АООП НОО ЗПР7.1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА

ПРИНЯТО
На педагогическом совете
Протокол №1 от
30.08.2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ-СОШ
№»25
___________Чергинец Ю.Г.
Приказ № 149-О от
30.08.2023г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(Вариант 7.1)

г. Екатеринбург
2023г.

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (Вариант 7.1) МБОУ-СОШ
№25
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, УЧЕБНЫХ
КУРСОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), УЧЕБНЫХ
МОДУЛЕЙ
2.2 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД
2.3 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
2.4 ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3.2 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3.3 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная образовательная программа начального
общего образования (далее - АООП НОО) для обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ЗПР) (Вариант 7.1) МБОУ – СОШ №25
разработана на основе на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП
НОО для обучающихся с ОВЗ и отражает вариант конкретизации требований
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
АООП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность,
дополняется ИПРА в части создания специальных условий получения
образования.
Определение варианта 7.1 АООП НОО для обучающихся с ЗПР
осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (далее – ПМПК), сформулированных по результатам его
комплексного психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА.
Структура АООП НОО для обучающихся с ЗПР включает целевой,
содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР
образовательной организацией, а также способы определения достижения
этих целей и результатов. Целевой раздел включает:


пояснительную записку;



планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР НОО;


систему оценки достижения планируемых результатов освоения
программ НОО.
Содержательный раздел определяет содержание НОО обучающихся с
ЗПР и включает следующие программы, ориентированные на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов:

рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей;


программу формирования УУД;



программу коррекционной работы;



программу воспитания.

Организационный раздел определяет общие рамки организации
образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов
АООП НОО для обучающихся с ЗПР.
Организационный раздел включает:


учебные планы НОО обучающихся с ЗПР;



календарный учебный график;



календарный план воспитательной работы.
Принципы и подходы к формированию АООП НОО обучающихся с ЗПР


принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории РФ, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников);

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;


принцип коррекционной направленности образовательного процесса;


принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
"зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей;


онтогенетический принцип;


принцип комплексного подхода, использования в полном объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностей обучающихся;

принцип преемственности, предполагающий при проектировании
АООП НОО ориентировку на программу ООО, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с ЗПР;

принцип
целостности
содержания
образования.
Содержание
образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не
понятие предмета, а понятие "предметной области";


принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с ЗПР всеми видами доступной им
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной
жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область
жизнедеятельности;


принцип сотрудничества с семьей.

В основу реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к реализации АООП НОО для
обучающихся с ЗПР предполагает учет особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям
освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость
создания и реализации разных вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в
том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП
НОО обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с
дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации
АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя
обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал
развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной
психологической
науки,
раскрывающих
основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности

(предметно-практической, познавательной и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием
образования.
Реализация
деятельностного
подхода
обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;

прочное усвоение обучающимися с ЗПР знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых образовательных областях;

существенное повышение мотивации и интереса
приобретению нового опыта деятельности и поведения;

к

учению,


обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное
усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне,
но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель и задачи реализации
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР: обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством
создания
условий
для
максимального
удовлетворения
особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
основных задач:

формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

достижение планируемых результатов освоения АООП НОО для
обучающихся с ЗПР, целевых установок, приобретение знаний, умений,

навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями
и
возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями
развития и состояния здоровья;

становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в ее
индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с
обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного,
коммуникативного, двигательного, личностного развития;

создание благоприятных условий для удовлетворения
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;


обеспечение доступности получения качественного НОО;



обеспечение преемственности НОО и ООО;

особых


выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с
ЗПР через организацию их общественно полезной деятельности, проведения
спортивно-оздоровительной
работы,
организацию
художественного
творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков
(включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия),
проведении спортивных, творческих и других соревнований;

использование
в
образовательном
процессе
образовательных технологий деятельностного типа;

современных


предоставление обучающимся с ЗПР возможности для эффективной
самостоятельной работы;

участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;

включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).
АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) разработана в соответствии
с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к ее структуре, условиям
реализации и результатам освоения.
Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,

полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений
по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), представляет собой
адаптированный вариант ФОП НОО. Адаптация программы предполагает
введение программы коррекционной работы (далее – ПКР), ориентированной
на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО (вариант 7.1), требований к
результатам освоения ПКР АООП НОО для обучающихся с ЗПР.
Обязательными условиями реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР
является
психолого-педагогическое
сопровождение
обучающегося,
согласованная работа педагогических работников, реализующими ПКР,
содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его
особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК,
ИПРА.
АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) адресована
обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня
психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются
трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях
деятельности и организованного поведения, и признаки общей социальноэмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся
могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности ЦНС,
выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим
снижением
умственной
работоспособности
и
устойчивости
к
интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных
характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени
выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений,
зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития,
нейродинамики, но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного
поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ
разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического
развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят
свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим
современные научные представления об особенностях психофизического
развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные

потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:

получение специальной помощи средствами образования сразу же после
выявления первичного нарушения развития;

выделение
пропедевтического
периода
в
образовании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций общего или специального типа, адекватного образовательным
потребностям обучающегося с ОВЗ;

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;

психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
обучающегося с педагогическими работниками и одноклассниками;

психологическое сопровождение, направленное
взаимодействия семьи и образовательной организации;

на

установление


постепенное расширение образовательного пространства, выходящего
за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1),
характерны следующие специфические образовательные потребности:

обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой
истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса);

комплексное сопровождение, направленное на компенсацию дефицитов
эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции
познавательной деятельности и поведения;

организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы
("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого,
использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих

как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития);

учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей,
обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в
образовательном пространстве для разных групп обучающихся с ЗПР;


профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;


постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и
динамики психофизического развития;

обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями
самостоятельно;

постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;

постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;

использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;

развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения;

специальная
психокоррекционная
помощь,
направленная
на
формирование способности к самостоятельной организации собственной
деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения
запрашивать и использовать помощь взрослого;


обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации

(сотрудничество с родителями (законными представителями), активизация
ресурсов семьи для формирования социально активной позиции,
нравственных и общекультурных ценностей).
1.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР
должно стать полноценное НОО, развитие социальных (жизненных)
компетенций.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО
дополняются результатами освоения ПКР.
Результаты освоения ПКР отражают сформированность социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных
отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

в умении различать учебные ситуации, в которых необходима
посторонняя помощь для ее разрешения, с ситуациями, в которых решение
можно найти самому;


в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе;


в умении написать при необходимости сообщение, правильно выбрать
адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую
проблему.

овладение социально-бытовыми
повседневной жизни, проявляющееся:

умениями,

используемыми

в


в расширении представлений об устройстве домашней жизни,
разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения
окружающих в быту предметов и вещей;

в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать
посильное участие;


в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя
ответственность в этой деятельности;

в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими
детьми;

в умении ориентироваться в пространстве школы, ориентироваться в
расписании занятий;

в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников в
школе, овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия, проявляющееся:


в расширении знаний правил коммуникации;


в расширении и обогащении опыта коммуникации обучающегося в
ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых
обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения
цели;

в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие;


в умении получать и уточнять информацию от собеседника;



в освоении культурных форм выражения своих чувств.


способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации, проявляющаяся:

в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия
обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей,

расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения
опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности
окружающей предметной и природной среды;

в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест
за пределами дома и школы;

в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту
обучающегося;

в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира;

в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и
ходом собственной жизни в семье и в школе;

в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;

в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы;

в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании
собственной результативности;

в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и
путешествий;

в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;

в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт
других людей;

в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться
своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
проявляющаяся:


в знании правил поведения и социальных ритуалов, умении их адекватно
использовать в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с
близкими в семье; с педагогическими работниками и обучающимися в школе;
со знакомыми и незнакомыми людьми;

в умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от
нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство,
благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов,
выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

в умении проявлять
ограничивать контакт;

инициативу,

корректно

устанавливать

и


в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

в умении применять формы выражения своих чувств соответственно
ситуации социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны
отражать:

способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться
в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;

способность использовать речевые возможности на уроках при ответах
и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления,
умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать
вопросы;


способность к наблюдательности, умение замечать новое;


овладение эффективными способами
предметно-практической деятельности;

учебно-познавательной

и


стремление к активности и самостоятельности в разных видах
предметно-практической деятельности;

умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия;
определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех
этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах

деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;

сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения
АООП НОО (вариант 7.1) предметные, метапредметные и личностные
результаты;


сформированные в соответствии АООП НОО (вариант 7.1) УУД.

