МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА Приложение №1 к АООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3), утвержденной приказом № 487-О от 01.09.2020г Рабочая программа начального общего образования по русскому языку для обучающихся подготовительного класса Екатеринбург 2020 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» Личностные результаты: – осознание себя, как ученика, принятия определенных правил соответствующих данному статусу; – следование инструкции учителя и сохранение элементарного плана действия; – ориентировка на листе бумаги в тетради (на клавиатуре); – выделение первого звука в слове; – написание элементов букв, и самих букв; – соблюдение строчки. Учащиеся получат возможность научиться: действовать по показу, по памяти после предварительного анализа, по словесной инструкции; осуществлять выбор и группировку предметов по основным признакам (цвету. форме, величине); осуществлять выбор и группировку геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг); осуществлять выбор и группировку предметов изображенных на рисунках (листья, фрукты. овощи и т.д.); конструировать из предложенных геометрических форм, палочек; обводить по клеткам; пользоваться тетрадью, правильно держать ручку; писать элементы букв, отдельные буквы. Учащимся, у которых в силу их состояния не могут быть сформированы графомоторные навыки, получат возможность научиться работать на клавиатуре: ориентироваться на клавиатуре, знать расположение основных кнопок, печатать символы и буквы. 2. Цели образовательно-коррекционной работы Образовательно-коррекционная работа в первом подготовительном классе направлена на: – формирование доступных учащимся знаний по русскому языку, умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к социальной адаптации; – максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета и коррекция недостатков развития познавательной 2 деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; – коррекция и развитие основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ и т.д.); – формирование манипулятивных функций; – совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; – воспитание у школьников самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности; – формирование умения работать по словесной инструкции, по алгоритму; – формирование умения планировать свою деятельность. Развитие комбинаторных способностей; – развитие и обогащение связной речи, обогащение словаря; – расширение представлений об окружающем мире. 3. Общая характеристика учебного предмета Предмет Русский язык в подготовительном классе имеет несколько условное название. Основная задача этого предмета подготовить учащихся к овладению грамотой сформировать и развить, насколько позволяют возможности, графомоторные навыки обучающихся. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане На изучение предмета «Русский язык» обязательной частью учебного плана отводится 4 часа в неделю,132 часа в год. 4. Содержание учебного предмета 1. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. 2. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму). Данные разделы не предусматривают конкретного количества часов, так как работа проводится на каждом занятии в течение всего учебного года 3 5. Календарно-тематическое планирование № урока Тема урока Примечания I четверть – 32 ч 1 2 3 4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 Вводный урок Упражнение для кистей и пальцев рук на основе подражания действиям с игрушками Рисование мелками линий произвольной длины и направления Ознакомление с шаблонами простой конфигурации, их соотнесение с предметами окружающей действительности Соотнесение шаблонов с предметами окружающей действительности Обводка по шаблону круга в воздухе, на доске, на парте Обводка по шаблону квадрата в воздухе, на доске, на парте Ознакомление с правильной посадкой при письме и правильном расположении альбома Рисование в альбоме круга по шаблону Учащимся предлагается в начале внутренняя обводка, далее по возможности учащихся осуществляется переход на 4 внешнюю обводку) Разучивание упражнений для кистей и пальцев рук Рисование в альбоме квадрата по шаблону Рисование в альбоме треугольника по шаблону Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с помощью учителя 23-24 Разучивание упражнений для кистей и пальцев рук 25-28 Самостоятельное рисование композиции из двух фигур по шаблонам с опорой на рисунок 29-32 Рисование композиций из двух фигур II четверть – 34 ч Для обучающихся, чьи возможности не позволяют сформировать графомоторные навыки, со второй четверти вводится работа на компьютере. Тип упражнения прописан под основной темой урока в скобках 33-36 Обводка по трафарету, в воздухе, на доске изученных геометрических фигур 37-38 Обводка по контуру квадратов различной величины Демонстрируется обычная (Знакомство с клавиатурой) клавиатура без привязки к компьютеру 39-40 Обводка по контуру кругов различной величины. В зависимости от особенностей (Знакомство с клавиатурой) ребенка ему подбираются для работы различные виды клавиатур (специальная, обычная, сделанная из картона и т.