Рабочая программа по основам социальной жизни 8класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА

ПРИНЯТО
На педагогическом совете
Протокол №1 от
30.08.2022г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ-СОШ
№»25
___________Чергинец Ю.Г.
Приказ № 406_-О от
31.08.2022г.

Рабочая программа
основного общего образования
по основам социальной жизни для обучающихся 8 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Екатеринбург
2022

1. Планируемые результаты освоения программы по учебному
предмету «Основы социальной жизни»
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе
ФГОС
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух
видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
 Осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину.
 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
 Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении.
 Овладение
начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире.
 Овладение
социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни.
 Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия.
 Способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей.
 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
 Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях.
 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
 Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
-умение испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и

своих товарищей;
-адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
-бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны.
Коммуникативные учебные действия:
-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать
разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
-использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
-умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
-осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
-дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
-использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения
между объектами и процессами.
Предметные результаты
Минимальный уровень:

иметь представления о разных группах продуктов питания;
 знать отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным
группам;
 понимать их значение для здорового образа жизни человека;
 уметь приготовить несложные виды блюд под руководством учителя;
 иметь представление о санитарно-гигиенических требованиях к
процессу приготовление пищи;
 соблюдение требований техники безопасности при приготовлении
пищи;
 знать отдельные виды одежды и обуви, некоторые правила ухода за
ними;
 уметь соблюдать усвоенные правила в повседневной жизни;
 знать правила личной гигиены и уметь их выполнять под руководством
взрослого;
 знать названия предприятий бытового обслуживания и их назначение;
 уметь решать типовые практические задачи под руководством педагога
посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;
 знать названия торговых организаций, их виды и назначение;
 уметь совершать покупки различных видов товара под руководством
взрослого;
 иметь представление о статьях семейного бюджета;
 коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета;
 иметь представление о различных видах средств связи;
 знать и соблюдать некоторые правила поведения в общественных
местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
 знать названия
организаций социальной направленности и их
назначение.
Достаточный уровень:
 знать способы хранения и переработки продуктов питания;
 составлять меню из предложенных продуктов питания;
 самостоятельно приготовить несложные знакомые блюда;
 самостоятельно совершать покупки различных видов товара;
 соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта,
волосами, кожей рук и т.д.;
 соблюдать правила поведения в доме и общественных местах;

иметь представление о морально-этических нормах поведения;
 иметь навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья,
мытье посуды и т.п.);
 обращаться в различные медицинские учреждения, вызывать врача на






дом, покупать лекарства и т.д.;
пользоваться различными средствами связи, в том числе и Интернет средствами, Интернет- услугами населения;
знать основные статьи семейного бюджета, уметь вести его расчет;
составлять различные виды деловых бумаг под руководством учителя с
целью обращения в различные организации социального назначения.

2. Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни»
Место учебного предмета «Основы социальной жизни» – входит
в предметную область «Человек» и относится к обязательной части
учебного плана.
Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» заключается в
дальнейшем развитии и совершенствовании социальной (жизненной)
компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни.
С учетом уровня обученности детей основными задачами являются:
- овладение обучающимися некоторыми знаниями и жизненными
компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном
обществе;
- развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства;
воспитание положительного отношения к домашнему труду;
- развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;
- формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;
- формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего
трудоустройства;
- коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер;
развитие коммуникативной функции речи.
Тематическое планирование учебного предмета
№
п/
п
1

Название темы Количество
часов
Личная гигиена

2

2

Одежда и обувь

3

3

Семья

6

Содержание
темы
Приемы ухода за кожей. Средства и способы укрепления
здоровья
Культура общения юношей и девушек. Внешний вид.
Выбор одежды
Грудной ребенок в семье. Периодичность кормления
ребенка. Правила купания ребенка. Одевание и
пеленаниеребенка. Уход за ребенком. Правила
содержания детской
посуды, игрушек

4

Жилище

11

5

Охрана здоровья

8

6

Транспорт

4

7
8

Торговля
Средства связи

3
5

9

Предприятия,
организации,
учреждения
Экономика
домашнего
хозяйства

4

10

11

Питание

Итого:

