МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2023 УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ-СОШ № 25 Чергинец Ю.Г. Приказ № 149-О от 30.08.2023 Согласована: родитель (законный представитель) ________ _______________ Подпись (ФИО) СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 7 класс Екатеринбург 2023 Индивидуальный учебный план. Индивидуальные занятия ГрупПредмет, повые Воспитатель/ Учитель- Учитель Учитель- Педагогкоррекционный курс Учитель занятия Тьютор логопед физкультурыдефектологпсихолог Речь и альтернативная 3 (доп.) коммуникация Математические 2 представления Окружающий 3 природный мир Окружающий 2 социальный мир Человек 1 Адаптивная 2 физкультура Музыка и движение 2 Изобразительная 3 деятельность Домоводство 5 Профильный труд 2 Коррекционноразвивающие занятия Сенсорное развитие 1 Предметно-практич. 1 действия Двигательное развитие 1 Альтернативная 1 коммуникация 0 29 0 0 0 0 0 Всего: Внеурочная деятельность: Итого: 29 Содержание образования в условия организации и семьи. Коррекция проблемного поведения. Вид (виды) проблемного поведения: неадекватный крик Причина проблемного поведения: избегание неприятного (нарушение привычного стереотипа; непонимание происходящего; общение в форме, некомфортной для ребёнка; занятия, непривлекательные для него; сверхсильные сенсорные стимулы; внутренний дискомфорт) Способы коррекции стереотипий (двигательных, сенсорно-двигательных): предотвращение утомления и психологического дискомфорта разграничение ситуаций, в которых нежелательно проблемное поведение и в которых оно допустимо Способы коррекции неадекватного крика: формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной для ребенка ситуации отсутствие подкрепления нежелательного поведения Примечание. Если применяемые педагогические способы коррекции проблемного поведения не меняют поведение ребенка, рекомендуем родителям обратиться за консультацией к врачупсихиатру. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов. Начало Содержание 1 полугодие учебного года 1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация 1.1. Коммуникация 1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств. 1.1.2.1. Использование взгляда как средства коммуникации 1.1.2.2. Использование мимики как средства коммуникации 1.1.2.3. Использование жеста как средства коммуникации 1.1.2.4. Использование звучащего предмета как средства коммуникации 1.1.2.5. Использование предметного символа как средства коммуникации 1.1.2.6. Использование графического изображения как средства коммуникации 1.1.2.7. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации 1.1.2.9. Использование коммуникативной кнопки как средства коммуникации 1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации 1.2.1. Импрессивная речь 1.2.1.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя 1.2.1.2. Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов 1.2.1.3. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 1.2.1.4. Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 1.2.1.5. Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) 1.2.1.6. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) 1.2.1.7. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) 1.2.1.9. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) 1.2.1.10. Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, изза и др.) 1.2.1.11. Понимание простых предложений 1.2.1.13. Понимание содержания текста 1.2.3. Экспрессия с использованием средств 2 полугодие невербальной коммуникации 1.2.3.1. Показ графических изображений, обозначающих собственное имя 1.2.3.2. Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) 1.2.3.3. Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 1.2.3.4. Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) 1.2.3.5. Показ графических изображений, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) 1.2.3.6. Показ графических изображений для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 1.2.3.7. Показ графических изображений, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) 1.2.3.9. Показ графических изображений, обозначающих число и количество предметов (пять, второй и др.) 1.3. Чтение и письмо 1.3.1. Глобальное чтение 1.3.1.1. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 2. Математические представления 2.1. Количественные представления 2.1.1. Нахождение одинаковых предметов 2.1.2. Разъединение множества 2.1.3. Объединение предметов в единое множество 2.1.4. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» 2.1.5. Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом) 2.1.6. Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание 2.2. Представления о форме 2.2.1. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок» 2.2.2. Соотнесение формы предметов с геометрическими телами 2.2.3. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок 2.2.4. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой 2.2.5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) 2.3. Пространственные представления 2.3.1. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела) 2.3.2. