РП Речевые ошибки и работа над ними 2024/2025 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2024

УТВЕРЖДАЮ:
директор МАОУ-СОШ № 25
__________________О.А. Добычина
Приказ № 220/1-О от 30.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Речевые ошибки и работа над ними»
для обучающихся
10 -11 классов

Пояснительная записка
Данный курс итоговый характер, может быть использован в качестве
обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-х классов.
Содержание программы предполагает расширение и углубление
теоретического материала, позволяющее формирование практических
навыков выполнения тестовых заданий. Вместе с тем курс даёт выпускникам
средней школы целостное представление о богатстве русского языка,
помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и
письменную речь.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний,
формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции,
развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников,
воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к
выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком
качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков
выполнения тестовых и коммуникативных задач, а также использование в
повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны,
бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам
словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой
культуры общества в целом.
- Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу - создателю культурных ценностей, уважительного
отношения к другим культурам.
-Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и
с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и
самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой
деятельности.
- Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном
мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в
нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения.
- Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации
сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
- Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате
освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту
человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей.
- Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе

самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности; осознание необходимости постоянно
совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
-Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического
отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии.
- Сформированность экологического мышления, бережного отношения к
слову.
- Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих
воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных
ценностей.
Метапредметные результаты:
-Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности,
составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать
свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки
достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые
стратегии.
-Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции
других
участников
деятельности,
коммуникативно
целесообразно
взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и
разрешать конфликты в
межличностном общении.
-Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания.
-Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников.
- Умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий
-Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения,
основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях
русской культуры.
-Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства.
-Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и

оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты:
- сформированность представлений о
лингвистике как части
общечеловеческого гуманитарного знания;
- сформированность представлений о языке как многофункциональной
развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
-владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах
речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
-владения умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а
также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
-сформированность умений лингвистического анализа текстов разной
функционально- стилевой и жанровой принадлежности;
-умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
-владение различными приёмами редактирования текстов;
-сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и
использовать его результаты в процессе практической деятельности;
-владение
навыками
комплексного
филологического
анализа
художественного текста -умение объяснять взаимосвязь фактов языка и
истории, языка и культуры русского и других народов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2 ч.)
Языковые нормы. (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Орфоэпические нормы (1 ч.)
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
Лексические нормы (3 ч.)
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие
лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в
зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы,
антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного
употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова.
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (3 ч.)
Грамматические
нормы:
словообразовательные,
морфологические,
синтаксические
Словообразовательные нормы (2 ч.)

Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение
ошибок.
Морфологические нормы (9 ч.)
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм
слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных
окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне,
их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.
Синтаксические нормы (12 ч.)
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления,
примыкания. Построение словосочетаний.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений.
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные
члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.
Построение предложений с однородными членами. Построение
сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая
синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные
ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Итоги года (1 ч)
Формы: практикум, ответы на поставленные вопросы как результат
самостоятельного
осмысления
и
решения
лингвистических
и
коммуникативных задач, решение тестов, мини-исследования содержания и
языковых средств конкретных текстов, написание сочинений, анализ образцов
ученических
сочинений,
тренировочно-диагностические
работы,
использование различных каналов поиска информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Тема занятия

1.
2.
3
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Методические документы по подготовке и проведению
государственной (итоговой) аттестации по русскому
языку.
Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор.
Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки
тестовых заданий и сочинения
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.
Словари русского языка.
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
Лексическое и грамматическое значение слова.
Лексическое многообразие лексики русского языка.
Деление лексики русского языка на группы в зависимости
от смысловых связей между словами. Омонимы,
синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная
лексика, лексика ограниченного употребления;
заимствованная лексика, устаревшие и новые слова.
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне,
их предупреждение.
Грамматические нормы.
Грамматические нормы. Словообразовательные,
морфологические, синтаксические.
Грамматические ошибки и их предупреждение.
Словообразовательные нормы. Способы
словообразования.
Ошибочное словообразование
Предупреждение ошибок при словообразовательном
анализе.
Морфологические нормы.
Правила и нормы образования форм слов разных частей
речи.
Морфология и орфография. Морфологические нормы
русского языка. Варианты падежных окончаний
Самостоятельные части речи. Грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия. Звукоподражательные слова.
Морфология. Средства связи предложений в тексте.
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом
уровне.
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом
уровне.