Требования к результатам освоения ПКР конкретизируются
применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его
потенциальными
возможностями
и
особыми
образовательными
потребностями.
1.3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основными направлениями и целями оценочной деятельности являются
оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов
деятельности образовательных организаций и педагогических кадров.
Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций
развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения АООП НОО (вариант 7.1) предполагает комплексный
подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку
достижения обучающимися всех трех групп результатов образования:
личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися АООП НОО (вариант 7.1)
ЗПР (кроме ПКР) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов
необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у
обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания
образования и стандартизация планируемых результатов образования в более
короткие промежутки времени объективно невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО
для обучающихся с ЗПР в иных формах.

Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой
(по итогам освоения АООП НОО для обучающихся ЗПР) аттестации
обучающихся с ЗПР включают:

особую форму организации аттестации (в малой группе,
индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;

привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов
общего хода выполнения заданий);


присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;


адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)
выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости,
она дополнительно прочитывается педагогическим работником вслух в
медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с
ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому
оформлению);

при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы,
напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);


увеличение времени на выполнение заданий;


возможность организации короткого перерыва (10 - 15 минут) при
нарастании в поведении обучающегося проявлений утомления, истощения;

недопустимыми являются негативные реакции со стороны
педагогического
работника,
создание
ситуаций,
приводящих
к
эмоциональному травмированию обучающегося.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР должна
предусматривать оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения ПКР.
Оценка достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения ПКР
При определении подходов к оценке результатов освоения
обучающимися с ЗПР ПКР целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение
изменений психического и социального развития, индивидуальных
способностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений
в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность
оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса
образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и
касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки
результатов освоения ПКР.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов
освоения обучающимися с ЗПР ПКР выступает наличие положительной
динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих
успешность достижения образовательных достижений и преодоления
отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР ПКР может

осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая
такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность,
информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только
оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися ПКР,
но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и
организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР ПКР
целесообразно использовать все три формы мониторинга:
1) Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением
индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей
обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных
показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на
учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.
2) Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в
течение всего времени обучения обучающегося на уровне начального общего
образования. При использовании данной формы мониторинга можно
использовать экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние
которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики)
или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной
динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов
овладения ПКР. Данные экспресс-диагностики выступают в качестве
ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии:
продолжения реализации разработанной ПКР или внесения в нее
определенных корректив.
3) Финишная диагностика проводится на заключительном этапе обучения
на уровне НОО обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми
результатами освоения обучающимися ПКР.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и
финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом
типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их
индивидуальных особых образовательных потребностей.
Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР ПКР
используется метод экспертной оценки, который представляет собой
процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов
(экспертов). Данная группа экспертов объединяет всех участников
образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно
контактирует с обучающимся. Задачей такой экспертной группы является

выработка общей оценки достижений обучающегося в сфере социальной
(жизненной) компетенции, которая обязательно включает мнение семьи,
близких обучающегося. Основой оценки продвижения обучающегося в
социальной (жизненной) компетенции служит анализ изменений его
поведения в повседневной жизни - в школе и дома.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися ПКР, следует учитывать мнение родителей (законных
представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся
по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении
(отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на
жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебнопознавательной деятельности, но и в повседневной жизни.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах
освоения ПКР обучающегося в случае согласия родителей (законных
представителей) необходимо направить на расширенное психологопедагогическое обследование для получения необходимой информации,
позволяющей внести коррективы в организацию и содержание ПКР.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР ПКР не выносятся на
итоговую оценку.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, УЧЕБНЫХ
КУРСОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), УЧЕБНЫХ
МОДУЛЕЙ соответствуют требованиям в ФГОС НОО и ФОП НОО.
2.2 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД соответствует требованиям в
ФГОС НОО и ФОП НОО.
2.3 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПКР предусматривает индивидуализацию специального сопровождения
обучающегося с ЗПР. Содержание ПКР для каждого обучающегося
определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе
рекомендаций ПМПК, ИПРА (при наличии).
Целью ПКР выступает создание системы комплексной помощи
обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в
физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их
социальная адаптация.

Направления и содержание ПКР осуществляются во внеурочное время в
объеме не менее 5 часов.
Программа коррекционной работы обеспечивает:

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

создание адекватных условий для реализации особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;

осуществление
индивидуально-ориентированного
психологопедагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых
образовательных потребностей;


оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО;


возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков,
адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми,
формированию представлений об окружающем мире и собственных
возможностях.
Программа коррекционной работы содержит:

перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих
занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР, и освоение ими АООП НОО;

систему комплексного психолого-педагогического и социального
сопровождения обучающихся с ЗПР в условиях образовательного процесса,
включающего психолого-педагогическое обследование обучающихся с целью
выявления особых образовательных потребностей обучающихся, мониторинг
динамики развития и успешности в освоении АООП НОО, корректировку
коррекционных мероприятий;

механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий педагогических работников, специалистов в области
коррекционной педагогики и психологии, медицинских работников
организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и
других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;



планируемые результаты коррекционной работы.

