МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА Приложение №3 к АООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3), утвержденной приказом № 487-О от 01.09.2020г Рабочая программа начального общего образования по математике для обучающихся подготовительного класса Екатеринбург 2020 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» Личностные результаты освоения предмета: - осознание себя, как ученика, принятия определенных правил соответствующих данному статусу; - следование инструкции учителя и сохранение элементарного плана действия; - ориентировка в пространстве, на листе бумаги в тетради (на клавиатуре); - выделение, группировка и называние геометрических фигур; - называние частей суток, дней недели, месяцев и правильный порядок их следования; - количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 5; - состав чисел 2,3,4,5 из двух слагаемых; - знаки арифметических действий сложения и вычитания и их названия; Предметные результаты освоения предмета Учащиеся получат возможность научиться: – определять цвет, величину, массу, размеры, форму предметов, различать предметы по этим параметрам. – определять положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга; – называть слова, их обозначающие; – сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением, «на руку». – оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишние, недостающие. – увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемы жидкости, сыпучего вещества, объяснять эти изменения. – определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение; – устанавливать и называть порядок следования предметов. – называть части суток, порядок их следования, дни: вчера, сегодня, завтра. – узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры; – определять форму знакомых предметов. 2 – определять количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 5; состав чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых; названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания; – писать (печатать) цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотносить количество предметов с соответствующим числительным, цифрой; – пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двухтрех предметов без пересчитывания; производить и записывать (печатать) действия сложения и вычитания чисел в пределах 5; – решать задачи на нахождение суммы, остатка, выполняя самостоятельно практические действия; записывать (печатать) решение задачи в виде примера, числовые данные задачи называть и записывать (печатать) с наименованиями; – выделять в задаче условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ, выполнять практически с предметами или их заместителями действие, о котором говорится в задаче. 2. Цели образовательно-коррекционной работы: - формирование доступных учащимся математических знаний, умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к социальной адаптации; - максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета и коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; - воспитание у школьников самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности; -коррекция и развитие наглядно-образного мышления, основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ и т.д.); - совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; - формирование умения работать по словесной инструкции, по алгоритму; - формирование умения планировать свою деятельность. Развитие комбинаторных способностей; - развитие и обогащение связной речи, обогащение словаря; - расширение представлений об окружающем мире. 3. Общая характеристика учебного предмета 3 Предмет Математика имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни. Описание места учебного предмета «Математика» в учебном плане: на изучение предмета «Математика» обязательной частью учебного плана отводится 4 часа в неделю, 132 часа в год. 4. Содержание учебного предмета «Математика» Раздел 1: «Свойства предметов» - 15 часов Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие. Раздел 2: «Сравнение предметов» - 30 часов Сравнение двух предметов, серии предметов. Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине, равной, одинаковой, такой же величины. Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий). Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий. Раздел 3: «Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих» -16 часов Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного. 4 Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих. Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия их элементов: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Раздел 4: «Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ» - 10 часов Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же. Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема. Раздел 5: «Положение предметов в пространстве, на плоскости»-16 часов Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы. Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за. Раздел 6: «Временные представления» - 10 часов Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро. Раздел 7: «Геометрические формы» -18 часов Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус. Раздел 8: «Числа 1–5» - 50 часов Счет предметов в пределах 5. Количественные, порядковые числительные, цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотношение количества, числительного, цифры. Получение чисел пересчитыванием предметов. Измерение длины полоски, объема жидкости, сыпучего вещества произвольной меркой. 5 Место чисел в изучаемом отрезке числового ряда. Сравнение чисел путем установления взаимно однозначного соответствия, а также по месту в числовом ряду. Состав чисел из двух слагаемых. Арифметические действия: сложение, вычитание, знаки действий («+ » и «–»). Простые задачи на нахождение суммы, остатка, решаемые на основе выполнения практических действий. Структура задачи: условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ. 6 5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока Тип/фор Тема урока ма Виды/ Планируемые результаты урока урока формы контроля I четверть 1. Раздел 1: «Свойства предметов» – 10 часов 1 Вводный урок ИНМ Правила поведения на уроке ИР 2 Цвет предмета ИНМ Узнавать, различать и называть цвет предмета ИР 3 Цвет предмета ИНМ Узнавать, различать и называть цвет предмета ИР 4 Форма предмета ИНМ Узнавать, различать и называть форму предмета ИР 5 Форма предмета ИНМ Узнавать, различать и называть форму предмета ИР 6 Размер (величина) предмета ИНМ Узнавать, 7 Размер (величина) предмета ИНМ предмета ИР 8 Назначение предмета ИНМ Определять назначение предмета ИР 9 Свойства предмета ПИМ Учиться работать самостоятельно, использовать Тест 10 Свойства предмета ПИМ полученные знания Тест различать и называть величину ИР Раздел 2: «Сравнение предметов» - 22 часа 11 Сравнение двух предметов ИНМ Сравнение двух предметов «на глаз» ИР 12-13 Сравнение серии предметов ИНМ Сравнение серии предметов «на глаз» ИР Примечания 14-17 18-21 22-25 26-28 29-30 31-32 Сравнение предметов, имеющих объём, площадь, величину: (большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине.). Сравнение двух предметов: (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий). Сравнение трёх-четырёх предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине). Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжёлый предмет, лёгкий. Сравнение трёх-четырёх предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче. Повторение и закрепление пройденного материала ИНМ Сравнение предметов «на глаз»,наложением,приложением. ИР ИНМ Сравнение предметов «на глаз», наложением, приложением. ИР ИНМ Сравнение предметов «на глаз», наложением,приложением. ИР ИНМ Сравнение предметов «на руку» ИР ИНМ Сравнение предметов «на руку» ИР ПИМ Сравнение предметов «на глаз», наложением,приложением, «на руку»,применять полученные знания II четверть ИР Раздел 3: «Сравнение предметных совокупностей» – 16 часов 33 34 Сравнение двух-трёх предметных ИНМ совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же. Сравнение двух-трёх предметных ИНМ совокупностей. Слова: равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного. Сравнение предметов «на глаз», наложением, приложением. ИР Сравнение предметов «на глаз», наложением, приложением. ИР Сравнение количества предметов ИНМ Сравнение предметов «на глаз», наложением, одной совокупности до и после приложением. изменения количества предметов, ее составляющих Сравнение небольших предметных ИНМ Сравнение предметов «на глаз», наложением, 36 совокупностей путём установления приложением. взаимно однозначного соответствия их элементов: больше, меньше, одинаковое, равное количество. Сравнение небольших предметных ИНМ Сравнение предметов «на глаз», наложением, 37 совокупностей путём установления приложением. взаимно однозначного соответствия их элементов: столько же, сколько, лишние, недостающие предметы Раздел 4. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих вещей – 10 часов Сравнение объёмов жидкостей, ИНМ Сравнение на глаз 38 сыпучих веществ в одинаковых Употреблять в речи слова: больше, меньше, ёмкостях. слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же. одинаково, равно, столько же. ИР Сравнение объёмов жидкостей, ИНМ Сравнение объемов сыпучего вещества в одной ёмкости до и после изменения объёма Раздел 5. Положение предметов в пространстве – 8 часов Положение предметов в ИНМ Употреблять в речи слова: впереди, сзади, 40 пространстве, на плоскости справа, слева относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, ИР 35 39 ИР ИР ИР ИР В связи с физической особенностью контингента учащихся сравнение производится учителем 41 42 сзади, справа, слева Положение предметов в ИНМ пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, Положение предметов в ИНМ пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги: ИНМ вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); Ориентировка на листе бумаги: ИНМ 44 верхний, нижний, правый, левый край листа; Ориентировка на листе бумаги: для ИНМ 45 сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы. Отношения