МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ: на педагогическом совете директор МАОУ-СОШ № 25 Протокол № 1 от 30.08.2024 __________________О.А. Добычина Приказ № 220/1-О от 30.08.2024 Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный проект» для обучающихся 10 классов Пояснительная записка В связи с изменениями, происходящими в сфере образования, проектноисследовательская деятельность становится одним из важных компонентов реализации новых образовательных стандартов, направленная на формирование и развитие ключевых компетенций. Основы по ведению учеником исследовательской работы позволит будущим выпускникам стать успешными и активными членами нашего общества. Подростковый возраст – один из важнейших периодов в процессе становления личности. В это время формируются жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей. Позиция подростка окрашена интересами завтрашнего дня, стремлением войти в мир, проверить свои силы, утвердиться в обществе взрослых, найти общественно значимые дела. Все это требует организации деятельности для развития социальной активности школьников. Проектирование – это такой вид деятельности, который связан с придумыванием нового способа решения какой-либо социальной проблемы, связанной с местным сообществом людей. Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению. Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь – максимальное приближение школьного образования к их жизни, к их потребностям и интересам. Ученик – это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В том числе в проектной деятельности. Метод проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем: – обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знания, осуществлять ее целенаправленный поиск; – у школьников отсутствует интерес, мотив к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний. Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации. Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Следовательно, школа должна создавать условия для самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности. Цель данного курса: • формирование проектных умений учащихся как одного из условий развития их индивидуальности; • привлечение внимания школьников к актуальным проблемам школьного и городского сообщества; • достижение такого уровня социальной зрелости, который определит их потребность занять активную жизненную позицию. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: • формировать у обучающихся приемы и способы проектной деятельности, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта; • способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки ребенка; • помочь приобрести обучающимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в проектной деятельности; • способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков; • учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; • развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение. • обучить старшеклассников научным способам получения достоверной информации социологическими методами исследования; • включить старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению выявленных проблем • формирование навыков «разумного социального» поведения в обществе. Общая характеристика учебного предмета Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно-ориентированных и культурно-ориентированных принципов, основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебновоспитательного процесса. На изучение данного курса отводится 1 час в неделю, общий объём учебного времени составляет 34 часа. Содержание программы Построение программы обусловлено системой последовательной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей проектной деятельности. Программа включает в себя как теоретическую часть, так и практическую, которые способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям: • вести устный диалог на заданную тему; • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; • участвовать в работе конференций, чтений. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы, проекта. Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация, социологический опрос, просмотр фильма, тренинги, ролевые игры,рефлексивный анализ и самооценка Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция Технологии, методики: • проблемное обучение; • моделирующая деятельность; • поисковая деятельность; • информационно-коммуникационные технологии; • здоровьесберегающие технологии. Планируемые результаты регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве познавательные умения учиться: в навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; владеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; коммуникативные учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия Реализация программы также будет способствовать развитию: 1. общих учебных компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности: компетентность по приобретению знаний компетентность предвидеть результаты, планировать компетентность в выборе оптимальных путей решения проблем компетентность в реализации выдвинутых решений компетентность оценивать и объяснять полученный результат 2. ключевых компетентностей: социальную (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений и т.