АООП НОО НОДА 6.3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА

ПРИНЯТО
На педагогическом совете
Протокол №1 от
30.08.2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ-СОШ
№»25
___________Чергинец Ю.Г.
Приказ № 149-О от
30.08.2023г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
(Вариант 6.3)

г. Екатеринбург
2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (Вариант 6.3)
МБОУ- СОШ №25
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Цель реализации программы
1.2 Общая характеристика программы
1.3 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
1.4 Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА с легкой
умственной отсталостью.
1.5 Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО для
обучающихся с НОДА
1.6 Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
НОО для обучающихся с НОДА
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Рабочие программы учебных предметов
2.1.1 Рабочая программа учебных предметов предметной области "Язык и
речевая практика" (предметы "Русский язык", "Чтение", "Речевая практика").
2.1.2 Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека"
2.1.3 Рабочая программа по учебному предмету "Математика"
2.1.4 Рабочая программа по учебному предмету "Рисование"
2.1.5 Рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физическая
культура"
2.2 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
2.2.1 Цели, задачи и принципы построения программы
2.2.2 Направления и содержание программы
2.3 ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3.2 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

3.3 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
3.4 ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.4.1 Общесистемные условия реализации программы
3.4.2 Кадровые условия реализации программы
3.4.3 Психолого-педагогические условия реализации программы
3.4.4 Финансово-экономические условия реализации программы
3.4.5 Материально-техническое
программы

и

учебно-методическое

обеспечение

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее –
АООП) начального общего образования (далее – НОО) обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) (вариант 6.3)
МБОУ- СОШ №25 – это образовательная программа, предназначенная для
получения образования на уровне НОО обучающимися с НОДА с учетом
особенностей психофизического развития данной группы обучающихся,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
АООП НОО для обучающихся с НОДА разработана на основе ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО для обучающихся с НОДА.
Статус обучающегося с НОДА устанавливается психолого-медикопедагогической комиссией (далее - ПМПК). АООП НОО для обучающихся с
НОДА, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в части создания
специальных условий получения образования.
При условии компенсации нарушений во время обучения по решению
ПМПК обучающийся может быть переведен на основную программу на
уровне НОО.
АООП НОО для обучающихся с НОДА определяет содержание
образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
АООП НОО для обучающихся с НОДА содержит дифференцированные
требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации,
обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных
потребностей разных групп или отдельных обучающихся с НОДА, получение
образования вне зависимости от выраженности и характера нарушений
опорно-двигательного аппарата, места проживания обучающегося и вида
организации.
АООП ООО для обучающихся с НОДА содержит три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и задачи реализации,
принципы и подходы, планируемые результаты реализации АООП НОО,
кроме того, в целевом разделе описывается системы оценки достижения
планируемых результатов освоения АООП НОО по варианту 6.3.
Содержательный раздел включает программы, ориентированные на
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:






программу формирования универсальных учебных действий;
примерные программы учебных предметов, коррекционных курсов;
программу коррекционной работы;
программу воспитания.

Организационный раздел включает учебный план НОО, учебный
календарный график, план внеурочной деятельности, описание системы
специальных условий реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Цель реализации программы
Целью реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА с легкой
умственной отсталостью является формирование общей культуры,
обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное,
социальное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в
семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.
1.2 Общая характеристика программы
АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.3) предполагает, что
обучающийся с НОДА и с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по
итоговым достижениям не соответствует требованиям к итоговым
достижениям нормативно развивающихся сверстников на всех этапах и к
моменту завершения школьного обучения. Реализация АООП НОО
предусматривается создание условий, учитывающих общие и особые
образовательные потребности и индивидуальные особенности обучающихся.
Данный вариант предполагает особое структурирование содержания
обучения, в большей степени развитие у обучающихся жизненных
компетенций на основе планомерного введения в более сложную социальную
среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов в
доступных для них пределах.
1.3 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА с легкой
умственной отсталостью
По варианту 6.3 АООП НОО обучаются обучающиеся с двигательными
нарушениями разной степени выраженности и с легкой степенью
интеллектуальной недостаточности, осложненными нейросенсорными
нарушениями, а также дизартрическими нарушениями и системным
недоразвитием речи. У обучающихся с легкой УО нарушения психических
функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает

недостаточность высших форм познавательной деятельности - абстрактнологического мышления и высших психических, прежде всего гностических,
функций. При сниженном интеллекте особенности развития личности
характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной
критичностью. В этих случаях менее выражено чувство неполноценности, но
отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.
1.4 Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА с легкой УО.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА задаются
спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения
психического развития, и определяют особую логику построения учебного
процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные
всем обучающимся с НОДА:

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;

введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся
сверстникам;

использование специальных методов, приемов и средств обучения (в
том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий),
обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;

индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для
нормально развивающегося обучающегося;

наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение
системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;

специальная помощь в
невербальной коммуникации;

развитии

возможностей

вербальной

и


коррекция произносительной стороны речи; освоение умения
использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать
вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства);


обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды;

максимальное расширение образовательного пространства - выход за
пределы образовательного учреждения.
Учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через
специальные образовательные условия (специальные методы формирования
графомоторных навыков, пространственных и временных представлений,
приемы сравнения, сопоставления, противопоставления при освоении нового
материала, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных
занятий).
Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую
терапию, психологическую и логопедическую помощь, коррекционные
занятия с учителем-дефектологом.
Практическая направленность обучения предполагает направленность на
социализацию и воспитание автономности у обучающихся.
1.5 Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО для
обучающихся с НОДА .
Освоение АООП НОО обеспечивает достижение обучающимися с НОДА
и с легкой УО двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО для обучающихся с НОДА
с легкой УО (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуальных
возможностей и особых образовательных потребностей включают
индивидуально-личностные качества, специальные требований к развитию
жизненной и социальной компетенции и ценностные установки.
Личностные результаты освоения АООП НОО отражают:
1) развитие чувства любви к матери, членам семьи, к школе, принятие своего
учителя и одноклассников, взаимодействие с ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных
жизнеобеспечении;

