АООП НОО НОДА 6.1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА

ПРИНЯТО
На педагогическом совете
Протокол №1 от
30.08.2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ-СОШ
№»25
___________Чергинец Ю.Г.
Приказ № 149-О от
30.08.2023г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
(Вариант 6.1)

г. Екатеринбург
2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (Вариант 6.1)
МБОУ- СОШ №25
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1 Цель, задачи и подходы к реализации программы
1.1.2 Общая характеристика программы
1.1.3 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
1.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АООП НОО ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА (Вариант 6.1).
1.3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ АООП НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА
1.3.1 Общие положения
1.3.2 Организация и содержание оценочных процедур
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ,
КУРСОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

УЧЕБНЫХ

2.2 ПРОГРАММА
ДЕЙСТВИЙ

УЧЕБНЫХ

ФОРМИРОВАНИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ

2.3 ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
2.4 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
2.4.1 Цели, задачи и принципы построения программы
2.4.2 Направления и содержание программы
2.4.3 Планируемые результаты коррекционной работы
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3.2 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

3.3 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
3.4 ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.4.1 Общесистемные условия реализации программы
3.4.2 Кадровые условия реализации программы
3.4.3 Психолого-педагогические условия реализации программы
3.4.4 Финансово-экономические условия реализации программы
3.4.5 Материально-техническое
программы

и

учебно-методическое

обеспечение

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее –
АООП) начального общего образования (далее – НОО) обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) (Вариант 6.1)
МБОУ- СОШ №25 – это образовательная программа, предназначенная для
получения образования на уровне НОО обучающимися с НОДА с учетом
особенностей психофизического развития данной группы обучающихся,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
АООП НОО для обучающихся с НОДА разработана на основе ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО для обучающихся с НОДА.
Статус обучающегося с НОДА устанавливается психолого-медикопедагогической комиссией (далее - ПМПК). АООП НОО для обучающихся с
НОДА, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в части создания
специальных условий получения образования.
При условии компенсации нарушений во время обучения по решению
ПМПК обучающийся может быть переведен на основную программу на
уровне НОО.
АООП НОО для обучающихся с НОДА определяет содержание
образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
АООП НОО для обучающихся с НОДА содержит дифференцированные
требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации,
обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных
потребностей разных групп или отдельных обучающихся с НОДА, получение
образования вне зависимости от выраженности и характера нарушений
опорно-двигательного аппарата, места проживания обучающегося и вида
организации.
АООП ООО для обучающихся с НОДА содержит три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и задачи реализации,
принципы и подходы, планируемые результаты реализации АООП НОО,
кроме того, в целевом разделе описывается системы оценки достижения
планируемых результатов освоения АООП НОО по варианту 6.1.
Содержательный раздел включает программы, ориентированные на
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:






программу формирования универсальных учебных действий;
примерные программы учебных предметов, коррекционных курсов;
программу коррекционной работы;
программу воспитания.

Организационный раздел включает учебный план НОО, учебный
календарный график, план внеурочной деятельности, описание системы
специальных условий реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1. Цель, задачи и подходы к реализации программы
Цель реализации АООП НОО обучающихся с НОДА: обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством
создания
условий
для
максимального
удовлетворения
особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
основных задач:
а) формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
б) достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых
установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
в) становление и развитие личности обучающегося в ее индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления
возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного,
личностного развития;
г) создание благоприятных условий для
образовательных потребностей обучающихся;

удовлетворения

особых

д) обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;

е) обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
ж) выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы, организацию художественного творчества с
использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих и других соревнований;
з) использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
и) предоставление обучающимся
самостоятельной работы;

возможности

для

эффективной

к) участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;
л) включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).
В основу реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА заложены
следующие подходы:

Дифференцированный
подход
предполагает
учет
особых
образовательных потребностей обучающихся с НОДА, которые проявляются
в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это
обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов
АООП НОО, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной
психологической
науки,
раскрывающих
основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной). Основным средством реализации

деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс
организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования
(успешное усвоение системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), позволяющих продолжить образование на
следующем уровне образования, но и жизненной компетенции, составляющей
основу социальной успешности).
1.1.2 Общая характеристика программы
АООП НОО для обучающихся с НОДА (Вариант 6.1) предполагает, что
обучающийся с НОДА получает образование, полностью соответствующее по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же
сроки обучения.
Обязательным является систематическая специальная и психологопедагогическая поддержка коллектива педагогических работников, родителей
(законных представителей), детского коллектива и самого обучающегося.
Основными направлениями в специальной поддержке являются:
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
НОДА; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные мероприятия,
медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение); психологическая
коррекция познавательных процессов; психологическая коррекция
эмоциональных нарушений; психологическая коррекция социальнопсихологических проявлений; коррекция нарушений речи; коррекция
нарушений чтения и письма.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в
формировании и развитии адекватных отношений между обучающимся,
педагогическими работниками, одноклассниками и другими обучающимися,
родителями (законными представителями); работу по профилактике
внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе,
поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий
успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактики
негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в
целом; развитие стремления к самостоятельности и независимости от
окружающих (в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной
активности; развитие адекватного использования речевых и неречевых

средств общения.
В структуру АООП НОО для обучающихся с НОДА обязательно
включается программа коррекционной работы (далее - ПКР), направленная на
осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической
помощи обучающимся с НОДА с учетом их особых образовательных
потребностей;
минимизацию
негативного
влияния
особенностей
психофизического развития обучающихся с НОДА на освоение ими АООП
НОО; взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
1.1.3 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Категория обучающихся с НОДА - неоднородная по составу группа. Она
объединяет обучающихся со значительным разбросом первичных и
вторичных нарушений развития, которые отличаются значительной
полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. Группа
обучающихся с НОДА по варианту 6.1: обучающиеся с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся
самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие
нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное
интеллектуальное развитие у этих обучающихся часто сочетается с
отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с
повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности
суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах
жизни.
В структуру особых образовательных потребностей входят, с одной
стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся
с ОВЗ, с другой, характерные только для обучающихся с НОДА.
К общим потребностям относятся:


получение специальной помощи средствами образования;


психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
обучающегося с педагогическими работниками и одноклассниками;

психологическое сопровождение, направленное
взаимодействия семьи и образовательной организации;

на

установление


индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;


особая пространственная и временная организация образовательной
среды;

максимальное расширение образовательного пространства за счет
расширения социальных контактов с широким социумом.
К особым образовательным
обучающихся с НОДА, относятся:

потребностям,

характерным

для


обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;

введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся
сверстникам;

использование специальных методов, приемов и средств обучения (в
том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий),
обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;

обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды.
Для этой группы обучающихся обучение в образовательной организации
возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения
специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим
местом. Помимо этого, обучающиеся с НОДА нуждаются в различных видах
помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что
обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим,
психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
1.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АООП НОО ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА.
Общим результатом освоения обучающимися с НОДА содержания АООП
НОО должно стать полноценное НОО, развитие социальных (жизненных)
компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения АООП НОО для обучающихся с

НОДА дополняются результатами освоения ПКР.
1.3
СИСТЕМА
ОЦЕНКИ
ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С
НОДА.
1.3.1 Общие положения
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются
оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов
деятельности образовательных организаций и педагогических кадров.
Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций
развития системы образования.
Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов
освоения АООП НОО призвана решать следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,
описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное
развитие, воспитание обучающихся с НОДА, на достижение планируемых
результатов освоения содержания учебных предметов и ПКР, формирование
УУД;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения
АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов;

предусматривать оценку достижений обучающихся с НОДА (итоговая
оценка обучающихся, освоивших АООП НОО) и оценку эффективности
деятельности образовательного учреждения;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений
обучающихся с НОДА.
Результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО для
обучающихся с НОДА являются значимыми для оценки качества образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП

НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования,
позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп
результатов образования: личностных, метапредметных и предметных, в том
числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших АООП НОО.
Оценка результатов освоения обучающимися с НОДА АООП НОО (кроме
программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с
требованиями ФГОС НОО.
1.3.2 Организация и содержание оценочных процедур
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения АООП НОО предусматривает оценку достижения
обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения ПКР.
Оценка результатов освоения обучающимися с НОДА ПКР,
составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов
освоения обучающимися с НОДА ПКР целесообразно опираться на
следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с НОДА;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение
изменений психического и социального развития, индивидуальных
способностей и возможностей обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений
в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки.
Применительно к варианту 6.1 задачей оценивания достижения
обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения ПКР, является
выработка согласованной оценки достижений обучающегося в сфере
жизненной компетенции. Основой служит анализ изменений поведения
обучающегося в повседневной жизни по следующим позициям,
соответствующим направлениям коррекционной работы в условиях
инклюзии:

1) адекватность представлений о собственных возможностях
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

и

2) способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
3) владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия (то есть самой формой поведения, его
социальным рисунком);
5) осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации;
6) осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Результаты анализа изменений в повседневном поведении обучающегося
должны быть представлены в форме удобных и понятных всем участникам
образовательных отношений условных единиц (0 - 3 балла), характеризующих
достигнутый уровень жизненной компетенции обучающегося в условиях
инклюзии.
Оценка результатов деятельности образовательной организации
осуществляется в ходе аккредитации, а также в рамках аттестации
педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой
оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО с учетом:


результатов
мониторинговых
исследований
(федерального, регионального, муниципального);



условий реализации АООП НОО;



особенностей контингента обучающихся.

разного

уровня

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, УЧЕБНЫХ
КУРСОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей соответствуют требованиям в

ФГОС НОО и ФОП НОО.
2.2. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ
ДЕЙСТВИЙ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ

Программа формирования УУД соответствуют требованиям ФГОС НОО
и ФОП НОО.
2.3 ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Программа воспитания соответствует ФАОП НОО для обучающихся с
ОВЗ.
2.4 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
2.4.1 Цели, задачи и принципы построения программы
ПКР предусматривает индивидуализацию специального сопровождения,
обучающегося с НОДА. Содержание ПКР для каждого обучающегося
определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе
рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации или
абилитации ребенка-инвалида.
Целью ПКР выступает создание системы комплексной помощи
обучающимся с НОДА в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в
физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их
социальная адаптация.
Реализация ПКР осуществляются в рамках внеурочной деятельности в
объеме не менее 5 часов в неделю.
ПКР АООП НОО для обучающихся с НОДА (Вариант 6.1) включает в
себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
1. Мониторинг имеющихся в образовательной организации условий для
удовлетворения особых образовательных потребностей и условий обучения
обучающихся с НОДА.
2.
Перечень
индивидуально-ориентированных
коррекционных
мероприятий, обеспечивающих обучающимся с НОДА удовлетворение
особых образовательных потребностей, их интеграцию и (или) инклюзию в
образовательной организации и освоение АООП НОО.
2.4.2 Направления и содержание программы
Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной

помощи для всех категорий обучающихся с НОДА, осваивающих вариант 6.1
АООП НОО:
1) медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные
мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);
2) психологическая коррекция познавательных процессов;
3) психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
4) психологическая коррекция социально-психологических проявлений;
5) коррекция нарушений речи;
6) коррекция нарушений чтения и письма.
2.4.3 Планируемые результаты коррекционной работы
По каждому направлению коррекционной работы определяются
планируемые результаты реализации этой программы для каждого
обучающегося.
Требования к результатам реализации
"Медицинская коррекция и реабилитация":

