Безопасный маршрут "Дом-школа-дом"

24.08.2024

Методические рекомендации по разработке и использованию маршрута движения школьника «Дом–школа–дом»

Уважаемые родители!

Ребенку необходимо прививать не только навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и навыки безопасного поведения в окружающей человека внешней среде, в том числе и в дорожно-транспортной среде.

Помогите вашему ребёнку сохранить жизнь и здоровье.

Безопасный маршрут движения школьника «Дом-Школа-Дом» — это документ, в котором сочетается схема и описание рекомендуемого пути движения школьника из дома в школу и обратно.

 Маршрут разрабатывается обучающимся с помощью его родителей. Каждый разработанный маршрут обсуждается в классе, где ученик, для которого составлен маршрут, должен уметь объяснить его.

 Цель маршрута:

-повысить безопасность движения ребенка в школу и обратно;

-обучить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в школу и из школы;

-обучить родителей, принимающих участие в составлении маршрута, ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению опасных ситуаций.

Схема маршрута «дом–школа–дом» составляется с детальным описанием особенностей каждого перехода проезжей части дороги и мест, требующих повышенного внимания. Могут быть полезными схемы других постоянных маршрутов вашей семьи («дом – музыкальная либо художественная школа», «дом – спортивная секция», «дом – дом бабушки» и т.д.), а также планы микрорайона дома и школы с их описанием.

Методические рекомендации помогут вам при составлении безопасного маршрута для ваших детей.

Порядок составления безопасного маршрута движения школьника

1. Для начала найдите карту микрорайона дома и школы, которая станет основой для этой схемы. Карту можно получить, например, из сети Интернет или из специальных приложений. После этого нанесите на основу маршрута названия объектов (школа, стадион, кинотеатр, супермаркет, сквер, детская площадка, кафе и т.п.), светофоры, дорожные знаки, пешеходные переходы, места остановок маршрутных транспортных средств с указанием маршрутов и др. – всё, что поможет школьнику ориентироваться в дорожной обстановке.

2. Далее родители вместе со школьниками проходят путь от дома до школы и обратно и намечают наиболее безопасный (рекомендуемый) вариант движения, отмечают более опасные варианты.

Пешеходный переход со светофором более безопасный, чем пешеходный переход без светофора, улица и участки, где не затруднен осмотр проезжей части (нет густых кустов, деревьев, стоящих на обочине дороги машин, особенно крупногабаритных), более безопасна, чем улица со стоящими машинами и другими предметами, закрывающими обзор и т.д.

3. Выбрав вариант движения ребенка, родители вместе с ребенком наносят его на схему расположения улиц от дома до школы и обратно.

В случае, если в маршрут входит поездка ребенка на автобусе, в схеме обозначается расположение улиц вблизи дома (место посадки в автобус) и расположение улиц вблизи школы (место высадки из автобуса и движения в школу).

4. Далее на схеме выделяются участки повышенной опасности, требующие более подробного описания.

Это, как правило, на пути «дом–школа»:

• выход из дома и первый переход проезжей части;

• переход через улицу и перекрестки;

• посадка в общественный транспорт (остановка) и выход из него (если ребенок пользуется автобусом или маршрутным транспортом);

• последний переход проезжей части и вход в школу.

На пути «школа–дом» участки те же, но отмечается выход из школы и последний переход проезжей части и вход в дом, кроме того, выделяются участки повышенной опасности на нерекомендуемых вариантах движения, чтобы объяснить, в чем их опасность и почему они не рекомендуются.

5. При оформлении маршрута на бланке сплошной линией КРАСНОГО цвета со стрелкой и цифрой «1» над ней обозначается путь движения из дома в школу, путь из школы домой обозначается также, только сплошной линией СИНЕГО цвета, над линией ставится цифра «2».

6. Не рекомендуемый (но возможный) путь движения обозначается пунктирной линией.