представлений

о

насущно

необходимом

4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение

включаться в разнообразные повседневные школьные дела и другими);
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием
отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением
доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Предметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной
области, готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые
обучающимися с НОДА и с легкой УО, не являются основным критерием при
принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
АООП НОО определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения
предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
НОДА и с легкой УО. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным
предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту
программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального
уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по
рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей)
образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по
индивидуальному плану или на обучение по варианту 6.4 АООП НОО.
1.6 Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП НОО для обучающихся с НОДА.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов
освоения обучающимися АООП НОО целесообразно опираться на принципы:
а) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся НОДА и с легкой УО;

б) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение
изменений психического и социального развития, индивидуальных
способностей и возможностей обучающихся с НОДА и с легкой УО.
Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов
освоения АООП НОО призвана решать следующие задачи:
1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,
описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки;
2) ориентировать образовательный процесс на развитие личности
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания
учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
3) обеспечивать интегративный подход к оценке результатов освоения
АООП НОО, позволяющий оценивать в единстве предметные и личностные
результаты его образования;
4) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений.
Оценка личностных результатов может осуществляться в процессе
проведения мониторинговых процедур, содержание которых разрабатывает
образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных
особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных
потребностей.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении жизненными компетенциями. Для
полноты оценки личностных результатов следует учитывать мнение
родителей (законных представителей).
Оценка овладения обучающимися жизненными компетенциями может
осуществляться на основании применения метода экспертной группы.
Основной формой работы участников экспертной группы является ППк
образовательной организации.
Оценка предметных результатов овладения АООП НОО представляет
собой оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
по отдельным предметам, курсам коррекционно-развивающей области.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Рабочие программы учебных предметов
2.1.1 Рабочая программа учебных предметов предметной области "Язык и
речевая практика" (предметы "Русский язык", "Чтение", "Речевая практика").
Пояснительная записка
Рабочая программа учебных предметов предметной области "Язык и
речевая практика" АООП НОО (вариант 6.3) составлена на основе требований
к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.
Основные задачи реализации содержания предметной области "Язык и
речевая практика":
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в
процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о
русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний.
Использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых
задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного,
элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных
жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного
чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов.
Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных
произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей
действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической
сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной
коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами
речевого этикета.
Содержание обучения
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над
выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями,
логического ударения, необходимой интонации.
Понимание прочитанного. Выделение главной мысли произведения,

осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление
текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям (с помощью
педагогического работника). Придумывание заглавий к основным частям
текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных
педагогическим работником слов и оборотов речи. Подведение обучающихся
к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом обучающихся и
ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их
поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев,
события, картины природы.
Развитие устной речи. Полный и выборочный пересказ (с помощью
педагогического работника), рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной
библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной
книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание
отдельных эпизодов из прочитанного.
Примерная тематика.
Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских
писателей.
Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.
Общественно полезные дела обучающихся.
Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о
природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.
Практические грамматические упражнения, правописание и развитие
речи.
Грамматика, правописание и развитие речи.
Выпускник НОО должен уметь практически строить простое
предложение. Составлять предложения с употреблением слов в косвенных
падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивать
предложения; восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.
Звуки и буквы. Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова.

Разделительный ь перед гласными е, е, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов.
Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу)
родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание
безударных гласных путем изменения формы слова ("вода - воды") или
подбора по образцу родственных слов ("вода - водный").
Слово. Различение основных категорий слов (названия предметов,
действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи
друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек,
гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов
с другими словами.
Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение
пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение.
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов,
обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений.
Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и
восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные
члены предложения (без деления на виды).
Связная письменная речь. Составлять и записывать небольшой рассказ по

серии картинок под руководством педагогического работника.
Составлять и записывать рассказ по сюжетной картинке и подробному
вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Писать изложение под руководством педагогического работника
небольшого текста (20 - 30 слов) по данным педагогическим работником
вопросам.
Восстанавливать несложный деформированный текст по вопросам.
Описывать несложные знакомые предметы и картины по коллективно
составленному плану в виде вопросов.
Составлять и писать под руководством педагогического работника
небольшого письма родным, другим обучающимся. Адрес на конверте.
Письмо и чистописание. Выполнение письменных упражнений по
учебнику в соответствии с заданием (в соответствии с физическими
возможностями обучающегося).
Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и
словосочетаниями. Списывание предложений и связных текстов со вставкой
пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию педагогического работника.
Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением
правил правописания (с учетом физических возможностей обучающихся).
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо
прописных и строчных букв в алфавитном порядке (с учетом физических
возможностей обучающихся).
Устная речь. Правильное составление простых распространенных
предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с
помощью педагогического работника).
Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.
Составление небольших рассказов на предложенную педагогическим
работником тему.
Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи,

выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью
предлогов, союзов, некоторых наречий.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:

формирование умения составлять и распространять предложения,
устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в
конце предложения;

формирование умения анализировать слова по звуковому составу
(выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность
звуков в слове);

списывание рукописного и печатного текста целыми словами и
словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (30 - 35 слов).