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре 2.3.7. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между 2.4. Временные представления 2.4.1. Узнавание (различение) частей суток 2.4.2. Знание порядка следования частей суток 2.4.7. Различение времен года 2.4.11. Сравнение людей по возрасту 2.5. Представления о величине 2.5.1. Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине 2.5.2. Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения 2.5.3. Определение среднего по величине предмета из 3-х предложенных предметов 2.5.5. Различение однородных (разнородных) предметов по длине 2.5.6. Сравнение предметов по длине 2.5.8. Сравнение предметов по ширине 2.5.9. Различение предметов по высоте 2.5.10. Сравнение предметов по высоте 2.5.11. Различение предметов по весу 2.5.12. Сравнение предметов по весу 2.5.13. Узнавание весов, частей весов; их назначение 3. Окружающий природный мир 3.1. Временные представления 3.1.1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь) 3.1.2. Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь) 3.1.3. Соотнесение частей суток с видами деятельности 3.1.14. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам 3.1.15. Представление о годе как о последовательности сезонов 3.1.16. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года 3.1.17. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года 3.1.18. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года 3.1.19. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер) 3.1.20. Соотнесение явлений природы с временем года 3.1.21. Рассказ о погоде текущего дня 3.2. Животный мир 3.2.1. Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши) 3.2.2. Знание основных признаков животного 3.2.3. Установление связи строения тела животного с его образом жизни 3.2.4. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака) 3.2.5. Знание питания домашних животных 3.2.6. Знание способов передвижения домашних животных 3.2.7. Объединение животных в группу «домашние животные» 3.2.8. Знание значения домашних животных в жизни человека 3.2.9. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.) 3.2.10. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок) 3.2.11. Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр) 3.2.12. Знание питания диких животных 3.2.13. Знание способов передвижения диких животных 3.2.14. Объединение диких животных в группу «дикие животные» 3.2.15. Знание значения диких животных в жизни человека 3.2.16. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок) 3.2.17. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж) 3.2.18. Установление связи строения животного с его местом обитания 3.2.19. Знание питания животных 3.2.20. Знание способов передвижения животных 3.2.21. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил) 3.2.22. Установление связи строения животного с его местом обитания 3.2.23. Знание питания животных 3.2.24. Знание способов передвижения животных 3.2.25. Знание строения птицы 3.2.26. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни 3.2.27. Знание питания птиц 3.2.28. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк) 3.2.29. Знание особенностей внешнего вида птиц 3.2.30. Знание питания птиц 3.2.31. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы» 3.2.32. Знание значения домашних птиц в жизни человека 3.2.33. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок) 3.2.34. Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова) 3.2.35. Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль) 3.2.36. Знание питания птиц 3.2.37. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы» 3.2.38. Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы» 3.2.39. Знание значения птиц в жизни человека, в природе 3.2.40. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан) 3.2.41. Знание значения птиц в жизни человека, в природе 3.2.42. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры); установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни 3.2.43. Знание питания рыб 3.2.44. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука) 3.2.45. Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе 3.2.46. Знание строения насекомого; установление связи строения тела насекомого с его образом жизни 3.2.47. Знание питания насекомых 3.2.48. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан) 3.2.49. Знание способов передвижения насекомых 3.2.50. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе 3.2.51. узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка) 3.2.52. Знание строения морских обитателей; установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни 3.2.53. Знание питания морских обитателей 3.3. Объекты природы 3.3.1. Узнавание Солнца 3.3.3. Узнавание Луны 3.3.7. Узнавание изображения Земли из космоса 3.3.11. Различение земли, неба 3.3.18. Узнавание леса 3.3.22. Узнавание луга 3.3.25. Узнавание почвы 3.3.31. Узнавание воды 3.3.34. Узнавание реки 3.3.37. Узнавание водоема 3.4. Растительный мир 3.4.1. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) 3.4.4. Знание значения растений в природе и жизни человека 3.4.6. Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья) 3.4.14. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху) 3.4.18. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху) 3.4.22. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху) 3.4.26. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду 3.4.31. Узнавание (различение) садовых цветочнодекоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика) 3.4.32. Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш) 3.4.36. Узнавание травянистых растений 4. Человек 4.1. Представления о себе 4.1.1. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду 4.1.2. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки) 4.1.3. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка) 4.1.4. Знание назначения частей тела 4.1.5. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы) 4.1.6. Знание назначения частей лица 4.2. Семья 4.2.1. Узнавание (различение) членов семьи 4.2.2. Узнавание (различение) детей и взрослых 4.2.3. Определение своей социальной роли в семье 4.2.4. Различение социальных ролей членов семьи 4.2.5. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи 4.3. Гигиена тела 4.3.1. Различение вентилей с горячей и холодной водой 4.3.4. Вытирание рук полотенцем 4.3.6. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук) 4.3.12. Вытирание лица 4.3.13. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица) 4.4. Обращение с одеждой и обувью 4.4.1. Узнавание (различение) предметов одежды (пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки)) 4.4.2. Знание назначения предметов одежды 4.4.3. Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты)) 4.4.4. Знание назначения деталей предметов одежды 4.4.5. Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки) 4.4.7. Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная) 4.4.8. Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок) 4.4.9. Знание назначения головных уборов 4.4.10. Различение сезонных головных уборов 4.4.11. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов) 4.4.12. Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий 4.4.15. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная) 4.4.16. Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка) 4.4.20. Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка) 4.5. Прием пищи 4.5.1. Сообщение о желании пить 4.5.5. Сообщение о желании есть 4.5.10. Использование салфетки во время приема пищи 4.6. Туалет 4.6.1. Сообщение о желании сходить в туалет 5. Домоводство 5.1. Обращение с кухонным инвентарем 5.1.1. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож) 5.1.2. Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка, скалка и др.) 5.1.3. Различение чистой и грязной посуды 5.1.4. Очищение остатков пищи с посуды 5.1.8. Протирание посуды губкой 5.1.10. Ополаскивание посуды 5.1.11. Сушка посуды 5.1.13. Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник и др.) 5.1.17. Хранение посуды и бытовых приборов 5.3. Приготовление пиши 5.3.1. Продукты питания 5.3.1.1. Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) 5.3.1.3. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое) 5.3.1.5. Знание (соблюдение) правил хранения молочных продуктов 5.3.1.6. Узнавание (различение) мясных продуктов, готовых к употреблению (колбаса, ветчина) и требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш) 5.3.1.7. Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов 5.3.1.9. Узнавание (различение) рыбных продуктов, готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая) и требующих обработки (приготовления) (мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш) 5.3.1.10. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов 5.3.1.11. Знание (соблюдение) правил хранения рыбных продуктов 5.3.1.12. Узнавание (различение) муки и мучных изделий, готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари) и требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки) 5.3.1.13. Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий 5.3.1.16. Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых 5.3.1.18. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад) 5.3.1.20. Различение растений огорода (овощи, пряная зелень), сада (фрукты, ягоды) 5.3.1.21. Заготовка полуфабрикатов (сушка, замораживание, консервирование) 5.3.1.22. Знание правил хранения овощей (фруктов) 5.3.2. Приготовление блюда 5.3.2.2. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда 5.3.2.3. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда 5.3.2.4. Мытье продуктов 5.3.2.5. Чистка овощей 5.3.2.6. Резание ножом 5.3.2.8. Натирание продуктов на тёрке 5.3.2.9. Раскатывание теста 5.3.2.10. Перемешивание продуктов ложкой (венчиком, миксером/блендером) 5.3.2.16. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб, колбаса, помидор, масло), выбор кухонного инвентаря (тарелка, доска, нож), нарезание хлеба 5.4. Уход за вещами 5.4.1. Стирка белья 5.4.1.1. Подготовка вещей к стирке 5.4.1.1.1. Сортировка белья по цвету (белое и цветное белье), по составу ткани (хлопчатобумажная и шерстяная ткань), по назначению (постельное, кухонное белье, одежда), по предметам одежды (майки, брюки, рубашки, носки) 5.4.1.1.2. Определение необходимости стирки 5.4.1.2. Ручная стирка 5.4.1.2.1. Наполнение емкости водой 5.4.1.2.3. Выбор моющего средства 5.4.1.2.5. Замачивание белья 5.4.1.2.7. Полоскание белья 5.4.1.3. Машинная стирка 5.4.1.3.2. Закладывание белья в машину 5.4.1.3.3. Вынимание белья из машины 5.4.2. Глажение утюгом 5.4.2.1. Узнавание (различение) составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора) 5.4.2.2. Соблюдение последовательности действий при глажении белья 5.4.3. Уход за одеждой 5.4.3.1. Складывание вещей: постельного (кухонного) белья, предметов одежды 5.4.3.2. Вывешивание одежды на «плечики» 5.4.4. Уход за обувью 5.4.4.1. Определение необходимости чистки (мытья) обуви 5.4.4.2. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви 5.5. Уборка помещения и территории 5.5.1. Уборка помещения 5.5.1.1. Уборка мебели 5.5.1.1.1. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора 5.5.1.1.2. Вытирание поверхности мебели 5.5.1.2. Уборка пола 5.5.1.2.1. Сметание мусора в определенное место 5.5.1.2.2. Заметание мусора на совок 5.5.1.3. Уборка стеклянных и зеркальных поверхностей 5.5.1.3.1. Мытье стекла (зеркала) 5.5.2. Уборка территории 5.5.2.2. Подметание территории 5.5.2.3. Сгребание травы и листьев 6. Окружающий социальный мир 6.1. Школа 6.1.1. Узнавание (различение) помещений школы 6.1.2. Знание назначения помещений школы 6.2. Предметы и материалы, изготовленные человеком 6.2.1. Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает) 6.2.2. Узнавание (различение) видов бумаги (по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.));узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.) 6.2.4. Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит) 6.2.5. Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.) 6.2.6. Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор) 6.2.7. Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость) 6.2.8. Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.) 6.2.9. Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла 6.2.10. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость) 6.2.11. Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.) 6.2.12. Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде) 6.2.13. Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.) 6.2.14. Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся) 6.2.15. Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.) 6.2.17. Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость) 6.3. Предметы быта 6.3.1. Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер 6.3.2. Знание назначения электроприборов 6.3.3. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором 6.3.5. Знание назначения предметов мебели 6.3.6. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.) 6.3.7. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож 6.3.8. Знание назначение предметов посуды 6.3.9. Узнавание (различение) кухонного инвентаря: терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка 6.3.11. Узнавание (различение) предметов интерьера: светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи 6.3.12. Знание назначения предметов интерьера 6.4. Квартира, дом, двор 6.4.1. Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол) 6.4.2. Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом 6.5. Город 6.5.2. Узнавание (различение), назначение зданий (кафе (ресторан), вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин 6.5.3. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка) 6.5.5. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах 6.5.6. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар) 6.5.8. Знание (соблюдение) правил перехода улицы 6.6. Транспорт 6.6.2. Знание назначения наземного транспорта 6.6.4. Узнавание (различение) воздушного транспорта 6.6.6. Узнавание (различение) составных частей транспортного средства 6.8. Традиции, обычаи 6.8.1. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха) 7. Музыка и движение 7.1. Слушание 7.1.1. Различение тихого и громкого звучания музыки 7.1.2. Определение начала и конца звучания музыки 7.1.3. Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки 7.1.4. Узнавание знакомой песни 7.1.5. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах 7.1.6. Узнавание (различение) колыбельной песни (марша) 7.1.7. Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки 7.3. Движение под музыку 7.3.1. Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.) 7.3.2. Начало (окончание) движения под музыку 7.4. Игра на музыкальных инструментах 7.4.1. Узнавание (различение) контрастных (сходных) по звучанию музыкальных инструментов 7.4.2. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд 7.4.3. Тихая (громкая) игра на музыкальном инструменте 7.4.4. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте 7.4.5. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте 7.5. Коррекционный раздел 7.5.1. Реакция на низкочастотные немузыкальные звуки (сердцебиение, внутриутробные звуки) 7.5.2. Реакция на высокочастотные речевые звуки 7.5.3. Реакция на высокие и низкие звуки 7.5.4. Реакция на тихие и громкие речевые звуки 7.5.5. Реакция на тихие и громкие музыкальные звуки 7.5.6. Реакция на тихую и громкую музыку 7.5.7. Реакция на начало звучания музыки и ее окончание 7.5.8. Реакция на звучание колыбельной песни 7.5.9. Реакция на звучание спокойной музыки 7.5.10. Реакция на звучание маршевой музыки 7.5.11. Реакция на звучание быстрой музыки 7.5.12. Реакция на звучание веселой музыки 7.5.13. Реакция на звучание грустной музыки 7.5.14. Реакция на знакомую песню 7.5.15. Реакция на знакомую мелодию 7.5.16. Реакция на сольное и хоровое исполнение произведения 7.5.17. Реакция на музыку разных стилей (рок, джаз, поп-музыка, народная музыка, классическая музыка) 7.5.18. Реакция на игру разных оркестров 8. Изобразительная деятельность 8.1. Аппликация 8.1.1. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. 8.1.3. Сминание бумаги 8.1.4. Отрывание бумаги заданной формы (размера) 8.1.5. Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали) 8.1.6. Скручивание листа бумаги 8.1.7. Намазывание всей (части) поверхности клеем 8.1.15. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации 8.1.16. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации 8.1.17. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации 8.2. Лепка 8.2.1. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина 8.2.3. Разминание пластилина (теста, глины) 8.2.4. Раскатывание теста (глины) скалкой 8.2.5. Отрывание кусочка материала от целого куска 8.2.6. Откручивание кусочка материала от целого куска 8.2.7. Отщипывание кусочка материала от целого куска 8.2.9. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура) 8.2.10. Катание колбаски на доске (в руках) 8.2.11. Катание шарика на доске (в руках) 8.2.14. Сгибание колбаски в кольцо 8.2.15. Закручивание колбаски в жгутик 8.2.21. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием) 8.3. Рисование 8.3.1. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды 8.3.2. Оставление графического следа 8.3.4. Соблюдение последовательности действий при работе с красками 8.3.6. Выбор цвета для рисования 8.3.7. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов 8.3.8. Рисование точек 8.3.9. Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий 8.3.10. Соединение точек 8.3.11. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) 8.3.12. Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура) 8.3.13. Заполнение контура точками 8.3.14. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка 8.3.15. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению) 9. Адаптивная физкультура 9.1. Физическая подготовка 9.1.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения 9.1.2.1. Произвольный вдох (выдох) через рот (нос) 9.1.2.2. Произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос) 9.1.2.3. Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев 9.1.2.4. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно) 9.1.2.5. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке 9.1.2.6. Круговые движения кистью 9.1.5. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза 9.1.5.2. Броски среднего (маленького) мяча двумя руками (одной рукой) вверх (о пол, о стену) 9.1.5.3. Ловля среднего (маленького) мяча двумя руками 9.1.5.4. Броски мяча на дальность 9.1.5.6. Метание в цель 10. Профильный труд 10.4. Растениеводство 10.4.1. Выращивание комнатных растений 10.4.1.1. Определение необходимости полива растения 10.4.1.2. Определение количества воды для полива 10.4.1.3. Полив растения 10.4.1.4. Рыхление почвы 10.4.1.7. Опрыскивание растений 10.4.1.8. Удаление сухих листьев с растений 10.4.1.9. Мытье горшков и поддонов 11. Сенсорное развитие 11.1. Зрительное восприятие. 11.1.1. Удержание взгляда на лице человека 11.1.2. Удержание взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки) 11.1.3. Удержание взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз, напротив ребенка 11.1.4. Удержание взгляда на близко расположенном предмете, движущемся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад) 11.1.5. Удержание взгляда на движущемся удаленном объекте 11.1.6. Реакция на близко расположенный статичный объект 11.1.7. Реакция на движущийся близко расположенный объект 11.1.8. Реакция на движущийся удаленный объект 11.1.9. Дифференциация предметов по цвету 11.1.10. Узнавание цвета объектов 11.2. Слуховое восприятие. 11.2.1. Слушание речевых звуков 11.2.2. Слушание неречевых звуков (звуки природы, бытовые звуки и др.) 11.2.3. Реакция на речь 11.2.4. Реакция на неречевые звуки (звуки природы, бытовые звуки и др.) 11.2.5. Восприятие звука, исходящего от предмета 11.2.6. Нахождение местоположения близко расположенного источника звука 11.2.7. Реакция на высокие и низкие звуки музыкальных инструментов 11.2.8. Реакция на тихие и громкие звуки музыкальных инструментов 11.2.9. Реакция на музыку (тихую, громкую, быструю, медленную и др.) 11.2.10. Нахождение местоположения удаленного источника звука 11.2.11. Соотнесение звука с его источником 11.2.12. Нахождение одинаковых по звучанию объектов 11.3. Кинестетическое восприятие. 