Рабочая программа по основам социальной жизни 7 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08. 2021

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ-СОШ № 25
_______________ Чергинец Ю.Г.
Приказ № 199-О от 30.08.2021

Рабочая программа
основного общего образования
по основам социальной жизни для обучающихся 7 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Екатеринбург
2021

1. Планируемые результаты освоения программы по учебному
предмету «Основы социальной жизни»
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе
ФГОС
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух
видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
 Осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину.
 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
 Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении.
 Овладение
начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире.
 Овладение
социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни.
 Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия.
 Способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей.
 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
 Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях.
 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
 Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
-умение испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и

своих товарищей;
-адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
-бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны.
Коммуникативные учебные действия:
-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать
разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
-использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
-умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
-осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
-дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
-использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения
между объектами и процессами.
Предметные результаты
Минимальный уровень:

иметь представления о разных группах продуктов питания;
 знать отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным
группам;
 понимать их значение для здорового образа жизни человека;
 уметь приготовить несложные виды блюд под руководством учителя;
 иметь представление о санитарно-гигиенических требованиях к
процессу приготовление пищи;
 соблюдение требований техники безопасности при приготовлении
пищи;
 знать отдельные виды одежды и обуви, некоторые правила ухода за
ними;
 уметь соблюдать усвоенные правила в повседневной жизни;
 знать правила личной гигиены и уметь их выполнять под руководством
взрослого;
 знать названия предприятий бытового обслуживания и их назначение;
 уметь решать типовые практические задачи под руководством педагога
посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;
 знать названия торговых организаций, их виды и назначение;
 уметь совершать покупки различных видов товара под руководством
взрослого;
 иметь представление о статьях семейного бюджета;
 коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета;
 иметь представление о различных видах средств связи;
 знать и соблюдать некоторые правила поведения в общественных
местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
 знать названия организаций социальной направленности и их
назначение.
Достаточный уровень:
 знать способы хранения и переработки продуктов питания;
 составлять меню из предложенных продуктов питания;
 самостоятельно приготовить несложные знакомые блюда;
 самостоятельно совершать покупки различных видов товара;
 соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта,
волосами, кожей рук и т.д.;
 соблюдать правила поведения в доме и общественных местах;

иметь представление о морально-этических нормах поведения;
 иметь навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья,
мытье посуды и т.п.);
 обращаться в различные медицинские учреждения, вызывать врача на







дом, покупать лекарства и т.д.;
пользоваться различными средствами связи, в том числе и Интернет средствами, Интернет- услугами населения;
знать основные статьи семейного бюджета, уметь вести его расчет;
составлять различные виды деловых бумаг под руководством учителя с
целью обращения в различные организации социального назначения.

2. Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни»
Место учебного предмета «Основы социальной жизни» – входит
в предметную область «Человек» и относится к обязательной части
учебного плана.
Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» заключается в
дальнейшем развитии и совершенствовании социальной (жизненной)
компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни.
С учетом уровня обученности детей основными задачами являются:
- овладение обучающимися некоторыми знаниями и жизненными
компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном
обществе;
- развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства;
воспитание положительного отношения к домашнему труду;
- развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;
- формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;
- формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего
трудоустройства;
- коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер;
развитие коммуникативной функции речи.
Тематическое планирование учебного предмета
№
п/п

Кол- Тема раздела Содержание
во
часов

1

2

Личная
гигиена

Особенности личной гигиены в жизни подростка.
Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья
тела. Особенности ухода за кожей лица и волосами.
Гигиена одежды, нательного и постельного белья.

2

12

Одежда
обувь

и Значение продления срока службы одежды.
Использование бытовой техники при стирке белья
из х/б ткани. Правила и приемы глажения белья,
брюк, спортивной одежды. «Химчистка», виды

услуг и правила пользования. Уход за обувью.
3

5

Торговля

Универсальные
и
специализированные
промтоварные магазины, их отделы. Назначение
магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок
приобретения товаров

4

12

Питание

Виды питания. Значение первых и вторых блюд и
их приготовление. Третьи блюда. Использование
электробытовых приборов для экономии сил и
времени при приготовлении пищи. Сервировка
стола к обеду.

5

4

Культура
поведения

Правила поведения в гостях. Подготовка к походу в
гости, подарки.

6

5

Семья

Помощь родителям и воспитателям в уходе за
младшими детьми и в соблюдении чистоты и
порядка дома, в школе.

7

8

Жилище

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.
Подготовка квартиры к лету и зиме. Санитарная
обработка помещения в случае необходимости.
Уход за мебелью в зависимости от её покрытия.
Животные в доме.

