МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ: на педагогическом совете директор МАОУ-СОШ № 25 Протокол № 1 от 30.08.2024 __________________О.А. Добычина Приказ № 220/1-О от 30.08.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 670458) учебного предмета «Финансовая грамотность» для обучающихся 10-11 классов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Финансовая грамотность» Для учащихся 10–11 классов изучение курса финансовой грамотности имеет особое значение. В наше время многие оканчивают школу в 18 лет – в возрасте совершеннолетия. Это означает, что человеку, помимо прочего, становятся доступны права на самостоятельное осуществление любых финансовых операций. Очень важно поэтому, чтобы выпускник вступил во взрослую жизнь подготовленным к взаимодействию с различными финансовыми организациями: коммерческими банками, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, фондовой и валютной биржами, налоговыми органами и др. Кроме того, школьники в этом возрасте непосредственно сталкиваются с различными финансовыми ситуациями и приобретают соответствующий жизненный опыт. Однако, вступая в финансовые отношения, старшеклассники могут действовать необдуманно. В своих решениях они опираются не на знания и логические обоснования принимаемого решения, а на опыт родителей, друзей, знакомых (который часто не является оптимальным) или поддаются воздействию рекламы, собственным эмоциям и спонтанным желаниям. Так действуют все: и школьники, и взрослые, если они не владеют элементарными знаниями финансовой грамотности. Данный курс имеет модульную структуру. Каждый модуль посвящён определённой финансовой теме. Связующим внутри предметным звеном курса является деятельностная компонента – на основе выявления, анализа и оценки вариантов обоснованное принятие решения и осуществление выбора, наиболее удовлетворяющего условиям реальной финансовой задачи. Это означает, что при изучении курса старшеклассники включаются в решение практических задач, подобных тем, с которыми сталкивается каждый человек в своей повседневной жизни. В рамках реализации профильной составляющей, помимо задач такого типа, в курс включены задачи более сложного экономического содержания. Программа курса предполагает установление межпредметных связей с другими общеобразовательными предметами школьной программы. На занятиях по курсу изучается история развития и становления финансовых институтов, историческая обусловленность появления тех или иных финансовых услуг и продуктов. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ грамотность» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Финансовая Целью изучения предмета является формирование финансовой грамотности у учащихся 10–11 классов, предполагающей освоение знаний устройства основных финансовых институтов; овладение умениями и компетенциями, позволяющими решать практические финансовые задачи и эффективно взаимодействовать с различными финансовыми организациями с целью достижения финансового благополучия. Задачами изучения финансовой грамотности являются: • формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществ; • приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; • освоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации; • формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений; • развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение предмета «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» в 10-11 классах отводится 68 часов (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тема 1. Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, авто-кредитование, потребительское кредитование. Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита Тема 2. Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес. Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение. Тема 3. Налоги Виды налогов. Какие налоги платит человек? Изменение налоговой системы в России. Как рассчитать НДФЛ. Транспортный налог. Как рассчитывать, от чего зависит. Налоговая декларация. Прямые и косвенные налоги. Тема 4. Страхование Виды страхования. Участники страхового рынка. Страхование физических лиц. Государственное пенсионное страхование. Виды страхования. Как выбрать страховую компанию. Тема 5. Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX. Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок Тема 6. Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг. Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды. Тема 7. Пенсии Пенсионная система. Изменение пенсионной системы в России. Государственная пенсионная система. Корпоративная пенсионная программа. Формирование частной пенсии. Инструменты формирования пенсии. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: – ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: – физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты 1. Регулятивные универсальные учебные действия: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты • Осваивать и применять знания о финансовой системе, национальной платежной системе Российской Федерации; государственном бюджете; инфляции и покупательной способности; факторах устойчивого развития экономики и других сфер жизнедеятельности; налогообложении, налогах и их видах, налоговых вычетах; финансовом капитале; особенностях регулирования финансового рынка в периоды кризисов; об основных формах труда; инвестировании и его механизмах; ценных бумагах; видах предпринимательской деятельности; видах капитала; участниках финансовых отношений; • характеризовать финансовые потребности личности, связанные с уплатой налогов, получением социальных льгот и пособий; наёмный труд и его особенности; современный рынок труда; трудовые ресурсы и рынок труда в Российской Федерации и возможности трудоустройства молодёжи; роль фондовых бирж в экономике; фондовый рынок; • устанавливать и объяснять взаимосвязи между сбережениями и инвестированием; способами и сферами инвестирования; прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной трудовой деятельности; • использовать полученные знания об ошибках начинающего инвестора; сберегательных сертификатах; ценных бумагах, в том числе акциях и облигациях; • искать и извлекать информацию о социальных льготах и пособиях; работе фондового рынка; защите персональных данных и финансовой информации при работе с цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов; • анализировать, обобщать, систематизировать об эмоциональном интеллекте; выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг; • приводить примеры управления личным временем и финансами; ценных бумаг и операций с ними, деятельности брокеров, дилеров, финансовых консультантов; мошенничества; • устанавливать и объяснять взаимосвязи между финансовым мошенничеством и потерями личных финансовых средств; сбережениями и инвестированием; деятельностью и видами страхования; способами и сферами инвестирования; прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной трудовой деятельности; • использовать полученные знания об ошибках начинающего предпринимателя; сберегательных сертификатах; • определять и аргументировать опасность навязывания финансовых услуг; • решать задачи по противодействию мошенничеству, основам финансового здоровья; • овладеть смысловым чтением сложных финансовых документов; • искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах; защите при работе с цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов; • оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте знаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых инструментов; • приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых услуг; проявлять критическое отношение к рекламе инвестиционных продуктов; • приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических групп. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни. 1.1 1.2 Управление личными финансами и выбор банка. Как сберечь накопления с помощью депозитов. 1 1 1.3 Проценты по вкладу: большие и маленькие. 1 1.4 Банки и золото: как сохранить 1 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/7klass/bankovskaia-i-nalogovaiasistemy-127377/bankovskaiasistema-uslugi-kommercheskikhbankov-127379 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/7klass/bankovskaia-i-nalogovaiasistemy-127377/kak-sberechdengi-s-pomoshchiu-depozitov127380 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/7klass/bankovskaia-i-nalogovaiasistemy-127377/dlia-chegonuzhny-finansovye-organizatcii127378 https://www.yaklass.ru/p/osnovy- сбережения в драгоценных металлах. 1.5 1.6 1.7 Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть. Как управлять деньгами с помощью банковской карты. Итого по разделу finansovoj-gramotnosti/10klass/bankovskaia-i-nalogovaiasistemy-127387/banki-i-zolotokak-sokhranit-sberezheniia-vdragotcennykh-metallakh-127388 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/10klass/kreditovanie-159222/kreditzachem-on-nuzhen-i-gde-egopoluchit-159223 1 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/10klass/kreditovanie159222/stavka-po-kreditu-159225 1 1 1 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/10klass/bankovskaia-i-nalogovaiasistemy-127387/sovremennyesposoby-upravleniia-operatciiamipo-bankovskim-kartam-204563 7 Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. 