д.) коммуникативную (владение устным и письменным общением) информационную (владение новыми технологиями, методиками, способность осмысливать ситуацию) учебно-познавательную (способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями, навыками) Обучающиеся должны научиться • • • • • • • • • • • видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Содержание учебного материала: Тема № 1: «Введение в программу « Индивидуальный проект» История социального проектирования. Проект как тип деятельности. Выявление интересов и склонностей учащихся. Схемы проектирования. Организация проектной деятельности. Тема № 2: «Основы социологических исследований» Организация проектной деятельности. Выбор темы социальных проектов для учащихся. Определение тематики проектов. Сбор материала для реализации проекта. Сбор, систематизация и анализ материала. Методы ученического исследования. Тема № 3: «Реализация проекта» Осуществление проектной деятельности. Технология разработки проекта. Проектно-проблемные формы организации деятельности. Фазы проектирования . Принятие решения об участии в проекте. Содержательная «накачка». Ориентация и личностное самоопределение. Введение в социальное проектирование . Освоение понятий явление, проблема. Составление планов мероприятий по проекту. Выбор форм реализации. Построение системы понятий. Принятие принципов проектирования . Проектирование (стягивание рамок «прошлого», «настоящего» и «будущего»). Описание работы по проекту. Обоснование проекта. Способы и приемы анализа и обобщения результатов. Тема № 4: «Семинары по реализации проектов» Правила оформления проекта. Основные понятия: явление, проблема, причины, проект. Построение программы и плана-графика действий. Разработка ресурсного обеспечения. Рефлексия работы и описание проекта. Определение ресурсов. Построение плана действий. Формы и виды презентаций. Подготовка презентации в соответствии с планом. Тема № 5: «Защита проекта» Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Предзащита проектов. Представление работ, проведение обсуждения в соответствии с заданными критериями. Защита проектов. Тема № 6: «Обобщение материалов». Индивидуальные консультации по презентации проектов. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. Подведение итогов конкурса проектных работ. Перспективы продолжения работы над проектом. Возможные пути перехода к работе над следующим проектом. Программа предусматривает изменения расписания занятий и учебнотематическое планирование в зависимости от организации и проведения общешкольных мероприятий и конкурсов различного уровня. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН к рабочей программе по социальному проектированию количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час. № Общее количество п/п Наименование разделов часов на изучение (или тем) раздела (тем) 1. Введение в программу «Индивидуальный 5 проект». 2. Основы социологических исследований 5 3. Реализация проекта 5 4. Семинары по реализации проектов. 6 5. 6. Защита проекта Обобщение материалов. И Т О Г О: 7 6 34 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Дата Тема занятия урок а Тема №1 «Введение в программу» 1 История проектирования. 2. 3. Проектные технологии. Проект как тип деятельности 4. 5. Основные понятия. Выявление интересов склонностей учащихся Форма урока Этапы проектной деятельности учащихся Лекция Постановка проблемы Семинар Постановка проблемы и Анкетировани е Беседа Мозговой штурм Тема №2 «Основы социологических исследований» 6. Выбор темы проекта на Лекция основе личностного интереса.. 7. Сбор материала для Беседа реализации проекта. Мозговой штурм 8. Сбор, анализ и обобщение Ярмарка материала. идей 9. Методы исследования. ученического Семинар 10. Методы исследования. ученического Лекция Постановка проблемы Постановка проблемы Замысел работы Организация проектной деятельности Организация проектной деятельности Организация проектной деятельности Тема №3 «Реализация проекта» 11. Осуществление проектной Реализация деятельности. Консультации проектной деятельности 12. Осуществление проектной Реализация деятельности. Консультации проектной деятельности 13. Способы и приемы анализа и Лекция Реализация обобщения результатов. проектной деятельности 14. Способы и приемы анализа и Лекция Реализация обобщения результатов. 15. Способы и приемы анализа и Лекция обобщения результатов. Тема №4 «Семинары по реализации проектов» 16. Правила оформления проекта Лекция 17. Правила оформления проекта Лекция 18. Формы и виды презентаций Лекция 19. Формы и виды презентаций Лекция 20. Предзащита проектов. Публичное выступление 21. Предзащита проектов. Публичное выступление Тема №5 «Защита индивидуального проекта» 22. Основные правила делового Лекция общения и ведения дискуссий. 23. Основные правила делового Лекция общения и ведения дискуссий. 24. Представление работы, Публичное проведение обсуждения в выступление соответствии с заданными критериями. 25. Представление работы, Публичное проведение обсуждения в выступление соответствии с заданными критериями. 26. Защита проектов. Публичное выступление 27. Защита проектов. Публичное выступление 28. Защита проектов. Публичное выступление Тема №6 «Обобщение материалов» проектной деятельности Реализация проектной деятельности Реализация проектной деятельности Реализация проектной деятельности Реализация проектной деятельности Реализация проектной деятельности Рефлексия Рефлексия Реализация проектной деятельности Реализация проектной деятельности Рефлексия Рефлексия Рефлексия Рефлексия Рефлексия 29. 30. 31. 32. 33. 34. Подготовка проекта. презентации Анкетировани е Беседа Мозговой штурм Подготовка презентации Анкетировани проекта. е Беседа Мозговой штурм Доработка проектов с учетом Семинар замечаний и предложений. Перспективы продолжения Круглый стол работы над проектом. Перспективы продолжения Семинар работы над проектом. Возможные пути развития Беседа проекта. Мозговой штурм Постановка проблемы Постановка проблемы Рефлексия Рефлексия Рефлексия Рефлексия Список использованной литературы (публикаций): 1. Василевская Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: Методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2005 2. Вегерчук И. Э, Снегирёв М. Е. Место самооценки в совершенствовании социально-перцептивной компетентности руководителей. Материалы научной сессии. 1998, akmeolog.narod.ru 3. Губаревич И. И. Интерактивный семинар как условие развития социальной компетентности педагогов. charko. narod.ru 4. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. - М.: Изд-во МГУ, 1988. 1. Жидкова Н.И., Столярова И.В. «Развитие профессиональной компетентности учителя на основе овладения инновационными компонентами деятельности проектирования учебного процесса». Методист № 5 2003г. 5. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 6. Курбатов В. И. Социальное проектирование . Феникс, 2001 7. Луков В. А. Социальное проектирование . Флинта, 2004 8. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993 9. Сергеев И.С. «Организация проектной деятельности учащихся», изд. «Аркти», Москва, 2006г.