К-во час.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение.
Лексическая сочетаемость слов.
23. Предложение. Порядок слов в предложении.
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения,
способы их выражения.
24. Простые и сложные предложения.
25. Односоставные предложения. Неполные предложения.
Интонационная норма.
26. Нормы согласования
27. Нормы управления.
28. Нормы примыкания.
29. Синтаксическая синонимия.
30. Знаки препинания в простом предложении.
Преобразование прямой речи в косвенную.
31. Предложения со словами и конструкциями, грамматически
не связанными с членами предложения
32. Знаки препинания в сложносочинённых и
сложноподчинённых предложениях.
33. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
34 Итоговый тест
итого

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Перечень учебно-методического обеспечения
Для учителя:
1. Д.И.Архарова. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айриспресс, 2009.
2. Е.А. Влодавская. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное
планирование. - М.: Экзамен, 2007.Д.Э. Розенталь Справочник по правописанию и
литературной правке. - М.: 1997.
3. Г.Т.Егораева. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие. – М.:
Экзамен, 2007.
4. Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). –
М.: Экзамен, 2010.
5. О.Д.Ивашова. Эффективная подготовка к ЕГЭ и централизованному тестированию. –
М.: Экзамен, 2010.
6. Н.А.Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и
дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион,
2009.
7. Н.А.Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону.,
Легион, 2009.
8. Г.Я. Солганик Синтаксическая стилистика. М., 1997.
9. Т.Н.Сокольницкая. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть с): ЕГЭ. Сдаём без
проблем! – М.: Эксмо, 2007.
10. Т.М.Пахнова. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с
текстом. – М.: Дрофа, 2011.

11. Т.Ю.Угроватова. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. – М.: Эксмо,
2008.
12. И.П. Цыбулько, Ю.Н.Гостева. Сдаём ЕГЭ 2010-2011 годы. Русский язык. - М.: Дрофа,
2010.
13. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.:
Эксмо, 2014.
14. Единый государственный экзамен 2010. Русский язык. Самое полное издание типовых
вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П.
Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2010.
15. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю.,
Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И.
Герцена, 2003.
Для учащихся:
1. Д.И.Архарова. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айриспресс, 2009.
2. М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ:
«Орфография», «Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
3. М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Фонетика»,
«Графика». – М.: АСТ: Астрель, 2010.
4. М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ:
«Синтаксис». – М.: АСТ: Астрель, 2009.
5. М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ:
«Морфология», «Синтаксис». – М.: АСТ: Астрель, 2010.
6. М.М.Баронова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ:
«Пунктуация». – М.: АСТ: Астрель, 2009.
7. Г.Т.Егораева. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие. – М.:
Экзамен, 2007.
8. Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). –
М.: Экзамен, 2010.
9. О.Д.Ивашова. Эффективная подготовка к ЕГЭ и централизованному тестированию. –
М.: Экзамен, 2010.
10. Л.А.Кулюкина, А.А.Позднякова. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ:
«Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Морфология». - М.: АСТ: Астрель,
2010.
11. М.Н.Махонина, Н.М.Девятова. Сборник контрольно-тренировочных и тестовых
заданий. Русский язык. 10-11 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2009.
12. Н.А. Сенина Русский язык ЕГЭ – 2010. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону.,
Легион, 2009.
13. Е.С.Симакова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ:
«Сочинение». - М.: АСТ: Астрель, 2010.
14. Г.Я. Солганик Синтаксическая стилистика. М., 1997.
15. Т.Н.Сокольницкая. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть с): ЕГЭ. Сдаём без
проблем! – М.: Эксмо, 2007.
16. Т.М.Пахнова. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с
текстом. – М.: Дрофа, 2011.
17. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2009.
18. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.:
Эксмо, 2014.
19. Единый государственный экзамен 2010. Русский язык. Самое полное издание типовых
вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П.
Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2010.

20. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю.,
Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И.
Герцена, 2003.
21. А.В.Шуваева. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Речь. Текст».
- М.: АСТ: Астрель, 2010.
АДРЕСА САЙТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЕГЭ
www.ege.edu.ru
- портал информационной поддержки ЕГЭ (все нормативные документы, форум)
www.math.mioo.ru
- МИОО (тренировочные задания по всем предметам)
www.fipi.ru
- Федеральный институт педагогических измерений (нормативные документы по ЕГЭ,
демонстрационные версии КИМов по всем предметам)
www.final.ron.rbcsoft.ru
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (нормативные документы)
www.mon.gov.ru
- Министерство образования и науки (нормативные документы)
www.edu.ru
- Российское образование. Федеральный образовательный портал. (нормативные
документы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».