овладение алфавитом; знание расположения слов в алфавитном порядке
в словаре.
2.1.2 Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека"
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека"
АООП НОО составлена на основе требований к результатам освоения АООП
НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной
программы воспитания.
Учебный предмет "Мир природы и человека" является начальным звеном
формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом
формирования у обучающихся умений наблюдать, анализировать,
взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью
человека.
Основные задачи реализации содержания обучения по предмету связаны
с формированием представлений о живой и неживой природе, человеке, месте
человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Содержание обучения

Называние и характеристика предметов и явлений по их основным
свойствам. Сравнение предметов, классификация предметов, установление
элементарных зависимостей. Активное участие в беседе.
Описание предметов, явлений природы с использованием слов,
усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям;
сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и
явлениями.
Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных
наблюдений и прочитанного.
Примерная тематика: Сезонные изменения в природе. Погода (ясно,
пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки
лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи,
летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне.
Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут
дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках
остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые
края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки
зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под
ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано
заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь,
замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они
прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей.
Названия зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет
все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на
деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки,
цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и
кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые,
прилетают птицы. Названия весенних месяцев.
Город, село, деревня. Главная улица города, села. Учреждения города,
села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница,
аптека).
Дорожное движение. Правила дорожного движения: правильный переход
улицы (все случаи).
Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.

Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по
внешнему виду, вкусу.
Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.
Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян. Практические
работы по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки,
душистый горошек).
Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих
растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна.
Как используются эти растения. Осенние работы в поле.
Квартира, комната. Столовая, спальня, кухня. Назначение.
Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за
мебелью.
Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и
хранение.
Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя,
демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка,
проветривание, хранение).
Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная,
текстильная. Уход за разными видами обуви.
Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор).
Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений
из черенков.
Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви,
листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна - хвойные деревья.
Домашние животные. Лошадь, корова, свинья. Особенности внешнего
вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.
Домашние птицы. Гусь, индюк. Внешний вид, пища, повадки. Польза,
приносимая людям.
Дикие птицы. Гусь, лебедь. Внешний вид, места обитания, пища.

Птицы перелетные и зимующие. Время отлета и прилета разных птиц.
Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей,
муха.
Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются
рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.
Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам:
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за
сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения
этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии (по возможности) по главной улице города, села, деревни, в
школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной
клумбе, в зоопарк, на животноводческую ферму, звероферму, птицеферму
(исходя из местных условий).
Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными
растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и
классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;


активно участвовать в беседе;


связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных
наблюдений;

выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке
растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;


соблюдать правила личной гигиены;



соблюдать правила дорожного движения.


названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений
природы;


правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
2.1.3 Рабочая программа по учебному предмету "Математика"
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету "Математика" АООП НОО
составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО,
установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы
воспитания.
Математика является одним из важных учебных предметов в
образовательных организациях, осуществляющих обучение обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной
целью обучения математике является подготовка обучающихся этой
категории к жизни в современном обществе и овладение необходимыми для
социальной адаптации навыками.
Основные задачи реализации содержания: овладение началами
математики (понятием числа, вычислениями, решением простых
арифметических задач и другими); овладение способностью пользоваться
математическими знаниями при решении соответствующих возрасту
житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения
пространства, времени, температуры и другими в различных видах
практической деятельности); развитие способности использовать некоторые
математические знания в жизни.
Содержание обучение
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд
(все случаи).
Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного
числа из двузначного с переходом через разряд.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через
разряд.
Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6,
7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.
Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия

компонентов и результатов умножения и деления в речи обучающихся.
Единица (мера) массы - центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц =
100 кг (с использованием памятки).
Единица (мера) длины - миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1
см = 10 мм. (с использованием памятки)
Единица (мера) времени - секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин
= 60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с
точностью до 1 минуты. Двойное обозначение времени.
Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в
несколько раз. Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все
случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника - замкнутая ломаная линия.
Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка,
равного длине ломаной (по физическим возможностям обучающегося).
Построение ломаной по данной длине ее отрезков (по физическим
возможностям обучающегося).
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение,
точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай
прямоугольника.
Построение
треугольника.

прямоугольника

(квадрата)

с

помощью

чертежного

Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые
стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:

различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел
в пределах 100;

таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;


названия компонентов умножения, деления;



меры длины, массы и их соотношения;



меры времени и их соотношения;



различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;



названия элементов четырехугольников;


формирование умения выполнять устные и письменные действия
сложения и вычитания;


практическое использование переместительного свойства умножения;


формирование умения определять время по часам тремя способами с
точностью до 1 минуты;

формирование умения решать, составлять,
изученные простые арифметические задачи;

иллюстрировать

все


формирование
умения
самостоятельно
кратко
записывать,
моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два
действия;

формирование умения различать замкнутые, незамкнутые кривые,
ломаные линии;


формирование умения вычислять длину ломаной;


формирование умения узнавать, называть, чертить (по возможности),
моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий,
многоугольников, окружностей, находить точки пересечения.
2.1.4 Рабочая программа по учебному предмету "Рисование"
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету "Рисование" АООП НОО
составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО,
установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы
воспитания.
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающегося в процессе приобщения его к художественной
культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и
специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании,

лепке, аппликации), в доступных для обучающихся с НОДА пределах.
Учебный предмет "Рисование" обладает высоким коррекционном
потенциалом для обучающихся с НОДА. Уроки изобразительного искусства
оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную
и
двигательные
сферы,
способствуют
формированию
личности
обучающегося, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Особое значение изобразительная деятельность имеет для развития
мануальной деятельности, коррекции и развитии пространственных
представлений, зрительно-моторной координации и графического навыка.
Содержание обучения
Накопление первоначальных представлений о художественном
творчестве. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и
некрасиво) в практической жизни обучающегося и их использование в
организации обыденной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в
разных видах искусства.
Знакомство с художественными материалами, инструментами и
приспособлениями; их свойства, назначение, правила хранения, обращения и
санитарно-гигиенические требования при работе с ними.
Знакомство с элементарными правилами композиции, цветоведения,
передачи формы предмета; некоторыми выразительными средства
изобразительного искусства: "изобразительная поверхность", "точка",
"линия", "штриховка", "пятно", "цвет".
Использование материалов для рисования, аппликации, лепки; знание
названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации.
Народные и национальные промыслы, изготавливающие игрушки:
Дымково, Гжель, Городец, Каргополь.
Выполнение приемов лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание)
и аппликации (вырезание и наклеивание) в доступных для обучающихся с
НОДА пределах.
Рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой; в силу физических
возможностей применение приемов работы карандашом, гуашью,

