РП Деловой английский 2024/2025 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2024

УТВЕРЖДАЮ:
директор МАОУ-СОШ № 25
__________________О.А. Добычина
Приказ № 220/1-О от 30.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Деловой английский.»
для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа элективного курса «Деловой английский. 10-11 класс»
Пояснительная записка
В стремительно развивающееся и меняющееся время, когда наша страна перешла на рыночные отношения, последовал подъем деловой
активности и установление контактов с зарубежными партнерами, появилась проблема грамотной деловой коммуникации на английском языке,
которая коснулась представителей деловых кругов, лиц, отправляющихся в зарубежные командировки, специалистов, ищущих работу в зарубежных
компаниях. Поэтому, знание основ обмена деловой информацией и владение навыками деловых отношений становятся востребованными на
современном этапе.
В концепции модернизации Российского образования ставится задача создания системы специальной подготовки в старших классах
общеобразовательных школ, ориентированной на индивидуализацию и социализацию учащихся.
В современном обществе актуальным становится развитие и совершенствование коммуникативной компетенции, а также готовность к
самообразованию и развитию на протяжении всей жизни, что признано необходимым условием для успешной реализации личностного потенциала в
профессиональной деятельности.
Данный курс рекомендован будущим специалистам, чья деятельность будет связана с деловой сферой.
Программа курса расширяет и углубляет знания, представляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся.
Этот курс построен на равноценном обучении устным и письменным формам общения и таким образом реализует потребность в
межличностной, межкультурной, межнациональной коммуникации с носителями языка и людьми, владеющими этим языком как средством общения.
Практическая часть курса позволит развивать коммуникативную и социокультурную компетенцию обучающихся, обогатить речевой запас
дополнительной лексикой, совершенствовать умения и навыки необходимые для успешного взаимодействия с деловыми партнерами, а также
сформировать умения и навыки работы с деловыми документами.
Предлагаемый курс представлен как курс практико-ориентированной деятельности и рассчитан на 68 часов: 34 часа обучения в 10-м
классе по 1 часу в неделю, 34 часа обучения в 11-м классе по 1 часу в неделю.
Актуальность данной программы обусловлена концепцией модернизации российского образования, предусматривающей создание системы
специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию
обучения и социализацию учащихся.
Тематика и содержание данного элективного курса имеют социальную и личностную значимость с точки зрения, как индивидуального
развития, так и подготовки конкурентоспособных кадров и расширяют возможности социализации и адаптации учащихся.
В основу данного курса делового английского языка положен учебно-методический комплект из серии “Career Paths” “Business English”
издательства Экспресс Паблишинг, разработанный авторами John Taylor, Jeff Zeter, 2011.
Цели курса:
- усвоение основ общеэкономических знаний, необходимых каждому гражданину общества с рыночной экономикой;
- формирование практических умений и навыков, необходимых для успешных взаимоотношений с деловыми партнерами в будущей
профессиональной деятельности;
- совершенствование иноязычной компетенции в единстве всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной. Задачи курса

- обучить основам делового общения в устных и письменных формах;
- создать банк информации деловой лексики и деловых писем;
- научить пользоваться электронной почтой и отправлять электронное сообщение.
Содержание курса:
Программа не дублирует содержание государственных стандартов по иностранным языкам, содержит новые знания, представляющие
профессиональный и познавательный интерес для учащихся.
Данный курс включает тексты и диалоги, снабженные лингвокоммерческими, общеобразовательными и грамматическими комментариями с
всесторонней информацией об англоязычных странах, а также образцы деловой корреспонденции.
Материал курса позволит учащимся создать свой банк деловой лексики и деловой корреспонденции, впоследствии модернизировать его и
адаптировать к реальным условиям. Предметные задачи состоят в совершенствовании умений учащихся во всех видах речевой деятельности и
аспектах языка, а именно:
1)
В области письма – обучить школьников формам делового письма. Блок упражнений построен на написании рассуждений по разным
аспектам деловой тематики, изложений бизнес-статей, составлении и анализе деловых писем, разного рода рекламных объявлений и т.д. для того,
чтобы в итоговом проекте предложить план продвижения того или иного товара.
2)
В области чтения – развить у учащихся навыки «эффективного» чтения. Для этого в предлагаемом учебном пособии предусмотрены
следующие упражнения в рамках развития технологий ознакомительного, изучающего, поискового и просмотрового чтения:  на развитие беглости
чтения для быстрого ознакомления с текстом;
 на умение моментально опознавать смысл текста по ключевым словам (включает в себя игнорирование незнакомых слов, понимание их
смысла из контекста);  на узнавание словарных эквивалентов.
3)
В области аудирования и устной речи – научить воспринимать аутентичный текст на английском языке на слух. Данная задача
реализуется с учетом введения аудирования в данном курсе как одного из основных видов речевой деятельности. Учащимся предоставляются
разнообразные аутентичные аудиотексты с различными технологиями прослушивания как цель и средство обучения на определенном этапе. На
послетекстовом этапе аудирования (после прослушивания) учащиеся выполняют упражнения по восстановлению диалога, после чего проходит
закрепление прослушанного в форме составления диалогов.
4)
В области лексики – расширить активный и пассивный словарный запас. Для решения данной задачи учебниками предусмотрена
работа обучающихся с упражнениями по использованию предложенной лексики.
5)
В области фонетики – развить у учащихся фонематический слух и навык восприятия иноязычной речи на слух посредством
прослушивания аутентичных аудиотекстов бизнес-тематики.
6)
В области грамматики – познакомить учащихся с наиболее часто употребительными в ситуациях делового общения
грамматическими явлениями и структурами. Развитие лингвистической компетенции происходит опосредовано в рамках грамматических явлений и
структур английского языка, употребляемых в контексте ситуаций делового общения.

7)
В области проектной деятельности данная программа предполагает работу в сотрудничестве как один из наиболее оптимальных
приемов обучения. Исходя из этого, учащимся предстоит как научиться планировать свою индивидуальную работу, так и прогнозировать работу всей
группы, ставить и выполнять задачи проекта, используя все виды речевой деятельности.
Метапредметные задачи:
1)
Развить у учащихся навыки логического изложения мысли.
2)
Развить у учащихся критическое мышление.
3)
Развить у учащихся мотивацию к познанию и творчеству.
4)
Развить у учащихся навыки исследовательской работы при написании школьниками статей и писем, выполнении проектных работ. 5)
Развить у учащихся навык самооценки выполненной работы.
6)
Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.
7)
Развить у учащихся фонематический слух и навык восприятия иноязычной речи в реальных ситуациях делового общения. 8)
Научить планировать свою деятельность, проектировать и прогнозировать.
Личностные задачи:
1)
Сформировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.
2)
Воспитать у учащихся готовность и способность к саморазвитию.
3)
Сформировать у учащихся мотивацию к изучению английского языка с целью самосовершенствования и дальнейшей самореализации
на профессиональном фронте.
4)
Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения учащегося.
5)
Объяснить учащимся значимость коллективной работы, т.е. научить их быть ответственной единицей общего дела. 6)
Научить
принимать критику и противоположную точку зрения.
Основные методы и приемы работы по курсу
Процесс обучения данному курсу предполагает использование различных приемов и форм организации речевой деятельности: знакомство с новой лексикой;
- выполнение тренировочных упражнений;
- аудирование и обсуждение прослушанного;
- чтение и обсуждение прочитанного;
- комментирование понятий;
- перевод деловой документации;
- написание личных и деловых писем; - драматизацию деловых ситуаций; - работу с электронной почтой.
Требования к уровню усвоения курса
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- специфические особенности содержания и оформления деловой корреспонденции;

- основные принципы этикета ведения делового общения;
- стиль и язык деловых разговоров; должны уметь:
- написать различные виды деловой корреспонденции;
- оформлять электронные сообщения;
- читать и переводить различные деловые документы; - вести разговоры согласно ситуации делового общения.
Критерии оценки работы
При оценке устной и письменной речи необходимо учитывать критерии,
соответствующие: - международному стандарту;
- требуемому стилю;
- требуемому варианту английского языка;
- теме и целям изучаемого материала.
III. Методическое обеспечение и условия реализации программы
В основу построения программы курса «Деловой английский» положен принцип деятельностного подхода в обучении английскому языку.
Технология деятельностного метода – инструмент, позволяющий решить задачу по смене парадигмы образования – с формирующей на
развивающую, т.е. построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Сегодня надо
осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от
объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы.
В новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к “самоопределению и самореализации”, к самостоятельному принятию
решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Для достижения результатов в разноуровневых группах
учитель должен выбирать такие виды деятельности с соответствующими им темпами работы и планировать такие методы обучения, которые помогут
каждому учащемуся достичь максимальных результатов. Учитель должен использовать разнообразные материалы, которые будут привлекательны для
учащихся с разными интересами.
Учитель также должен стараться способствовать парной, групповой и совместной (проектной) работе, стимулировать работу над ошибками и
работу по самооценке достижений. Индивидуальный подход – ключевой принцип, благодаря которому все учащиеся будут чувствовать себя
включенными в работу посредством содержательного обучения, разноуровневых текстов и творческой деятельности.
Согласно основным идеям и положениями ФГОС второго поколения, основной подход, используемый при обучении,
системнодеятельностный, личностно-ориентированный. Обязательным требованием является формирование у учащихся понимания предметного
содержания деятельности, а также формирование навыков самооценки и самоконтроля.
Для реализации целей и задач курса учащимся предлагается изучить материал учебно-методического комплекта (УМК) издательства Express
Publishing Business English, в состав которого входят учебник, книга для учителя, CD с аудиотекстами.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
•
интеграция основных речевых умений и навыков;
•
коммуникативная направленность заданий; контекстуальное введение лексики;

•
•

применение полученных умений и навыков на практике в ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям мира бизнеса;
темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.

Каждое занятие строится по определенному плану, предлагаемому авторами УМК, в полном соответствии с основными методическими
принципами преподавания английского языка в школе:
•
сознательности и активности,
•
постоянного речевого взаимодействия,
•
сочетания рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности,
•
наглядности,
•
последовательности,
•
посильности,
•
прочности,
•
научности,
•
доступности.
Занятия подразумевают творческие формы работы: диспуты, дискуссии, обсуждение проблематик в группе, подготовку проектных работ по
пройденным аспектам. После изучения каждого раздела рекомендуется дать учащимся задание для самостоятельной оценки своих знаний, а также
подготовить презентации выполненных письменных работ с последующим обсуждением сильных и слабых сторон работы. Данный вид деятельности
особенно полезен для развития у учащихся адекватного восприятия иной точки зрения, уважения к чужому мнению, мотивации к дальнейшему
изучению языка.
Грамматические структуры и явления вводятся в контексте. Набор языковых понятий и структур определен особенностями изучаемого аспекта
экономической и бизнес-деятельности. Таким образом ученики эффективно повторяют изучаемый материал на основных уроках английского языка,
четко определяя для себя цель изучения и дальнейшего использования того или иного знания. Изучаемые грамматические структуры и явления, будучи
уже знакомыми по занятиям базового английского языка, находят в глазах учащихся новое применение в различных ситуациях в контексте мира
экономики и бизнеса.
Занятия по программе «Деловой английский» проходят в кабинете английского языка, оснащенном следующим необходимым оборудованием:
экран (доска), аудиомагнитофон или музыкальный центр. Кроме того, при желании сделать уроки интереснее и разнообразнее, а также при проведении
дебатов можно использовать мультимедийный проектор, интерактивную доску, компьютер, принтер (при необходимости).
IV. Список литературы.
Литература для педагога:
1.
John Taylor, Jeff Zeter. Business English. – Express Publishing, 2011.
2.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
3.
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2010.

4.
5.
6.
8.
9.

Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Конобеев А.В. Создание программ к элективным курсам по английскому языку – принципы и практика. АЯШ 2/18.
Андрюшкин А.П. Business English. Деловой английский язык. СПб.: Норинт, 2000. 7. Кумарова М.Г. Новый бизнес-английский (Курс
деловой лексики английского языка) – М.: Акалис, 1997.
Yeliseyeva A.G., Yershova I.A. English Words and How to Use Them. – M.: Higher School Publishing House, 1996.
Фёдорова Л.М. Деловой английский: 30 уроков/ Л.М. Фёдорова, С.Н. Никитаев, Л.Я. Лаврененко. – М., 2001.

Интернет-ресурсы:
1. Вопросы профильного обучения в старшей школе, нормативные документы, статьи на сайте "Профильное обучение в старшей школе" http://
www.profile-edu.ru/.
3. Нормативные документы по профильному обучению на сайте РГПУ имени А. И. Герцена http://edu.of.ru/profil/default.asp?ob_no=12603.
4. Портал "Российское образование" www.edu.ru – программы элективных курсов, нормативные документы, разнообразные ресурсы.
Список литературы для ученика:
1.
John Taylor, Jeff Zetter “Business English”. - Экспресс Паблишинг, 2011.
2.
Бочкарёва Г.И. Английский язык: учебное пособие. – Волгоград, 2008
Календарно-тематическое планирование элективного курса 10
класс
Содержание цикла
Всего часов Тема

№
п./п.
1.
Цели и задачи курса «Деловой
английский»
2.
Приветствие.

1

Цели и задачи курса «Деловой английский»

1

3.
4.

Знакомство.
Беседа.

1
1

Приветствие.
Традиции приветствия.
Правила этикета.
Темы для бесед.

5.
6.

Завершение диалога.
Важность чисел.

1
1

7.
8.

Цифры бизнеса.
Расписание.

1
1

Форма контроля

Диалог.
Написать записку-инструкцию.
Диалог.
Диалог.
Письмо по электронной почте.
Варианты завершения беседы в вежливой форме. Диалог.
Правила использования порядковых числительных. Письмо.
Ориентиры в указании направления.
Оценивание результатов бизнеса.
Диалог.
Правильная организация рабочего времени.
Диалог.

9.

Время.

1

Использование фраз по указанию времени.

10.
11.
12.
13.

Отдых.
Цены.
Заработок и доплаты.
Совместимость с работой.

1
1
1
1

Заполнение анкеты по предоставлению отпуска.
Формирование цены товара.
Формирование зарплаты и доплат.
Способы выбора работы.

14.
15.
16.
17.
18.

Виды работы.
Как добираться до работы?
Навыки и образование.
Описание продукции.
Продажа товаров.

1
1
1
1
1

Особенности полной и частичной занятости.
Способы добраться до работы.
Условия устройства на работу.
Выпуск новой продукции.
Новые формы продажи товаров.

19.
20.
21.
22.

Возврат или обмен товара.
Разговор по телефону.
Письма по электронной почте.
Деловое письмо.

1
1
1
1

Условия возврата или обмена товара.
Этикет телефонных разговоров.
Особенность писем по э-почте.
Требования к оформлению делового письма.

23.

Факс.

1

Правила пользования факсом.

Составление плана
дня.
Диалог.
Диалог.
Диалог.
Заполнение
теста
на
психологическую совместимость с
работой.
Письмо.
Диалог.
Диалог.
Написать пресс-релиз.
Написать описание
популярного товара.
Диалог.
Диалог.
Написать письмо сотруднику.
Написать
деловое
письмо
клиенту.
Диалог.

24.

Совещания.

1

Условия успешных совещаний.

Диалог.

2528

Организация
деятельности.

4

Выбор тем проектов. Изучение литературы.
Планирование проектов.
Изучение требований к проектам.

2931

Подготовка проектов.

3

3234

Защита проектов.

3

Анализ изученного материала.
Изучение
требований
к
презентациям.
Подготовка презентаций.
Представление результатов проектной работы.
Защита проектов.

Всего

проектной

34 урока

Темы проектов на выбор:
1. Особенности делового письма.
2. Принципы ведения совещаний.
3. Лидерство.
4. Ежедневное общение в офисе.
5. Реклама.
6. Деловая этика.
11 класс
№
Содержание цикла
п./п.
1.
Экономика как наука.
2.
Экономические системы.
3.
Экономические системы.
4.
Экономические системы.
5.
Бизнес.
6.
Бизнес.
7.
Деловая встреча.
8.
Бизнес.
9.
Маркетинг.
10.
Производство.
11.
Маркетинг.
12.
Маркетинг.
13.
Поиск работы.
14.
Поиск работы.
15. Устройство на работу.

Всего часов

Тема

Форма контроля

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Экономика как социальная наука.
Традиционная экономическая система.
Командная экономическая система.
Рыночная экономическая система.
Формы организации бизнеса.
Партнёрство.
Деловая встреча.
Открытие собственного бизнеса.
Что такое маркетинг.
Обсуждаем особенности производства.
Основы маркетинга.
Закон спроса и предложения.
В поисках работы.
Устройство на работу.
Резюме.

Ответы на вопросы.
Ответы на вопросы.
Ответы на вопросы.
Ответы на вопросы.
Выполнение теста.
Диалог.
Диалог.
Диалог.
Написать конспект.
Диалог.
Диалог.
Диалог.
Диалог.
Диалог.
Диалог.
Диалог.

16.

Устройство на работу.

1

Правила составления резюме.

17.

Рынок профессий.

1

Психологические особенности выбора профессии. Написать пресс-релиз.

18.

Рынок профессий.

1

Рынок профессий.

19.

Деловая документация.

1

Правила заполнения регистрационных карт.

Составить описание любой
профессии.
Заполнить регистрационную
карту.

20.

Устройство на работу.

1

Правила составления автобиографии.

Составить автобиографию.

21.

Деловые поездки.

1

Деловые поездки.

Составить план поездки.

22.

Реклама.

1

Реклама – двигатель торговли.

Создать рекламный ролик.

23.

Реклама.

1

Виды рекламы.

Создать рекламный ролик.

24.

СМИ.

1

Средства массовой информации.

Написать конспект.

2528

Организация
деятельности.

4

Выбор тем проектов. Изучение литературы.
Планирование проектов.
Изучение требований к проектам.

2931

Подготовка проектов.

3

Анализ изученного материала.
Изучение
требований
к
Подготовка презентаций.

3234

Защита проектов.

3

Представление результатов проектной работы.

Всего

проектной

34 урока

Темы проектов на выбор:
1.Экономическая система европейских стран.
2.Этика делового общения.
3.Секреты успешного маркетинга.
4.Современный рынок профессий.
5.Реклама.
6.Интернет-ресурсы как источник информации.

презентациям.

Защита проектов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».