2.1 Что такое ценные бумаги и какими они бывают 1 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/10klass/fondovyi-rynok-valiutnyi- rynok-151252/chto-takoetcennye-bumagi-i-kakimi-onibyvaiut-151253 2.2 2.3 2.4 2.5 Граждане на рынке ценных бумаг Зачем нужны паевые инвестиционные фонды Что такое валютный рынок и как он устроен Финансовые риски и стратегии инвестирования https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/10klass/fondovyi-rynok-valiutnyirynok-151252/grazhdane-narynke-tcennykh-bumag-151256 1 1 1 1 1 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/10klass/fondovyi-rynok-valiutnyirynok-151252/zachem-nuzhnypaevye-investitcionnye-fondy-iobshchie-fondy-bankovskogo-_151258 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/10klass/fondovyi-rynok-valiutnyirynok-151252/chto-takoevaliutnyi-rynok-i-kak-on-ustroen151259 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/10klass/fondovyi-rynok-valiutnyirynok-151252/operatcii-navaliutnom-rynke-riski-i- vozmozhnosti-151260 Итого по разделу 5 Раздел 3. Налоги: почему их надо платить 3.1 3.2 3.3 3.4 Что такое налоги Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России Налоговая декларация: кто подаёт, что включает Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/10klass/bankovskaia-i-nalogovaiasistemy-127387/chto-takoenalogi-i-pochemu-ikh-nuzhnoplatit-127389 1 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/10klass/bankovskaia-i-nalogovaiasistemy-127387/kakie-nalogi-myplatim-127392 1 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/10klass/bankovskaia-i-nalogovaiasistemy-127387/nalogovaiadeklaratciia-kto-podaet-chtovkliuchaet-127390 1 1 1 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/10klass/bankovskaia-i-nalogovaiasistemy-127387/nalogovyevychety-ili-kak-vernut-nalogi-v- semeinyi-biudzhet-127391 Итого по разделу 4 Раздел 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду 4.1 4.2 4.3 Страховой рынок России: коротко о главном Страхование имущества: как защитить нажитое состояние Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/10klass/strakhovanie-160183/vidystrakhovaniia-160884 1 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/10klass/strakhovanie160183/imushchestvennoestrakhovanie-kak-zashchititnazhitoe-sostoianie-160885 1 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/10klass/strakhovanie160183/strakhovanieotvetstvennosti-160886 1 4.4 Если нанесён ущерб третьим лицам 1 4.5 Доверяй, но проверяй: несколько советов 1 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/10klass/strakhovanie160183/strakhovanieotvetstvennosti-160886 1 https://www.yaklass.ru/p/osnovy- по выбору страховщика finansovoj-gramotnosti/10klass/strakhovanie160183/strakhovanieotvetstvennosti-160886 Итого по разделу 5 Раздел 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять 5.1 5.2 5.3 Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать Пишем бизнес-план Расходы и доходы в собственном бизнесе 1 1 1 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/10klass/organizatciia-i-vedeniesobstvennogo-biznesa160893/sozdanie-sobstvennogobiznesa-osnovnye-etapysozdaniia-sobstvennogo-bizn_160894 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/8klass/organizatciia-i-vedeniesobstvennogo-biznesa6843708/sozdanie-biznes-planarazdely-biznes-plana-163967 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/11klass/organizatciia-i-vedeniesobstvennogo-biznesa6843719/raskhody-i-dokhody-v- sobstvennom-biznese-163992 5.4 5.5 Налогообложение малого и среднего бизнеса С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен Итого по разделу https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/11klass/organizatciia-i-vedeniesobstvennogo-biznesa6843719/nalogooblozheniepredpriiatii-160898 1 1 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/10klass/riski-i-finansovaiabezopasnost-159624/chto-takoefinansovye-riski-i-kakimi-onibyvaiut-159625 1 4 Раздел 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой 6.1 Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников 6.2 Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/11klass/riski-i-finansovaiabezopasnost-6843713/vidyfinansovykh-piramid-159209 1 2 1 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/11klass/riski-i-finansovaia- Интернет Итого по разделу bezopasnost-6843713/virtualnyelovushki-ili-kak-ne-poteriat-dengiv-seti-internet-159210 3 Раздел 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления 7.1 7.2 7.3 Как формируется пенсия Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд. https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/11klass/vozmozhnosti-pensionnogonakopleniia-160174/kakformiruetsia-pensiia-160176 1 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/11klass/vozmozhnosti-pensionnogonakopleniia-160174/kakrasporiaditsia-svoimipensionnymi-nakopleniiami160178 1 1 1 https://www.yaklass.ru/p/osnovyfinansovoj-gramotnosti/11klass/vozmozhnosti-pensionnogonakopleniia-160174/kak-vybratnegosudarstvennyi-pensionnyifond-160179 7.4 Занятие – презентация учебных достижений 2 Итого по разделу Общее количество часов по программе 7 34