порядка следования: ИНМ 46-47 первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за. Раздел 6. Временные представления – 10 часов Сутки: утро, день, вечер, ночь. ИНМ 48-49 43 Употреблять в речи слова: правее, левее, вверху, ИР внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, Употреблять в речи слова: здесь, там, на, в, ИР внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги ИР Ориентировка на листе бумаги ИР Ориентировка на листе бумаги ИР Ориентировка на листе бумаги ИР Употреблять в речи слова: сутки, утро, день, ИР Повторение и закрепление пройденного материала Сегодня, завтра, вчера, на 52-53 следующий день, Рано, поздно, вовремя, давно, 54-55 недавно, медленно, быстро Сравнение по возрасту: молодой, 56-57 старый, моложе, старше. Раздел 7. Геометрические фигуры – 8 часов Круг 58-59 50-51 ПИМ ИНМ ИНМ ИНМ ИНМ вечер, ночь. Принимать и сохранять полученную инструкцию Употреблять в речи слова: завтра, вчера, на следующий день Употреблять в речи слова: Рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро Определять возраст, сравнивать ИД ИР ИР ИР Узнавать, называть и выделять геометрическую ИР фигуру (круг, квадрат, прямоугольник, ИР треугольник) ИР 60-61 Квадрат ИНМ 62-63 Прямоугольник ИНМ 54-65 Треугольник ИР 66 Повторение ПР III четверть Раздел 8. «Числа 1–5» Знакомство с числовым рядом - 11 часов Знакомство с числом 1. Состав ИНМ Знать число один. Уметь писать (печатать) 67 числа. цифру Знакомство с числом 2. Получение ИНМ Знать число два. Уметь писать (печатать) цифру 68-69 числа присчитыванием предметов. два. Состав числа. Знакомство с числом 3. Получение ИНМ Знать число три. Уметь писать (печатать) цифру 70-71 числа присчитыванием предметов. три. Состав числа. Знакомство с числом 4. Получение ИНМ Знать число четыре. Уметь писать (печатать) 72-73 числа присчитыванием предметов. цифру четыре. Знакомство с числом 5. Получение ИНМ Знать число пять. Уметь писать (печатать) цифру 74-75 ИР ИР ИР ИР ИР числа присчитыванием предметов. Место чисел, в изучаемом отрезке ИНМ числового ряда. Раздел 9. Арифметические действия — 19 часов Сложение ИНМ 78-79 76-77 80-82 Вычитание ИНМ 83-86 Знаки действий («+» и « - ») ИНМ Числовой ряд от 1 до 3. Решение примеров на сложение и вычитание Числовой ряд от 1 до 4. 91-93 Соотнесение цифры 4 и количества из четырех предметов Числовой ряд от 1 до 5. 94-96 Соотнесение цифры 5 и количества из пяти предметов Раздел 10. Меры длины и веса — 6 часов Измерение длины полоски, 97 произвольной меркой. Измерение объема жидкости 98 произвольной меркой. Измерение сыпучего вещества 99 произвольной меркой. и закрепление 100-102 Повторение материала пять. Знать место числа в числовом ряду. ИР, тест Принимать и сохранять полученную ИР инструкцию Принимать и сохранять полученную ИР инструкцию Называть знаки и соотносить их с действиями ИР Производить запись (печатать) примеры на ИР сложение и вычитание в пределах 3 Производить запись (печатать) цифру 4, ИР устанавливать соответствие, отмечать линией 87-90 Производить запись (печатать) цифру 5, ИР устанавливать соответствие, отмечать линией ИНМ ИНМ ИР Знать как производится измерение длины и объема, осуществлять измерения (по ИР возможности). ИР ПИМ ИР ИНМ IV четверть Повторение пройденного материала — 3 часа ПИМ 103-105 Решение примеров на сложение и вычитание Геометрический материал — 6 часов Решать примеры на сложение и вычитание и ИР производить их запись (печатать) 106-107 Шар ИНМ 108-109 Куб ИНМ Узнавать, называть и выделять геометрическую ИР фигуру (шар, куб, брус) ИР 110-111 Брус ИНМ ИР Знакомство с числовым рядом — 4 часа Число и цифра 4. Место числа в ИНМ 112 числовом ряду. Состав числа 4. 113 Число и цифра 5. Знакомство с числом и цифра 5. Состав числа 5 Числовой ряд от 1-5. Решение примеров на сложение и вычитание. Решение задач — 12 часов Структура задачи: условие, 116-119 числовые данные, вопрос, решение, ответ. 120-123 Решение простых задач на нахождение суммы. 124-127 Решение простых задач на нахождение остатка. Проверка знаний и умений — 5 часов и закрепление 128-129 Повторение изученного материала Диагностическая работа 130 114-115 ИНМ ПИМ Знать число четыре. Уметь писать (печатать) ИР цифру четыре. Знать состав чисел в пределах 4. Знать число пять. Уметь писать (печатать) цифру ИР пять. Знать состав чисел в пределах 5. Решать и записывать (печатать ) примеры на ИР сложение и вычитание в пределах 5 ИНМ Уметь выделять задачу. ИНМ Решение задачи на нахождение суммы. Запись ИР (печать) действия. Решение задачи на нахождение остатка. Запись ИР, ПР (печать) действия. ИНМ ПИМ ПИМ 131 Работа над ошибками ПИМ 132 Итоговое занятие ПИМ из предложенных текстов ИР Принимать и сохранять полученную ИР инструкцию Принимать и сохранять полученную ИР инструкцию Проводить работу над ошибками после ИР предварительного анализа учителем. ИР Используемые сокращения: типы/формы урока: ИНМ – изучение нового материала ПИМ – повторение изученного материала виды/формы контроля: ПР – проверочная работа Т – тест КР – контрольная работа ДКР – диагностическая контрольная работа