ПКР

по

направлению

1) умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего
нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов,
осуществлении вакцинации;
2) умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными
средствами в разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально
адаптированное рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера,
заменители традиционной мышки, памперсы);
3) умение удовлетворять биологические и социальные потребности,
адаптироваться к окружающей среде;
4) понимание обучающимся того, что попросить о помощи при проблемах
в жизнеобеспечении - это нормально и необходимо, не стыдно, не
унизительно;
5) умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью,
точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и
определений;

6) умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей
(законных представителей), и объяснять педагогическому работнику
(работнику школы) необходимость связаться с семьей для принятия решения
в области жизнеобеспечения;
7) прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту;
8) представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в
разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них,
адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни; сформированность
умения брать на себя ответственность в этой деятельности;
9) представление об устройстве школьной жизни; умение
ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае
затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
10) умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность (прогресс
обучающегося в этом направлении);
11) стремление обучающегося активно участвовать в подготовке и
проведении праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом
направлении.
Требования к результатам реализации ПКР по
"Психологическая коррекция познавательных процессов":

направлению:

1) развитие у обучающегося любознательности, наблюдательности,
способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со
взрослым исследовательскую деятельность;
2) умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать
пространственные и метрические признаки предметов, использование
словесного обозначения пространственных отношений;
3) увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и
осязательной модальности;
4) умение обучающегося выделить, осознать и принять цели действия;
5) умение планировать свою деятельность по времени и содержанию;

6) умение контролировать свои действия и вносить необходимые
коррективы;
7) умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи.
Требования к результатам реализации ПКР по
"Психологическая коррекция эмоциональных нарушений":

направлению

1) смягчение эмоционального дискомфорта обучающегося, повышение
активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций,
обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность,
повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная
отгороженность;
2) модифицирование эмоциональных отношений и переживаний
обучающегося, способов реагирования на отношение к нему окружающих;
3) умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального
реагирования и управлять ими;
4) практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков
управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
Требования к результатам реализации ПКР по направлению:
"Психологическая коррекция социально-психологических проявлений":
1) уменьшение ореола исключительности психологических проблем;
2) умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих
общие проблемы и цели;
3) умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
4) умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие; умение получать и уточнять информацию от собеседника.
Требования к результатам реализации ПКР по направлению "Коррекция
нарушений речи":
1) умение решать актуальные житейские задачи, используя
коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели;

2) формирование слухового контроля за своим произношением и
фонематическим анализом;
3) нормализация проприоцептивной дыхательной мускулатуры при и вне
фонации;
4) формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи;
5) автоматизация поставленных звуков;
6) умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком; умение делиться своими воспоминаниями,
впечатлениями и планами с другими людьми.
Требования к результатам реализации ПКР по направлению "Коррекция
нарушений чтения и письма":
1) умение чтения разных слогов;
2) умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки;
3) умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и
грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической
значимости;
4) умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне;
5) умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов;
6) умение анализировать
грамматическом уровне;

слова

и

предложения

на

лексико-

7) умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Обязательные предметные области и учебные предметы соответствуют
положениям федерального учебного плана ФОП НОО. Во внеурочную
деятельность включаются коррекционно-развивающие занятия по программе
коррекционной работы в объеме не менее 5 часов в неделю на одного
обучающегося.
При реализации АООП НОО должны быть созданы специальные условия,
обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной
программы в полном объеме с учетом их особых образовательных

потребностей и особенностей здоровья.
Специальные условия должны обеспечивать возможность:

достижения планируемых результатов освоения АООП НОО всеми
обучающимися с НОДА;

выявления и развития способностей обучающихся через систему секций,
студий и кружков, и через использование возможностей образовательных
организаций дополнительного образования;

расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся
с НОДА, в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по
возможностям здоровья;

учета особых образовательных потребностей, характерных для данной
группы обучающихся с НОДА;

участия обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в разработке АООП НОО,
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в
формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов
обучающихся;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию
части АООП НОО, формируемой участниками образовательного процесса, в
соответствии с запросами обучающихся с НОДА и их родителей (законных
представителей), спецификой образовательной организации;