8

4

Транспорт

Междугородний железнодорожный транспорт.
Вокзалы. Их назначение и основные службы.
Справочная служба вокзалов. Расписание поездов.
Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость
проезда до разных пунктов. Формы приобретения
ж/д билетов. Порядок сдачи багажа и получения
его.

9

4

Средства
связи

Виды бандеролей, порядок их отправления.
Упаковка и стоимость пересылки. Посылки. Виды
упаковки, правила отправления и стоимость.
Заполнение бланков.

10

8

Медицинская Домашняя аптечка, термометр. Лекарственные
помощь
растения. Первая помощь при травмах, ранах,
микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.
Учреждения, организации и предприятия.

11

4

Учреждения Названия цехов, отделов рабочих специальностей,
и
виды выпускаемой продукции, местонахождение
организации ближайшего предприятия. Промышленные и
сельскохозяйственные
предприятия.
Виды
продукции.

Основными формами контроля по данному предмету являются:
ТК – текущий контроль (устный опрос, работа у доски, небольшая
самостоятельная письменная работа, взаимопроверка, словарная работа).
ПК – промежуточный контроль (самостоятельная работа, тест, работа по
карточкам),
ИК – итоговый контроль (тест, самостоятельная письменная работа, работа по
карточкам).
Виды практических заданий: чтение и анализ текстов, словарная работа,
работа с лентой времени, посещение музеев; описания по итогам посещений
музеев и других историко-культурных мест.
Творческие задания: изготовление альбомов, стендов; подготовка и
проведение тематических игр, викторин, общешкольных мероприятий.
3. Календарно-тематическое планирование учебного предмета
(2 часа в неделю, всего 68 часов в год)
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Содержание материала
Тема 1. Личная гигиена
Личная гигиена подростка
Особенности ухода за кожей лица, волосами
Тема 2. Одежда и обувь
Продление срока службы одежды
Ремонт одежды. Штопка одежды
Заплата
Наложение заплаты
Бытовая техника для стирки
Стирка х/б белья вручную и с использованием стиральной машинки
Виды моющих средств, правила пользования ими
Подбор моющих средств
Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды
Последовательность глажения одежды из различных тканей, белья
Прачечная
Виды обуви. Способы и средства ухода за обувью.
Тема 3. Торговля
Универмаги и универсамы, их назначение
Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров
Порядок приобретения товаров
Отделы, товары по сниженным ценам.
Покупки через интернет-ресурсы
Тема 4. Питание
Виды питания
Значение 1-ых, 2-ых блюд и их приготовление из овощей, рыбных и
мясных продуктов
Использование механических и электробытовых приборов для

23
24
25
26
27
28
39
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

экономии сил и времени при приготовлении пищи
Соблюдение правил безопасности при работе режущими
инструментами,
приспособлениями, электроприборами
Приготовление блюда по рецепту
Приготовление 1-ых блюд
Приготовление 2-ых блюд
Приготовление 3-их блюд
Виды напитков
Сочетание продуктов
Составление меню
Сервировка стола. Этикет за столом
Тема 5. Культура поведения
Правила приема приглашения в гости и формы отказа
Подготовка к поездке в гости
Изготовление приглашения
Выбор подарка. Правила поведения при вручении и приеме
подарка
Тема 6. Семья
Родственные связи
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми
Оказание помощи в одевании на прогулку или школу
Разучивание тихих и подвижных игр
Проведение игр с младшими школьниками
Тема 7. Жилище
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения
Правила и последовательность проведения сухой уборки
Санитарная уборка помещения в случае необходимости
Влажная уборка. Мытье зеркал и стекол
Уход за полом, в зависимости от покрытия
Средства ухода за полом. Мытье полов
Использование пылесоса
Подготовка квартиры и дома к зиме, лету
Тема 8. Транспорт
Междугородний транспорт: ж/д, речной, авиа. Назначение служб
вокзалов
Расписание поездов
Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до
разных пунктов
Формы приобретения билетов. Виды камер хранения багажа.
Порядок сдачи и получения его
Тема 9. Средства связи
Виды бандеролей
Порядок их отправления

55
56

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Посылки. Виды упаковок.
Правила и стоимость отправления
Тема 10. Медицинская помощ
Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран
при
микротравмах
Домашняя аптечка. Термометр
Лекарственные растения в домашней аптечке
Изготовление отвара из лекарственных растений
Первая помощь при травмах: вывих, перелом, наложение повязки на
раны
Меры по предупреждению переломов
Накладывание гипса при переломах
Меры предупреждения осложнений после микротравмы
Тема 11. Учреждения и организации
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Их значение
для жителей города и села
Названия рабочих специальностей. Виды выпускаемой продукции
Деятельность ближайшего предприятия, основные профессии
Обобщение полученных знаний


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».