ПКР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее
основное содержание:

диагностическая работа, обеспечивающая проведение комплексного
обследования обучающихся с ЗПР и подготовку рекомендаций по оказанию
им психолого-педагогической помощи;

коррекционно-развивающая работа, обеспечивающая своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и
коррекцию недостатков в психофизическом развитии обучающихся с ЗПР;

консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального
сопровождения обучающихся с ЗПР и их семей по вопросам реализации
дифференцированных
психолого-педагогических
условий
обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации;

информационно-просветительская
работа,
направленная
на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для обучающихся с ЗПР, со всеми участниками
образовательных отношений - обучающимися, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Коррекционная работа должна включать систематическое психологопедагогическое наблюдение в учебной и внеурочной деятельности, разработку
и реализацию индивидуального маршрута комплексного психологопедагогического сопровождения каждого обучающегося с ЗПР на основе
психолого-педагогической характеристики, составленной по результатам
изучения его особенностей и возможностей развития, выявления трудностей в
овладении содержанием начального общего образования, особенностей
личностного развития, межличностного взаимодействия с детьми, взрослыми.
Основными направлениями в коррекционной работе являются:
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций; развитие зрительно-моторной координации;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция
нарушений устной и письменной речи; обеспечение обучающемуся успеха в
различных видах деятельности с целью предупреждения негативного

отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения
мотивации к школьному обучению.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебнообразовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на
специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется
коррекция нарушений психофизического развития обучающихся с ЗПР и
оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в
освоении АООП НОО в целом.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР
содержания АООП НОО педагогические работники, осуществляющие
психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить
структуру
программы
коррекционной
работы
соответствующим
направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента
преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных
стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и
обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на ПМПК
для комплексного психолого-педагогического обследования с целью
выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Основными механизмами реализации ПКР являются:

оптимально
выстроенное
взаимодействие
специалистов
образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение
обучающихся специалистами различного профиля;

социальное
партнерство,
предполагающее
профессиональное
взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР
осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагогпсихолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования.
Предпочтительно наличие специалистов в штате организации. При
необходимости ПКР может осуществлять специалист, работающий в иной
организации (центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи, ПМПК и других).
ПКР может предусматривать вариативные формы специального
сопровождения обучающихся с ЗПР. Варьироваться могут содержание,
организационные формы работы, степень участия специалистов

сопровождения, что способствует реализации и развитию больших
потенциальных возможностей обучающихся с ЗПР и удовлетворению их
особых образовательных потребностей.
ПКР содержит: цель, задачи, программы коррекционных курсов, систему
комплексного психолого-педагогического обследования обучающихся,
основные направления (диагностическое, коррекционно-развивающее,
консультативное, информационно-просветительское), описание специальных
условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, планируемые результаты
освоения ПКР, механизмы реализации программы.
2.4 ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ соответствует Федеральной рабочей
программе воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ.
3. ОРГАГИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Обязательные предметные области и учебные предметы соответствуют
положениям федерального учебного плана в ФОП НОО. Во внеурочную
область федерального учебного плана включаются коррекционноразвивающие занятия по ПКР в объеме 5 часов в неделю на одного
обучающегося с ЗПР.
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР
представляют собой интегративное описание совокупности условий,
необходимых для реализации АООП НОО, и структурируются по сферам
ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных
требований является создание комфортной коррекционно-развивающей
образовательной среды для обучающихся с ЗПР, построенной с учетом их
особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое
качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для
обучающихся, их родителей (законных представителей), духовнонравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление
физического, психического и социального здоровья обучающихся.
При реализации данной АООП должны быть созданы специальные
условия,
обеспечивающие
освоение
обучающимися
содержания
образовательной программы в полном объеме с учетом их особых
образовательных потребностей и особенностей здоровья.
3.2
КАЛЕНДАРНЫЙ
УЧЕБНЫЙ
ГРАФИК
Федеральному календарному учебному графику ФОП НОО.

соответствует

3.3
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
соответствует федеральному календарному плану ФОП НОО.

РАБОТЫ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».