МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА
Приложение №1
к АООП НОО обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (вариант 6.3),
утвержденной приказом № 487-О от 01.09.2020г
Рабочая программа
начального общего образования по русскому языку
для обучающихся подготовительного класса
Екатеринбург
2020
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский
язык»
Личностные результаты:
– осознание себя, как ученика, принятия определенных правил
соответствующих данному статусу;
– следование инструкции учителя и сохранение элементарного плана
действия;
– ориентировка на листе бумаги в тетради (на клавиатуре);
– выделение первого звука в слове;
– написание элементов букв, и самих букв;
– соблюдение строчки.
Учащиеся получат возможность научиться:
действовать по показу, по памяти после предварительного анализа, по
словесной инструкции;
осуществлять выбор и группировку предметов по основным признакам
(цвету. форме, величине);
осуществлять выбор и группировку геометрических фигур (квадрат,
прямоугольник, треугольник, круг);
осуществлять выбор и группировку предметов изображенных на
рисунках (листья, фрукты. овощи и т.д.);
конструировать из предложенных геометрических форм, палочек;
обводить по клеткам;
пользоваться тетрадью, правильно держать ручку;
писать элементы букв, отдельные буквы.
Учащимся, у которых в силу их состояния не могут быть
сформированы графомоторные навыки, получат возможность научиться
работать на клавиатуре: ориентироваться на клавиатуре, знать расположение
основных кнопок, печатать символы и буквы.
2. Цели образовательно-коррекционной работы
Образовательно-коррекционная работа в первом подготовительном классе
направлена на:
– формирование доступных учащимся знаний по русскому языку, умений
практически применять их в повседневной жизни, при изучении других
учебных предметов; подготовка учащихся к социальной адаптации;
– максимальное общее развитие учащихся средствами данного
учебного предмета и коррекция недостатков развития познавательной
2
деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей
каждого ученика на различных этапах обучения;
– коррекция и развитие основных мыслительных операций (сравнение,
обобщение, анализ и т.д.);
– формирование манипулятивных функций;
– совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой
моторики кисти и пальцев рук;
– воспитание у школьников самостоятельности, терпеливости, навыков
контроля и самоконтроля, аккуратности;
– формирование умения работать по словесной инструкции, по
алгоритму;
– формирование умения планировать свою деятельность. Развитие
комбинаторных способностей;
– развитие и обогащение связной речи, обогащение словаря;
– расширение представлений об окружающем мире.
3. Общая характеристика учебного предмета
Предмет Русский язык в подготовительном классе имеет несколько условное
название. Основная задача этого предмета подготовить учащихся к
овладению грамотой сформировать и развить, насколько позволяют
возможности, графомоторные навыки обучающихся.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» обязательной частью учебного плана
отводится 4 часа в неделю,132 часа в год.
4. Содержание учебного предмета
1. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
2. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму).
Данные разделы не предусматривают конкретного количества часов,
так как работа проводится на каждом занятии в течение всего учебного года
3
5. Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Примечания
I четверть – 32 ч
1
2
3
4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
Вводный урок
Упражнение для кистей и пальцев рук на основе
подражания действиям с игрушками
Рисование мелками линий произвольной длины и
направления
Ознакомление с шаблонами простой конфигурации,
их соотнесение с предметами окружающей
действительности
Соотнесение шаблонов с предметами окружающей
действительности
Обводка по шаблону круга в воздухе, на доске, на
парте
Обводка по шаблону квадрата в воздухе, на доске, на
парте
Ознакомление с правильной посадкой при письме и
правильном расположении альбома
Рисование в альбоме круга по шаблону
Учащимся предлагается в начале
внутренняя обводка, далее по
возможности
учащихся
осуществляется
переход
на
4
внешнюю обводку)
Разучивание упражнений для кистей и пальцев рук
Рисование в альбоме квадрата по шаблону
Рисование в альбоме треугольника по шаблону
Рисование в альбоме композиции из двух фигур по
шаблонам с помощью учителя
23-24
Разучивание упражнений для кистей и пальцев рук
25-28
Самостоятельное рисование композиции из двух
фигур по шаблонам с опорой на рисунок
29-32
Рисование композиций из двух фигур
II четверть – 34 ч
Для обучающихся, чьи возможности не позволяют сформировать графомоторные навыки, со второй
четверти вводится работа на компьютере. Тип упражнения прописан под основной темой урока в
скобках
33-36
Обводка по трафарету, в воздухе, на доске изученных
геометрических фигур
37-38
Обводка по контуру квадратов различной величины
Демонстрируется
обычная
(Знакомство с клавиатурой)
клавиатура
без
привязки
к
компьютеру
39-40
Обводка по контуру кругов различной величины.
В зависимости от особенностей
(Знакомство с клавиатурой)
ребенка
ему подбираются для
работы различные виды клавиатур
(специальная, обычная, сделанная
из картона и т.д.)
15
16-17
18-19
20-22
5
41-42
43-44
45-46
47-48
49-51
52-53
Обводка по контуру треугольников различной
величины.
(Знакомство с клавиатурой.
Отработка попадания и силы удара)
Обводка цветными карандашами по контуру
композиции из геометрических фигур.
(Знакомство с клавиатурой.
Отработка попадания и силы удара)
Отслеживается
возможность
ребенка работать рукой и при
отсутствии такой возможности
изыскивается
другой
способ
(контактор-единорог и т.д.)
