МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ: на педагогическом совете директор МАОУ-СОШ № 25 Протокол № 1 от 30.08.2024 __________________О.А. Добычина Приказ № 220/1-О от 30.08.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Раскрываем секреты текста» для обучающихся 1-3 классов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Раскрываем секреты текста» (далее – программа) реализуется на уровне начального общего образованияс 1 по 3 класс. Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2021 года (ФГОС НОО)12, а также федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО)3. Содержание программы направлено на устранение трудностей овладения младшими школьниками осознанным чтением и на дальнейшее совершенствование их читательской грамотности. С 1 по 3 класс программа предусматривает работу по повышению мотивации, совершенствованию механизма чтения, повышению осознанности чтения, использованию приемов чтения при решении широкого спектра учебных и жизненных задач. При создании программы учитывались принципы дифференциации и индивидуализации, что позволяет оказывать адресную помощь каждому школьнику. Для оказания педагогической поддержки младшим школьникам, испытывающим трудности как с освоением механизма чтения, так и с осознанностью чтения, предусмотрена работа, обеспечивающая полноценную читательскую деятельность. При отборе содержания программы были учтены результаты многолетнего исследования лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», посвященного выявлению и определению путей преодоления трудностей младших школьников4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100). 2 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569; зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676). 3 Федеральная образовательная программа начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372; зарегистрирована Минюстом России 12.07.2023 № 74229). 4 Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов: методическое пособие для учителя начальной школы / Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – URL: https://edsoo.ru/profilaktika-i-korrekcziya-trudnostej/ 1 3 При разработке программы также были приняты во внимание целевые ориентиры, зафиксированные в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р1, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2016 г. № 637-р2. Поскольку читательская грамотность является одним из важнейших компонентов функциональной грамотности, при разработке программы было принято во внимание появление в ФГОС НОО 2021 г. такого общесистемного требования к реализации федеральной образовательной программы начального общего образования, как создание в образовательной организации условий, обеспечивающих возможность формирования функциональной грамотности обучающихся, которая рассматривается как «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию»34. Программа направлена на формирование читательской грамотности как одной из базовых составляющих функциональной грамотности и нацелена на развитие у младших школьников всех групп универсальных учебных действий. Наибольший развивающий эффект программы связан с совершенствованием такой подгруппы познавательных учебных действий, как «работа с информацией». Особое внимание в программе уделено развитию следующих действий, входящих в эту подгруппу: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201706070006?ysclid= lmrb8fhqwg999088293&index=2 2 Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. – URL: //https://docs.edu.gov.ru/document/216174b3a3e742ed4198233094d948ac/?ysclid=lmrbh7ml3e827734995 3 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100). 4 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569; зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676). 1 4 виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогом способа ее проверки; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Основные цели курса: преодоление имеющихся у младших школьников трудностей чтения; улучшение качества чтения, развитие основных читательских умений; повышение мотивации к читательской деятельности; развитие читательской активности, развитие познавательного интереса к решению учебных и жизненных задач средствами чтения; ознакомление с приемами работы с информацией, содержащейся в текстах разных видов; развитие учебных действий самоконтроля и самооценивания в процессе чтения и при выполнении заданий к тексту. При конструировании программы была учтена сложность и многогранность такого вида речевой деятельности, как чтение. Опираясь на утверждение Е.Л. Гончаровой о том, что «процесс читательского развития может быть описан как становление особой психологической функциональной системы, отвечающей за превращение содержания текста в содержание личного, смыслового, познавательного и творческого опыта читателя (слушателя)», стремясь к становлению у младших школьников чтения как деятельности, направленной на превращение закодированного в тексте авторского опыта в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Н. Лобок), нельзя было не учитывать и таких составляющих работы по формированию читательской грамотности, как: зрительное восприятие и распознавание письменного текста, воссоздание звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели (перекодирование графически зафиксированного текста в звучащую речь), осмысленное понимание письменного текста и извлечение из текста информации, необходимой для решения учебно-познавательной задачи и разрешения той или иной жизненной ситуации. При конструировании содержания программы 1 класса были приняты во внимание предпосылки овладения навыком чтения, поскольку трудности 5 овладения чтением в 1 классе в значительной степени обусловлены несформированностью у некоторых первоклассников психофизиологических основ чтения – тех процессов, без которых овладение чтением и дальнейшее его совершенствование невозможны. В педагогической литературе определены основные условия успешного овладения навыком чтения: развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза для полноценного зрительного восприятия текста; общая ориентация в звуковом составе языка, различение в словах звуков по их дифференциальным признакам; сформированность устной речи, фонетико-фонематической ее стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) для формирования ориентировочной части действия по воссозданию звуковой формы слова; высокий уровень лексико-грамматического анализа и синтеза для полноценного понимания прочитанного. Существует тесная связь трудностей формирования процесса чтения у младших школьников со сниженным уровнем развития устной речи, несформированностью ряда невербальных психических процессов (зрительно-пространственных представлений, слухо-моторных и оптико-моторных