Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема.
Основные параметры, характеризующие детский травматизм, – гендерное и возрастное распределение, виды травматизма – остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.
Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это не обустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.
Основные виды травм, которые могут получить дети:
- Падение с кровати, окна, стола и ступенек. Падение — распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы и даже смертности. В летнее время зоной повышенной опасности становятся детские площадки, особенно качели.
- Ожоги от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня, прямых солнечных лучей.
- Удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.). Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки — это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья.
- Отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами, моющими жидкостями, отбеливателями и др.); медикаментами, ядовитыми грибами и ягодами.
- Поражение электрическим током от неисправных электроприборов, обнаженных проводов, открытых (без специальных насадок) электрических розеток.
- Порезы различными острыми предметами. Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови. Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать источником заражения ран.
- Утопление. Причина гибели более 80% детей в природной среде — вода.
- Детский дорожно-транспортный травматизм.
В содержании Закона «Об образовании в Российской Федерации» вопросы, касающиеся семьи и ее отношений с общественными образовательными институтами трактуются однозначно. В ст. 44 определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка: «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Как показывает практика, просветительская работа в форме: консультаций, лекций, семинаров, родительских клубов, тренингов и т.п. способствует повышению компетентности родителей в вопросах воспитания детей.
Взаимодействие с родителями по предупреждению детского травматизма должно идти в трёх направлениях:
- устранение травмоопасных ситуаций;
- систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно;
- исключение «ситуации делегирования» родительских обязательств несовершеннолетним старшим детям.