Рисование геометрических фигур, а на их основе
знакомых предметов (круг- мяч, шарик, яблоко).
(Знакомство с клавиатурой.
Отработка попадания и силы удара)
Рисование геометрических фигур, а на их основе
знакомых предметов (квадрат- флажок)
(Знакомство с клавишей «пробел»)
Рисование геометрических фигур, а на их основе
знакомых предметов: треугольник – елка, овалморковь, банан.
(Отработка чередования:
клавиша с буквой – клавиша «пробел»)
Рисование нескольких геометрических фигур, а на их
основе знакомых предметов (домик)
(Отработка чередования клавиша с буквой - клавиша
«пробел»)
6
54-55
56-57
58-59
60-61
62-63
64-66
67-68
69-70
71-72
Рисование фигур по клеткам (по ориентировочным
точкам)
(Знакомство с клавишей точка)
Рисование фигур по клеткам (по ориентировочным
штрихам)
(Отработка чередования клавиша точка клавиша
пробел)
Рисование фигур по клеткам ( по ориентировочным
тонким линиям -обводка)
(Отработка чередования клавиша – точка)
Обведение клеток по образцу по точкам
(Отработка чередования клавиша – точка)
Обведение клеток самостоятельно
(Отработка чередования нескольких клавиш и точка в
конце)
Составление орнамента из клеток.
(Отработка чередования нескольких клавиш и точки в
конце)
На клавиатуре показывается точка
не
требующая
переключения
клавиш.
Так как работа на данном этапе
происходит на отсоединенной от
компьютера клавиатуре, важно
сначала научить ребенка попадать
на любую клавишу, соблюдая силу
удара, а затем производить работу
по заданию учителя.
III четверть – 36 ч
Рисование прямых и наклонных палочек.
(Знакомство с клавишей слеш «/»)
Соединения палочек в разных сочетаниях
(Отработка силы удара на клавиатуре клавиша « / »)
Орнамент из палочек, их сочетаний
7
73-74
75-76
77-78
79-80
81-82
83-84
85-86
87-88
89-90
91-92
(Отработка сочетания клавиш «/» и «пробел»)
Орнамент из двух геометрических фигур
(Отработка сочетания клавиш «// //» и «пробел»
Орнамент из трех геометрических фигур
(Отработка сочетания (/// ///)
Письмо элементов букв: наклонные палочки длинные
(Отработка сочетания (/// ///)
Письмо элементов букв: наклонные палочки длинные
и короткие (чередование)
(Отработка сочетания (/// ///)
Палочки с закруглением внизу
(Знакомство с клавишей «запятая»)
Палочки с закруглением вверху
(Отработка различных сочетаний клавиш с клавишей
«запятая)(/,/,/, )
Палочки с закруглением вверху и внизу (крючки)
(Отработка различных сочетаний клавиш с клавишей
«запятая)(///,)
Письмо овалов
(Отработка различных сочетаний клавиш с клавишей
«запятая) (///,)
Письмо полуовалов
(Знакомство с клавишами перехода . Клавиша «вверх»
Письмо нижней петельки.
(Знакомство с клавишами перехода . Клавиша «вниз»)
Клавиатура
подсоединяется
к
компьютеру.
Детей
учат
отслеживать взглядом полученный
результат на мониторе компьютера
Сначала переход показывается на
доске, затем на компьютере
ребенка, так как дети не всегда
могут определить перемещение
8
93-94
95-96
97-98
99-102
103-104
105-108
109-112
113-116
Письмо петельки вверху
(Знакомство с клавишами перехода . Клавиша
«вправо»
Чередование верхней и нижней петельки
(Знакомство с клавишами перехода. Клавиша
«влево»)
Элемент буквы е
(Переход в разных направлениях по заданию учителя)
Соединение из одинаковых элементов.
(Переход в разных направлениях по заданию учителя)
IV четверть – 30 ч
Соединение из одинаковых элементов.
(Для печатающих элемент типа
*/*/*/*/)
Буква а. Знакомство со строчной буквой а и
упражнения в ее написании.
(Расположение буквы на клавиатуре. Печатанье буквы
а)
курсора. Курсор следует выбрать
наибольший( лучше в форме
стрелки)
Печать осуществляется шрифтом
TimesNewRoman (курсив) кегль
(размер шрифта) выбирается в
зависимости от состояния зрения
обучающегося ,но не ниже 36.
Буква у. Знакомство со строчной буквой у и
упражнения в ее написании.
(Расположение буквы у на клавиатуре, печатанье
буквы у)
Слова ау и уа. Звуко-буквенный анализ и письмо слов.
Правила соединения букв. Упражнения в написании
9
117-119
120-123
124-125
126-127
128-130
131-132
данных слов.
(Печатанье слов ау и уа)
Буква о. Знакомство со строчной буквой о и
упражнения в ее написании.
(Расположение буквы о на клавиатуре, печатанье
буквы о)
Прописная буква О.
(Знакомство с клавишей Shift. Печатанье прописной
буквы О)
Буква м. Знакомство со строчной буквой м и
упражнения в ее написании.
(Расположение буквы м на клавиатуре, печатанье
буквы м)
Прописная буква М.
(Печатанье прописной буквы М)
Обратные слоги ам и ум. Звуко-буквенный анализ и
письмо данных слогов
Закрепление материала
Для печатающих детей образец для
списывания
дается
только
прописными буквами.
10
11