акварельными красками с целью передачи фактуры предмета.
Тренировка ориентировки в пространстве листа; размещение
изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности.
Передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности
цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета.
Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:

сформированность умения с помощью педагогического работника
определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

сформированность умения с помощью педагогического работника
подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной
карандаш, гуашь);

сформированность умения пользоваться гуашевыми красками при
рисовании орнаментов (узоров);

сформированность умения анализировать с помощью педагогического
работника свой рисунок и рисунок других обучающихся (по отдельным
вопросам педагогического работника);

сформированность умения употреблять в речи слова (с помощью
педагогического работника), обозначающие пространственные признаки и
пространственные отношения предметов;

сформированность умения с помощью педагогического работника
рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения
изобразительного искусства.
2.1.5 Рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физическая
культура". Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физическая
культура" АООП НОО составлена на основе требований к результатам

освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ,
федеральной программы воспитания.
Предметом обучения адаптивной физической культуре обучающихся с
НОДА на уровне НОО является организация максимально возможной
двигательной активности обучающегося с НОДА с общеразвивающей
направленностью. В процессе организации деятельности на возможном
уровне совершенствуются физические качества и осваиваются определенные
двигательные действия, активно развиваются познавательные способности и
личностные качества.
Цель реализации программы: стремление к нормализации двигательной
деятельности, способствующей физической и социальной реабилитации
(абилитации) обучающихся с НОДА.
Задачи реализации программы:

обеспечение регулярной физической активности адекватной состоянию
здоровья и возможного уровня функциональной двигательной активности;

укрепление здоровья, содействие физическому развитию, повышению
защитных сил организма;

обучение основам техники движений, формированию жизненно
необходимых навыков и умений;

развитие
способностей;


двигательных

(кондиционных

и

координационных)

развитие социально-коммуникативных умений;


развитие и совершенствование личностных и эмоционально-волевых
качеств обучающегося с НОДА.
Специфические (коррекционные, компенсаторные, профилактические)
задачи адаптивной физической культуры при работе с обучающимися с
НОДА:


коррекция техники основных движений;



коррекция и развитие координационных способностей;



коррекция нарушений мышечного тонуса;


улучшение пластичности и гибкости с учетом особенностей заболевания
обучающегося с НОДА;


коррекция и развитие физической подготовленности;


компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование
новых видов движений за счет сохранных функций в случае невозможности
коррекции;

коррекция психических нарушений в процессе деятельности: зрительнопредметного и зрительно-пространственного восприятия, мыслительных
операций, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой
сферы и других нарушений.
Содержание обучения
Физическая культура как система разнообразных форм занятий
физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег,
прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные
способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими
упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на
физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка
и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика
основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и
равновесия.
Способы физкультурной деятельности
Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих
процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и
развития мышц туловища, развития основных физических качеств;
проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка,
физкультминутки).
Наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.
Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств.
Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических
упражнений.

Игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на
спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое
деятельность.

совершенствование.

Физкультурно-оздоровительная

Дыхательная гимнастика. Упражнения для формирования правильной
осанки. Упражнения для увеличения подвижности суставов конечностей.
Упражнения
для
развития
вестибулярного
аппарата.
Развитие
координационных способностей. Упражнения для формирования свода стопы
(распределено равными частями в течение учебного года).
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика. Организующие команды и приемы. Основные исходные
положения. Смена исходных положений лежа. Основные движения из
положения лежа, смена направления.
Строевые упражнения. Лазание. Перелезания.
Акробатические упражнения. Группировка лежа на спине, перекат назад.
Упоры, стойка на коленях. Упражнения в равновесии.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Передвижение по
гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами
лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной
гимнастической скамейке.
Плавание. Основы плавательной подготовки-теоретические знания.
"Техника безопасности на уроках по плаванию". "Паралимпийское плавание".
"Ознакомление с техникой плавания способом баттерфляй".
Упражнения на суше и в воде - (суша). Упражнения для разучивания
техники гребковых движений способом баттерфляй. Движение рук и ног при
плавании способом баттерфляй. Дыхание пловца при плавании способом
баттерфляй. Согласование движений рук, ног, дыхания при плавании
способом баттерфляй.
Упражнения для разучивания техники плавания способом баттерфляй,
разучивание техники выполнения поворотов при плавании на груди и на

спине.
Обучение технике гребковых движений ногами, как при плавании
баттерфляй на груди в плавательном средстве, с опорой на поручень, в упоре
лежа на мелкой части бассейна. Обучение технике гребковых движений
руками, как при плавании баттерфляй (гребок до бедер) в плавательном
средстве, на мелкой части бассейна. Обучение технике поворотов при
плавании на груди. Обучение технике поворотов при плавании на спине.
Легкая атлетика. Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными
способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Раздел "Прикладные Упражнения" направлен на развитие физических
качеств и на формирование возрастных локомоторно-статических функций,
необходимых прежде всего в быту, в учебном процессе и трудовой
деятельности, в нем выделены подразделы: построения и перестроения,
ходьба и бег, передвижение при помощи технических средств (ходунки,
коляска), перелезание и переползание, ритмические и танцевальные
упражнения. Упражнения с предметами в силу их особого значения для
обучающихся вынесены в данный раздел и представлены большим
практическим материалом, который необходимо освоить с обучающимися для
обогащения их двигательного опыта. Это упражнения с гимнастическими
палками, малыми мячами, с флажками, обручами. При прохождении
программы особое внимание нужно уделять формированию правильной,
устойчивой и быстрой ходьбы, с индивидуальной коррекцией дефектов
походки. Педагогическому работнику воспитания необходимо знать об
особенностях ходьбы в аппаратах, с костылями, с палочкой, знать основные
деформации нижних конечностей, меры ортопедической профилактики,
требования ортопедического режима и способы исправления походки при
различной патологии опорно-двигательного аппарата.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:

