МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА Принята на психологопедагогическом совете Протокол № 1 от30.08.2022 Утверждаю: Директор Чергинец Ю.Г. Приказ № 406-О от 31.08.2022г. Согласована: родитель (законный представитель) Подпись (ФИО) СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Екатеринбург 2022 СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Общие сведения о ребёнке. ID программы: 631dcfab54d1c809fa363852 ФИО ребенка: Возраст ребенка: 13 лет Место жительства: Мать: Отец: Год обучения: 6 Группа (особые потребности): Класс: 6 Особые потребности обучающегося: - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; - раннее получение специальной помощи средствами образования; - психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; - в раннем выявлении нарушений и максимально раннем начале комплексного сопровождения развития ребенка, с учетом особенностей психофизического развития; - в регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима); -в особой организации образовательной среды, характеризующейся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий; - в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения; - в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений; - в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений; - в максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации; - соблюдение охранительного режима (создание климата психологического комфорта; предупреждение психофизических перегрузок; введениедостаточной продолжительности перемен между уроками с учетом восприятия и работоспособности обучающегося). 2 Заключение ПМПК: Тотальное недоразвитие ВПФ. Несформированность коммуникативных функций речи. Адаптированная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющими НОДА. Ребенок -инвалид. 2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года. Мальчик в МБОУ-СОШ № 25 обучается с 01.09.2020. В настоящий момент учится в 6 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих НОДА (вариант 2) по индивидуальному учебному плану (ИУП) на дому. Проживает с матерью. Мать не работает, ухаживает за ребенкоминвалидом. Отца нет. Помогает в воспитании и развитии мальчика бабушка, которая проживает отдельно. Бытовые условия семьи удовлетворительные, у мальчика есть своя комната. Направления работы с семьей: психологическая поддержка семьи, повышение осведомленности родителей об особенностях развития ребенка, совместная работа специалистов и родителей по разработке и реализации СИПР. Мальчик является ребенком-инвалидом с 01.05.2013г. У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием, которое сочетается с нарушением опорнодвигательлного аппарата (ДЦП, спастический тетрапарез в сочетании с гиперкинезами), системным недоразвитием речи, повышенной судорожной готовностью (эписиндром). Особенности общей моторики: удерживает голову самостоятельно впозе сидя на специальном кресле с фиксацией плохо (голова "падает" вправо), повороты головы совершает, амплитуда поворотов маленькая, наклоны головы совершает непроизвольно, не поднимается на предплечьях, сидит, не встает, не ползает на животе. Особенности позиционирования обучающегося, имеющего выраженные нарушениям ОДА: - может лежать на спине, боку (левом, правом), животе; - возможности движения внутри позы (может взять в руки предмет левойрукой, удерживать предмет продолжительное время, выхода из позы нет, самостоятельно перевернуться не может. Нарушена координация движений ,рассогласованность, неловкость 3 движений. Ребенок не передвигается ползком, не ходит. Ведущая рука левая, незначительные движения правой рукой - только пальцами, рука и пальцы спастически сжаты. Особенности мелкой моторики (удерживает вложенный в левую руку предмет с трудом, не перекладывает предмет из руки в руку, берет предмет со стола, манипулирует с одним предметом (стучит о стол, пытается придвинуть друг к другу крупные детали пазла, намеренно роняет предмет (особенно в ситуации усталости или потери интереса), отпускает (кладет на стол) предмет по просьбе, захватывает предмет 4-я пальцами, может достать предмет из коробки, снимает детали пирамидки). Особенности эмоциональной сферы. Эмоциональные проявления: реагирует на проявления эмоций другого человека (улыбается, произносит радостные звуки, смеется, плачет), ответные эмоции соответствуют ситуации, преобладающий эмоциональный фон – неустойчивый; эмоциональный контроль: успокаивается при вмешательстве взрослого, при переключении на другую деятельность и др. Может помахать рукой, выражая прощание "пока-пока", отклоняет корпус назад, если не хочет выполнять какоелибо задание во время занятия. В контакт вступает сразу, на занятиях удерживает контакт примерно 6090 минут, включая отдых, может переключить внимание на неожиданно появившийся объект. Если деятельность вызывает интерес, может смеяться. Помощь педагога принимает. Социально-неприемлемое поведение не наблюдается. Особенности зрительного восприятия: зрительное поведение - смотрит двумя глазами; расстояние до стимула 30 см – зрительное поле равномерно распределено, может проявляться птоз – опущение века. Зрительный образ – узнает знакомые простые предметы на фотографии, цветной картинке, чернобелой картинке. Основные цвета и оттенки цветов не знает, не показывает. Разрезанные знакомые картинки не собирает, берет части в руку с помощью. Переключает внимание на движущиеся предметы (прошла кошка, проехала машина за окном, пролетел самолет и т.