МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2022г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ-СОШ №»25 ___________Чергинец Ю.Г. Приказ № 406_-О от 31.08.2022г. Рабочая программа основного общего образования по географии для обучающихся 8 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями Екатеринбург 2022 г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии. Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Задачами изучения географии являются: ― формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей; ― формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран. ― формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; ― формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф ― овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации; ― формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий. Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. В соответствии с требованиями ФГОС предметом оценки освоения обучающимися АООП должно быть достижение обучающимися предметных и личностных результатов, которые применительно к изучению географии должны быть представлены в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий Личностные результаты у учащихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительностии принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка; • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо); развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение установка на здоровый образ жизни; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень: • представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; • владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте; • выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; • сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; • использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: • применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; • ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; • нахождение в различных источниках и анализ географической информации; • применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; • называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области. 2. Содержание учебного предмета «География» Программа 8 класса полностью посвящена ознакомлению с природными особенностями материков и океанов. География материков и океанов Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. Государства Евразии Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. ЮгоЗападная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия. Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности. Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края. 3.Календарно-тематическое планирование учебного предмета «География» (2 ч в неделю, всего 68 часов) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Тема урока, раздел Введение Что изучает география материков и океанов. Материки и океаны на карте и глобусе. Мировой океан Атлантический океан. Хозяйственное значение. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Составление схемы хозяйственного использования океана. Современное изучение Мирового океана. Обозначение океанов на контурной карте. Материки и части света Африка Африка. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озёра. Природные зоны. Растительный мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов. Растительный мир саванн. Животный мир саванн. Растительный мир пустынь. Животный мир пустынь. Население. Государство Египет, его столица. Обозначение государств на контурной карте. Эфиопия, ЮАР, их столицы. Обозначение государств на контурной карте. Танзания, Демократическая республика Конго (ДР Конго). Обозначение государств на контурной карте. Обобщающий урок "Материки и части света. Африка". Австралия Австралия. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Растительный мир Австралии. Животный мир Австралии. Население. Австралийский союз. Океания. Остров Новая Гвинея. 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 Обобщающий урок по теме «Австралия». Антарктида Антарктида. Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы. Современное исследование Антарктиды. Обобщающий урок по теме «Антарктида». Америка Открытие Америки Открытие Америки. Северная Америка Северная Америка. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озёра. Растительный и животный мир. Зарисовка названий животных и растений в тетрадь. Население и государства. Обозначение государств на контурной карте. Соединённые Штаты Америки. Обозначение государства на контурной карте. Канада. Обозначение государства на контурной карте. Мексика. Куба. Обозначение государств на контурной карте. Обобщающий урок по теме «Северная Америка». Южная Америка Южная Америка. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озёра. Растительный мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов. Растительный мир саванн, степей. Растительный мир пустынь и горных районов. Животный мир саванн, степей, пустынь и гор. Запись названий животных в тетрадь. Население. Государства: Бразилия, Аргентина. Обозначение государств на контурной карте. Население. Государства: Перу и другие. Обозначение государств на контурной карте. Обобщающий урок. Часть света – Америка. Евразия Географическое положение. Проведение условной границы между Европой и Азией. Очертание берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертание берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. 61 62 63 64 Климат Евразии. Реки и озёра Европы. Реки и озёра Азии. Растительный и животный мир Европы. 65 Растительный и животный мир Азии. 66 67 68 Население Евразии. Культура и быт народов Европы. Культура и быт народов Азии. Обобщающий урок по теме «Евразия».