итого:

33

4.

Кол-во
часов

37
136

Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Чтение (литературное чтение)»
(4 часа в неделю, всего 136 часов в год)
№
п/п

Содержание темы

1.

Устное народное творчество. Сказка «Волшебное кольцо»

2.

Сказка

«Волшебное кольцо»

3.

Сказка

«Волшебное кольцо»

4.

Сказка

«Волшебное кольцо»

5.

Сказка

«Волшебное кольцо»

6.

Пословицы и поговорки

7.

Русские народные сказки.

9.

Баллады. В.А. Жуковский, биографические сведения.

10.

В.А. Жуковский «Перчатка».

11.
12.

Техника чтения
И.З. Суриков. Биографические сведения. «Нашла коса на камень».

13.

И.З. Суриков. «Нашла коса на камень». Выразительное чтение.

14.

Былины

15.

Былина «Садко»

16.

Былина «Садко»

17.

Обобщающий урок «Устное народное творчество»

18.

А.С. Пушкин Биографические сведения.

19.

М. Басина «Публичное испытание»

20.

И. Пущин «Записки о Пушкине»

21.

А.С.Пушкин «Памятник», «Во глубине сибирских руд»

22.

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

23.
24.

А.С.Пушкин «И.И.Пущину»
А.С.Пушкин « Няне»

25.

А.С.Пушкин «Сожженное письмо», «Я вас любил»

26.

А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

27.

А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

28.

Сказки А.С.Пушкина.

29.
30.

Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина
М.Ю. Лермонтов. Биографические сведения. «Смерть поэта».

31.

М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта».

32.

М.Ю. Лермонтов «Родина», «Сосна»

33.

М.Ю. Лермонтов «Парус»

34.

М.Ю. Лермонтов
«Песня про купца Калашникова»

35.

М.Ю. Лермонтов
«Песня про купца Калашникова»

36.

Обобщающий урок по творчеству
М.Ю. Лермонтова,
«Песня про купца Калашникова»

37.

Повторение по теме «Произведения русских писателей 19 века»
литературная гостиная

38.

И.А. Крылов. Биографические сведения. Басня «Волк на псарне»

39.

И.А. Крылов.
Басня «Волк на псарне»

40.

И.А. Крылов.
Басня «Осел и Соловей»
И.А. Крылов.
Басня «Муха и Пчела»

41.
42.

И.А. Крылов Басня "Кот и Повар"

43.

Н.А. Некрасов.Биографические сведения.

44.

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».

45.

Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская»

46.

Н.А. Некрасов «Мороз, красный нос»

47.

Н.А. Некрасов «Русские женщины»
Подготовка к сочинению.

48.

И.Никитин. Биографические сведения

49.

И.Никитин «Русь»

50.

И.Никитин «Утро на берегу»

51.

И.С. Тургенев, Биографические сведения. Виртуальная экскурсия.

52.

И.С. Тургенев «Муму»

53.

И.С. Тургенев « Муму»

54.

И.С. Тургенев « Муму»

55.

И.С. Тургенев «Муму»

56.

И.С. Тургенев «Муму»

57.
58.

И.С. Тургенев «Муму»
И.С. Тургенев «Муму»

59.

И.С. Тургенев «Муму»

60.
61.

Обобщение материала по творчеству И.С.Тургенева. Подготовка к
сочинению
И.С.Тургенев"Бежин луг". Портреты мальчиков.

62.

И.С.Тургенев"Бежин луг". Невероятные истории рассказчиков.

63.

И.С.Тургенев "Бежин луг". Обобщающий урок.

64.

Л.Н. Толстой Биографические сведения. «После бала».

65.

Л.Н. Толстой «После бала». Портреты и характеры героев.

66.

Л.Н. Толстой «После бала». Обобщающий урок.

67.

А.П.Чехов Биографические сведения.

68.

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»

69.

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

70.

В.Г. Короленко Биографические сведения

71.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

72.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

73.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

74.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

75.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

76.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

77.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

78.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

79.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

80.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

81.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

82.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

83.

Обобщение пройденного материала. Подготовка к сочинению.

84.

Написание сочинения по творчеству В.Г.Короленко.

85.

А.М. Горький
Биографические сведения

86.

А.М. Горький «Макар Чудра»

87.

А.М. Горький «Макар Чудра»

88.

М.Горький "Сказки об Италии".

89.

С.А. Есенин
Биографические сведения

90.

С.А. Есенин
«Спит ковыль»

91.

С.А. Есенин
«Пороша»
С.А. Есенин
«Отговорила роща золотая»
А.П. Платонов. Биографические сведения
«Разноцветная бабочка».

92.
93.
94.

А.П. Платонов. «Разноцветная бабочка». Персонажи и характеры.

95.

А.П. Платонов. Рассказы.

96.

А.Н. Толстой. Биографические сведения.

97.
98.

А.Н. Толстой «Русский характер».
А.Н. Толстой. «Русский характер».

99.

А.Н. Толстой. «Русский характер».

100.

К.Г. Паустовский Рассказ о писателе. «Телеграмма»

101.

К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Часть I. Авторская позиция.
История создания рассказа, его композиция.

102.

К. Г. Паустовский. «Телеграмма».

103.

Р.И. Фраерман
«Дикая собака Динго или повесть о первой любви»

104.

Р.И. Фраерман
«Дикая собака Динго или повесть о первой любви»

105.

Р.И. Фраерман
«Дикая собака Динго или повесть о первой любви»

106.

Р.И. Фраерман
«Дикая собака Динго или повесть о первой любви»

107.

Р.И. Фраерман
«Дикая собака Динго или повесть о первой любви»

108.

Р.И. Фраерман
«Дикая собака Динго или повесть о первой любви»

109.

Р.И. Фраерман
«Дикая собака Динго» или повесть о первой любви»

110.

Р.И. Фраерман
«Дикая собака Динго» или повесть о первой любви». Письменный ответ
на вопрос.

111.

Л.А. Кассиль Пекины бутсы»

112.

Л.А. Кассиль «Пекины бутсы»

113.

Л.А. Кассиль «Пекины бутсы»

114.

А.Т. Твардовский. Биографические сведения. Твардовский – военный
корреспондент.

115.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин» «Гармонь»

116.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин» «Кто стрелял?»

117.

А.Т. Твардовский
«Василий Теркин»
«В наступлении»

118.

В.М. Шукшин. Биографические сведения. Писатель из народа.

119.

В.М. Шукшин.
«Гринька Малюгин»

120.

В.М. Шукшин.
«Гринька Малюгин»

121.

В.М. Шукшин.
«Гринька Малюгин»

122.

В.М. Шукшин. «Критики»

123.

В.П. Астафьев. Биографические сведения.

124.

В.П. Астафьев. «Далекая и близкая сказка»

125.

В.П. Астафьев. «Далекая и близкая сказка» Пересказ отрывка по плану.

126.

А.А. Сурков. Биографические сведения.

127.

А.А. Сурков. «Родина». Обучение выразительному чтению.

128.

Поэты о родной природе. Конкретные пейзажные зарисовки обобщённый
образ России.

129.

Р.П. Погодин
Биографические сведения.

130.

Р.П. Погодин
«Алфред»
Р.П. Погодин.
«Алфред»

131.
132.

Р.П. Погодин.
«Алфред»

133.

Внеклассное чтение. Произведения Л. Кассиля.

134 135.

Повторение: викторина по произведениям русских писателей 2 половины
XX века.

136

Итоговый урок. Обсуждение списка произведений для чтения летом.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».