д.). может погреметь игрушками, предметами в закрытой коробочке. Испуганно реагирует на внезапно появившуюся новую яркую игрушку. Особенности слухового восприятия: поведение ребенка – реагирует радостно на знакомый голос, интонацию речи, речевые инструкции; пытается воспроизвести имитацию звуков некоторых животных (корова, кошка); наличие признаков гиперчувствительности к звукам (боится работающего пылесоса). Различает речевые и неречевые звуки, различает высоту звуков. Обращенную к нему речь понимает на бытовом уровне "дай", "возьми", "смотри". 4 Особенности тактильного восприятия: ощупывает предметы одной рукой, ладонью, кончиками пальцев; узнает знакомые предметы осязательно; находит одинаковые поверхности. Прислушивается к ощущениям, улыбается. Игры с материалом вызывают эмоциональную активность, сопровождаются вокализацией. На боль и усталость реагирует отстранением, криком, плачем. Любит смотреть мультфильмы, слушать детские песенки. Ели муьтик не нравится, реагирует звуком - вокализмом и недовольным выражением лица. Сформированность предметно-практической деятельности. Характер действий с предметами: использование предметов в соответствии с их частичным функциональным назначением (складывание предметов в коробку, доставание из коробки, стучит по столу предметами, дает картинку условному сказочному персонажу (зайцу), при этом эмоционально включается, смеется. Может держать карандаш, кисточку, водить ими бесконтрольно по листку бумаги. Помощь взрослого принимает при рисовании “рука в руке”. Математические представления: 1) элементарные математические представления о форме, величине не сформированы; не умет различать предметы по форме (круг, квадрат, треугольник), величине (большой-маленький); не умеет ориентироваться в схеме тела, лево-право не различает. 2) Не сформировано представление о числе "1", знаком с цифрой "1", не умеетсоотносить число "1" с соответствующим количеством предметов, обозначатьего цифрой; не умеет пересчитывать предметы в пределах двух. Сформированность представлений об окружающем природном мире: 1) представления о явлениях и объектах неживой природы: проявляет интерес к объектам и явлениям неживой природы; расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь); 2) представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы; расширение представлений о животном и растительном мире (может показать некоторых домашних и диких животных и имитировать их звуки, но классифицировать не может). 3) представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других: соотносит себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; представления о собственном теле не сформировано, не соотносит себя к определенному полу; не умеет определять "мое" и "не мое", осознавать и выражать свои интересы; желания проявляет на примитивном уровне (если не хочет заниматься - скидывает предметы со стола); 4) умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи и питья, туалет, гигиенические процедуры, одевание и раздевание и другое с помощью взрослых; о своих потребностях и желаниях не сообщает. 5 5) умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывает или сообщает о болезненных ощущениях взрослому мимикой и звуками; 6) представления о своей семье: представления о членах семьи (мама, бабушка) имеется. 7) Не принимает никакое участие в повседневных делах дома, бытовых видах работ. 8) Представления об окружающем социальном мире не сформированы. Выполняет отдельные игровые действия с машинкой, игрушками. Делает попытки играть в паре с педагогом. Может играть с музыкальныминструментом, но не по назначению. В игре могут присутствовать специфические манипуляции. Способен поддерживать контакт на протяжении всего занятия. Может долго совершать однотипные действия, манипуляции с предметами (складывать-доставать, бросать со стола, брать из рук - отдавать). Контакты со сверстниками отсутствуют. Мальчик ест с помощью взрослого (аккуратно) полулежа, пьет из кружки, ложкой не пользуется. Руки моет с помощью взрослого. Одевается и раздевается с помощью взрослых. Требуется постоянный уход и помощь, постоянный контроль и планирование занятости ребенка. Обучение на дому по индивидуальному учебному плану. 3. Индивидуальный учебный план Педагогпсихолог Учитель физкультуры Учительлогопед Воспитатель/ Тьютор Учительдефектолог Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Окружающий социальный мир Человек Адаптивная физкультура Учитель Предмет, коррекционный курс Количество часов Индивидуальные занятия 2 2 2 2 1 1 6 Музыка и движение Изобразительная деятельность Коррекционноразвивающие занятия Сенсорное развитие Предметно-практич. действия Альтернативная коммуникация Итого: 1 2 3 2 2 2 22 0 0 0 0 0 4. Содержание образования в условиях семьи. 4.1. Формирование базовых учебных действий. Программа формирования базовых учебных действий 1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации к учебной деятельности в условиях обучения на дому и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.): Спокойное пребывание в новой среде. Принятие контакта, инициированного взрослым. Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса. Ориентация в учебной среде (пространство, материалы). Следование расписанию дня. 2. Формирование учебного поведения: Поддержание правильной позы; Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание; Подражание простым движениям и действиям с предметами; Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, достань, бери); Принятие помощи взрослого; Использование по назначению учебных материалов; Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию); Выполнение действий с предметами (по подражанию); Выполнение простых действий с картинками (по подражанию); Соотнесение одинаковых предметов (по образцу); 7 Соотнесение одинаковых изображений (по образцу); Выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу); Соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу); Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу); Сидение за столом с фиксацией позы в течение определенного периода времени на занятии; Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на занятии; Выполнение простых речевых инструкций на занятии; Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на занятии; Принятие помощи учителя на занятии; 3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками: Выполнение задания полностью (от начала до конца); Выполнение задания в течение периода времени; Выполнение задания с заданными качественными параметрами; Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действия и т.