координаций), несформированностью процесса внимания, произвольности. В первом полугодии 1 класса формируются также такие умения, как выражение своих мыслей в коротком устном высказывании, восприятие текста на слух и передача содержания прослушанного текста. Освоение младшими школьниками программы предлагаемого курса будет способствовать развитию таких читательских умений, как поиск информации, выделение информации, нужной для решения учебной или жизненной задачи, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение содержащихся в тексте фрагментов информации и идей, их интерпретация; соотнесение информации разных видов (текстовой, графической и др.), использование полученной из разного вида текстов информации для установления несложных причинно-следственных связей, объяснения, обоснования утверждений, а также для принятия решений в учебных и жизненных ситуациях. При построении курса «Раскрываем секреты текста» выдержан принцип преемственности и перспективности. Для достижения заявленных целей при конструировании содержания курса «Раскрываем секреты текста» (1–3 классы) были выделены следующие 6 блоки: «Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст»; «Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации»; «Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте»; «Соединяем, анализируем, обобщаем»; «Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму»; «Проверяем себя: точно ли понят текст». В 1 классе дополнительно представлен блок «Слушаем текст, готовимся читать», а в 3 классе – блок «Учимся устанавливать достоверность информации текста». Выделение этих блоков позволяет развивать читательскую грамотность и предупреждать появление трудностей в процессе овладения осознанным чтением, устранять имеющиеся проблемы. Содержание вводного блока «Слушаем текст, готовимся читать», реализуемого в период обучения грамоте, связано не только с развитием восприятия текстов на слух, что, безусловно, важно для будущих читателей, но и с формированием тех умений, которые составляют основу чтения. В процессе прослушивания текста и дальнейшей работы с содержанием этого текста первоклассники закрепляют связи «звук – буква», механизм чтения слога, связь зрительного образа слова с его звучанием. Содержание блока «Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст» связано с развитием мотивации к чтению, преодолением психологических барьеров (в том числе предубеждением, что читать очень трудно/скучно/неинтересно) и с созданием ситуаций, разрешить которые можно только с помощью чтения. В процессе Программа курса «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (основное общее образование). – Москва, 2022. – URL: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ 1 7 работы с заданиями этого блока младшие школьники приобретают опыт решения учебных и жизненных задач с помощью текстов. Блок «Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации» в большей степени направлен на развитие группы умений извлекать из текста информацию, представленную в тексте в явном виде, воссоздавать зрительный образ того, о чем говорится в тексте. Для поддержания интереса к чтению и развитию творческих способностей детей используется прием создания книг. Включение младших школьников в продуктивную деятельность, направленную на создание творческого продукта в виде собственной книги, предполагает подбор иллюстраций к фрагментам текста, подбор фрагментов текста, соответствующих предложенной иллюстрации. Содержание блока «Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте» направлено на развитие читательского умения формулировать простые выводы. Развитие данного умения осуществляется с помощью такого приема, как заполнение небольших смысловых пропусков в тексте с учетом контекста на уровне абзаца. Блок «Соединяем, анализируем, обобщаем» включает содержание, которое направлено на активизацию речемыслительных способностей читателей, развитие читательских умений интегрировать отдельные значительные части текста в единое смысловое целое, интерпретировать содержание текста, выявлять основную идею, если она не выражена в явном виде. Блок «Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму» направлен на формирование умений оценивать содержание и форму текста, выявлять недостатки специально подобранных текстов и применять элементарные приемы редактирования текстов. Задания, которые предлагаются в этой части курса, носят пропедевтический характер, учитывают особенности восприятия текста обучающимися начальной школы. Блок «Проверяем себя: точно ли понят текст» предполагает развитие регулятивных универсальных учебных действий, умений проверять себя. Содержание этого блока предполагает выполнение проверочных работ в течение всего занятия с последующей самопроверкой и обсуждением в группе правильного выполнения заданий к тексту, выполнение мини-работ, занимающих по времени небольшую часть занятия. Кроме того, на каждом 8 занятии предлагаются различные приемы проверки правильности выполнения заданий к тексту. Вводимый в программу в 3 классе блок «Учимся устанавливать достоверность информации текста» направлен на отработку универсального учебного действия распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного способа ее проверки. Содержание блока позволяет развивать критическое мышление, усваивать критерии оценки достоверности, овладевать приемами проверки достоверности. Материалы блока (тексты и задания) спроектированы с учетом возрастных особенностей восприятия информации младшими школьниками. Формы проведения занятий направлены на включение ребят в активную познавательную и коммуникативную деятельность при работе с текстами и заданиями к ним. Такой подход предполагает использование таких организационных форм, которые дают возможность ученикам высказать свое мнение, принять участие в обсуждении, поэтому предпочтительны формы, совмещающие групповую, парную и индивидуальную работу на занятии. Некоторые занятия курса могут быть проведены в библиотеке школы, компьютерном классе (это позволит использовать компьютер при освоении чтения с экрана, оформлять результаты выполнения некоторых заданий, например при введении ответа на вопросы к тексту с помощью клавиатуры). Место курса в учебном плане. Занятия проводятся один раз в неделю. Общее количество часов – 101, из них: в 1 классе – 33 часа, во 2–3 классах – по 34 часа. 9 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РАСКРЫВАЕМ СЕКРЕТЫ ТЕКСТА» 1 КЛАСС Слушаем текст, готовимся читать Восприятие текста на слух. Слушание с визуализацией содержания (сюжетный рисунок). Слушание и отражение содержания текста с помощью последовательности сюжетных рисунков по ходу слушания текста и после его прослушивания (по памяти). Слушание текста и отражение его содержания с помощью предметных рисунков (последовательность рисунков отражает логику текста). Участие в коллективном обсуждении прослушанных и прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Ответы на вопросы по прослушанному тексту. Придумывание вопросов по содержанию воспринятого на слух текста. Разыгрывание диалогов из текста. Воспроизведение услышанного текста с опорой на серию сюжетных рисунков или последовательность предметных рисунков. Воспроизведение прослушанного текста с опорой на ключевые слова. Создание небольшого устного рассказа о книге, прослушанной в исполнении педагога или родителей. Игры, развивающие зрительную память и внимание. Игры, предполагающие чтение слогов и слов. Создание книжек-картинок с подписями из одного слова. Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации Иллюстрирование книг-малышек: 1) превращение черно-белой иллюстрации в цветную с опорой на содержание предложения под иллюстрацией: информационный поиск конкретных сведений, о которых сообщается в предложении; 2) дорисовывание незаконченных иллюстраций с опорой на содержание предложения под иллюстрацией: информационный поиск конкретных сведений, о которых сообщается в предложении. Изготовление книжек-малышек. Организация работы двумя разными способами: 1) изготовление книги на основе заготовки, в которой представлена 10 серия сюжетных картинок, отражающих содержание текста, и набор полосок с небольшими фрагментами текста, каждый из которых необходимо соотнести с картинкой; 2) изготовление книги на основе заготовки: на каждой странице написан небольшой фрагмент текста и оставлено место для иллюстрации, предложен набор отдельных рисунков-иллюстраций к каждому фрагменту текста, необходимо верно соотнести текст и иллюстрации. Приемы коллективного создания книги: соотнесение подписей (слов) и предметных рисунков; соотнесение подписей (предложений) и сюжетных рисунков; составление из набора слов предложений для подписей под сюжетными рисунками. Определение времени и места происходящих событий, на которые есть прямое указание в тексте, размещение текста в нужном разделе книг, создаваемых своими руками: «Рассказы о разных временах года», «В лесу, в горах, в море». Игровое задание «Ищем ошибки художников». Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте Поиск в тексте нужного предложения и выписывание из него определенного фрагмента. Поиск в тексте примеров, подтверждающих утверждение. Установление несложных причинно-следственных связей на основании информации, содержащейся не более чем в одном абзаце текста. Поиск примеров действий героя, которые соответствуют определенной характеристике. Соединяем, анализируем, обобщаем Установление связи фрагментов разных частей текста для определения причины произошедших событий. Определение последовательности событий, о которых рассказано в тексте, отражение последовательности событий с помощью ключевых слов. Выявление причины произошедших в тексте событий, совершенных героями текста поступков. Использование информации из текста для объяснения предложенной в задании ситуации. 11 Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму Поиск в тексте фактических ошибок и их исправление. Поиск в тексте случаев нарушения речевого этикета и их исправление. Проверяем себя: точно ли понят текст Сравнение собственных ответов на вопросы к тексту с предложенными эталонными ответами. Выявление расхождений. Обращение к фрагменту текста, в котором содержится информация, необходимая для выполнения задания. Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст Работа над мотивацией к чтению, в том числе через восприятие на слух и собственное чтение художественных текстов, в которых герои находят выход из сложившейся проблемной ситуации именно благодаря умению читать. Моделирование ситуации, когда именно умение читать помогает обучающимся выполнить задание. 2 КЛАСС Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации Выбор из предложенных иллюстраций тех, которые точно соответствуют тексту: опора на детали, описание которых есть в тексте. Иллюстрирование фрагментов текста: поиск конкретных сведений, которых сообщаются в тексте. Поиск в художественном тексте описания внешности героя, поиск в научно-популярном тексте описания объекта. Подбор иллюстраций или самостоятельное иллюстрирование. Оформление иллюстрированной мини-энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Выделение в тексте слов, важных для подбора/создания иллюстраций с опорой на текст. Создание проекта «Книга о словах»: художественное оформление страницы книги, посвященной выбранному слову. 12 Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте Поиск в тексте объяснения значения не часто употребляемых в речи слов. Соотнесение многозначного слова и значения, в котором это слово использовано в тексте. Поиск в тексте фразеологического оборота, определение значения фразеологического оборота с опорой на текст. Формулирование простых выводов на основе информации, полученной из текста. Ответы на вопросы по содержанию текста, требующие простого вывода, несложного умозаключения. Заполнение пропусков в тексте с опорой на информацию, содержащуюся в абзаце. Соединяем, анализируем, обобщаем Осмысление последовательности событий, о которых говорится в тексте. Заполнение пропусков в вопросном плане текста с четкой логикосмысловой структурой. Заполнение пропусков в номинативном плане текста с четкой логикосмысловой структурой. Выявление черт характера героя произведения. Сравнение по предложенным критериям двух героев одного и того же текста. Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму Поиск в тексте примеров использования слов в прямом и переносном значении. Выявление в тексте средств художественной выразительности (сравнение, эпитет). Объяснение уместности их употребления. Поиск в тексте средств изображения героев и выражения их чувств. Поиск в тексте фактических ошибок. Поиск в тексте ошибок в построении словосочетаний и предложений (в рамках изученного) и их исправление. Проверяем себя: точно ли понят текст Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами, в том числе сопоставление собственных развернутых ответов с предложенными вариантами ответов. Выявление расхождений, установление причины расхождения. 13 Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст Ориентация в содержании книги по оглавлению, аннотации, предисловию, условным обозначениям. Обсуждение прослушанных и прочитанных текстов с соблюдением правил речевого этикета. Создание небольшого устного рассказа о прочитанной книге. Использование предлагаемой дополнительной справочной литературы для получения информации в соответствии с учебной задачей. Моделирование ситуации, когда именно умение читать помогает обучающимся найти выход из проблемной жизненной ситуации. 