формирование первоначальных представлений о значении адаптивной
физической культуры для укрепления здоровья человека с НОДА, о
позитивном влиянии адаптивной физической культуры на развитие человека с
НОДА, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и
социализации;

овладение
умениями
организовать
здоровьесберегающую
жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, паузы двигательной

разгрузки, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и другими);

формирование навыка систематического наблюдения за своим
физическим состоянием, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела
и других параметров);

взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных
игр и соревнований.
Практические предметные результаты определяются индивидуально,
исходя из особенностей двигательных и интеллектуальных нарушений
обучающегося с НОДА и медицинских рекомендаций, степени двигательных
нарушений, уточненные ПМПК.
2.2 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
2.2.1 Общие положения. ПКР обеспечивает:

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с
НОДА и легкой УО;

осуществление
индивидуально
ориентированной
психологопедагогической и социальной помощи обучающимся с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии
с рекомендациями ПМПК и ИПРА).
ПКР содержит:

перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих
занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с НОДА и с легкой УО;

систему комплексного психолого-педагогического и социального
сопровождения обучающихся с НОДА и с легкой УО в условиях
образовательного процесса, включающего психолого-педагогическое
обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных
потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности
в освоении АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий;

механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий педагогических работников, специалистов в области
сопровождения, медицинских работников образовательной организации и

специалистов других организаций, специализирующихся в области семьи и
других институтов.
2.2.2 Содержание курсов коррекционно-развивающей области
Курсы коррекционно-развивающей области являются основой для
формирования и развития жизненных компетенций обучающихся.
Для всех обучающихся необходимо введение коррекционного курса
"Двигательная коррекция". В связи с необходимостью развития
коммуникативных навыков обучающихся возможно введение коррекционного
курса "Основы коммуникации". С УО обучающимися, имеющими
выраженные двигательные нарушения рекомендуются коррекционные курсы
"Психомоторика", "Развитие мануальной деятельности", обеспечивающие
коррекцию и компенсацию нарушений мелкой моторики. Возможно введение
коррекционных курсов "Формирование навыков самообслуживания",
"Формирование навыков социально-бытовой ориентировки" с обучающимися,
нуждающимися в особых условиях обучения и воспитания для более
эффективного обучения самостоятельности.
Содержание
ориентировки".

курса

"Формирование

навыков

социально-бытовой

Содержание курса "Формирование навыков социально-бытовой
ориентировки" определяется основными направлениями коррекционноразвивающей работы по данному курсу:


формирование способности заботиться о себе;


развитие способности ориентироваться в окружающем мире и
воспринимать его адекватно;


развитие умения понимать время и пользоваться расписанием;


развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и
умения включаться в них;

развитие умения пользоваться навыками общения в повседневной
жизни.
Обязательным условием эффективной работы является практическое
применение полученных умений.
Содержание курса "Формирование навыков самообслуживания".

Сформированность навыков самообслуживания и личной гигиены во
многом определяют успешность адаптации обучающегося с НОДА и с легкой
умственной отсталостью в образовательной организации. Формирование
навыков самообслуживания у обучающихся данной категории тесно связано с
двигательными возможностями и способностью осуществлять предметнопрактическую деятельность. Важно, чтобы двигательные умения включались
в повседневную бытовую жизнь и практическую деятельность, постоянно
развивались и постепенно становились автоматизированными навыками.
Основная цель реализации
самостоятельность обучающихся.

курса

-

максимально

возможная

Содержание курса "Формирование навыков самообслуживания"
определяется основными направлениями коррекционно-развивающей работы
по данному курсу:


формирование навыков личной гигиены;


формирование умений одеваться и раздеваться в соответствии с
погодой;


формирование умений обуваться в соответствии с погодой и разуваться;


формирование умений, связанных с поглощением пищи (формируется
не только на уроках самообслуживания);


формирование умений ухода за жилищем.

На занятиях могут быть использованы Монтессори-материалы,
наглядные планы действий, карточки, наглядные дидактические материалы,
натуральные предметы и их муляжи.
Содержание курса "Психомоторика и развитие деятельности".
Коррекционная работа в рамках данного курса осуществляется
индивидуально с учетом структуры уровневых поражений. При поражении
коркового, предметного уровня организации движений, когда невозможна
смысловая организация двигательного акта, овладение движениями должно
происходить с опорой на более сохранные нижележащие церебральные
уровни. Движение формируется в первую очередь по подражанию. На этом
этапе большая роль принадлежит ритмике. В дальнейшем тренировки
усложняются:
используется
чередование
двигательных
ритмов,

гимнастические упражнения, упражнения с предметами. Как только движения
и действия начинают автоматизироваться, в упражнение включается
вербальное сопровождение. При сохранности коркового, смыслового уровня
организация движений коррекционная работа ведется по развитию
двигательных качеств, временных и пространственных параметров движения.
Она осуществляется путем длительных тренировок, расчленения действия на
простые элементы, с опорой на более сохранные нижележащие церебральные
уровни. Занятия по психомоторике проводятся индивидуально. Для каждого
обучающегося разрабатывается программа коррекции в соответствии с его
уровнем развития психомоторных функций. Для занятий психомоторикой
могут быть использованы различные дидактические игры (пальчиковый театр,
доска для психомоторики, конструкторы, разрезные картинки), речевое
сопровождение, картинные и схематические планы, музыка, стихи
(ритмическая организация движений), ролевые, сюжетные игры,
импровизация и этюды, творческие работы.
Также на занятиях могут использоваться Монтессори-материалы.
Направления работы по психомоторике:


формирование движений руки, мелкой моторики;



развитие пространственного гнозиса;



развитие конструктивного праксиса;



формирование предметно-орудийных действий;



развитие аналитико-синтетической деятельности;



формирование и развитие смыслового уровня организации движений;



работа с компьютером;



развитие внимания;



развитие стереогноза;



развитие мимики.