7. На этом же листе ниже нужно написать:
Хочу такой сайт

-номер домашнего или мобильного телефона ребёнка;Хочу такой сайт

-фамилию, имя, отчество и контактные телефоны родителей.

Для каждой улицы, которую приходится переходить школьнику, делается две записи «Характеристика улицы» (с точки зрения ее опасности) и «Советы по переходу проезжей части».

Порядок использования маршрута:

После составления маршрута родители, сопровождая сына или дочь в школу и обратно (в первые месяцы посещения школы для первоклассника и несколько раз – для учащихся старших классов, которые ранее уже ходили в школу самостоятельно), добиваются практического овладения школьником методами безопасного движения по маршруту, понимания всех опасностей, которые указаны в описанном маршруте.

А) Сопровождая школьника, родители отрабатывают привычку заблаговременного выхода из дома, отсутствия спешки, перехода улицы только шагом, строго под прямым углом, не наискосок, тщательного осмотра дороги перед переходом проезжей части.

Отрабатывается сдержанность и осторожность при движении через дорогу для посадки в автобус.

Крайне важно добиться, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, сам по себе рассматривался школьником как сигнал опасности.

Б) Доверить школьнику самостоятельное движение в школу и обратно можно лишь после того, как будут выполнены «Требования к знаниям и навыкам школьника».

Особенно тщательно необходимо готовить к самостоятельному движению по улице детей с дефектами зрения, в частности, пользующихся очками.

На что обратить внимание при объяснении маршрута?

1. Школа и прилегающая территория. Особенности дорог, все места с ограниченным обзором, основные помехи обзору, основные маршруты перехода проезжей части дороги детьми, идущими в школу и из неё.

2. Переход. Особенности подхода к пешеходным переходам. Правила перехода проезжей части дороги, сигналы светофора и т.д.

3. Внутридворовая территория (жилая зона). Здесь нередко нет разделения на тротуар и проезжую часть. Пешеходы и автомобили делят одно дорожное пространство. Припаркованные автомашины ограничивают обзор. Кроме того, любая из них может поехать в любой момент.

4. Игровая площадка во дворе. Зачастую игровые площадки отделены от остальной части внутридворовой территории весьма условно. Заигравшись, дети могут выбежать за её пределы.

5. Проезд в дворовую территорию. Остановись для наблюдения, как при переходе проезжей части: убедись, что из двора не выезжает автомобиль.

6. «Пустынная» улица. Даже если не видно автомашин, приостановись, осмотрись и переходи спокойным шагом.

7. Дорога с интенсивным движением. Проезжую часть такой дороги безопаснее переходить только по оборудованным пешеходным переходам.

8. Место остановки маршрутных транспортных средств (например, автобуса). Здесь есть риск, что спешащий пассажир толкнёт тебя на проезжую часть. Будь внимателен и осторожен.

9. Регулируемый перекрёсток. Всегда дожидайся зелёного сигнала пешеходного светофора! Перед тем как переходить проезжую часть дороги, убедись, что на твоём пути нет автомашин, в том числе поворачивающих под зелёную стрелку транспортного светофора.

10. Места, где возможно движение автотранспорта задним ходом.

Рекомендуется:

1. Вместе с ребёнком пройти по рекомендуемому маршруту, обсудив места, требующие повышенного внимания. Обязательно обозначить, по какому маршруту идти нельзя.

2. Дома вместе с ребёнком составить схему рекомендуемого маршрута

и описание к ней.

3. Пройти маршрут вместе с ребёнком повторно, попросив его объяснить взрослому, как правильно поступать в том или ином случае.

4. Регулярно тренировать внимание ребёнка, превращая его знания в навыки поведения.

 

Уважаемые родители!

Не пожалейте времени на составление схемы безопасного пути, на обучение ребенка законам дорог. Помните о том, что именно родителям подражают дети, копируют их модель поведения, в том числе и на улице. Демонстрируйте правила безопасного поведения своим примером!

Маршрут дом-школа-дом.pdf (скачать) (посмотреть)
Маршрут безопасности Дом-школа-дом.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».