использования
в
образовательном
процессе
современных
образовательных технологий деятельностного типа, технических средств
обучения и средств обучения, соответствующих особым образовательным
потребностям обучающихся с НОДА;

обновления содержания АООП НОО, методик и технологий ее
реализации в соответствии с динамикой развития системы образования,
запросов обучающихся с НОДА и их родителей (законных представителей);

эффективного
управления
образовательной
организацией
с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий,
современных механизмов финансирования;


эффективной самостоятельной работы обучающихся с НОДА при
поддержке педагогических работников.
3.2 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
разделу ФОП НОО.

соответствует

данному

3.3 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ соответствует
данному разделу ФОП НОО.
3.4. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.4.1 Общесистемные условия реализации программы
Соответствуют требованиям ФГОС НОО
3.4.2 Кадровые условия реализации программы
Соответствуют ООП НОО
Наряду с этим необходимо учитывать следующие кадровые условия.
Учитель-логопед, проводящий коррекционно-развивающий курс
«Индивидуальные и групповые логопедические занятия», имеют высшее
профессиональное педагогическое образование и профессиональную
переподготовку в области коррекционной педагогики в том числе по
проблемам обучения обучающихся с НОДА.
3.4.3 Психолого-педагогические условия реализации программы
Наряду с условиями, описанными в ООП НОО, необходимо создание
условий, обеспечивающих специальные образовательные потребности
обучающихся с НОДА.
В зависимости от доступных обучающимся видов деятельности работа с
учебным материалом в процессе обучения варьирует. Выбор конкретного
варианта осуществляется учителями-предметниками в соответствии с
тяжестью проявления и структурой нарушения и в соответствии с
рекомендациями учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагогапсихолога, участвующих в реализации образовательной программы,
осваиваемой учащимся.
Отбор учебного материала для изучения осуществляется в соответствии
с целевыми и содержательными установками каждой конкретной дисциплины,
а также с учетом речеязыковых возможностей обучающихся.

Предъявление учебного материала осуществляется в зависимости от
индивидуальных особенностей восприятия обучающихся и может быть только
устным (аудирование), только письменным (чтение) или устным и
письменным в сочетании (аудирование и чтение). Возможно преобразование
учебного материала (например, текстовых задач и т.п.) в графический или
предметный (схемы, модели и др.).
Изложение обучающимся учебного материала в устной и или письменной
форме иные виды работы с текстом (редактирование, трансформация,
восстановление и др.) осуществляется после предварительного анализа с
возможной опорой на алгоритм, схему и / или конкретные образцы. При
возникновении сложностей оформления письменно-речевого высказывания,
целесообразным является увеличение времени для устного ответа,
предоставление времени на подготовку ответа.
Психолого-педагогическое обеспечение:
1. Обеспечение дифференцированных условий:
-оптимальный режим учебных нагрузок;
-вариативные формы получения образования и специализированной помощи
в соответствии с рекомендациями ПМПК
2. Обеспечение психолого-педагогических условий:
- коррекционная направленность учебно- воспитательного процесса;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий, в т.ч.
информационных, для оптимизации образовательного процесса, повышение
ее эффективности, доступности.
3. Обеспечение специализированных условий:
- выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на
особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ;
- введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на
решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании образования
нормально развивающегося сверстника;

- использование специальных методов, приемов, средств обучения,
специализированных образовательных и коррекционных программ,
ориентированных на особые образовательные потребности детей с ОВЗ;
- дифференцированное и индивидуальное обучение с учетом специфики
нарушения развития ребенка;
- комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое
индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