3 КЛАСС Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации Приемы создания словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной статьей в толковом словаре, запись объяснения значения слова на странице книги; подбор предложений с этим словом. Поиск в тексте описания местности (пейзажа), выбор иллюстраций из предложенных или самостоятельное иллюстрирование. Поиск в тексте описания интерьера, выбор иллюстраций из предложенных или самостоятельное иллюстрирование. Поиск в тексте описания героя. Поиск несовпадения словесного описания и предложенного изобразительного портрета. Создание книг с вопросами к тексту и ответами на них. Подтверждение фрагментом текста ответа на вопрос. Игра «Есть или нет» − формулирование вывода о том, есть или нет в тексте указанная информация. Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте Установление связи 2–3 фактов, на которые есть указание в определенной части текста. 14 Формулирование на основе двух фактов, приведенных в тексте, простых выводов (на основе прочитанного/прослушанного текста). Соединяем, анализируем, обобщаем Установление взаимосвязи между событиями, эпизодами художественного текста. Выявление взаимосвязи фактов, содержащихся в разных частях текста, для установления не названной в тексте причины случившегося. Установление взаимосвязи между поступками, мыслями, чувствами героев текста. Самостоятельный выбор основания для сопоставления событий, о которых идет речь в тексте. Самостоятельный выбор основания для сопоставления героев текста, их поступков (например, по аналогии или по контрасту). Определение последовательности событий в тексте. Установление взаимосвязи разных событий информационного текста: определение причины и следствия. Деление текста на смысловые части. Отражение каждой смысловой части в плане. Письменное выборочное изложение содержания прочитанного или воспринятого на слух текста. Создание коротких устных и письменных высказываний на основе прочитанного/прослушанного художественного и/или информационного текста. Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму Поиск в тексте средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение). Поиск в тексте ошибок, связанных с выражением мысли (смысловые, логические, фактические, этико-речевые)1. Подбор вариантов корректировки текста. Поиск в тексте ошибок, связанных с речевым оформлением текста (речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные). Обучающиеся не должны квалифицировать тип ошибки, необходимо установить место в тексте, где ошибка допущена, и объяснить суть ошибки своими словами. 1 15 Учимся устанавливать достоверность информации текста Сопоставление двух точек зрения, представленных в одном тексте. Сопоставление двух точек зрения, представленных в разных текстах. Сопоставление информации фрагмента справочного текста и заметок путешественников. Использование приема проверки достоверности информации текста на основе информации словарной статьи и/или энциклопедии, учебника. Использование справочной литературы, необходимой для уточнения информации художественного текста. Проверяем себя: точно ли понят текст Сопоставление Понимание собственных критериев ответов оценивания с предложенными развернутых ответов. ответами. Выявление расхождений, установление причины расхождения ответа и эталона. Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст Работа над мотивацией к чтению. Создание по заданному образцу устного и письменного краткого отзыва о прочитанном произведении. Моделирование ситуаций, в которых именно умение читать помогает обучающимся справиться с проблемой. 16 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «РАСКРЫВАЕМ СЕКРЕТЫ ТЕКСТА» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Гражданско-патриотическое воспитание: осознание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к изучению истории и культуры Российской Федерации. Духовно-нравственное воспитание: освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, любви, доброжелательности; осознание этических понятий, оценка поведения и поступков героев художественных произведений. Эстетическое воспитание: проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать свое отношение в разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического опыта чтения художественной литературы. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества. Экологическое воспитание: бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отраженных в текстах. Ценности научного познания: развитие собственных познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании. 17 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии при чтении текстов; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах при чтении текстов; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы при чтении текстов. Базовые исследовательские действия: проводить по предложенному плану несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования). Работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. 18 Коммуникативные универсальные учебные действия: Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции при обсуждении прочитанных текстов; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Регулятивные универсальные учебные действия: Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. 19 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу изучения курса в 1 классе обучающийсянаучится: подтверждать ответ примерами из текста; создавать высказывания по содержанию воспринятого на слух текста; воспроизводить прослушанный текст с опорой на серию сюжетных рисунков или последовательность предметных рисунков; воспроизводить услышанный текст с опорой на ключевые слова; выявлять в прослушанном или прочитанном тексте слова, значение которых неизвестно или требует уточнения; устанавливать несложные причинно-следственные связи на основании информации, содержащейся не более чем в одном абзаце текста; устанавливать связи фрагментов разных частей текста для определения причины события; фиксировать последовательность событий текста с помощью ключевых слов, нумерации основных событий текста; использовать информацию из текста для объяснения предложенной ситуации. К концу изучения курса во 2 классе обучающийся научится: находить конкретные сведения, которые сообщаются в тексте, для выбора иллюстрации или самостоятельного иллюстрирования фрагментов текста; формулировать устно и письменно простые выводы на основе полученной из текста информации; обращаться к словарю для уточнения значения слова; находить в тексте описание героя; определять последовательность событий прочитанного текста; составлять вопросный план текста, в котором выделены смысловые части (текст разделен на абзацы); составлять номинативный план текста, в котором выделены смысловые части (текст разделен на абзацы); понимать фактическое содержание текста, его смысл; 20 устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками; сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям; создавать высказывание на заданную тему по содержанию текста (не менее 3 предложений); находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении; находить в тексте явные фактические и грамматические ошибки и исправлять их (в рамках изученного); находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. К концу изучения курса в 3 классе обучающийсянаучится: формулировать устно и письменно простые выводы прочитанного/прослушанного текста; находить в тексте описание пейзажа, интерьера; подтверждать ответ примерами из текста; на основе обнаруживать несовпадения словесного и изобразительного портрета героя; устно и письменно выборочно прочитанного/прослушанного текста; пересказывать содержание устанавливать взаимосвязь между событиями текста; сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям; создавать устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 4 предложений) создавать устно и письменно краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному образцу; находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); использовать словарную статью для проверки достоверности информации текста. 21 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем учебного предмета Количество часов Программное содержание Характеристика деятельности обучающихся Блок 1. Слушаем текст, готовимся читать 1.1 Слушаем текст, выкладываем последовательность картинок 4 Восприятие текста на слух. Слушание с визуализацией содержания (сюжетный Воспринимают текст на слух. Слушают текст и визуализируют его содержание. рисунок). Слушание и отражение содержания текста с помощью последовательности сюжетных рисунков по ходу слушания текста и после его прослушивания (по памяти). Слушание текста и отражение Слушают текст и одновременно отражают его содержание с помощью последовательности сюжетных рисунков. Слушают текст и по памяти отражают его содержание с помощью последовательности сюжетных рисунков после его восприятия на слух. Слушают текст и отражают содержание его содержания с помощью предметных рисунков (последовательность рисунков текста с помощью рисунков предметов (последовательность рисунков отражает логику текста). 22 1.2 1.3 Разыгрываем диалоги Рассказываем об услышанном 2 2 отражает логику текста). Участие в коллективном обсуждении прослушанных и прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Ответы на вопросы по прослушанному тексту. Создание книжек-картинок с подписями из одного слова Участвуют в коллективном обсуждении прочитанных учителем текстов. Отвечают на вопросы по прослушанному тексту. Разыгрывание диалогов из текста. Игры, развивающие зрительную память и внимание. Игры, предполагающие чтение слогов и слов Воспринимают текст на слух, определяют наличие в нем диалога. Воспроизводят диалоги текста в форме Придумывание вопросов по содержанию воспринятого на слух текста. Воспроизведение услышанного Придумывают вопросы по содержанию воспринятого на слух текста. текста с опорой на серию или последовательность рисунков Совместная работа: создают книжкикартинки с подписями из одного слова. Участвуют в играх, развивающих зрительную память и внимание. Участвуют в играх, предполагающих чтение слогов и слов инсценирования, сохраняя основной смысл реплик Воспроизводят услышанный текст с опорой на серию сюжетных рисунков 23 сюжетных рисунков или последовательность предметных рисунков. Воспроизведение прослушанного текста с опорой на ключевые слова. Создание небольшого устного рассказа о книге, прослушанной в исполнении педагога или родителей Итого по блоку предметов. Воспроизводят услышанный текст с опорой на ключевые слова. Создают небольшой устный рассказ о книге, которую прослушали в исполнении педагога или родителей 8 Блок 2. Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации 2.1 Иллюстрируем книжку-малышку 3 Иллюстрирование книгмалышек: 1) превращение черно-белой иллюстрации в цветную с опорой на содержание предложения под иллюстрацией: информационный поиск конкретных сведений, о которых Преобразовывают черно-белые иллюстрации в цветные с опорой на содержание предложения под иллюстрацией: осуществляют информационный поиск конкретных сведений, о которых сообщается в предложении. Дорисовывают незаконченные 24 сообщается в предложении; 2) дорисовывание незаконченных иллюстраций с опорой на содержание иллюстрации с опорой на содержание предложения под иллюстрацией: осуществляют информационный поиск конкретных сведений, о которых предложения под иллюстрацией: сообщается в предложении информационный поиск конкретных сведений, о которых сообщается в предложении 2.2 Создаем книжкималышки 2 Изготовление книжек-малышек. Организация работы двумя разными способами: 1) изготовление книги на основе заготовки, в которой представлена серия сюжетных картинок, отражающая содержание текста, и набор полосок с небольшими фрагментами текста, каждую полоску нужно соотнести с картинкой; 2) изготовление книги на основе заготовки: на каждой Создают книжки-малышки на основе заготовки, в которой представлена серия сюжетных рисунков, отражающая содержание рассказа, и набор полосок с небольшими фрагментами текста: соотносят каждую полоску с рисунком. Создают книжки-малышки на основе заготовки, в которой на каждой странице написан небольшой фрагмент текста и оставлено место для иллюстрации, предложен набор отдельных рисунковиллюстраций к каждому фрагменту текста: находят место каждой иллюстрации. 25 странице написан небольшой фрагмент текста и оставлено место для иллюстрации, предложен набор отдельных рисунков-иллюстраций к каждому фрагменту текста, необходимо верно соотнести текст и иллюстрации 2.3 Создаем книги «Рассказы о разных временах года», «В лесу, в горах, в море» 2 Приемы коллективного создания книги: соотнесение подписей (слов) и предметных рисунков; соотнесение подписей (предложений) и сюжетных рисунков; составление из набора слов предложений для подписей под сюжетными рисунками. Определение времени и места происходящих событий, на которые есть прямое указание в тексте, размещение текста в нужном разделе книг, создаваемых своими руками: Создают коллективную книгу: соотносят подписи (слова) и рисунки; соотносят подписи (предложения) и сюжетные рисунки; восстанавливают из набора слов предложения для подписи под сюжетными рисунками Определяют время и место действия, на которые есть прямое указание в тексте. Размещают текст в нужном разделе книг, создаваемых своими руками: «Рассказы о разных временах года», «В лесу, в горах, в море». Участвуют в игровом задании «Ищем ошибки художников» 26 «Рассказы о разных временах года», «В лесу, в горах, в море». Игровое задание «Ищем ошибки художников» Итого по блоку 7 Блок 3. Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте 3.1 Читаем и делаем выводы 2 Поиск в тексте нужного предложения и выписывание из него определенного фрагмента. Поиск в тексте примеров, подтверждающих утверждение Осуществляют поиск в тексте нужного предложения и выписывают из него определенный фрагмент. Осуществляют поиск в тексте примеров, подтверждающих утверждение 3.2 Читаем и ищем в тексте примеры 2 Установление несложных причинно-следственных связей на основании информации, содержащейся не более чем в одном абзаце текста. Поиск примеров действий героя, которые соответствуют определенной характеристике Устанавливают несложные причинноследственные связи на основании информации, содержащейся не более чем в одном абзаце текста. Осуществляют поиск примеров действий героя, которые соответствуют определенной характеристике Итого по блоку 4 27 Блок 4. Соединяем, анализируем, обобщаем 4.1 Читаем 2 Установление связи фрагментов Устанавливают связи фрагментов разных и определяем разных частей текста частей текста для определения причины причину событий для определения причины произошедших событий. произошедших событий. Определяют последовательность Определение событий, о которых рассказано в тексте, последовательности событий, передают последовательность событий о которых рассказано в тексте, с помощью ключевых слов, с помощью отражение последовательности нумерации основных событий текста. событий с помощью ключевых Выявляют причины произошедших слов. событий, совершенных героями текста Выявление причины поступков произошедших в тексте событий, совершенных героями текста поступков 4.2 Читаем и объясняем 1 ситуацию Использование информации Используют информацию из текста из текста для объяснения для объяснения предложенной в задании предложенной в задании ситуации ситуации Итого по блоку 3 28 Блок 5. Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму 5.1 Ищем фактические ошибки 2 Поиск в тексте фактических ошибок и их исправление Осуществляют поиск в тексте фактических ошибок. Предлагают варианты их исправления 5.2 Ищем в тексте примеры нарушения речевого этикета 2 Поиск в тексте случаев нарушения речевого этикета и их исправление Осуществляют поиск в тексте случаев нарушения речевого этикета. Предлагают варианты их исправления Итого по блоку 4 Блок 6. Проверяем себя: точно ли понят текст 6.1 Выполняем задания к тексту. Учимся проверять себя 2 Сравнение собственных ответов на вопросы к тексту с предложенными эталонными ответами. Обращение к фрагменту текста, в котором содержится информация, необходимая для выполнения задания Сравнивают собственные ответы на вопросы к тексту с предложенными эталонными ответами. Обращаются к фрагменту текста, в котором содержится информация, необходимая для выполнения задания 6.2 Выполняем задания к тексту. Проверяем себя 1 Выявление расхождений. Обращение к фрагменту текста, в котором содержится Самостоятельно выявляют расхождения между собственным ответом и эталонным ответом 29 информация, необходимая для выполнения задания Итого по блоку 3 Блок 7. Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст 7.1 Ищем с помощью текста решение проблемы 2 Итого по блоку 2 Резерв 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 Работа над мотивацией к чтению, в том числе через восприятие на слух и собственное чтение художественных текстов, в которых герои находят выход из сложившейся проблемной ситуации именно благодаря умению читать. Моделирование ситуации, когда именно умение читать помогает обучающимся выполнить задание Обсуждают в группах содержание текстов, в которых герои находят выход из сложившейся проблемной ситуации благодаря умению читать. Осуществляют поиск выхода из проблемной ситуации с помощью информации текста 30 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем учебного предмета Количество часов Программное содержание Характеристика деятельности обучающихся Блок 1. Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации 1.1 Иллюстрируем книги 3 Выбор из предложенных иллюстраций тех, которые точно соответствуют тексту: опора на детали, описание которых есть в тексте. Иллюстрирование фрагментов текста: поиск конкретных сведений, которых сообщаются в тексте. Поиск в художественном тексте описания внешности героя, поиск в научно-популярном тексте описания объекта. Подбор иллюстраций или самостоятельное иллюстрирование Выбирают из предложенных иллюстраций те, которые точно соответствуют тексту, опираясь на детали, описание которых есть в тексте. Иллюстрируют фрагменты текста: осуществляют поиск конкретных сведений, которые сообщаются в тексте. Осуществляют поиск описания внешности героя в художественном тексте. Подбирают иллюстрации или самостоятельно иллюстрируют прослушанный или прочитанный текст. Осуществляют поиск в научнопопулярном тексте описание объекта. 31 Подбирают иллюстрации или самостоятельно иллюстрируют прослушанный или прочитанный текст 1.2 Создаем иллюстрированную мини-энциклопедию «Что такое? Кто такой?» 2 Оформление иллюстрированной мини-энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Выделение в тексте слов, важных для подбора/создания иллюстраций с опорой на текст Осуществляют поиск в тексте слов, которые важны для подбора/создания иллюстраций. Создают иллюстрацию к статье миниэнциклопедии с опорой на текст. Оформляют статью для иллюстрированной миниэнциклопедии «Что такое? Кто такой?» 1.3 Работаем над проектом «Книга о словах» 3 Создание проекта «Книга о словах»: художественное оформление страницы книги, посвященной выбранному слову Осуществляют поиск информации о слове на основе чтения словарной статьи. Подбирают примеры предложений, в которых употреблено выбранное для проекта слово, из учебников и книг для внеклассного чтения. Художественно оформляют страницу книги, посвященную выбранному слову. 32 Готовят презентацию оформленной страницы. Принимают участие в оформлении общей книги «Книга о словах» как результата коллективного проекта Итого по блоку 8 Блок 2. Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте 2.1 Делаем выводы о значении слова в тексте 2 Поиск в тексте объяснения значения не часто употребляемых в речи слов. Соотнесение многозначного слова и значения, в котором это слово использовано в тексте. Поиск в тексте фразеологического оборота, определение значения фразеологического оборота с опорой на текст Осуществляют поиск в тексте объяснения значения не часто употребляемых в речи слов. Соотносят многозначное слово и значение, в котором это слово использовано в тексте. Осуществляют поиск в тексте фразеологического оборота, определяют значение фразеологического оборота с опорой на текст 2.2 Читаем и делаем выводы 2 Формулирование простых выводов на основе информации, полученной из текста. Формулируют простые выводы на основе информации текста. Дают ответы на вопросы по содержанию текста, требующие 33 Ответы на вопросы по содержанию текста, требующие простого вывода, несложного умозаключения. Заполнение пропусков в тексте с опорой на информацию, содержащуюся в абзаце Итого по блоку простого вывода, несложного умозаключения. Заполняют пропуски в тексте с опорой на информацию, содержащуюся в абзаце 4 Блок 3. Соединяем, анализируем, обобщаем 3.1 Определяем последовательность событий, составляем план текста 2 Осмысление последовательности событий, о которых говорится в тексте. Заполнение пропусков в вопросном плане текста с четкой логико-смысловой структурой. Заполнение пропусков Определяют последовательность событий, о которых говорится в тексте. Заполняют пропуски в вопросном плане текста с четкой логико-смысловой структурой. Формулируют пункты плана. Заполняют пропуски в номинативном в номинативном плане текста с четкой логико-смысловой структурой плане текста с четкой логико-смысловой структурой. Формулируют пункты плана 34 3.2 Читаем и сравниваем 2 Выявление черт характера героя Выявляют черты характера героя произведения. произведения. Сравнение по предложенным Сравнивают по предложенным критериям двух героев одного и того же текста Итого по блоку критериям героев одного и того же рассказа 4 Блок 4. Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму 4.1 Ищем в тексте сравнения и эпитеты 2 Поиск в тексте примеров Осуществляют поиск в тексте примеров использования слов в прямом и переносном значении. Выявление в тексте средств художественной выразительности (сравнение, эпитет). Объяснение уместности их употребления. использования слов в прямом Поиск в тексте средств изображения героев и выражения их чувств 4.2 Ищем фактические ошибки 2 Поиск в тексте фактических ошибок и переносном значении. Опознают в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет). Объясняют уместность их употребления (в рамках изученного). Осуществляют поиск в тексте средств изображения героев и выражения их чувств Осуществляют поиск в тексте фактических ошибок. Предлагают варианты их исправления 35 4.3 Ищем в тексте грамматические ошибки Итого по блоку 2 Поиск в тексте ошибок в построении словосочетаний и предложений (в рамках изученного) и их исправление Осуществляют поиск в тексте ошибок в построении словосочетаний и предложений. Предлагают варианты их исправления (в рамках изученного) 6 Блок 5. Проверяем себя: точно ли понят текст 5.1 5.2 Выполняем задания к тексту. Учимся проверять себя Выполняем задания к тексту. Проверяем себя 3 3 Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами, в том числе сопоставление собственных развернутых ответов Сравнивают собственные ответы на вопросы к тексту с предложенными эталонными ответами, в том числе сопоставляют собственные развернутые ответы с предложенными вариантами. с предложенными вариантами ответов. Выявление расхождений, установление причины расхождения Выявляют расхождения, устанавливают причины расхождения (в ходе совместного обсуждения). Обращаются к фрагменту текста, в котором содержится информация, необходимая для выполнения задания Выявление расхождений, собственных развернутых ответов с предложенными вариантами ответов, Выполняют проверочную работу. Осуществляют проверку. Самостоятельно выявляют расхождения между собственным ответом и эталонным 36 установление причины расхождений Итого по блоку ответом на вопросы 6 Блок 6. Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст 6.1 Ищем с помощью Обсуждение прослушанных Обсуждают в группах содержание текста решение и прочитанных текстов текстов, в которых герои проблемы с соблюдением правил речевого находят выход из сложившейся 2 этикета. проблемной ситуации благодаря Использование предлагаемой умению читать. дополнительной справочной Осуществляют поиск выхода литературы для получения из проблемной ситуации информации в соответствии с помощью информации текста. с учебной задачей. Используют предлагаемую Моделирование ситуации, когда дополнительную справочную именно умение читать помогает литературу для получения обучающимся найти выход информации в соответствии из проблемной жизненной с учебной задачей ситуации 6.2 Рассказываем о прочитанном 2 Ориентация в содержании Ориентируются в содержании книги по оглавлению, книги по оглавлению, аннотации, 37 аннотации, предисловию, предисловию, условным условным обозначениям. обозначениям. Создание небольшого устного Участвуют в обсуждении прослушанных рассказа о прочитанной книге и прочитанных текстов с соблюдением правил речевого этикета. Составляют небольшой устный рассказ о прочитанной книге Итого по блоку 4 Резерв 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 38 3 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем учебного предмета Количество часов Программное содержание Характеристика деятельности обучающихся Блок 1. Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации 1.1 Создаем словарь «Слова, которые мы раньше не знали» 2 Приемы создания словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной статьей в толковом словаре, запись объяснения значения слова на странице книги; подбор предложений с этим словом Используют приемы создания словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: – выявляют слова, значение которых требует уточнения; – читают словарную статью в толковом словаре и изучают особенности ее содержания и структуры, записывают объяснение лексического значения слова на странице книги; – подбирают примеры предложений, в которых употребляется это слово. Индивидуальная работа: подбирают 3–4 слова для создаваемого словаря, оформляют подготовленный материал 39 1.2 Создаем иллюстрированную книгу 3 Поиск в тексте описания местности (пейзажа), выбор иллюстраций из предложенных или самостоятельное иллюстрирование. Поиск в тексте описания интерьера, выбор иллюстраций из предложенных или самостоятельное иллюстрирование. Поиск в тексте описания героя. Поиск несовпадения словесного описания и предложенного изобразительного портрета. Создание книг с вопросами к тексту и ответами на них. Подтверждение фрагментом текста ответа на вопрос Осуществляют поиск в тексте описания местности (пейзажа), подбирают иллюстрации или самостоятельно иллюстрируют фрагменты текста, содержащие описания местности. Осуществляют поиск в тексте описания интерьера, подбирают иллюстрации или самостоятельно иллюстрируют фрагменты текста, содержащие описания интерьера. Осуществляют поиск в тексте портрета героя. Находят несовпадения словесного и изобразительного портрета (на основе предложенных иллюстраций). Создают страницу книги с вопросами к тексту и ответами на них. Подтверждают ответ на вопрос фрагментом текста 1.3 Игра «Есть или нет»: поиск информации в тексте 1 Игра «Есть или нет» − формулирование вывода о том, есть или нет в тексте указанная информация Участвуют в игре «Есть или нет». Определяют, есть или нет в тексте указанная информация Итого по блоку 6 40 Блок 2. Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте 2.1 Читаем и делаем выводы 2 Установление связи 2–3 фактов, Устанавливают связи между 2–3 фактами, на которые есть указание в определенной на которые есть указание части текста. в определенной части текста. Формулирование на основе двух Формулируют на основе двух фактов, фактов, приведенных в тексте, приведенных в тексте, простые выводы простых выводов (на основе (на основе прочитанного/прослушанного текста) прочитанного/прослушанного текста) Итого по блоку 2 Блок 3. Соединяем, анализируем, обобщаем 3.1 Определяем последовательность событий, составляем план текста 2 Определение последовательности событий в тексте. Деление текста на смысловые части. Отражение каждой смысловой части в плане. Письменное выборочное изложение содержания прочитанного или воспринятого на слух текста. Определяют последовательность событий в прочитанном тексте. Выделяют в тексте смысловые части. Отражают каждую смысловую часть в плане. Письменно передают содержание одной смысловой части текста, прочитанного или воспринятого на слух. Передают содержание нескольких смысловых частей текста при создании 41 Создание коротких устных и письменных высказываний на основе прочитанного/ прослушанного художественного и/или информационного текста 3.2 Читаем и устанавливаем взаимосвязь 3 устных высказываний на основе прочитанного/прослушанного художественного и/или информационного текста Установление взаимосвязи Устанавливают взаимосвязь между между событиями, эпизодами событиями, эпизодами художественного художественного текста. Выявление взаимосвязи фактов, содержащихся в разных частях текста, для установления не названной в тексте причины случившегося. Установление взаимосвязи между поступками, мыслями, чувствами героев текста. Самостоятельный выбор основания для сопоставления событий, о которых идет речь в тексте. текста. Выявляют взаимосвязь фактов, содержащихся в разных частях текста, для установления не названной в тексте причины случившегося. Устанавливают взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев текста. Самостоятельно выбирают основания для сопоставления событий, о которых идет речь в тексте. Самостоятельно выбирают основания для сопоставления героев текста, 42 Самостоятельный выбор основания для сопоставления героев текста, их поступков (например, по аналогии или по контрасту). Установление взаимосвязи разных событий информационного текста: определение причины их поступков (например, по аналогии или по контрасту). Устанавливают взаимосвязь разных событий информационного текста: определяют причины и следствия и следствия Итого по блоку 5 Блок 4. Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму 1 4.1 Ищем в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения 1 Поиск в тексте средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение) Опознают в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение) 4.2 Ищем ошибки в тексте 3 Поиск в тексте ошибок, связанных с выражением мысли (смысловые, логические, фактические, этико-речевые)1. Устанавливают место в тексте, где допущена ошибка, связанная с выражением мысли (смысловая, логическая, фактическая, этико-речевая). Обучающиеся не должны квалифицировать тип ошибки, необходимо установить место в тексте, где ошибка допущена, и объяснить суть ошибки своими словами. 43 Подбор вариантов корректировки текста. Поиск в тексте ошибок, связанных с речевым оформлением текста (речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные) Итого по блоку Объясняют суть ошибки своими словами (в рамках изученного). Подбирают варианты корректировки текста. Устанавливают место в тексте, где допущена ошибка, связанная с речевым оформлением текста (речевая, грамматическая, орфографическая, пунктуационная). Объясняют суть ошибки своими словами (в рамках изученного). Подбирают варианты корректировки текста 4 Блок 5. Учимся устанавливать достоверность информации текста 5.1 Сопоставляем информацию разных текстов 3 Сопоставление двух точек зрения, представленных в одном тексте. Сопоставление двух точек зрения, представленных в разных текстах. Сопоставление информации Сопоставляют две точки зрения, представленные в одном тексте. Сопоставляют две точки зрения, представленные в разных текстах. Сопоставляют информацию фрагмента справочного текста и заметки путешественников 44 фрагмента справочного текста и заметок путешественников 5.2 Используем прием проверки достоверности информации 2 Использование приема проверки достоверности информации текста на основе информации словарной статьи и/или энциклопедии, учебника. Использование справочной литературы, необходимой для уточнения информации художественного текста Итого по блоку Используют прием проверки достоверности информации текста на основе информации словарной статьи и/или энциклопедии, учебника. Используют справочную литературу, необходимую для уточнения слов героя художественного текста 5 Блок 6. Проверяем себя: точно ли понят текст 6.1 Выполняем задания к тексту. Учимся проверять себя 3 Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами. Понимание критериев оценивания развернутых ответов Сравнивают собственные ответы на вопросы к тексту с предложенными эталонными ответами, в том числе сопоставляют собственные развернутые ответы с предложенными вариантами. Применяют предложенные критерии оценивания развернутых ответов. 45 Выявляют расхождения, устанавливают причины расхождения (в ходе совместного обсуждения). Обращаются к фрагменту текста, в котором содержится информация, необходимая для выполнения задания 6.2 Выполняем задания к тексту. Проверяем себя Итого по блоку 3 Выявление расхождений, Выполняют проверочную работу. установление причины Осуществляют проверку. расхождения ответа и эталона Самостоятельно выявляют расхождения между собственным ответом и эталонным ответом на вопросы 6 Блок 7. Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст 7.1 Ищем с помощью текста решение проблемы 2 Моделирование ситуаций, Обсуждают в группах содержание в которых именно умение читать текстов, в которых герои помогает обучающимся находят выход из сложившейся справиться с проблемой проблемной ситуации благодаря умению читать. Осуществляют поиск выхода из проблемной ситуации с помощью информации, полученной из текста 46 7.2 Обсуждаем прочитанное 2 Работа над мотивацией Участвуют в обсуждении прослушанных к чтению. и прочитанных текстов с соблюдением Создание по заданному образцу правил речевого этикета. устного и письменного краткого Создают по заданному образцу устный отзыва о прочитанном произведении Итого по блоку 4 Резерв 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 и письменный краткий отзыв о прочитанном произведении 47 48