Содержание курса "Двигательная коррекция".
Двигательная активность является естественной потребностью человека.

Развитие
двигательных
навыков
необходимо
для
нормальной
жизнедеятельности всех систем и функций человека. У обучающихся с НОДА
отмечаются нарушения опорно-двигательных функций, ограничивающие
двигательную активность и возможности жизнедеятельности обучающихся.
Цель коррекционно-развивающей работы по курсу - развитие
двигательных способностей функциональных возможностей обучающихся.
Основные задачи реализации содержания связаны с обеспечением
коррекции двигательных нарушений в зависимости от индивидуальных
особенностей и тяжести поражения опорно-двигательного аппарата.
Занятия проводятся инструкторами ЛФК и (или) учителями адаптивной
физической культуры.
Содержание
работы
определяется
коррекционной работы по курсу:


основными

направлениями

мотивация обучающихся к двигательной активности;


поддержка и развитие имеющихся двигательных возможностей,
профилактика вторичных возможных нарушений;


обучение переходу из одной позы в другую;


освоение новых способов передвижения (включая передвижение с
помощью технических средств реабилитации);

формирование функциональных двигательных навыков, которые
обучающийся в дальнейшем научится использовать в повседневной жизни;


развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;



формирование ориентировки в пространстве;



обогащение сенсомоторного опыта.

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с НОДА
предусматривают: занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные и
групповые занятия по коррекции и развитию когнитивных функций.
Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:


предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в

развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающегося;

исправление нарушений психофизического развития медицинскими,
психологическими, педагогическими средствами;

формирование у обучающихся средств компенсации дефицитарных
психомоторных функций, не поддающихся исправлению;

формирование способов познавательной деятельности, позволяющих
обучающемуся осваивать учебные предметы.
Комплексная абилитация обучающихся с НОДА предусматривает
медицинское воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью
массажа и ЛФК, логопедическую работу, психологическую коррекцию.
Коррекция и компенсация двигательных нарушений обучающихся
реализуется в соответствии с медицинским рекомендациями учителями
адаптивной физической культуры и инструкторами ЛФК. Индивидуальные
занятия по адаптивной физической культуре и ЛФК обеспечивают коррекцию
с учетом индивидуальных двигательных особенностей обучающихся.
2.3 Рабочая программа воспитания соответствует ФАОП НОО для
обучающихся с ОВЗ.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Учебный план
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей,
курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том
числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
Учебный план соответствует законодательству Российской Федерации в
области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для обучающихся
с НОДА и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного
процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
АООП НОО для обучающихся с НОДА (Вариант 6.3) может включать как
один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО для обучающихся
с НОДА (Вариант 6.3) определяет образовательная организация.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав
учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны
быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП НОО для обучающихся
с НОДА, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Образовательная
организация
самостоятельна
в
организации
образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому
предмету (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для обучающихся с НОДА и с
легкой УО, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Время, отводимое на данную часть внутри часов максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на увеличение
учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные
интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Неотъемлемой частью образовательно-коррекционного процесса
является внеурочная деятельность, которая организуется по различным
направлениям, способствующим всестороннему развитию обучающихся
(духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное,
адаптивно-спортивное).
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной
деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в
неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока
обучения на уровне НОО).
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.
Образовательные

организации

предоставляют

обучающимся,

их

родителям (законным представителям) возможность выбора широкого
спектра занятий, направленных на развитие обучающихся.
Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей
процесс освоения обучающимися содержания АООП НОО, является
коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область включает занятия по программе
коррекционной работы и коррекционные курсы: "Речевая практика" или
другой предмет из компонента Организации; "Основы коммуникации" или
другой предмет из компонента Организации; "Психомоторика и развитие
деятельности"; "Двигательная коррекция". Коррекционно-развивающая
область реализуется через систему фронтальных, групповых и
индивидуальных занятий.
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с НОДА
предусматривают: занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные и
групповые занятия по коррекции и развитию когнитивных функций.
Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых,
двигательных и других нарушений. Наполняемость групп - 2 - 4 обучающихся.
Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 25 - 30 минут,
занятий по ЛФК - до 45 минут.
Ежедневно занятия физкультурой чередуются с другими учебными
предметами. В расписании дополнительно (помимо обязательных уроков
адаптивной физической культуры) могут быть предусмотрены занятия,
обеспечивающие ежедневную организацию динамических и (или)
релаксационных пауз между уроками, а также индивидуальные занятия за счет
часов внеурочной деятельности.
Индивидуальные занятия по адаптивной физической культуре и ЛФК
обеспечивают индивидуальную коррекцию двигательных нарушений
обучающихся. Количество часов на каждого обучающегося определяется на
основе медицинских рекомендаций в зависимости от тяжести двигательного
нарушения (от 2 до 5 часов в неделю).
Реализация коррекционно-развивающей области осуществляется за счет
часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на
коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в
неделю в течение всего срока обучения).