д.) 15 16-17 18-19 20-22 5 41-42 43-44 45-46 47-48 49-51 52-53 Обводка по контуру треугольников различной величины. (Знакомство с клавиатурой. Отработка попадания и силы удара) Обводка цветными карандашами по контуру композиции из геометрических фигур. (Знакомство с клавиатурой. Отработка попадания и силы удара) Отслеживается возможность ребенка работать рукой и при отсутствии такой возможности изыскивается другой способ (контактор-единорог и т.д.) Рисование геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов (круг- мяч, шарик, яблоко). (Знакомство с клавиатурой. Отработка попадания и силы удара) Рисование геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов (квадрат- флажок) (Знакомство с клавишей «пробел») Рисование геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов: треугольник – елка, овалморковь, банан. (Отработка чередования: клавиша с буквой – клавиша «пробел») Рисование нескольких геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов (домик) (Отработка чередования клавиша с буквой - клавиша «пробел») 6 54-55 56-57 58-59 60-61 62-63 64-66 67-68 69-70 71-72 Рисование фигур по клеткам (по ориентировочным точкам) (Знакомство с клавишей точка) Рисование фигур по клеткам (по ориентировочным штрихам) (Отработка чередования клавиша точка клавиша пробел) Рисование фигур по клеткам ( по ориентировочным тонким линиям -обводка) (Отработка чередования клавиша – точка) Обведение клеток по образцу по точкам (Отработка чередования клавиша – точка) Обведение клеток самостоятельно (Отработка чередования нескольких клавиш и точка в конце) Составление орнамента из клеток. (Отработка чередования нескольких клавиш и точки в конце) На клавиатуре показывается точка не требующая переключения клавиш. Так как работа на данном этапе происходит на отсоединенной от компьютера клавиатуре, важно сначала научить ребенка попадать на любую клавишу, соблюдая силу удара, а затем производить работу по заданию учителя. III четверть – 36 ч Рисование прямых и наклонных палочек. (Знакомство с клавишей слеш «/») Соединения палочек в разных сочетаниях (Отработка силы удара на клавиатуре клавиша « / ») Орнамент из палочек, их сочетаний 7 73-74 75-76 77-78 79-80 81-82 83-84 85-86 87-88 89-90 91-92 (Отработка сочетания клавиш «/» и «пробел») Орнамент из двух геометрических фигур (Отработка сочетания клавиш «// //» и «пробел» Орнамент из трех геометрических фигур (Отработка сочетания (/// ///) Письмо элементов букв: наклонные палочки длинные (Отработка сочетания (/// ///) Письмо элементов букв: наклонные палочки длинные и короткие (чередование) (Отработка сочетания (/// ///) Палочки с закруглением внизу (Знакомство с клавишей «запятая») Палочки с закруглением вверху (Отработка различных сочетаний клавиш с клавишей «запятая)(/,/,/, ) Палочки с закруглением вверху и внизу (крючки) (Отработка различных сочетаний клавиш с клавишей «запятая)(///,) Письмо овалов (Отработка различных сочетаний клавиш с клавишей «запятая) (///,) Письмо полуовалов (Знакомство с клавишами перехода . Клавиша «вверх» Письмо нижней петельки. (Знакомство с клавишами перехода . Клавиша «вниз») Клавиатура подсоединяется к компьютеру. Детей учат отслеживать взглядом полученный результат на мониторе компьютера Сначала переход показывается на доске, затем на компьютере ребенка, так как дети не всегда могут определить перемещение 8 93-94 95-96 97-98 99-102 103-104 105-108 109-112 113-116 Письмо петельки вверху (Знакомство с клавишами перехода . Клавиша «вправо» Чередование верхней и нижней петельки (Знакомство с клавишами перехода. Клавиша «влево») Элемент буквы е (Переход в разных направлениях по заданию учителя) Соединение из одинаковых элементов. (Переход в разных направлениях по заданию учителя) IV четверть – 30 ч Соединение из одинаковых элементов. (Для печатающих элемент типа */*/*/*/) Буква а. Знакомство со строчной буквой а и упражнения в ее написании. (Расположение буквы на клавиатуре. Печатанье буквы а) курсора. Курсор следует выбрать наибольший( лучше в форме стрелки) Печать осуществляется шрифтом TimesNewRoman (курсив) кегль (размер шрифта) выбирается в зависимости от состояния зрения обучающегося ,но не ниже 36. Буква у. Знакомство со строчной буквой у и упражнения в ее написании. (Расположение буквы у на клавиатуре, печатанье буквы у) Слова ау и уа. Звуко-буквенный анализ и письмо слов. Правила соединения букв. Упражнения в написании 9 117-119 120-123 124-125 126-127 128-130 131-132 данных слов. (Печатанье слов ау и уа) Буква о. Знакомство со строчной буквой о и упражнения в ее написании. (Расположение буквы о на клавиатуре, печатанье буквы о) Прописная буква О. (Знакомство с клавишей Shift. Печатанье прописной буквы О) Буква м. Знакомство со строчной буквой м и упражнения в ее написании. (Расположение буквы м на клавиатуре, печатанье буквы м) Прописная буква М. (Печатанье прописной буквы М) Обратные слоги ам и ум. Звуко-буквенный анализ и письмо данных слогов Закрепление материала Для печатающих детей образец для списывания дается только прописными буквами. 10 11