ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА г. Екатеринбург, ул. Цветоносная, 2, тел.: 334-32-26 ПРИНЯТО Педагогическим советом МАОУ-СОШ № 25 Протокол № __ от «30» августа_2024 г. УТВЕРЖДЕНО Директором МАОУ-СОШ № 25 ____________ О.А.Добычина Приказ № _____ от «____ » __________ 2024 г. Учебный план Муниципального автономного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа № 25 имени В.Г. Феофанова, реализующего программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО на 2024-2025 учебный год Приложение № к Основной общеобразовательной программе - образовательной программе дошкольного образования МАОУ-СОШ № 25 г. Екатеринбург Пояснительная записка Учебный план является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности, при этом данное распределение не является жестко регламентирующим и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов воспитанников дошкольных групп МАОУ-СОШ № 25. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам видов образовательной деятельности. Учебный план составлен на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); - Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа № 25 имени В.Г.Феофанова; - Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности Муниципального автономного образовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа № 25 имени В.Г.Феофанова. Учебный план составляется ежегодно с учетом нормативных правовых документов, принимается на педагогическом совете, утверждается приказом директора МАОУ-СОШ №25. 2 Основными задачами учебного плана: 1. Регулирование объема образовательной нагрузки. 2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). 3. Реализация Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). Учебный план МАОУ-СОШ разработан в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности (далее ОП ДО) с 3 до 7 лет на 2024 – 2025 учебный год с учетом социального заказа семьи; возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; ФОП ДО, ФГОС ДО, парциальных программ, культурных практик, традиций МАОУСОШ и современных образовательных технологий. Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает: ‒ воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами; ‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовнонравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; ‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания. Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей. Части, формируемые участниками образовательных отношений, включает в себя следующие парциальные программы: Парциальная образовательная программы для детей дошкольного возраста «Мир без опасности», И.А. Лыкова; Парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская. Содержание комплексной и парциальных программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям: физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие. 3 Образовательный период начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Дошкольные группы работают в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников, дошкольное образование в которых осуществляется на русском языке. На 01.09.2024 г. в МАОУ-СОШ № 25 функционирует 6 групп общеразвивающей направленности: - младшая групп (с 3 до 4 лет) – 1; - средняя группа (с 4 до 5 лет) – 2; - подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет) – 3. Все группы укомплектованы в соответствии с возрастными нормами. В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части образовательная программам дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности (далее – ОП ДО) в группах для детей дошкольного возраста составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает взаимодополнение в содержание образовательных областей; отражает специфику детского сада; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В соответствии ОП ДО в обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность, отведённое на реализацию пяти образовательных областей, с выделением видов детской деятельности и основными направлениями реализации образовательных областей в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО Планирование в группах общеразвивающей направленности: Младшие группы: Во второй младшей группе освоение основной образовательной программы ДО осуществляется в обязательной части Учебного плана через непрерывную образовательную деятельность и составляет не более 15 минут (30 минут в день), 150 мин в неделю. Непрерывная образовательная деятельность проводится в первой половине дня. Перерыв межу периодами непрерывной образовательной деятельности составляет не менее 10 минут. Одно из трех занятий по физическому развитию ребенка, двигательной деятельности с детьми младшей группы проводится на открытом (свежем) воздухе. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части ООП ДО специфики национальных, социокультурных и иных условий – парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская Образовательную деятельность осуществляют: воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. 4 Средние группы: В средних группах освоение основной образовательной программы ДО осуществляется в обязательной части Учебного плана в процессе непосредственно образовательной деятельности, составляющей не более 20 минут (40 минут в день), проводимой в первой половине дня с перерывом между периодами непрерывной образовательной деятельности не менее 10 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Общее время, затраченное на НОД в неделю, составляет 200 минут. Одно из трех занятий по физическому развитию ребенка, двигательной деятельности с детьми средней группы проводится на открытом (свежем) воздухе. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части ООП ДО специфики национальных, социокультурных и иных условий – парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская Образовательную деятельность осуществляют: воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Подготовительные к школе группы: В подготовительной к школе группе освоение образовательной программы ДО проводится в обязательной части Учебного плана в процессе непрерывной образовательной деятельности. Длительность НОД – 30 минут, в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между периодами непрерывной образовательной деятельности составляет не менее 10 минут. Продолжительность НОД в утренний отрезок времени составляет 90 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится перерыв - физкультминутка. Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется в первую половину дня через познавательно – исследовательскую деятельность, решая задачи создания условий для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей – 2 раза в неделю и развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности – 2 раза в неделю. Образовательная область «Речевое развитие» реализуется в первой половине дня, создавая условия для формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка – 2 раза в неделю. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» реализуется через музыкальную деятельность – 2 раза в неделю; изобразительную деятельность – 3 раза в неделю (рисование – 2 раза в неделю; лепка/аппликация – 1 раз в неделю). Одно из трех занятий по физическому развитию ребенка, двигательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе проводится на открытом (свежем) воздухе. Недельная нагрузка для детей подготовительной группы по учебному плану составляет 420 минут (7 ч.). Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части ООП ДО специфики национальных, социокультурных и иных условий – парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская; через организацию деятельности в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» – парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности» И.А. Лыкова. 5 Образовательную деятельность осуществляют: воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Учебный план организованной образовательной деятельности в группах общеразвивающей направленности Образовательные области 1 Базовый вид деятельности 2 Формирование элементарных математических представлений Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром Познавательно-исследовательская Развитие речи Речевое развитие Чтение художественной литературы Формирование основ безопасности Социальнокоммуникативное развитие Художественноэстетическое развитие Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Элементарная трудовая (самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание) Игровая (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, игры с правилами и др. виды игры) Изобразительная: рисование; лепка, аппликация (через неделю) Возрастные группы детей 3-4 года 4-5 лет 6-7 лет 3 4 5 1 раз в 1 раз в 2 раза в неделю/15 мин. неделю/20 неделю/60 мин. мин. 1 раз в 1 раз в 1 раз в неделю/15 мин. неделю/20 неделю/30 мин. мин. Ежедневно, в ходе самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности 1 раз в 1 раз в 2 раза в неделю/15 мин. неделю/20 неделю/60 мин. мин. Ежедневно, в ходе самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности 1 раз в неделю 30 минут* Ежедневно, в Ежедневно, ходе в ходе самостоятельной и самостоятельной совместной со взрослыми и совместной со деятельности взрослыми деятельности 2 раза в неделю/30 мин. 2 раза в неделю/40 мин. 3 раза в неделю/90 мин. 6 Конструктивно-модельная деятельность Музыкальная (пение, музыкальноритмические движения, игры на детских муз. инструментах) Национально-региональный компонент* (1 раз в месяц) Ежедневно, в ходе самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности 2 раза в неделю/30 мин. 2 раза в неделю/40мин. 2 раза в неделю/60 мин. 3 раза в неделю/45 мин. 3 раза в неделю/90 мин. 600 мин. Объем образовательной нагрузки 150 мин. 3 раза в неделю/60 мин. 200 мин. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13 150 мин. 200 мин. Физическое развитие Двигательная 420 мин. 7