В учебном плане количество часов в неделю на коррекционные курсы
указано на одного обучающегося.
Продолжительность учебного года в подготовительных и 1 классах
составляет 33 недели, во 2 - 4 классах - 34 недели. Продолжительность каникул
в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не
менее 8 недель.
Для обучающихся в подготовительных и 1 классах устанавливаются в
течение года дополнительные недельные каникулы.
Наполняемость классов, продолжительность урока и распределение
учебной нагрузки в течение учебного дня и учебной недели должны
соответствовать
Гигиеническим
нормативам
и
Санитарноэпидемиологическим требованиям.
Обучение в подготовительных и первых классах проводится без
балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Учебный план АООП НОО для обучающихся с НОДА (Вариант 6.3).
Предметные
области

Учебные
Количество часов в неделю
предметы Классы
Подгото I
II
III IV
вительн
ый

Всего

Обязательная часть
Язык и речевая Русский язык
практика
Чтение

4

4

4

4

4

20

4

4

4

4

4

20

Речевая практика 1

1

1

1

1

5

Математика

4

4

4

4

4

20

Естествознание Мир природы и 1
человека

1

2

2

2

8

Искусство

Математика

Музыка

1

1

1

1

1

5

Рисование

1

1

1

1

1

5

Технология

Технология

1

1

2

2

2

8

Физическая
культура

Адаптивная
физическая
культура

3

3

3

3

3

15

Итого:

20

20

22

22

22

106

Часть
учебного
плана, 1
формируемая
участниками
образовательного процесса при 5дневной неделе

1

1

1

1

5

Предельно допустимая аудиторная 21
учебная нагрузка при 5-дневной
учебной неделе

21

23

23

23

111

Кол-во учебных недель

33

33

34

34

34

168

Всего часов

693

693 782 782 782 3732

Внеурочная деятельность

10

10

10

10

10

50

индивидуальные
и
групповые 5
занятия
по
программе
коррекционной работы

5

5

5

5

25

другие направления
деятельности

5

5

5

5

25

31

33

33

33

161

внеурочной 5

Всего

31

3.2 Календарный учебный график
Календарный учебный график составляется с учетом мнений участников
образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций,
плановых мероприятий учреждений культуры региона и определяет
чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых
перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей
(каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания
учебного года; продолжительность учебного года, четвертей (триместров);
сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных
аттестаций. При составлении календарного учебного графика учитываются

различные подходы при составлении графика учебного процесса и системы
организации учебного года: четвертная, триместровая, биместровая,
модульная.
Календарный учебный график реализации образовательной программы
составляется образовательной организацией самостоятельно с учетом
требований действующих санитарных правил и мнения участников
образовательных отношений.
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным
четвертям. Урочная деятельность обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья организуется по 5 дневной учебной неделе, в субботу
возможна организация и проведение занятий в рамках внеурочной
деятельности.
Продолжительность учебного года при получении НОО составляет 34
недели, в подготовительном и в 1 классе - 33 недели.
С целью профилактики переутомления в федеральном календарном
учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени
и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7
календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет: 1 четверть - 8
учебных недель (для подготовительных и 1 - 4 классов); 2 четверть - 8 учебных
недель (для подготовительных и 1 - 4 классов); 3 четверть - 10 учебных недель
(для 2 - 4 классов), 9 учебных недель (для подготовительных и 1 классов); 4
четверть - 8 учебных недель (для подготовительных и 1 - 4 классов).
Продолжительность каникул составляет:
-по окончании 1 четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для
подготовительных и 1 - 4 классов);
-по окончании 2 четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для
подготовительных и 1 - 4 классов);
-дополнительные каникулы - 9 календарных дней (для подготовительных
и 1 классов);
-по окончании 3 четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней (для
подготовительных и 1 - 4 классов);

-по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) - 20 - 30 минут. Вместо одной
большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две
перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной
деятельностью должна составлять не менее 20 - 30 минут, за исключением
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых
осуществляется по СИПР.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных
предметов, определенной Гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в
течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в
течение дня составляет:
-для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз
в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры;
-для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6
уроков за счет урока физической культуры.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих
требований:
-учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену, обучение в первом полугодии: в сентябре - октябре - по 3 урока
в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут
каждый; в январе - мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый;
-в середине учебного дня организуется
продолжительностью не менее 40 минут;

динамическая

пауза

-предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине
третьей четверти. Возможна организация дополнительных каникул
независимо от четвертей (триместров).

Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19
часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного
образования планируют на дни с наименьшим количеством обязательных
уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и
последним
уроком
необходимо
организовывать
перерыв
продолжительностью не менее 20 минут.
Календарный учебный график образовательной организации составляется
с учетом мнений участников образовательных отношений, региональных и
этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений культуры
региона и определяет чередование учебной деятельности (урочной и
внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и
иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.
При составлении календарного учебного графика образовательная
организация может использовать организацию учебного года по триместрам.
3.3
КАЛЕНДАРНЫЙ
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
соответствует Федеральному календарному план воспитательной работы
ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ.
3.4. ХАРАКТЕРИСТИКА
УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ
АДАПТИРОВАННОЙ
ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
3.4.1 Общесистемные условия реализации программы
Соответствуют требованиям ФГОС НОО
3.4.2 Кадровые условия реализации программы
Соответствуют ООП НОО
Наряду с этим необходимо учитывать следующие кадровые условия.
Учитель-логопед, проводящий коррекционно-развивающий курс
«Индивидуальные и групповые логопедические занятия», имеют высшее
профессиональное педагогическое образование и профессиональную
переподготовку в области коррекционной педагогики в том числе по
проблемам обучения обучающихся с НОДА.
3.4.3 Психолого-педагогические условия реализации программы