11.3.1. Реакция на прикосновения человека 11.3.2. Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре (теплый, холодный), фактуре (гладкий, шероховатый, др.), влажности (сухой, влажный, мокрый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий) 11.3.3. Реакция на вибрацию, исходящую от объектов 11.3.4. Реакция на давление на поверхность тела 11.3.5. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела 11.3.6. Реакция на изменение положения тела 11.3.7. Реакция на положение частей тела 11.3.8. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей 11.3.9. Различение температуры (холодный, горячий), фактуры (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой) материалов 11.4. Восприятие запаха. 11.4.1. Реакция на запах 11.4.2. Узнавание объектов по запаху 11.5. Восприятие вкуса. 11.5.1. Реакция на вкус продуктов, разных по вкусовым качествам (соленый, кислый, сладкий, горький) 11.5.2. Узнавание продуктов по вкусу 11.5.3. Различение вкусовых качеств продуктов (соленый, кислый, сладкий, горький, др.) 12. Предметно-практические действия 12.1. Действия с материалами 12.1.1. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) 12.1.2. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя) 12.1.3. Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу) 12.1.4. Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой) 12.1.5. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.) 12.1.6. Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инстру-мента (стаканчик, ложка и др.)) 12.1.7. Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.) 12.2. Действия с предметами 12.2.1. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.) 12.2.2. Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.) 12.2.3. Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.) 12.2.4. Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.) 12.2.5. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.) 12.2.6. Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем) 12.2.7. Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) 12.2.8. Вынимание предметов из емкости 12.2.9. Складывание предметов в емкость 12.2.10. Перекладывание предметов из одной емкости в другую 12.2.11. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.) 12.2.12. Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить) 12.2.13. Формирование умения открывать предмет 12.2.14. Формирование умения закрывать предмет 13. Двигательное развитие 13.1. Общеразвивающие и корригирующие упражнения 13.1.1. Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя 13.1.3. Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые» 13.1.5. Круговые движения кистью 14. Альтернативная коммуникация 14.1. Основы коммуникации 14.1.1. Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека 14.1.2. Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека 14.1.3. Адекватная ответная реакция на установление контакта с взрослым посредством взаимной ритмизации дыхания 14.2. Коммуникация с использованием невербальных средств 14.2.1. Использование взгляда как средства коммуникации 14.2.2. Использование мимики как средства коммуникации 14.2.3. Использование жеста как средства коммуникации 14.2.4. Использование звучащего предмета как средства коммуникации 14.2.5. Использование предметного символа как средства коммуникации 14.2.6. Использование графического изображения как средства коммуникации 14.2.9. Использование коммуникативной кнопки как средства коммуникации 14.2.10. Использование коммуникатора как средства коммуникации 14.3. Импрессивная речь 14.3.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя 14.3.2. Понимание слов, обозначающих названия членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), имёна членов семьи, учащихся класса, педагогов 14.3.3. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 14.3.5. Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) 14.3.11. Понимание простых предложений 14.4. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации 14.4.1. Показ графических изображений, обозначающих собственное имя 14.4.2. Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) 14.4.3. Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 14.4.4. Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) 14.5. Чтение и письмо 14.5.1. Глобальное чтение 14.5.1.1. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий Нравственное развитие. Спокойно вести себя в помещении и на улице Быть вежливым: здороваться, прощаться, благодарить за помощь Ограничивать свои желания Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР. ФИО Должность Учитель Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося. Задачи Мероприятия Отчет о проведении участие в тренингах участие в занятиях коррекционной группы участие в семейных Психологическая поддержка встречах «Клуба семьи выходного дня» индивидуальные консультации с психологом индивидуальные Повышение осведомленности консультации родителей родителей об особенностях со специалистами (раз в развития и специфических триместр и по запросу образовательных потребностях родителей) ребенка тематические семинары: