Разговор о правильном питании
20.08.2024
"Разговор о правильном питании" в Центре профилактики http://www.profilaktica.ru/
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Питание является одним из наиболее
важных биологических и социальных факторов, обеспечивающих здоровье,
рост, развитие, трудоспособность человека.
Обеспечение рационального
питания школьников – одно из ведущих условий их правильного гармоничного
развития. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет,
характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного
скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности
эндокринной системы, сердечно-сосудистой системы, головного мозга. Эти
процессы связаны с окончательным созреванием и формированием человека.
За
последние годы особенностью развития детей школьного возраста является
процесс акселерации: ускоренного физического развития и более раннее
половое созревание.
К особенностям этого возрастного периода
относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с
ростом потока информации, усложнением школьных программ, сочетанием
занятий с производственным обучением, занятиями спортом, кружками по
интересам и другими не менее важными нагрузками.
Для обеспечения всех
этих сложных жизненных процессов школьника необходимо обеспечивать его
полноценным питанием, которое обеспечивает повышенные потребности его
организма в пищевых веществах и энергии. Эти показатели значительно
изменяются в зависимости от возраста, пола, вида деятельности, условий. В
школьном возрасте дети должны получать биологически полноценные
продукты, богатые белками, жирами, углеводами, минеральными солями и
витаминами.
Белки – жизненно необходимые вещества, они служат
строительным материалом для построения клеток, тканей, органов,
образования ферментов, гормонов, гемоглобина и других соединений,
выполняющих в организме особо важные и сложные функции. Белки формируют
иммунитет к инфекциям, участвуют в усвоении жиров, углеводов,
минеральных веществ и витаминов. Жизнь детского организма связана с
непрерывным ростом, расходом и обновлением белков. Белки, в отличие от
углеводов, не накапливаются в организме в резерве и не образуются из
других пищевых веществ т. е. являются незаменимой частью пищи, так же
как часть жирных кислот, витамины, минеральные вещества и вода – это
незаменимые вещества, которые не образуются в организме человека.
Уважаемые родители следите за тем, чтобы в ежедневном рационе Вашего
ребенка обязательно были продукты, содержащие животные и растительные
белки.
К Вашему сведению:
- белки молочных продуктов самые легкоусвояемые, за ними идут белки яиц
- белки рыб перевариваются быстрее, чем белки мяса т.к. в рыбе меньше соединительной ткани.
При недостатке белков возникает белковая
недостаточность: ослабление работоспособности, сопротивляемости к
инфекциям, сколиоз, огромное множество других заболеваний.
Жиры –
обладают высокой энергетической ценностью, участвуют в обменных
процессах. В них содержится жизненно важные витамины: А, провитамин А
каротин, Д, Е, незаменимые жирные кислоты, лецитин. Они обеспечивают
всасывание из кишечника ряда минеральных веществ и витаминов. Жировые
ткани – это резервный энергетический материал, Жиры улучшают вкус пищи и
вызывают чувство сытости. Они различаются на видимые и скрытые
(содержащиеся в составе продуктов). Молочные жиры источники витаминов А,
Д, провитамина А каротина, растительные продукты содержат витамины Е,
В.
В жидких растительных жирах содержатся ненасыщенные жирные
кислоты, так необходимые организму, в твердых жирах – насыщенные жирные
кислоты - это более длительное пищеварение и усвоение.
Обращаю Ваше
внимание на растительное пальмовое масло. Из за дешевизны стоимости
производители мучной, кондитерской, кулинарной продукции часто
используют его в качестве основного компонента. Пальмовое масло – это
технический продукт для машин, но не для детей. Уважаемые родители, при
покупке продукта, обращайте внимание на его состав и срок реализации,
прежде чем поставите его на стол своему ребенку.
Углеводы –
составляют основную часть пищеварительного рациона, необходимы для
нормального обмена. В комплексе с белками они образуют некоторые гормоны
и ферменты, секреты желез и другие биологически важные соединения.
Углеводы делятся на простые (глюкоза, фруктоза, галактоза) и сложные
(сахароза, лактоза, мальтоза), а так же к сложным углеводам относятся –
крахмал, гликоген, клетчатка, пектин. Особое значение имеют клетчатка и
пектины, которые почти не перевариваются в кишечнике, однако эти
балластные вещества играют большую роль в питании. Содержатся углеводы в
растительных продуктах, сахаре, кондитерских изделиях. Недостаток их
ведет к нарушению обмена веществ жиров и белков, к снижению уровня
глюкозы в крови, болезней Ц.Н.С., слабости, сонливости, избыток - к
ожирению и другим неприятностям.
При пребывании детей и подростков в
образовательном учреждении более 3 – 4 часов, обязательно горячее
питание и свободная продажа блюд и буфетной продукции, предпочтительнее
2-х разовое горячее питание завтрак и обед. Длительность промежутка
между отдельными приемами пищи не превышает 3,5 – 4 часов. Посещение
детьми групп продленного дня возможно только при обеспечении их 2-х
разовым горячим питанием.
Школьный завтрак составляет не менее
20-25%, а обед не менее 35% от суточной потребности в пищевых веществах и
энергии. Рацион 2-х разового питания в образовательном учреждении
обеспечивает не менее 55% потребности детей в пищевых веществах и
энергии.
В рационе учащихся ежедневно присутствуют белковые продукты:
мясо или рыба или курица, молоко, молочные продукты, сливочное и
растительное масло, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи. В течении
недели в рацион включаются крупы, макаронные изделия, сыр, яйца, творог,
кондитерские изделия, свежие фрукты, натуральные соки,
витаминизированные напитки
В качестве специй используется только йодированная соль.
Свежий, (ночной выпечки) ржаной и пшеничный хлеб содержит витаминно-минеральные обогатители.
В
питании детей не используются запрещенные, вредные для здоровья
химические консерванты, синтетические красители, ароматизаторы.
Основа
питания детей и подростков, приготовление блюд щадящего питания,
предусматривающее специальную технологическую обработку продуктов: мясо и
рыба отвариваются или припускаются, или готовятся в рубленом виде,
крупы и овощи развариваются до мягкости, допускается легкое запекание
блюд, исключается жаренье.
Холодные закуски готовятся предпочтительно
из сырых овощей и фруктов с растительным маслом содержанием не более
2-х, 3-х компонентов.
Для приготовления крупяных гарниров
используются овсяная, гречневая, рисовая, пшенная, ячневая, пшеничная,
кукурузная, перловая крупы, которые являются важным источником пищевых
веществ.
Наряду с ними в питании детей обязательно присутствие
овощных гарниров из картофеля, капусты, моркови, лука, сезонных овощей и
зелени т.д.
Для лучшего усвоения питательных веществ в организме ребенка к мясу предпочтителен овощной гарнир, к рыбе – картофель, рис.
Завтрак
учащихся состоит из закуски, горячего блюда, горячего напитка, обед -
из закуски, супа, мясного или рыбного или куриного блюда с овощным или
крупяным гарниром и напитка, фрукты включаются не менее двух раз в
неделю. Сладкие блюда и сахаристые кондитерские изделия включаются в
рацион завтраков и обедов не чаще чем 3-4 раза в неделю.
Завтрак
обязательно содержит горячее блюдо – творожное, яичное, мясное, крупяное
(молочную кашу), в качестве горячего напитка чай, с молоком, с лимоном,
какао, кофейный напиток с молоком. Так же включаются соки, компоты из
сухофруктов, из свежих ягод (смородины, вишни, земляники, ежевики,
клюквы) витаминизированные напитки, кисели: из шиповника, «Золотой шар»,
Не менее двух раз в неделю детям включаются свежие фрукты: яблоки, мандарины, апельсины, бананы, киви, клементины.
Учитывая
трудности, возникающие при организации рационального питания учащихся:
высокие цены на продовольственные товары, размер дотаций выделяемых из
бюджета, зависимость от конкретных условий, допускается реализация
рационов завтраков и обедов с неполным набором блюд, уменьшенными
порциями
В рационах завтраков, обедов для различных возрастных групп
предусмотрен единый ассортимент блюд. Длю обеспечения потребности в
белках, жирах и углеводах и необходимой калорийности, для учащихся
старших классов увеличены нормы выхода блюд, гарниров и включены мучные
кондитерские изделия.