Наряду с условиями, описанными в ООП НОО, необходимо создание
условий, обеспечивающих специальные образовательные потребности
обучающихся с НОДА.
В зависимости от доступных обучающимся видов деятельности работа с
учебным материалом в процессе обучения варьирует. Выбор конкретного
варианта осуществляется учителями-предметниками в соответствии с
тяжестью проявления и структурой нарушения и в соответствии с
рекомендациями учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагогапсихолога, участвующих в реализации образовательной программы,
осваиваемой учащимся.
Отбор учебного материала для изучения осуществляется в соответствии
с целевыми и содержательными установками каждой конкретной дисциплины,
а также с учетом речеязыковых возможностей обучающихся.
Предъявление учебного материала осуществляется в зависимости от
индивидуальных особенностей восприятия обучающихся и может быть только
устным (аудирование), только письменным (чтение) или устным и
письменным в сочетании (аудирование и чтение). Возможно преобразование
учебного материала (например, текстовых задач и т.п.) в графический или
предметный (схемы, модели и др.).
Изложение обучающимся учебного материала в устной и или письменной
форме иные виды работы с текстом (редактирование, трансформация,
восстановление и др.) осуществляется после предварительного анализа с
возможной опорой на алгоритм, схему и / или конкретные образцы. При
возникновении сложностей оформления письменно-речевого высказывания,
целесообразным является увеличение времени для устного ответа,
предоставление времени на подготовку ответа.
Психолого-педагогическое обеспечение:
1. Обеспечение дифференцированных условий:
-оптимальный режим учебных нагрузок;
-вариативные формы получения образования и специализированной помощи
в соответствии с рекомендациями ПМПК
2. Обеспечение психолого-педагогических условий:
- коррекционная направленность учебно- воспитательного процесса;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;

- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий, в т.ч.
информационных, для оптимизации образовательного процесса, повышение
ее эффективности, доступности.
3. Обеспечение специализированных условий:
- выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на
особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ;
- введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на
решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании образования
нормально развивающегося сверстника;
- использование специальных методов, приемов, средств обучения,
специализированных образовательных и коррекционных программ,
ориентированных на особые образовательные потребности детей с ОВЗ;
- дифференцированное и индивидуальное обучение с учетом специфики
нарушения развития ребенка;
- комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое
индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

на

4. Обеспечение здоровьесберегающих условий:
- оздоровительный и охранительный режимы;
- укрепление физического и психического здоровья;
- профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм.
5. Обеспечение участия всех детей с ОВЗ с нормально развивающими детьми
в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий.
6. Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные
нарушения психического и (или) физического развития.
3.4.4 Финансово-экономические условия реализации программы
Финансовое обеспечение реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ, в
том числе обучающихся с НОДА, базируется на нормах закона «Об
образовании в РФ» и подходах, прописанных в Примерной ООП НОО.

Финансовое обеспечение реализации АООП НОО для обучающихся с
НОДА опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих
государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного
основного общего образования обучающимися с ОВЗ с учетом создания
специальных условий обучения.
Финансирование реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА
осуществляется в соответствии с расходными обязательствами на основе
государственного (муниципального) задания по оказанию государственных
(муниципальных) образовательных услуг, казенного учреждения – на
основании бюджетной сметы, в объеме, определяемом органами
государственной власти субъектов Российской Федерации согласно
нормативным затратам на обеспечение государственных гарантий.
Нормативные затраты определяются на основе базового норматива затрат на
оказание государственной (муниципальной) услуги и корректирующих
коэффициентов к базовому нормативу.
Нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной
услуги по реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА учитывают
вариативные формы обучения, тип образовательной организации, сетевую
форму реализации образовательных программ, применяемые образовательные
технологии, специальные условий получения образования обучающимися с
ТНР с учетом их особых образовательных потребностей, обеспечение
дополнительного
профессионального
образования
педагогическим
работникам, обеспечение безопасных условий обучения и воспитания, охраны
здоровья обучающихся, а также иные предусмотренные законодательством
особенности организации и осуществления образовательной деятельности для
обучающихся с ОВЗ, за исключением образовательной деятельности,
осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете
на одного обучающегося, если иное не установлено законодательством.
Расчет нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации АОП НОО осуществляется в соответствии с требованиями,
определенными в Приложении 1. к Приказу Министерства просвещения РФ
от 22 сентября 2021 г. № 662 «Об утверждении общих требований к
определению нормативных затрат на оказание государственных
(муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего, среднего профессионального образования,
дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного
профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее
профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых

при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения
государственного (муниципального) задания на оказание государственных
(муниципальных)
услуг
(выполнение
работ)
государственным
(муниципальным) учреждением».
Согласно требованиям ФГОС НОО финансовое обеспечение реализации
АООП НОО для обучающихся с НОДА учитывает расходы, необходимые для
коррекции нарушений развития и создания специальных условий получения
образования в соответствии с особыми образовательными потребностями
обучающихся. При расчете регионального норматива учитываются затраты
рабочего времени педагогических работников образовательных организаций
на урочную и внеурочную деятельность, в том числе на обязательную
реализацию ПКР АООП НОО для обучающихся с НОДА в объеме не менее 5
часов в неделю.
При реализации АООП с привлечением ресурсов иных организаций на
условиях сетевого взаимодействия действует механизм финансового
обеспечения образовательной деятельности, отраженный в локальных
нормативных актах образовательной организации.
Финансовое обеспечение реализации АООП НОО для обучающихся с
НОДА не предполагает выхода за рамки установленных параметров
финансирования государственной (муниципальной) услуги по реализации
АООП НОО обучающихся с ОВЗ.
3.4.5 Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
программы
Информационно -образовательная среда
Соответствуют требованиям ФГОС НОО и современному состоянию
информационно-коммуникационных средств.
Помимо материально-технических условий, перечисленных, а ООП НОО
обеспечено:
 технические средства обучения, включая специализированные
компьютерные инструменты обучения, с учетом специальных
образовательных потребностей обучающихся;
 специальные учебные пособия, рабочие тетради, специальные
дидактические материалы;
 при необходимости (в случае отсутствия устной и / или письменной
речи) использование альтернативных средств коммуникации;

 контролируемый
доступ
обучающихся
образовательным ресурсам в сети Интернет.

к

информационным

В зональную структуру образовательной организации включаются
логопедические кабинеты и кабинеты педагога-психолога, учителядефектолога.
Оснащение данных кабинетов включает достаточный набор мебели,
специальные приспособления для ведения занятий, технические средства, с
включением современных электронных устройств (проекторы, интерактивные
доски, планшеты, компьютеры и прочее).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».