10

12

68
часов

Шерстяные и синтетические ткани. Стиральные
порошки.Стирка в домашних условиях. Утюжка
рубашек, блузок. Стирка изделий из шерстяных и
синтетических тканей.
Химчистка
Моющие средства для уборки. Уборка кухни, санузла,
ванны. Печатные инструкции. Мытье кафельных
стен, чистка раковин
Первая медицинская помощь. Первая помощь при
обмораживании. Первая помощь при отравлении.
Перваяпомощь при тепловом и солнечном ударах.
Первая помощь утопающему. Меры по предупреждению
несчастных случаев в быту. Оказание помощи
принесчастном случае
Междугородный автотранспорт. Экскурсия.
Маршруты. Билеты. Водный транспорт. Порт
Виды рынков. Различие рынка и магазина. Торговля
Телефон. Телефонный справочник. Культура разговора
потелефону. Междугородняя телефонная связь.
Средства
связи
Департамент. Муниципалитет. Префектура. Полиция.
Экскурсия
Бюджет семьи. Основные статьи расходов семьи.
Экономика домашнего хозяйства. Правила экономии.
Содержание жилища, его оплата. Сбережения. Виды
вкладов. Экономика домашнего хозяйства
Виды теста. Тесто пресное. Тесто дрожжевое.
Приготовление лапши. Выпечка печенья. Тесто для
блинов. Изделия из теста. Заготовка продуктов впрок.
Запись
рецептов. Сушка продуктов

Основными формами контроля по данному предмету являются:
ТК – текущий контроль (устный опрос, работа у доски, небольшая
самостоятельная письменная работа, взаимопроверка, словарная работа).
ПК – промежуточный контроль (самостоятельная работа, тест, работа по
карточкам),
ИК – итоговый контроль (тест, самостоятельная письменная работа, работа по
карточкам).
Виды практических заданий: чтение и анализ текстов, словарная работа,
работа с лентой времени, посещение музеев; описания по итогам посещений
музеев и других историко-культурных мест.
Творческие задания: изготовление альбомов, стендов; подготовка и
проведение тематических игр, викторин, общешкольных мероприятий.
3. Календарно-тематическое планирование учебного предмета
(2 часа в неделю, всего 68 часов в год)
№п/
п

Содержание темы
Тема 1.Личная гигиена

1

Приемы ухода за кожей.

2

Средства и способы укрепления здоровья
Тема 2.Одежда и обувь

3

Культура общения юношей и девушек. Внешний вид.

4

Подбор одежды в соответствии с индивидуальными особенностями.

5

Правила возврата или обмена купленного товара (одежды). Хранение чека.
Гарантийные средства носки.
Тема 3.Семья

6

Грудной ребенок в семье

7

Периодичность кормления ребенка

8

Правила купания ребенка.

9

Одевание и пеленаниеребенка

10

Уход за ребенком

11

Правила содержания детской посуды, игрушек
Тема 4.Жилище

12

Шерстяные и синтетические ткани.

13

Стиральные порошки

14

Стирка в домашних условиях.

15

Утюжка рубашек, блузок.

16

Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей.

17

Химчистка

18

Моющие средства для уборки.

19

Моющие средства для уборки.

20

Уборка кухни, санузла, ванны.

21

Печатные инструкции.

22

Мытье кафельных стен, чистка раковин
Тема 5.Охрана Здоровья

23

Первая медицинская помощь.

24

Первая помощь при обмораживании.

25

Первая помощь при отравлении.

26

Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

27

Первая помощь утопающему.

28

Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.

29

Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.

30

Оказание помощи принесчастном случае
Тема 6.Транспорт

31

Междугородный автотранспорт.

32

Экскурсия. Маршруты. Билеты.

33

Экскурсия. Маршруты. Билеты.

34

Водный транспорт. Порт
Тема 7.Торговля

35

Виды рынков.

36

Различие рынка и магазина.

37

Торговля.
Тема 8.Средства Связи

38

Средства связи

39

Телефон.

40

Телефонный справочник.

41

Культура разговора по телефону.

42

Междугородняя телефонная связь.
Тема 9.Предприятия, организации, учреждения

43

Департамент

44

Муниципалитет

45
46

Полиция
Экскурсия
Тема 10.Экономика домашнего хозяйства

47

Бюджет семьи.

48

Основные статьи расходов семьи.

49

Экономика домашнего хозяйства.

50

Правила экономии.

51

Содержание жилища, его оплата.

52

Содержание жилища, его оплата.

53

Виды и источники дохода.

54

Определение суммы доходов семьи на месяц.

55

Виды вкладов.

56

Сбережения
Тема 11.Питание

57

Виды теста

58

Тесто пресное

59

Тесто дрожжевое

60

Тесто слоеное

61

Приготовление лапши

62

Выпечка печенья

63

Тесто для блинов

64

Изделия из теста

65

Приготовление изделий из замороженного теста.

66

Заготовка продуктов впрок

67

Запись рецептов

68

Сушка продуктов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».