д. 4. Коррекция проблемного поведения Вид (виды) проблемного поведения: стереотипии (двигательные, сенсорно-двигательные) неадекватный крик неадекватный плач неадекватный смех физическое сопротивление невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения агрессия Причина проблемного поведения: избегание неприятного (нарушение привычного стереотипа; непонимание происходящего; общение в форме, некомфортной для ребёнка; занятия, непривлекательные для него; сверхсильные сенсорные стимулы; внутренний дискомфорт); получение желаемого (ребёнок требует какой-либо конкретный предмет, привлекательный для него; стремится к выполнению какого-то действия; сенсорная стимуляция; ищет внимания со стороны другого человека). 8 Способы коррекции стереотипий (двигательных, сенсорно-двигательных): замена проблемного поведения адекватными видами поведения, несовместимыми с проблемным поведением; поощрение при отсутствии проблемного поведения; предотвращение утомления и психологического дискомфорта; разграничение ситуаций, в которых нежелательно проблемное поведение и в которых оно допустимо. Способы коррекции неадекватного крика: формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной для ребенка ситуации, отсутствие подкрепления нежелательного поведения; поощрение при отсутствии проблемного поведения. Способы коррекции неадекватного плача: прекращение эпизода неадекватного плача путем переключения внимания предотвращение утомления и психологического дискомфорта Способы коррекции неадекватного смеха: предотвращение утомления и психологического дискомфорта; тайм-аут. Способы коррекции физического сопротивления: предотвращение ситуаций, приводящих к физическому сопротивлению; формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной ситуации; Способы коррекции невыполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения: отработка необходимых инструкций в контексте, отличном от проблемной ситуации поощрение выполнения инструкций тайм-аут Способы коррекции агрессии: переключение на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием агрессивного поведения; обучение альтернативным адекватным способам выражения недовольства или привлечения внимания; предотвращение ситуаций, ведущих к появлению агрессии. Способы коррекции самоагрессии: предотвращение ситуаций, приводящих к самоагрессии. Примечание. Если применяемые педагогические способы коррекции проблемного поведения не меняют поведение ребенка, рекомендуем родителям обратиться за консультацией к врачу-психиатру. 9 4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов. Содержание 1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация 1.1. Коммуникация Коммуникация с использованием вербальных средств: Использование звука как средства коммуникации Использование звукоподражания как средства коммуникации Использование звукового комплекса как средства коммуникации Коммуникация с использованием невербальных средств: Использование взгляда как средства коммуникации Использование мимики как средства коммуникации Использование жеста как средства коммуникации Использование звучащего предмета как средства коммуникации Использование предметного символа как средства коммуникации Использование графического изображения как средства коммуникации 1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Импрессивная речь Понимание слова, обозначающего собственное имя Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, педагогов Начало учебного года 1 полугодие 2 полугодие с с дд дд дд + пп 10 Понимание слов, обозначающих посуду, мебель, игрушки, бытовые приборы, и др. Понимание слов, обозначающих одежду, обувь, и др. Понимание слов, обозначающих овощи, фрукты, продукты и др. Понимание слов, обозначающих животных, птиц и др. Понимание слов, обозначающих транспорт Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.) Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из и др.) Экспрессивная речь Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации Показ графических изображений, обозначающих собственное имя Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) пп пп пп п пп пп ? ? - 11 Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) Показ графических изображений, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) Показ графических изображений для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) Показ графических изображений, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) 2. Математические представления 2.1. Количественные представления Нахождение одинаковых предметов Объединение предметов в единое множество Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом) Узнавание цифр «один», «два» Соотнесение количества предметов с числом Обозначение числа цифрой 2.2. Представления о форме Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «брусок» Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, - - дд 12 прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная) Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из 2-х (3-х) частей 2.3. Пространственные представления Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), спередисзади Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), верхний (нижний) край листа, верхняя (нижняя) часть листа Составление предмета (изображения) из нескольких частей (2-3-х) 2.4. Представления о величине Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине - дд дд дд дд дд Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления, наложения) дд Различение однородных (разнородных) предметов по длине Сравнение предметов по длине Различение предметов по высоте Сравнение предметов по высоте дд дд дд дд 13 3. Окружающий природный мир 3.1. Животный мир Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, пятачок, уши) Знание основных признаков животного Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака) Знание питания домашних животных Знание способов передвижения домашних животных Объединение животных в группу «домашние животные» Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок) Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр) Знание питания диких животных Знание способов передвижения диких животных Объединение диких животных в группу «дикие животные» Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок) Знание особенностей обитания животных Знание питания домашних птиц Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк) дд дд дд 14 Знание особенностей внешнего вида птиц Знание питания птиц Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы» Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок) Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры) Знание питания рыб Знание питания насекомых Узнавание (различение) разных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан) Знание способов передвижения насекомых 3.2. Объекты природы Узнавание Солнца Знание значения солнца в жизни человека и в природе Узнавание воды Знание свойств воды Узнавание огня Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное) Знание значения огня в жизни человека 3.3. Растительный мир Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху) пп пп пп 15 Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, редис, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху) 4. Окружающий социальный мир 4.1. Предметы и материалы, изготовленные человеком Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает) Узнавание (различение) видов бумаги (по плотности (альбомный лист, салфетка, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.));узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.) Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде) Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.) 4.2. Предметы быта Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, компьютер, утюг, лампа, микроволновая печь, электрический чайник, фен Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник Узнавание (различение) предметов интерьера: светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи 4.3. Квартира, дом, двор пп - - - - 16 Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол) 4.4. Транспорт Узнавание (различение) наземного транспорта Узнавание (различение) составных частей транспортного средства Узнавание (различение) воздушного транспорта Узнавание (различение) водного транспорта Узнавание (различение) общественного транспорта Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина) Знание назначения специального транспорта пп 5.1. Представления о себе Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду пп Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки) Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка) Знание назначения частей тела Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы) Знание назначения частей лица пп пп пп пп ? ? ? пп ? пп пп ? 17 5.2. Семья Узнавание (различение) членов семьи Узнавание (различение) детей и взрослых 5.3. Гигиена тела Вытирание рук полотенцем Вытирание лица 5.4. Обращение с одеждой и обувью Узнавание (различение) предметов одежды (пальто, куртка, шуба), шапка, шарф, варежки, свитер, рубашка, футболка, майка, трусы, брюки, шорты, носки Знание назначения предметов одежды Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы (молнии), рукав, воротник) Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки) 5.5. Прием пищи Сообщение о желании пить Питье из кружки, захват кружки, поднесение кружки, наклон кружки, втягивание/вливание жидкости в рот, опускание кружки Сообщение о желании есть Еда руками Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, пп ? - пп пп - 18 опускание ложки в тарелку) Использование салфетки во время приема пищи 5.6. Туалет Сообщение о желании сходить в туалет 6.1. Физическая подготовка Общеразвивающие и корригирующие упражнения Произвольный вдох (выдох) через рот (нос) Произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос) Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев Противопоставление первого пальца остальным на одной (левой) руке Круговые движения кистью Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам» Движения плечами вперед (назад), вверх, (вниз) Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения Поднимание головы в положении «лежа на животе» Броски, ловля, метание, передача предметов Передача предметов в паре Броски среднего (маленького) мяча одной рукой вверх (о пол, о стену) - дд дд дд дд дд до 19 7. Музыка и движение 7.1. Слушание Различение тихого и громкого звучания музыки Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки Узнавание знакомой песни Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах 7.2. Пение Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни 7.3. Движение под музыку Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», наклоны головы и др.) 8.1. Рисование Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, кисти, емкость для воды Оставление графического следа