на

4. Обеспечение здоровьесберегающих условий:
- оздоровительный и охранительный режимы;
- укрепление физического и психического здоровья;
- профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм.
5. Обеспечение участия всех детей с ОВЗ с нормально развивающими детьми
в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий.
6. Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные
нарушения психического и (или) физического развития.
3.4.4 Финансово-экономические условия реализации программы
Финансовое обеспечение реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ, в
том числе обучающихся с НОДА, базируется на нормах закона «Об
образовании в РФ» и Примерной ООП НОО.
Финансовое обеспечение реализации АООП НОО для обучающихся с
НОДА опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих
государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного
основного общего образования обучающимися с ОВЗ с учетом создания
специальных условий обучения.
Финансирование реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА
осуществляется в соответствии с расходными обязательствами на основе
государственного (муниципального) задания по оказанию государственных
(муниципальных) образовательных услуг, казенного учреждения – на
основании бюджетной сметы, в объеме, определяемом органами
государственной власти субъектов РФ согласно нормативным затратам на
обеспечение государственных гарантий. Нормативные затраты определяются

на основе базового норматива затрат на оказание государственной
(муниципальной) услуги и корректирующих коэффициентов к базовому
нормативу.
Нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной
услуги по реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА учитывают
вариативные формы обучения, тип образовательной организации, сетевую
форму реализации образовательных программ, применяемые образовательные
технологии, специальные условий получения образования обучающимися с
ТНР с учетом их особых образовательных потребностей, обеспечение
дополнительного
профессионального
образования
педагогическим
работникам, обеспечение безопасных условий обучения и воспитания, охраны
здоровья обучающихся, а также иные предусмотренные законодательством
особенности организации и осуществления образовательной деятельности для
обучающихся с ОВЗ, за исключением образовательной деятельности,
осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете
на одного обучающегося, если иное не установлено законодательством.
Расчет нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации АОП НОО осуществляется в соответствии с требованиями,
определенными в Приложении 1. к Приказу Министерства просвещения РФ
от 22 сентября 2021 г. № 662 «Об утверждении общих требований к
определению нормативных затрат на оказание государственных
(муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего, среднего профессионального образования,
дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного
профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее
профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых
при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения
государственного (муниципального) задания на оказание государственных
(муниципальных)
услуг
(выполнение
работ)
государственным
(муниципальным) учреждением».
Согласно требованиям ФГОС НОО финансовое обеспечение реализации
АООП НОО для обучающихся с НОДА учитывает расходы, необходимые для
коррекции нарушений развития и создания специальных условий получения
образования в соответствии с особыми образовательными потребностями
обучающихся. При расчете регионального норматива учитываются затраты
рабочего времени педагогических работников образовательных организаций
на урочную и внеурочную деятельность, в том числе на обязательную

реализацию ПКР АООП НОО для обучающихся с НОДА в объеме не менее 5
часов в неделю.
При реализации АООП с привлечением ресурсов иных организаций на
условиях сетевого взаимодействия действует механизм финансового
обеспечения образовательной деятельности, отраженный в локальных
нормативных актах образовательной организации.
Финансовое обеспечение реализации АООП НОО для обучающихся с
НОДА не предполагает выхода за рамки установленных параметров
финансирования государственной (муниципальной) услуги по реализации
АООП НОО обучающихся с ОВЗ.
3.4.5 Материально-техническое
программы

и

учебно-методическое

обеспечение

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Соответствуют требованиям ФГОС НОО и современному состоянию
информационно-коммуникационных средств.
Помимо материально-технических условий, перечисленных, а ООП НОО
обеспечено:
 технические средства обучения, включая специализированные
компьютерные инструменты обучения, с учетом специальных
образовательных потребностей обучающихся;
 специальные учебные пособия, рабочие тетради, специальные
дидактические материалы;
 при необходимости (в случае отсутствия устной и / или письменной
речи) использование альтернативных средств коммуникации;
 контролируемый
доступ
обучающихся
к
информационным
образовательным ресурсам в сети Интернет.
В зональную структуру образовательной организации включаются
логопедические кабинеты и кабинеты педагога-психолога, учителядефектолога.
Оснащение данных кабинетов включает достаточный набор мебели,
специальные приспособления для ведения занятий, технические средства, с
включением современных электронных устройств (проекторы, интерактивные
доски, планшеты, компьютеры и прочее).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».