Освоение приемов рисования карандашом Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы Выбор цвета для рисования + + + + - - дд дд дд дд 20 Рисование точек Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий Соединение точек 8.2. Аппликация Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, дд фольга, салфетка и др. Сминание бумаги дд 8.3. Лепка Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто дд Разминание пластилина (теста) Отрывание кусочка материала от целого куска Откручивание кусочка материала от целого куска Отщипывание кусочка материала от целого куска Катание колбаски на доске (в руках) Катание шарика на доске (в руках) 10. Коррекционно-развивающие занятия 10.1. Развитие зрительного восприятия Развитие зрительного и слухового внимания (слушание голосов животных и птиц домашних и в природе) Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации Восприятие цвета (основных цветов) Распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Наблюдение за предметами, состояниями предметов, свойствами дд дд дд дд дд дд дд дд дд 21 10.2. Экологическое воспитание (здоровье-сберегающее) Поддержание образа жизни, соответствующего потребностям и ограничениям здоровья Определение своего самочувствия (как хорошее, или плохое), локализация болезненных ощущений и сообщение о них взрослому Соблюдение режимных моментов (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета) Сообщение о своих первостепенных потребностях (есть, пить, посещение туалета) 10.3. Развитие эмоционально-волевой сферы Проявление положительного отношения ребенка к занятиям Проявление устойчивой мотивации к выполнению заданий Выполнение целенаправленных действий Контроль за выполнением действий Проявление собственной активности ребенка 10.4. Формирование представлений о себе Представления о собственном теле Распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале Отнесение себя к мужскому полу Способность осознавать и выражать свои интересы 10.5. Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств Наблюдение за окружающими предметами и явлениями Рассматривание или прослушивание произведений искусства Нравственное воспитание - дд дд 22 Знание правил поведения в общественных местах, на прогулке, дома Знание правил поведения при приеме пищи Знание вежливых слов «спасибо, «пожалуйста», «до свидания», «доброе утро» и др. 11.1. Зрительное восприятие. Удержание взгляда на лице человека Удержание взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки) Удержание взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз, напротив ребенка Удержание взгляда на близко расположенном предмете, движущемся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад) Удержание взгляда на движущемся удаленном объекте Реакция на близко расположенный статичный объект Реакция на движущийся близко расположенный объект Реакция на движущийся удаленный объект Дифференциация предметов по цвету Узнавание цвета объектов 11.2. Слуховое восприятие. Слушание речевых звуков Слушание неречевых звуков (звуки природы, бытовые звуки и др.) Реакция на неречевые звуки (звуки природы, бытовые звуки и др.) Восприятие звука, исходящего от предмета ? ? ? сш ? с ? ? с ? ? сш д + + + + 23 Нахождение местоположения близко расположенного источника звука Реакция на высокие и низкие звуки музыкальных инструментов Реакция на тихие и громкие звуки музыкальных инструментов Реакция на музыку (тихую, громкую, быструю, медленную и др.) Нахождение местоположения удаленного источника звука Соотнесение звука с его источником 11.3. Кинестетическое восприятие. Реакция на прикосновения человека Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре (теплый, холодный), фактуре (гладкий, шероховатый, др.), влажности (сухой, влажный, мокрый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий) Реакция на вибрацию, исходящую от объектов Реакция на давление на поверхность тела Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела Реакция на положение частей тела Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей Различение температуры (холодный, горячий), фактуры (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой) материалов 11.4. Восприятие запаха. Реакция на запах Узнавание объектов по запаху 11.5. Восприятие вкуса. + + + + ? ? ? ? ? - - 24 Реакция на вкус продуктов, разных по вкусовым качествам (соленый, кислый, сладкий, горький) Узнавание продуктов по вкусу Различение вкусовых качеств продуктов (соленый, кислый, сладкий, горький, др.) 12.1. Действия с материалами Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) с помощью взрослого, направляя руку к себе, или от себя Размазывание материала рукой (сверху вниз, слева направо, по кругу) Разминание материала (тесто, пластилин, пластичная масса) одной рукой Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) одной рукой, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.) Переливание материала (вода) одной рукой (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)) Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.) с помощью взрослого 12.2. Действия с предметами Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.) Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или ? ? ? дд дд д дд дд дд д 25 крупой и др.) Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, коробочка и др.) Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, коробочка и др.) Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках и др.) Нажимание на предмет (рычаг, кнопка и др.) всей кистью (пальцем) Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) Вынимание предметов из емкости Складывание предметов в емкость Перекладывание предметов из одной емкости в другую Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, пирамидка и др.) 14. Альтернативная коммуникация 14.1. Основы коммуникации Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека Адекватная ответная реакция на установление контакта с взрослым посредством взаимной ритмизации дыхания 14.2. Коммуникация с использованием невербальных средств Использование взгляда как средства коммуникации Использование мимики как средства коммуникации Использование жеста как средства коммуникации д д дд дд дд д д д дд д д д д д 26 Использование звучащего предмета как средства коммуникации Использование предметного символа как средства коммуникации Использование графического изображения как средства коммуникации 14.3. Импрессивная речь Понимание слова, обозначающего собственное имя Понимание слов, обозначающих названия членов семьи (мама, бабушка, тетя), имена членов семьи, педагогов Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (один, два, много, мало и др.) дд д д - - - 27 Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) 14.4. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации Показ графических изображений, обозначающих собственное имя Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) Показ графических изображений, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) Показ графических изображений для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) Показ графических изображений, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) - - - - 28 4.3. Нравственное развитие. Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, учителям и др.) Делиться игрушками, сладостями и др. Радоваться своим успехам и успехам других Быть вежливым: здороваться, прощаться, благодарить за помощь Преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения Доверять взрослым Верить в свои силы, но при этом понимать и принимать ограничения 4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. Выбрасывать мусор в урну или контейнер для мусора Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. Соблюдать режим дня Выполнять утреннюю зарядку Гулять на свежем воздухе в любое время года Соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогулки), мыть ноги, подстригать ногти, надевать чистую одежду и др. Мыть фрукты и овощи перед употреблением Соблюдать режим просмотра телевизора, пользования компьютером Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе. Соблюдать правила поведения на прогулке, в лесу: не кричать, не пугать животных и птиц; не включать громко музыку Знание правил здорового питания. Есть в одно и то же время (соблюдать режим питания) Тщательно пережевывать пищу Не спешить во время еды Не есть на ходу, перед телевизором Есть каждый день овощи и фрукты Не есть перед сном Меньше есть сладостей На завтрак есть кашу Ежедневно есть молочные и мясные продукты, крупы, макаронные изделия, хлеб Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др. Не переедать и не голодать Следить за чистотой рук и тела; чистотой одежды Соблюдать двигательный режим Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья. Позволять врачу осматривать себя: открывать рот, поднимать рубашку и т.п. Позволять врачу измерять твой рост, вес, слушать фонендоскопом, делать ЭЭГ, ЭКГ, флюорографию Позволять врачу делать укол, терпеть, если больно Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. 5. Сообщать взрослому о том, что кому-то нужна помощь 6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР ФИО Должность Учитель, учитель-дефектолог 7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося. Задачи Психологическая поддержка семьи Мероприятия Отчет о проведении участие в психологических тренингах; участие в вебинарах для родителей детейинвалидов; участие в семейных встречах «Родительского университета»; индивидуальные консультации с 31 психологом, психолгом. Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка педагогом- индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей) тематические семинары: участие родителей в разработке и реализации СИПР; посещение родителями уроков; домашнее визитирование; ведение дневника Взаимодействие наблюдений (краткие специалистов и семьи в записи); ходе разработки и информирование по реализации СИПР вопросам развития детейинвалидов через электронные средства связи; личные встречи, беседы; просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком. 8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР Учебные материалы, наглядно-дидактические материалы, развивающие игры, технические средства обучения, дидактический материал для сенсорного развития. Учебно-методические материалы электронного учебно-методического ресурса, разработанные федеральным ресурсным центром по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития, которые включают в себя (http://ege.pskgu.ru/): Cодержательное наполнение компонентов СИПР Выбор ожидаемых результатов для включения в СИПР 32 Понимание путей и способов достижения ожидаемых результатов Видео-иллюстрация примеров работы с детьми Ориентация и выбор дидактического материала для работы с учащимися Cоставление СИПР в режиме «онлайн» с помощью программыконструктора 9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Уровни освоения (выполнения) действий/операций 1. Пассивное участие/соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним) 2. Активное участие. Действие выполняется ребенком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) - по подражанию или по образцу - самостоятельно с ошибками - самостоятельно Сформированность представлений 1. Представление отсутствует 2. Не выявить наличие представлений 3. Представление на уровне: - использования по прямой подсказке - использования с косвенной подсказкой (изображение) - самостоятельного использования - дд д ди до сш с ? пп п + 33